Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:10, контрольная работа
ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. При переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.
"Навести" ребенка на эту "дорогу" В.Ф. Одоевский считал возможным с помощью, так называемого метода сократической беседы. Этот метод он представил в своей работе "Наука до науки. Книжка дедушки Иринея". Это первый в русской педагогике опыт систематической разработки практического курса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание дошкольников — это своеобразная «наука до науки» (в смысле особой подготовки к школьному воспитанию), суть её состоит в том, чтобы развить мышление, сосредоточив внимание детей на знакомых им предметах.
Весь процесс воспитания в дошкольном детстве В.Ф. Одоевский представлял себе как особого рода подготовку к школьному воспитанию, как своего рода "науку", предпосылаемую науке школьной. Сущность этой науки сводится к тому, чтобы развить не столько детское мышление, сколько привести в деятельность "врожденное чувство добра", нравственные и религиозные чувства.
"Наука до науки" В.Ф.
Одоевского написана в форме
катехизиса – вопросов учителя
и предполагаемых ответов
Условно вопросы и ответы можно поделить на 4 раздела:
- в первом разделе
- во втором – отношения
к близким: родителям, братьям и сестрам;
- в третьем – говорится
о Боге, духовном мире;
- в четвертом рассматриваются
отношения ребенка к окружающим его людям.
С помощью вопросов В.Ф. Одоевский
без излишнего дидактизма подводит
детей к пониманию того, что
– родителей нужно слушаться, так как
они старше и потому лучше детей знают,
что хорошо и что дурно;
– что родители наказывают непослушных
детей не по злости, а по любви, чтобы их
исправить;
– что неблагодарное родителям дитя хуже
собаки и кошки, потому что собака и кошка
слушаются и любят того, кто им делает
добро;
– что любого человека должно уважать
и не делать другому (ни братьям, ни сестрам,
ни товарищам, никому из людей) того, чего
не желаешь себе;
– что нужно любить всех людей, так как
все люди составляют одну семью, в которой
один общий Небесный Отец.
Вопросы помогают детям уяснить
для себя, Кто является Виновником
и Устроителем всего
В своих произведениях, адресованных дошкольникам, Одоевский так же ненавязчиво учит детей христианским добродетелям: трудолюбию (в сказках "Мороз Иванович", "Два дерева"), справедливости и милосердию ("Серебряный рубль") и даже знакомит их с христианскими догматами (о всеобщем Воскресении в рассказе "Червячок"). Эти произведения В.Ф. Одоевского могут иметь не только историко-педагогическое, но и прикладное значение, будучи с рассуждением использованы в практике духовно-нравственного воспитания и сегодня.
Одоевским были написаны две "Детские
книжки для воскресных дней", которые
стали пособием для воспитательниц
сиротских приютов и
Книги "Азбука для употребления в детских приютах. Таблицы складов", "Руководство для гувернанток", "Наука для наук. Книжки дедушки Иримея" были написаны Одоевским специально для воспитательниц приютов и воспитательных домов.
"Искусство говорить с детьми, - пишет он, - очень важно для успеха в воспитании. И все познания воспитательницы не принесут пользы, если она не умеет говорить тем языком, который и может быть внятен и убедителен для ребенка"1.
По мнению Одоевского, только на книгах ребенок ничему не научится. Нужны объяснения взрослых. Живое слово воздействует на умственное, эстетическое, нравственное и религиозное развитие ребенка эффективнее, чем простое чтение. Но разговоры с детьми требуют искусства. Не всякое слово, направленное на добро, так отзовется на ребенке.
Значит, пишет он, важно не только ЧТО, но и КАК нужно говорить с детьми. Важно видеть, КАК ребенок слушает, понимает ли он то, что Вы говорите. Речь ребенка и взрослого различна. Воспринимая речь взрослого, ребенок проходит несколько ступеней познания. В том-то и состоит искусство взрослого при разговоре с ребенком: суметь дать образ, сравнить, активизировать на процесс сравнения мысль ребенка, кратко изложить суть, ясно представить то, в чем убеждаешь ребенка. Кроме того, нужно следить, внимателен ли ребенок, мыслит ли он самостоятельно. В этом случае следует помочь ему словами: "Подумай!", тем самым направив мысли ребенка в нужное русло.
В. Ф. Одоевский
Одной из основополагающих статей Одоевского в области дошкольного воспитания является «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей» (1845), где Одоевский определил главную педагогическую задачу: усовершенствовать ум ребёнка, создать человека, «умеющего учиться».
°Собрание сочинений, часть I - III. СПБ, 1844. (Это первое и единственное, далеко не полное собрание сочинений Одоевского, преимущественно литературно-художественных и публицистических. В состав этого собрания входит цикл рассказов Одоевского "Русские ночи", несколько раз переиздававшихся отдельно.)
Отдельно выходили следующие педагогические произведения:
°Сказки и другие произведения для детей. (Сказки печатались частью в детских журналах 30-40-х годов, в том числе в изданных Одоевским "Детских книжках для воскресных дней" за 1833 и 1835 гг., частью выходили отдельно, иногда небольшими собраниями. После смерти Одоевского его сказки изданы в 1871 г. под ред. Д. Ф. Самарина в III томе "Библиотеки для детей и юношества", во второй половине XIX в. "Дешевая библиотека" Суворина несколько раз повторяла издание сказок Одоевского. Оба издания неполные и составляют сейчас библиографическую редкость.).
Учебные книги и пособия для детей:
° Таблица складов для детских приютов с руководством для воспитательниц (литограф.), 1839 г.
° Детский минералогический кабинет А. Кислова, СПБ, 1842, и 2-е издание 1852 г.
° Наука до науки. Книжка дедушки Иринея (начата печатанием в 1848 г., набрано 3 печатных листа. (Издание, по-видимому, не продолжалось). Вся работа хранится в рукописном отделении б-ки им. Салтыкова-Щедрина.
° Рассказы о Боге, человеке и природе. (Совместно с A. Заблоцким, СПБ, 1849.)
°Детские книжки для воскресных дней на 1833 и 1835 гг.
° Сборник детских песен дедушки Иринея, СПБ. 1847.
Руководства для педагогов:
° Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей ("Отечественные записки", 1845, N 12).
° Руководство для первоначального преподавания или наука до науки (Библиотека для воспитания, отд 2. ч. II), М., 1845.
Разные педагогические работы:
° Краткое понятие о химии, необходимое для свечных мастеров ("Журнал общеполезных сведений", 1833, N 2).
° Статьи для крестьян в непериодическом издании "Сельское чтение" (в четырех книжках "Сельского чтения" за 1843--1847 гг. напечатано за полной подписью Одоевского 18 статей).
° Психологические заметки ("Современник", 1843, т. 32).
° Недовольно! (Беседы в обществе любителей российской словесности при императорском Московском университете, вып. 1. Москва, 1867).
° Опыт о музыкальном языке, 1863.
°Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов, 1868 г.
Использование педагогического наследия В. Ф. Одоевского в современном дошкольном образовании
Прошло больше 140 лет со дня смерти известного общественного деятеля и мыслителя, писателя и сказочника, талантливого музыканта и педагога ХIХ века Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869), внесшего значительный вклад в развитие дошкольного образования.
Жизнедеятельности и творчеству этого человека, поистине энциклопедических знаний, посвящены книги и статьи М. А. Турьян, В. И. Сахарова, В. Я. Струминского, О. Д. Голубевой, Е. Мещериной, С. Николаевой и др. Известно, что В. Ф. Одоевский принадлежал к княжескому роду Рюриковичей, рано осиротел, жил с матерью, потомственной дворянкой. В 13 лет его отдали учиться в Московский благородный пансион при университете, где он получил блестящее образование и который окончил с золотой медалью. Годы учебы явились временем плодотворной работы, непрерывных учебных и литературных занятий. Будущий писатель начал печататься в журнале «Вестник Европы», познакомился с творчеством В. Жуковского, философией немецкого мыслителя В. Ф. Шеллинга. После окончания пансиона В. Одоевский с другом Д. Веневитиновым открыли Общество любомудрия, объединившее представителей дворянской молодежи Москвы. Целью общества явились любовь к мудрости, изучение античных и немецких философов, пробуждение национального самосознания, поиск пути процветания России и работа над созданием отечественной философии. Он был близко знаком со многими декабристами, пушкинским кругом писателей, вместе с Кюхельбекером издавал литературный альманах «Мнемозина».
После женитьбы и переезда в Петербург началась активная работа Одоевского как общественного деятеля, музыканта и литератора. С 1830–х годов начался расцвет литературного таланта писателя; он выпустил «Пестрые сказки с красным словцом», повести «Русские ночи», сборники «Детских сказок дедушки Иринея» и «Детских песен дедушки Иринея», сборники для крестьян «Сельское чтение», сотрудничал в журнале «Отечественные записки». В Петербурге Одоевский оказался в центре культурной жизни, началась его дружба с Жуковским, Вяземским, Крыловым, Пушкиным, Глинкой; многие писатели и музыканты посещали его литературный салон по пятницам (Лист, Тургенев, Толстой, Островский, Лесков, Тютчев, Фет, Григорович, Гончаров). С ним советовались, ценили его как критика, литератора и пианиста, он помогал начинающим писателям и поэтам; в салоне читал свои лекции о музыке, исполнял музыкальные произведения, открыл многим мир русской национальной музыки. Будучи великолепным кулинаром, любил удивить гостей необыкновенными блюдами, его фантастические обеды были приготовлены по необыкновенным рецептам и технологиям.
Большую работу В. Ф. Одоевский
осуществил будучи помощником директора
Императорской публичной
Педагогические идеи и деятельность В. Ф. Одоевского охватывали 30–50–е гг. ХIХ века. Педагог посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию, добросовестно перенимая опыт европейского начального образования. Весьма значителен вклад педагога в этой области; он составил «Положение о детских приютах», разработал «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами», «Руководство для гувернанток», написал труд «Наука до науки», «Детские книжки для воскресных дней», ряд статей об образовании детей.
Педагогические идеи Одоевского
носили гуманно–демократический и
просветительский характер; после разгрома
восстания декабристов он пришел
к выводу о необходимости общего
и всестороннего, основанного на
естественно–научной базе, образования
подрастающих поколений. Он был знаком
с произведениями зарубежных и отечественных
педагогов, всю жизнь до последних
дней интересовался новейшей педагогической
литературой. Противник политических
реформ, Одоевский выдвинул науку
как фактор, решающий все социальные
вопросы. Развитие истории человечества
он рассматривал как эволюцию к благоденствию
благодаря научно–техническим преобразованиям.
Он считал, что русская педагогика
должна быть оригинальной, народной, стоять
на уровне лучших достижений в области
воспитания, исходить из потребностей
русской народной жизни, удовлетворять
назревшим потребностям, но не быть
подражанием чужим образцам. Стремясь
поднять педагогическую теорию и
практику на более высокий уровень,
он писал, что педагогика находится
еще «в состоянии младенчества»,
ей недостает неопровержимых положительных
наблюдений, она представляет «поле
битвы», на котором борются лучшие
умы как нашего, так и прошедших
веков. Когда наука станет всенародной,
когда машинистами на фабриках будут
русские люди, русский мужичок
будет править локомобилем, тогда
будут решены все социальные вопросы.
Отсюда его борьба против схоластических
учебников, стремление педагога дать детям
положительные, реальные знания. В. Ф. Одоевский
вместе с В. Г. Белинским боролся
за новую педагогику, основанную на
уважении к личности ребенка, согласованную
с процессом его естественного
развития, без грубого насилия
и давления, мечтал, чтобы ребенок
чувствовал себя самостоятельным и
инициативным. Он особо подчеркивал
искусство воспитательной работы, которое
заключается в умении пробудить
активность ребенка и направить
ее на новые стимулы, которые окажут
свое воспитательное воздействие без
нарушения естественного хода его
развития, т. е. будут сочетаться с
субъективными потребностями
Говоря о развитии человека, педагог писал о важности общего образования, необходимости быть, прежде всего, человеком. Задачи воспитания он видел в привитии гуманных, альтруистических черт, уважения к другим людям и умственном развитии. Он указывал на необходимость умственного развития детей с первых лет жизни, тесной связи обучения с воспитанием. Педагогом были разработаны условия, при которых обучение будет воспитывающим: соответствие потребностям времени и решение задачи выработки мировоззрения; он считал, что обучение детей должно основываться на естественно–научных знаниях.
Идеи воспитания и обучения В. Ф. Одоевский тесно увязывал с возрастом ребенка, выделял дошкольный и школьный возраст, отдельно говорил об образовании взрослых. Говоря о детях дошкольного возраста, к которым относили в то время детей 4–10 лет, главной он ставил задачу подготовки к школе. Он делил всех детей на «проснувшихся» и «непроснувшихся». Непроснувшиеся – это дети, которые «более чем спят», ничто их не интересует, и дело воспитателя состоит в том, чтобы найти средство, которое бы отвратило их ум от грез, развило их интерес, сделало бы его устойчивым. В этом деле должна помочь фантастическая детская литература, например, сказки Гофмана. Проснувшиеся дети – это дети, полные интереса, которых интересует все и сразу; их внимание надо расширять. Педагог предлагал не давать детям готовых знаний, а вызывать к жизни собственные умственные силы ребенка, для чего советовал дать умственную пищу, т. е. материал для активного соприкосновения с окружающей средой, при этом действовать на их чувства. Это, по его мнению, заставит ребенка самостоятельно переработать содержание знаний, а педагог должен вызвать и направить движение мысли путем беседы и разговора. Он советовал для этого использовать развивающие или сократовские беседы, немалую роль в которых должно играть искусство педагога.
В. Ф. Одоевский был организатором
и руководителем первых детских
приютов в России. Работа в библиотеке
и музее высвободила у