Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:10, контрольная работа
ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. При переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.
6. Лучшее приготовление для
Помещение приюта
7. Попечительница вместе с директором и почетным старшиною печется, чтобы помещение приюта по возможности соответствовало цели сих заведений.
8. Небольшой сад или чистый двор при заведении, где бы дети могли бегать свободно на чистом воздухе (не на проезжем месте), есть весьма важная принадлежность детского приюта; но как cие не всегда, то надлежит смотреть, чтобы, по крайней мере, сами комнаты были освежаемы наружным воздухом во время отсутствия или перехода детей из одной в другую.
9. Желательно также, чтоб приют помещался в нижних этажах, преимущественно перед верхними, или, по крайней мере, так, чтобы дети не были принуждены проходить через темные и опасные лестницы...
Наставление смотрительнице приюта
10. Занятия детей в приюте
должны быть вообще легки,
11. Сколь ни малы возрастом дети, поступающие в приют, но не должно упускать из виду, что в сем именно возрасте, от 3 до 9 лет, все впечатления живы в высшей степени, любопытство во всей свежести, внимание дитяти постоянно обращается на все его окружающее и, что всего важнее, человек (как всякий на себе легко испытать может), позабывающий часто происшедшее с ним в другие годы, твердо помнит все, им слышанное и содеянное в детском возрасте. Из сего можно заключить, сколь важно запечатлеть в душе дитяти понятия чистые и ясные о предметах и его обязанностях.
12. Первым долгом образования
дитяти должно быть
13. 14, 15 (В этих параграфах дано
дальнейшее развитие
16. Нравственное образование
17. Для собственно так
18. Хоровое пение, употребляемое в детских приютах, есть одно из полезнейших пособий; оно может иметь многие различные применения; вообще, оно действует на умягчение сердца, но имеет и другие выгоды. Заметит ли смотрительница, что детское внимание ослабело, она прерывает урок общим пением, которое всегда так нравится детям, - и их внимание освежается; сверх того, пение доставляет удивительное пособие для изощрение памяти, как изведано долговременными опытами; молитва или гимн, наконец, самое цифровое исчисление, обыкновенно столь трудное для детей, будучи положено на музыку, врезываются навсегда в детской памяти.
Примечание. С пением исчислений соединяются гимнастические упражнения, о которых смотрительница легко может получить понятие в одном из существующих заведений сего рода.
19. При сем наказе прилагается
образец распределения занятий
в приюте. Смотрительница должна
сообразовываться с ним,
20. Объясняя какой-либо предмет, отнюдь не изъявляйте досады, замечая, что дети вас не понимают; уверенность в дитяти, что его будут бранить за непонятливость, не только сделает его, в самом деле, непонятливым, но, что еще хуже, принудит его к притворству. Когда видите, что дитя вас не понимает, знайте, что большей частью не они виноваты, а вы; может быть, вы не совсем так объясняетесь, как должно; посмотрите на предмет с другой стороны, войдите в разговор с детьми, начните его от других, известных предметов, чтобы дойти до того, который вы хотите объяснить; возбуждайте детей к вопросам, эти вопросы лучше всякой книги объяснят вам, каким образом вы должны истолковать им предмет.
21. В детских приютах, как и в других заведениях, необходимы наказания и награды; но в приютах они должны иметь особый характер. Не должно вообще приучать детей к тому, чтобы за каждым их хорошим поступком следовала награда; надобно приучать их в самом хорошем поступке находить наслаждение. Для мальчиков наградой может служить повышение местом, их имя, написанное на доске в комнате приюта и пр. и т. п., но для девочек награды должны более соответствовать их будущему, смиренному назначению в жизни; в награду за их доброе поведение дозвольте им какое-нибудь рукоделье в пользу их родителей, доставьте им наслаждение вырученные за это деньги отдать родителям в присутствии вашем; иногда украсьте девочку каким-нибудь знаком отличия (ленточкой, шнурком), по которому родители могли бы узнать, что дочь их хорошо учится.
22. Самое строгое наказание в
приюте должно быть следующее:
оставить ребенка в
23. Физическое воспитание должно
обращать особенное внимание
смотрительницы; она должна понять
как заботливая мать, что от
ее надзора может зависеть
не только здоровье, но и самое
существование детей, которые
в сем возрасте беспрестанно
подвергаются опасностям
24. Вообще не можно исчислить
тех мелочных, но важных обязанностей,
которые должна исполнять
Распределение занятий в течение дня
Каждый день поутру, прежде прихода детей, смотрительница обходит заведение и осматривает - чисты ли полы и скамьи, были ли отворены форточки для освежения воздуха, не угарно ли и т.п. Замеченные недостатки исправляются прислугой.
Коль скоро дитя приведено, смотрительница осматривает его руки, ноги, лицо и одежду и, уверившись в его опрятности, обращается к родителям с похвалой за исправность, или коротко поставляет им на вид за нерадение.
Зимой, т.е. с 1-го ноября по 1-е апреля, раздается детям при входе сбитень, отвар шалфея, смородинных листьев, калиновых побегов, или другое какое питье по назначению доктора.
Детям, замочившим ноги, переменяется обувь, для чего должны быть готовы чулки и башмаки; надевают на них платье и передник, а собственное платье дитяти кладется в особо определенное для того место.
Вообще в сем случае должно обращать внимание не на ветхость платья, но на отсутствие чистоты, ибо оно означает привычку к неопрятности и неряшеству, которую должно всеми средствами искоренять. Дитя, замеченное в постоянной неопрятности, наказывают тем, что на него надевают черный передник, который снимается только в определенные дни. После осмотра дети занимают свои места на лавках и, пока осматривают других, им раздаются вязанья или какие-либо рукоделья для того только, чтобы дитя не оставалось праздным...
Когда все соберутся на месте, после нескольких минут молчания начинается утренняя молитва...
...Самые уроки начинаются
Время для свободной игры назначается от 12 1/2 до 2 часов. В это время детям будет предоставлена совершенная свобода играть или резвиться, но смотрительница или ее помощница должны при сем присутствовать и быть судьей их забав, споров и шалостей...
После игры дети займутся вязанием или другими рукоделиями. В это время хорошо читать или рассказывать детям сказки, повести, сообразные с их возрастом и понятиями, позволяя детям вслух свои замечания и вопросы, на которые должно, выслушав снисходительно, отвечать ясно. К сему занятию может быть присоединено изучение церковных напевов, гимнов, песен, нарочито для детей сочиненных на голос народных песен, сообразных с детским возрастом.
Классы кончаются уроками
При посещении приюта посторонними людьми занятия не прерываются. Смотрительница строго наблюдает, чтобы в зимнее время дети, возвращаясь домой, были тепло одеты. Она уведомляет попечительницу о родителях, которые по бедности не в состоянии одевать своих детей...
Каждый вечер по уходе детей смотрительница записывает в дневной отчет все случившееся, сводит дневные счеты и составляет в случае нужды записку попечительнице о мерах, которые, по ее мнению, надлежит принять для благоустройства в приюте. За сим смотрительница заботится о том, чтобы прислуга вычистила покои и привела в порядок все нужное для приема на следующий день детей и посетителей.
В приходских приютах дети получали питание, уход и обучение в школе. Приходские приюты были постоянные и дневные. В дневных дети были в основном из беднейших семей. Так, в Петербурге при 33 благотворительных организациях было 12 дневных с 640 детьми и 26 постоянных приютов, где воспитывались 846 детей.
Печатается по изд.: Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. - М, 1955. - С. 61-68.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Одоевский В. Ф. Сказки дедушки Иринея.
Житель Афонской горы
На Афонской горе
жил учёный, благочестивый муж.
Смолоду он научился разным
наукам, знал целебную силу трав
и кореньев. Часто он ходил
по хижинам бедных людей,
Однажды ту страну посетила страшная зараза -- чума моровая. Люди заболевали, и многие умирали; во всех хижинах были больные, и отовсюду посылали за добрым и учёным лекарем, чтобы пришёл он утешить и помочь страждущим.
Без устали ходил
по больным добрый лекарь и
раздавал лекарства. Иногда, когда
мог захватить болезнь вовремя,
Эти упрёки оскорбляли доброго лекаря; изнемог он и от усталости, и пришло ему на мысль:
-- Зачем тружусь я для
людей, да ещё неблагодарных?
Зачем я жертвую собою для
неразумных, которые не считают,
кому я помог моим лекарством,
а только жалуются, что я не
вылечиваю полумёртвых? Зачем
я подвергаю себя опасности
заразиться от больных, мне
вовсе чужих? Останусь я