Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского и его практическая деятельность в области дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:10, контрольная работа

Описание работы

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. При переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.

Файлы: 1 файл

одоевский 1.docx

— 107.89 Кб (Скачать файл)

6. Лучшее приготовление для намеревающейся  поступить в должность смотрительницы  есть следующее: пробыть несколько  времени в каком-либо уже существующем  заведении сего рода, оставаясь  там от самого входа детей  до минуты их выхода...

Помещение приюта

7. Попечительница вместе с директором и почетным старшиною печется, чтобы помещение приюта по возможности соответствовало цели сих заведений.

8. Небольшой сад или чистый  двор при заведении, где бы  дети могли бегать свободно  на чистом воздухе (не на  проезжем месте), есть весьма важная  принадлежность детского приюта; но как cие не всегда, то надлежит смотреть, чтобы, по крайней мере, сами комнаты были освежаемы наружным воздухом во время отсутствия или перехода детей из одной в другую.

9. Желательно также, чтоб приют  помещался в нижних этажах, преимущественно  перед верхними, или, по крайней  мере, так, чтобы дети не были принуждены проходить через темные и опасные лестницы...

Наставление смотрительнице приюта

10. Занятия детей в приюте  должны быть вообще легки, разнообразны, непродолжительны и при физической  деятельности способствовать умственному  развитию детей.

11. Сколь ни малы возрастом  дети, поступающие в приют, но  не должно упускать из виду, что в сем именно возрасте, от 3 до 9 лет, все впечатления живы  в высшей степени, любопытство  во всей свежести, внимание дитяти постоянно обращается на все его окружающее и, что всего важнее, человек (как всякий на себе легко испытать может), позабывающий часто происшедшее с ним в другие годы, твердо помнит все, им слышанное и содеянное в детском возрасте. Из сего можно заключить, сколь важно запечатлеть в душе дитяти понятия чистые и ясные о предметах и его обязанностях.

12. Первым долгом образования  дитяти должно быть образование  в вере, преподавание ему начальных  истин ее в том виде, как  они для него могут быть  понятны...

13. 14, 15 (В этих параграфах дано  дальнейшее развитие сказанного  выше о религиозном воспитании).

16. Нравственное образование тесно  соединено с религиозным; но  в первом еще более важен  пример смотрительницы; нравственность  не может преподаваться в виде  уроков; она есть дело каждого  часа, каждой минуты и образуется  наиболее утверждаемыми привычками  и постоянным надзором, нежели  наставлениями. Первое действие  нравственного образования должно  быть обращено на истребление  дурных наклонностей, которые заметите  в детях. Здесь не может быть  постановлено общего правила;  каждое дитя из родительского  дома может принести с собой  особого рода дурную наклонность;  старайтесь отгадать ее и мало-помалу  уничтожить; это дело довольно  трудное; берегитесь выразиться  неприлично о поступках родителей,  особливо в присутствии детей;  запретив, вы должны всеми силами  поддерживать их уважение к  родителям: но это не препятствует  вам стараться по возможности  действовать на самих родителей,  дабы впечатления, получаемые  детьми в приюте, не истреблялись  вне оного... Часто дурные наклонности  людей возбуждаются их бедностью  и другими несчастьями. Приют  обыкновенно посещается благотворительными  людьми: смотрительница, расположенная  к добру, может иногда обращать  их внимание и на судьбу  их родителей; ее слова, подкрепленные  таким участием, будут иметь на  простолюдинов неисчислимое влияние.

17. Для собственно так называемого  учения, т.е. чтению, письму, счету,  смотрительница руководствуется  книгами, изданными для ланкастерских  училищ, и другими пособиями, которые  будут указаны Комитетом. Между  уроками сего рода полезно  обращать внимание детей на  самые простые предметы, их окружающие, равно на изображения известнейших  предметов из трех царств природы.  Для руководства в сем случае  будут изданы от Комитета особые  книги.

18. Хоровое пение, употребляемое  в детских приютах, есть одно  из полезнейших пособий; оно  может иметь многие различные  применения; вообще, оно действует на умягчение сердца, но имеет и другие выгоды. Заметит ли смотрительница, что детское внимание ослабело, она прерывает урок общим пением, которое всегда так нравится детям, - и их внимание освежается; сверх того, пение доставляет удивительное пособие для изощрение памяти, как изведано долговременными опытами; молитва или гимн, наконец, самое цифровое исчисление, обыкновенно столь трудное для детей, будучи положено на музыку, врезываются навсегда в детской памяти.

Примечание. С пением исчислений соединяются  гимнастические упражнения, о которых  смотрительница легко может получить понятие в одном из существующих заведений сего рода.

19. При сем наказе прилагается  образец распределения занятий  в приюте. Смотрительница должна  сообразовываться с ним, смотря  по местным обстоятельствам, по  средствам приюта и по приобретаемой  опытности. Вообще смотрительница  должна стараться, прежде всего, приучить к занятиям, употребляемым в приюте, несколько детей, более смышленых (от 2 до 10), занимая между тем остальных каким-либо рукоделием. Мало-помалу чувство подражания, столь сильное в детях, присоединит в избранном кругу других детей, а первые ученики сделаются помощниками смотрительнице в занятиях, каковы мониторы в методе взаимного обучения.

20. Объясняя какой-либо предмет,  отнюдь не изъявляйте досады, замечая, что дети вас не  понимают; уверенность в дитяти, что его будут бранить за  непонятливость, не только сделает  его, в самом деле, непонятливым, но, что еще хуже, принудит его к притворству. Когда видите, что дитя вас не понимает, знайте, что большей частью не они виноваты, а вы; может быть, вы не совсем так объясняетесь, как должно; посмотрите на предмет с другой стороны, войдите в разговор с детьми, начните его от других, известных предметов, чтобы дойти до того, который вы хотите объяснить; возбуждайте детей к вопросам, эти вопросы лучше всякой книги объяснят вам, каким образом вы должны истолковать им предмет.

21. В детских приютах, как и  в других заведениях, необходимы  наказания и награды; но в  приютах они должны иметь особый характер. Не должно вообще приучать детей к тому, чтобы за каждым их хорошим поступком следовала награда; надобно приучать их в самом хорошем поступке находить наслаждение. Для мальчиков наградой может служить повышение местом, их имя, написанное на доске в комнате приюта и пр. и т. п., но для девочек награды должны более соответствовать их будущему, смиренному назначению в жизни; в награду за их доброе поведение дозвольте им какое-нибудь рукоделье в пользу их родителей, доставьте им наслаждение вырученные за это деньги отдать родителям в присутствии вашем; иногда украсьте девочку каким-нибудь знаком отличия (ленточкой, шнурком), по которому родители могли бы узнать, что дочь их хорошо учится.

22. Самое строгое наказание в  приюте должно быть следующее:  оставить ребенка в совершенной  праздности в продолжение нескольких  часов, не позволяя ему участвовать  ни в уроках, ни в играх.

23. Физическое воспитание должно  обращать особенное внимание  смотрительницы; она должна понять  как заботливая мать, что от  ее надзора может зависеть  не только здоровье, но и самое  существование детей, которые  в сем возрасте беспрестанно  подвергаются опасностям разного  рода; она должна обращать внимание  на небольшие болезни, иногда  случающиеся у детей, иметь  в приюте для самых меньших  две небольшие кроватки вроде  нар с сенными матрацами; ибо  часто дети, особенно слабого  сложения, имеют нужду успокоиться  и даже заснуть на некоторое  время в продолжение дня; в  сем отношении заботливость смотрительницы  должна простираться за предел  приюта; она должна извещать родителей  о замеченных ею в продолжение  дня каких-либо признаках нездоровья  дитяти, и в таких случаях, если  не придут родители за ребенком, оставлять его в приюте до  следующего утра. В случае важной  болезни ребенка смотрительница  немедленно должна отделять его  от прочих и немедленно извещать  о том родителей, оставляя им  на выбор - лечить ли ребенка  у себя в доме или в детской  или иной лечебнице, где дитя  может быть принято. Во всяком  случае смотрительница печется  о том, при пособии директора  или почетного старшины, чтобы  дитя было перепроважено на  место назначения с надлежащей  предосторожностью.

24. Вообще не можно исчислить  тех мелочных, но важных обязанностей, которые должна исполнять смотрительница; лучших наставлений в сем случае  она должна искать в собственном  сердце; если душа ее исполнена  теплой веры, дышит преданностью  государю и любовью к ближнему, тогда ее внутреннее чувство  и мысли отразятся во всех  поступках и перейдут к детям.  Строгий порядок в жизни, умеренность  во всем, воздержание от страстей, вежливость ко всем без различия  посетителям заведений, наконец  чистота и опрятность во всем, ее окружающем, - ей необходимы; она  должна избегать излишних знакомств, особенно с людьми праздными, а тем более с людьми, преданными страстям; равным образом избегать особенного пристрастия к тому или другому лицу, даже из находящихся с ней в сношении по приюту: все эти связи могут быть источником тысячи неудовольствий и беспорядков, которые отвлекут ее от исполнения прямых ее обязанностей. Вступая в приют, она должна помнить, что принимает на себя дело важное, святое и потому вполне должна себя посвятить ему. Предполагается, что ей и в мысль не войдут какие-либо сношения с родителями детей, которые бы могли произвести пристрастие или потворство к какому-либо ребенку преимущественно перед прочими.

Распределение занятий в течение дня

Каждый день поутру, прежде прихода  детей, смотрительница обходит заведение  и осматривает - чисты ли полы и  скамьи, были ли отворены форточки для  освежения воздуха, не угарно ли и  т.п. Замеченные недостатки исправляются прислугой.

Коль скоро дитя приведено, смотрительница осматривает его руки, ноги, лицо и одежду и, уверившись в его опрятности, обращается к родителям с похвалой за исправность, или коротко поставляет им на вид за нерадение.

Зимой, т.е. с 1-го ноября по 1-е апреля, раздается детям при входе  сбитень, отвар шалфея, смородинных  листьев, калиновых побегов, или  другое какое питье по назначению доктора.

Детям, замочившим ноги, переменяется обувь, для чего должны быть готовы чулки и башмаки; надевают на них  платье и передник, а собственное  платье дитяти кладется в особо определенное для того место.

Вообще в сем случае должно обращать внимание не на ветхость платья, но на отсутствие чистоты, ибо оно означает привычку к неопрятности и неряшеству, которую должно всеми средствами искоренять. Дитя, замеченное в постоянной неопрятности, наказывают тем, что на него надевают черный передник, который  снимается только в определенные дни. После осмотра дети занимают свои места на лавках и, пока осматривают  других, им раздаются вязанья или  какие-либо рукоделья для того только, чтобы дитя не оставалось праздным...

Когда все соберутся на месте, после  нескольких минут молчания начинается утренняя молитва...

...Самые уроки начинаются зимой  с 10 часов утра. После молитвы  следует урок катехизиса. Никакой  урок не продолжается более1/2часа, дабы не утомить слабых еще органов детей. После Закона Божьего, начинается 1/ровной ходьбы, во время коей в такт дети учатся счислению. За сим урок чтения. После чтения так называемый урок послушания, состоящий из разных эволюции, о которых можно получить понятия, видевши их хоть один раз. В 12 часов дети садятся за стол после предварительной молитвы, и после обеда также читается молитва.

Время для свободной игры назначается  от 12 1/до 2 часов. В это время детям будет предоставлена совершенная свобода играть или резвиться, но смотрительница или ее помощница должны при сем присутствовать и быть судьей их забав, споров и шалостей...

После игры дети займутся вязанием или  другими рукоделиями. В это время  хорошо читать или рассказывать детям  сказки, повести, сообразные с их возрастом  и понятиями, позволяя детям вслух  свои замечания и вопросы, на которые  должно, выслушав снисходительно, отвечать ясно. К сему занятию может быть присоединено изучение церковных напевов, гимнов, песен, нарочито для детей  сочиненных на голос народных песен, сообразных с детским возрастом.

Классы кончаются уроками писания  и счисления, которые также делаются нараспев по образцам, которые будут  находиться в приюте.

При посещении приюта посторонними людьми занятия не прерываются. Смотрительница строго наблюдает, чтобы в зимнее время дети, возвращаясь домой, были тепло одеты. Она уведомляет попечительницу о родителях, которые по бедности не в состоянии одевать своих детей...

Каждый вечер по уходе детей  смотрительница записывает в дневной  отчет все случившееся, сводит дневные  счеты и составляет в случае нужды  записку попечительнице о мерах, которые, по ее мнению, надлежит принять  для благоустройства в приюте. За сим смотрительница заботится  о том, чтобы прислуга вычистила  покои и привела в порядок  все нужное для приема на следующий  день детей и посетителей.

В приходских приютах дети получали питание, уход и обучение в школе. Приходские приюты были постоянные и  дневные. В дневных дети были в  основном из беднейших семей. Так, в  Петербурге при 33 благотворительных  организациях было 12 дневных с 640 детьми и 26 постоянных приютов, где воспитывались 846 детей.

 

Печатается по изд.: Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. - М, 1955. - С. 61-68.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Одоевский В. Ф. Сказки дедушки Иринея.

Житель Афонской горы  

 На Афонской горе  жил учёный, благочестивый муж.  Смолоду он научился разным  наукам, знал целебную силу трав  и кореньев. Часто он ходил  по хижинам бедных людей, лечил  больных, утешал умирающих. И  были ему от всех любовь  и почёт.  

 Однажды ту страну  посетила страшная зараза -- чума  моровая. Люди заболевали, и многие  умирали; во всех хижинах были  больные, и отовсюду посылали  за добрым и учёным лекарем,  чтобы пришёл он утешить и  помочь страждущим.  

 Без устали ходил  по больным добрый лекарь и  раздавал лекарства. Иногда, когда  мог захватить болезнь вовремя,  он вылечивал; но чаще беспечные  люди присылали за лекарем  тогда, когда уже больной был  при последнем издыхании, когда  уж никакие лекарства помочь  не могут, а неразумные люди  упрекали и бранили доброго  лекаря, как будто он был виноват  в их беспечности.  

 Эти упрёки оскорбляли  доброго лекаря; изнемог он и  от усталости, и пришло ему  на мысль:  

-- Зачем тружусь я для  людей, да ещё неблагодарных?  Зачем я жертвую собою для  неразумных, которые не считают,  кому я помог моим лекарством, а только жалуются, что я не  вылечиваю полумёртвых? Зачем  я подвергаю себя опасности  заразиться от больных, мне  вовсе чужих? Останусь я спокойно  на горе; чума сюда не заходит,  а там внизу пусть заболевают  неразумные; мне дела нет: их  вина!  

Информация о работе Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского и его практическая деятельность в области дошкольного образования