Подготовка детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Исходя из выше сказанного , были определены задачи :
1. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению» .

2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .

3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .

Файлы: 1 файл

подготовка к школе.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

                                                 Введение

 

                   Школа … Как много ожиданий , надежд , волнений связывают   дети , родители , воспитатели детского  сада с этим словом . Поступление  в школу – это начало нового  этапа в жизни ребенка , вхождение его в мир знаний , новых прав и обязанностей , сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками .

                   Каждый год первого сентября  вместе с тысячами первоклассников  мысленно усаживаются за парты  их родители и воспитатели . Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас , за школьным порогом , проявят  себя плоды их воспитательных  усилий .

                   Можно понять гордость взрослых , чьи дети уверенно шагают  по школьным коридорам , добиваются  первых успехов . И совсем другие чувства испытывают родители , если ребенок начинает отставать в учебе , не справляется с новыми требованиями , теряя интерес к школе . Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению .

                   В настоящее время дети приступают  к обучению в школе с шести  – семи лет . И если у семилетнего  ребенка готовность к школе  в целом сформирована , то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения . Этому способствует соответствующий подход к детям .

                    Важнейшая задача , стоящая перед  системой дошкольного воспитания  – всестороннее развитие личности  ребенка и подготовка его к  школе . Однако , значительное количество детей несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения , испытывают большие трудности в учении . Основной причиной их неуспеха является то , что они еще малы «психологически» , то есть не готовы к школьному типу обучения . Сама логика жизни подсказывает , что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению , а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей .

                     Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога академика А.В. Запорожца . Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным . Оба они боролись за сохранение детям детства , за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа , за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту .

                      Подготовка детей к школе –  задача многогранная , охватывающая  все сферы жизни ребенка . Психологическая  готовность к школе только  один из аспектов этой задачи , правда исключительно важный и значимый . Но и внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме .

                      К первому подходу могли быть  отнесены все исследования , направленные  на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков , необходимых для обучения в школе . Этот подход получил в педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более раннего возраста .

                          В исследованиях этого направления установлено , что дети 5 – 6 лет имеют значительно большие интеллектуальные возможности , что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада / исследования в лаборатории подготовки детей к школе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР ; Журава Л.Е. , 1978 год; Тарунтаева Т.В. , 1980 год / . Результаты убедительно показали , что путем социальной организации воспитательно – образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и  грамоты .

                        Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается формированием у них определенных знаний , умений , навыков , так как правило согласовано с их возрастными возможностями . Но сама форма деятельности при таком подходе не является стержневой для проблемы психологической готовности .

                           Второй подход заключается в  том , что у ребенка , поступающего  в школу , должен быть определенный  уровень познавательных интересов  , готовность к изменению социальной позиции , желание учиться . Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению .

                              Суть третьего подхода состоит  в том , чтобы исследовать генезис  отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на социально организованных учебных занятиях .

                               В специальных исследованиях  ( Т.С. Комарова , Доронова , Анищенко  и др. ) выявлено , что у детей  , проходивших экспериментальное обучение ( рисование , лепка , аппликация , конструирование и др . ) , сформировались различные элементы учебной деятельности , то есть психологическая готовность к школьному обучению .

                              Но учебная деятельность с  точки зрения ее происхождения и развития имеет только единое , целостное психологическое образование , порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи .

                             В психолого – педагогической  литературе существует и такая точка зрения , согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения целенаправленного обучения . Еще А.П. Усова считала , что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать , поскольку это важно для их психологического развития к подготовки к школе . *  Однако , такой подход к данной проблеме актуален и в наши дни . Так , практика показывает, что в каждом классе ученики в различной степени способны к обучению , в неравной степени развита и учебная деятельность .

                                   .

* Усова А.П. Обучение  в детском саду . , М. , 1970 .

 

                             Это связано с тем , насколько  правильно велась подготовка  к школе в период дошкольного  детства . В настоящее время многие дети не посещают детский сад , а находятся дома , поэтому уровень подготовки детей заметно отличается и находится в прямой зависимости от того , сколько внимания уделялось вопросу обучения , подготовки ребенка к школе .

                              Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых , более эффективных психолого – педагогических подходов , нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни . В этом контексте готовность дошкольников к обучению к школе имеет особое значение . С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях . В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе .

                               В отечественной литературе имеется  немало работ , целью которых  является изучение проблемы подготовки  к школьному обучению : Л.С. Выготский  , В.В. Давыдов , Р.Я. Гузман , В.В.  Рубцов , Г.А. Цукерман и др.

                               Проблемами диагностирования детей  поступающих в школу занимались  Л. А. Венгер , В. В. Холмовская , Д. Б. Эльконин и др.

                               В школе за последнее время  произошли серьезные преобразования , введены новые программы , изменилась структура школы . Все более высокие требования предъявляются к детям , идущим в первый класс . Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе .

                               Таким образом , проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной . Необходимость ее изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях .

                             Во – первых , повысились требования  к детям , поступающим в школу .

                              Во – вторых , в результате  введения в начальную школу  новых программ , разработанных методистами – новаторами , существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе .

                            В – третьих , в связи с  изменением социальных условий  многие дети имеют разный уровень  готовности к обучению в школе  в зависимости от того , посещали ли они детский сад или воспитывались дома .

                           Исходя из выше сказанного , были определены задачи :

1. Рассмотреть сущность понятия  «готовность к школьному обучению»  .

 

2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .

 

3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .

                           В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том , что при условии взаимодействия дошкольного учреждения , семьи и школы и правильной организации специальных мероприятий (занятий , целенаправленных игр , экскурсий и т.д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить процесс подготовки к школе и поможет найти , по возможности , пути реализации задатков каждого будущего школьника .

 

             

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  I Подготовка детей к школе .

 

                          Эффективность обучения детей  в школе во многом определяется  уровнем их подготовки . Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Она определяется системой требований , которые предъявляет школа к ребенку . Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально – психологической позиции школьника , новыми задачами и обязанностями , к выполнению которых он должен быть подготовлен .

 

       1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к        

                                     школьному  обучению .

 

                     Психолого – педагогическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения – в общении со взрослыми сверстниками , в игре , посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу мы не говорим , что он готовый ученик , мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе .

                    В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению ?

- Неподготовленный к  школе ребенок не может сосредоточиться  на уроке , часто отвлекается , теряет нить объяснения , не может включиться в общий режим работы класса .

- У неподготовленного  к школе ребенка слабо развиты  связная речь и умственные  способности , он не умеет задавать  вопросы , сравнивать предметы , явления , выделять главное , у него нет привычки к элементарному контролю за собой .

- Ребенок , плохо подготовленный  к школе , часто мало инициативен  , тяготеет к шаблонным действиям  и решениям , не стремится к  творчеству . Его затрудняет общение  со сверстниками по поводу учебных задач , нет интереса к познанию .

                       Причины неподготовленности к  школьному обучению можно условно  разделить на органические и  воспитательные .

                         Органические причины связаны  с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем возрасте . Опыт показывает , что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях . Неблагополучные условия воспитания , наличие психотравмирующих ситуаций , приводит к снижению уровня развития ребенка .

                          Однако , и в достаточно благополучных  семьях не всегда пользуются  возможностями для полноценной  подготовки детей к школе . Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе . В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие школы» , в которых родители пытаются научить детей писать , читать , считать . Логика рассуждений при этом проста : если заранее научить ребенка тому , с чем он встретится в школе , он будет успешно учиться . Но умение ребенка читать и писать , еще не гарантирует успешного обучения в школе . Ребенок должен уметь сосредоточиться , внимательно слушать , правильно выполнять задания .

                          Поэтому главная задача детского  сада и семьи в создании  условий наиболее полного общего  развития ребенка с учетом  его возрастных особенностей  и потребностей . В процессе разнообразных  видов активной деятельности  происходит зарождение важнейших «новообразований» развития ,  подготавливающих к выполнению новых задач . Необходимо создать условия для развития познавательной активности , самостоятельности , творчества каждого ребенка .

                        Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важнейшим шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье . Ее содержание определяется системой требований , которые школа предъявляет ребенку . Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе , произвольного управления своим поведением , выполнением умственной работы , обеспечивающее сознательное усвоение знаний , установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений , определяемых совместной деятельностью .

                         В психологии установлено , что любые психологические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности , для которой они необходимы . Поэтому качества , требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса школьного обучения . Следовательно , психологическая готовность к школе заключается в не в том , что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества , а в том , что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению . Задача выявления содержания психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств , которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу .

Информация о работе Подготовка детей к школе