Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:48, реферат
Исходя из выше сказанного , были определены задачи :
1. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению» .
2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .
3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .
Школа … Как много ожиданий , надежд , волнений связывают дети , родители , воспитатели детского сада с этим словом . Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка , вхождение его в мир знаний , новых прав и обязанностей , сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками .
Каждый год первого сентября
вместе с тысячами
Можно понять гордость взрослых , чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам , добиваются первых успехов . И совсем другие чувства испытывают родители , если ребенок начинает отставать в учебе , не справляется с новыми требованиями , теряя интерес к школе . Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению .
В настоящее время дети
Важнейшая задача , стоящая перед
системой дошкольного
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога академика А.В. Запорожца . Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным . Оба они боролись за сохранение детям детства , за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа , за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту .
Подготовка детей к школе – задача многогранная , охватывающая все сферы жизни ребенка . Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи , правда исключительно важный и значимый . Но и внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме .
К первому подходу могли быть
отнесены все исследования , направленные
на формирование у детей
В исследованиях этого направления установлено , что дети 5 – 6 лет имеют значительно большие интеллектуальные возможности , что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада / исследования в лаборатории подготовки детей к школе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР ; Журава Л.Е. , 1978 год; Тарунтаева Т.В. , 1980 год / . Результаты убедительно показали , что путем социальной организации воспитательно – образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты .
Проблема психологической
Второй подход заключается в
том , что у ребенка , поступающего
в школу , должен быть определенный
уровень познавательных
Суть третьего подхода состоит в том , чтобы исследовать генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на социально организованных учебных занятиях .
В специальных исследованиях ( Т.С. Комарова , Доронова , Анищенко и др. ) выявлено , что у детей , проходивших экспериментальное обучение ( рисование , лепка , аппликация , конструирование и др . ) , сформировались различные элементы учебной деятельности , то есть психологическая готовность к школьному обучению .
Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития имеет только единое , целостное психологическое образование , порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи .
В психолого – педагогической литературе существует и такая точка зрения , согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения целенаправленного обучения . Еще А.П. Усова считала , что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать , поскольку это важно для их психологического развития к подготовки к школе . * Однако , такой подход к данной проблеме актуален и в наши дни . Так , практика показывает, что в каждом классе ученики в различной степени способны к обучению , в неравной степени развита и учебная деятельность .
* Усова А.П. Обучение в детском саду . , М. , 1970 .
Это связано с тем , насколько правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства . В настоящее время многие дети не посещают детский сад , а находятся дома , поэтому уровень подготовки детей заметно отличается и находится в прямой зависимости от того , сколько внимания уделялось вопросу обучения , подготовки ребенка к школе .
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых , более эффективных психолого – педагогических подходов , нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни . В этом контексте готовность дошкольников к обучению к школе имеет особое значение . С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях . В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе .
В отечественной литературе
Проблемами диагностирования
В школе за последнее время
произошли серьезные
Таким образом , проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной . Необходимость ее изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях .
Во – первых , повысились требования к детям , поступающим в школу .
Во – вторых , в результате введения в начальную школу новых программ , разработанных методистами – новаторами , существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе .
В – третьих , в связи с
изменением социальных условий
многие дети имеют разный
Исходя из выше сказанного , были определены задачи :
1. Рассмотреть сущность понятия
«готовность к школьному
2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .
3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том , что при условии взаимодействия дошкольного учреждения , семьи и школы и правильной организации специальных мероприятий (занятий , целенаправленных игр , экскурсий и т.д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить процесс подготовки к школе и поможет найти , по возможности , пути реализации задатков каждого будущего школьника .
Эффективность обучения детей
в школе во многом
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к
Психолого – педагогическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения – в общении со взрослыми сверстниками , в игре , посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу мы не говорим , что он готовый ученик , мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе .
В чем же проявляется неподгото
- Неподготовленный к
школе ребенок не может
- У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности , он не умеет задавать вопросы , сравнивать предметы , явления , выделять главное , у него нет привычки к элементарному контролю за собой .
- Ребенок , плохо подготовленный
к школе , часто мало инициативен
, тяготеет к шаблонным
Причины неподготовленности к
школьному обучению можно
Органические причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем возрасте . Опыт показывает , что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях . Неблагополучные условия воспитания , наличие психотравмирующих ситуаций , приводит к снижению уровня развития ребенка .
Однако , и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе . Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе . В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие школы» , в которых родители пытаются научить детей писать , читать , считать . Логика рассуждений при этом проста : если заранее научить ребенка тому , с чем он встретится в школе , он будет успешно учиться . Но умение ребенка читать и писать , еще не гарантирует успешного обучения в школе . Ребенок должен уметь сосредоточиться , внимательно слушать , правильно выполнять задания .
Поэтому главная задача
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важнейшим шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье . Ее содержание определяется системой требований , которые школа предъявляет ребенку . Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе , произвольного управления своим поведением , выполнением умственной работы , обеспечивающее сознательное усвоение знаний , установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений , определяемых совместной деятельностью .
В психологии установлено , что любые психологические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности , для которой они необходимы . Поэтому качества , требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса школьного обучения . Следовательно , психологическая готовность к школе заключается в не в том , что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества , а в том , что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению . Задача выявления содержания психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств , которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу .