Подготовка детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Исходя из выше сказанного , были определены задачи :
1. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению» .

2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .

3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .

Файлы: 1 файл

подготовка к школе.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

                                   Таким образом , только тех  детей , которые соответствуют  составленным критериям , мы можем  считать готовыми к школьному обучению . Однако , по наблюдениям учителей начальных классов дети , идущие в школу , не обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику , то есть не готовы к школе . Чаще всего это связано с тем , что в дошкольном детстве не реализуются все задатки ребенка и он остается недостаточно развит в результате неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития дошкольников с целью подготовки их к школьному обучению . Поэтому проблема состоит в том , чтобы правильно , своевременно подготовить ребенка к обучению  . А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей , учителей , родителей . Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка , однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка , поэтому выделить , что важнее детский сад или семья мы не можем , так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается  на развитие ребенка единство воздействия семьи и дошкольного учреждения . Нельзя так же не отметить значения взаимодействия детского сада и школы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.2.  Преемственность в работе детского сада и школы .

 

                               Дошкольные учреждения в нашей стране , осуществляя программы воспитательно – образовательной работы , обеспечивают необходимую подготовку детей к обучению в школе . Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы .

                                 Выражением преемственности является  установление глубокой взаимосвязи  задач , содержания , форм и методов  воспитания и обучения детей  в детском саду и школе в  целях осуществления единой , поступательной  линии всестороннего формирования личности ребенка на смежных возрастных этапах .

                                  Н.К. Крупская , подчеркивая значение  преемственности в воспитании  личности растущего человека , указывала  , что «детский сад , начальная  школа и средняя школа – все это тесно связанные между собой звенья общего развития» *.

                                  Сущность преемственной связи  глубоко  раскрывает марксистско  – ленинская философия . Она  рассматривает преемственность  как объективную закономерность  развития . Преемственность определяется как специфическая связь между разными этапами или ступенями развития , сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы : в новом всегда преемственно сохраняются элементы предшествующего этапа развития . Марксистско – ленинская философия подчеркивает , что преемственность как закономерность развития обеспечивает непрерывность последнего не путем полного отрицания старого , а путем аккумулирования ( сохранения ) и переноса наиболее существенных его элементов на новую ступень в целях дальнейшего развития .

                                  Исходя из этого , преемственность  детского сада и школы может  быть определена как содержательная  , двусторонняя связь , предполагающая , с одной стороны , направленность воспитательно – образовательной работы в детском саду с учетом тех требований , которые будут предъявлены к детям в школе , в целях достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития , с другой стороны , опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития , на знания , навыки и опыт детей и активное использование этого в учебно – воспитательном процессе .

                                    Школа обеспечивает дальнейшее развитие важнейших перспективных «приобретений» детей дошкольного возраста и одновременно способствует формированию качественно новых особенностей и черт личности ребенка в соответствии с целями и задачами начального обучения . «Задача детского сада состоит в том , - писала А.П. Усова , - чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей , опираясь на

                                        .

* Крупская Н.К. Соч.  М. , 1958 , т. 2 , с . 14 .                                                                               

 

который учитель сможет успешнее разрешить стоящие перед  ним задачи ..

Школа должна знать , что  сформировал детский сад в  сознании детей , в их поведении , и  активно отнестись к этим накоплениям» * .

                                   Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе детского сада и школы единой , динамической и перспективной системы воспитания и обучения , которая обеспечивает неуклонное поступательно – восходящее формирование личности . Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников . Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями . При этом обеспечивается естественное вхождение детей новые условия , что способствует повышению эффективности воспитания и обучения учащихся с первых дней пребывания в школе .

                                     Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную , многоканальную структуру . В ней можно выделить ведущие каналы – преемственность в воспитании и обучении и их составляющие : преемственность в содержании , формах и методах учебно – воспитательной работы , а также преемственность педагогических требований и условий воспитания детей .

                                       Направленность всего педагогического  процесса в детском саду и  в школе на всестороннее развитие  личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности в воспитании и обучении между ними .

                                       Приобретение детьми в дошкольном  возрасте формы поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками , моральные представления и чувства являются тем фундаментом на котором в начальных классах осуществляется нравственное воспитание , происходит развитие у учащихся новых форм нравственного поведения , сознания , чувств и отношений .

                                          Школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития формирующихся в дошкольные годы черт коллективизма , «общественности» и обеспечивает становление коллективистической направленности личности учащихся . С первых дней пребывания учащихся в школе продолжается работа , начатая в детском саду , по формированию единства нравственных представлений и поведения учащихся , повышению у них чувства личной ответственности за свои действия и поступки . В школе происходит формирование у учащихся высоких гражданских чувств : патриотизма , чувство долга перед   своей  страной . Основу  для  этих  сложных  нравственных  чувств

                                  .

* Усова А.П. Дидактические  основания связи и преемственности  в работе между детским садом  и школой . М. , 1955 , с.10 .

составляют формирующиеся  в дошкольные годы чувства любви  к родителям , к семье , уважения к  старшим , любви к природе и  др .

                                  В школе преемственно продолжается  работа по эстетическому воспитанию  детей . Углубляются эстетические представления учащихся , эстетическое видение действительности . На уроках музыки и пения дети продолжают знакомиться с жанрами музыки .

На уроках изобразительного искусства учащиеся усваивают различия между произведениями графики , живописи, декоративно – прикладного искусства , характерные признаки пейзажа , натюрморта , портрета . На уроках чтения происходит практическое знакомство с жанрами литературы . Продолжают совершенствоваться и практические умения учащихся в разных видах художественной деятельности , развиваются творческие способности . В школе углубляется начатая в детском саду работа по развитию способности детей видеть красоту моральных отношений между людьми , красоту героического подвига , воспитывается эстетика поведения .

                                  Дальнейшее преемственное развитие  получает в школе работа по  формированию у детей трудолюбия , положительного отношения к трудящимся , совершенствованию трудовых навыков и умений . Преемственность между детским садом и школой  в трудовом воспитании идет по линии усложнения содержания и общественно полезной направленности труда , повышения самостоятельности и самоорганизации детей в труде и осознания детьми нравственных отношений , складывающихся в трудовой деятельности . В целом в учебно – воспитательном процессе школы происходит дальнейшее преемственное развитие всех сторон формирующейся личности ребенка .

                             В основу обучения родному  языку в детском саду и начального  курса русского языка в школе положена общая идея всестороннего развития речи детей . В детском саду она реализуется в плане развития словаря , правильного звукопроизношения и выразительности речи , формирования связной речи . В школе на этой основе решаются новые задачи : формируются навыки письменной речи и орфографического письма , изучаются элементы морфологии и синтаксиса. Одновременно продолжается работа начатая в детском саду по дальнейшему обогащению словаря , над выразительностью и связностью речи .

                              Природоведческие знания в детском саду и начальных классах школы в целом основываются на общей идее единства организма и среды . На этой основе рассматривается взаимообусловленность явлений живой и неживой природы , природы и труда людей .

                             Основное содержание знаний детей дошкольного возраста составляет широкий круг разнообразных представлений об окружающем мире и отдельные элементарные понятия . Система общих представлений о различных областях действительности обеспечивает ребенку правильную ориентировку в мире и необходимый уровень общего развития , без которого невозможно усвоение содержания современного начального обучения .

                                  В школе содержание знаний  учащихся поднимается на новую  ступень . Происходит активный процесс дальнейшего расширения и углубления знаний из разных областей действительности , одновременно учащиеся подводятся к осмыслению знаний с теоретических позиций . Формирование научных понятий у учащихся ставится в центре образовательной работы школы .

                                     Начатый в дошкольные годы  процесс дифференциации знаний  детей о мире получает с первого класса отчетливое выражение в переходе к предметному обучению , к целенаправленному изучению основных наук . В этих рамках происходит работа по дальнейшему расширению , углублению , систематизации знаний и освоению научных понятий .

                                   Преемственность детского сада  и школы проявляется также  в методах и формах обучения .

                                    Условием преемственности в методах обучения выступает единство их направленности на обеспечение сознательного , прочного усвоения детьми знаний , умений и навыков, развитие умственных способностей и творческой активности детей как в школе , так и в детском саду . В детском саду и в начальных классах школы используются многие идентичные методы обучения .

                                   Методы и приемы обучения , используемые  в детском саду , способствуют  широкому умственному и нравственно – волевому развитию детей и тем самым обеспечивают их готовность к освоению нового содержания , к новым способам познавательной и практической деятельности , к более сложным формам взаимодействия с учителем на уроке . Эта перспективность в способах руководства воспитателя познавательной и практической деятельностью детей на занятиях в детском саду составляет основу преемственности в методах обучения в детском саду и школе .

                                      Урок в школе и занятие в  детском саду имеют ряд специфических особенностей , но вместе с тем они содержат комплекс общих черт , внутренне присущих им как основным формам организованного обучения . Такие общие черты занятия и урока как программность содержания , четкая организационно – временная регламентация , руководящая роль педагога , использование научно обоснованных методов и приемов обучения и др. , создают базис преемственности в формах обучения . В детском саду в процессе обучения на занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности , развивается способность к произвольному управлению поведением , привычка к целенаправленной умственной работе . Все это готовит дошкольников к активному включению в новые условия школьного обучения .

                                  Таким образом , преемственность в осуществлении воспитательно –образовательного процесса в детском саду и в школе обеспечивает осуществление непрерывного , комплексного развития личности ребенка на ступени дошкольного и младшего школьного возраста .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        I I Организация работы ДОУ по подготовке детей к школе .

 

 

                                 В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт взаимодействия субъектов воспитательно – образовательного процесса . Только совместная деятельность воспитателей , родителей и учителей даст ожидаемый результат – правильную подготовку ребенка к школьному обучению .

Информация о работе Подготовка детей к школе