Таким образом , только тех
детей , которые соответствуют
составленным критериям , мы можем
считать готовыми к школьному обучению .
Однако , по наблюдениям учителей начальных
классов дети , идущие в школу , не обладают
всеми качествами необходимыми будущему
школьнику , то есть не готовы к школе .
Чаще всего это связано с тем , что в дошкольном
детстве не реализуются все задатки ребенка
и он остается недостаточно развит в результате
неправильного понимания взрослыми вопроса
воспитания и развития дошкольников с
целью подготовки их к школьному обучению
. Поэтому проблема состоит в том , чтобы
правильно , своевременно подготовить
ребенка к обучению . А обеспечить всестороннее
развитие ребенка и правильную подготовку
его к школе могут только объединенные
усилия воспитателей , учителей , родителей
. Семья первая и наиболее важная среда
развития ребенка , однако и в дошкольном
учреждении формируется и развивается
личность ребенка , поэтому выделить ,
что важнее детский сад или семья мы не
можем , так же как и предпочесть одно воспитание
другому. Лучше всего сказывается на
развитие ребенка единство воздействия
семьи и дошкольного учреждения . Нельзя
так же не отметить значения взаимодействия
детского сада и школы .
1.2. Преемственность в работе
детского сада и школы .
Дошкольные учреждения в нашей стране
, осуществляя программы воспитательно
– образовательной работы , обеспечивают
необходимую подготовку детей к обучению
в школе . Условием успешного осуществления
задачи подготовки детей к обучению в
школе является наличие преемственности
в работе детского сада и школы .
Выражением преемственности является
установление глубокой взаимосвязи
задач , содержания , форм и методов
воспитания и обучения детей
в детском саду и школе в
целях осуществления единой , поступательной
линии всестороннего формирования
личности ребенка на смежных возрастных
этапах .
Н.К. Крупская , подчеркивая значение
преемственности в воспитании
личности растущего человека , указывала
, что «детский сад , начальная
школа и средняя школа – все это
тесно связанные между собой звенья общего
развития» *.
Сущность преемственной связи
глубоко раскрывает марксистско
– ленинская философия . Она
рассматривает преемственность
как объективную закономерность
развития . Преемственность определяется
как специфическая связь между разными
этапами или ступенями развития , сущность
которой состоит в сохранении тех или
иных элементов целого или отдельных сторон
его организации при изменении целого
как системы : в новом всегда преемственно
сохраняются элементы предшествующего
этапа развития . Марксистско – ленинская
философия подчеркивает , что преемственность
как закономерность развития обеспечивает
непрерывность последнего не путем полного
отрицания старого , а путем аккумулирования
( сохранения ) и переноса наиболее существенных
его элементов на новую ступень в целях
дальнейшего развития .
Исходя из этого , преемственность
детского сада и школы может
быть определена как содержательная
, двусторонняя связь , предполагающая
, с одной стороны , направленность воспитательно
– образовательной работы в детском саду
с учетом тех требований , которые будут
предъявлены к детям в школе , в целях достижения
дошкольниками необходимого уровня общего
развития , с другой стороны , опору учителя
на достигнутый старшими дошкольниками
уровень развития , на знания , навыки и
опыт детей и активное использование этого
в учебно – воспитательном процессе .
Школа обеспечивает дальнейшее развитие
важнейших перспективных «приобретений»
детей дошкольного возраста и одновременно
способствует формированию качественно
новых особенностей и черт личности ребенка
в соответствии с целями и задачами начального
обучения . «Задача детского сада состоит
в том , - писала А.П. Усова , - чтобы обеспечить
такой уровень всестороннего развития
детей , опираясь на
.
* Крупская Н.К. Соч.
М. , 1958 , т. 2 , с . 14 .
который учитель сможет
успешнее разрешить стоящие перед
ним задачи ..
Школа должна знать , что
сформировал детский сад в
сознании детей , в их поведении , и
активно отнестись к этим накоплениям»
* .
Преемственность создает условия для
реализации в педагогическом процессе
детского сада и школы единой , динамической
и перспективной системы воспитания и
обучения , которая обеспечивает неуклонное
поступательно – восходящее формирование
личности . Установление преемственности
между детским садом и школой способствует
сближению условий воспитания и обучения
старших дошкольников и младших школьников
. Благодаря этому переход к новым условиям
школьного обучения осуществляется с
наименьшими для детей психологическими
трудностями . При этом обеспечивается
естественное вхождение детей новые условия
, что способствует повышению эффективности
воспитания и обучения учащихся с первых
дней пребывания в школе .
Преемственная связь между детским садом
и школой имеет сложную , многоканальную
структуру . В ней можно выделить ведущие
каналы – преемственность в воспитании
и обучении и их составляющие : преемственность
в содержании , формах и методах учебно
– воспитательной работы , а также преемственность
педагогических требований и условий
воспитания детей .
Направленность всего педагогического
процесса в детском саду и
в школе на всестороннее развитие
личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности
в воспитании и обучении между ними .
Приобретение детьми в дошкольном
возрасте формы поведения и взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками , моральные
представления и чувства являются тем
фундаментом на котором в начальных классах
осуществляется нравственное воспитание
, происходит развитие у учащихся новых
форм нравственного поведения , сознания
, чувств и отношений .
Школа создает необходимые условия для дальнейшего
качественного развития формирующихся
в дошкольные годы черт коллективизма
, «общественности» и обеспечивает становление
коллективистической направленности
личности учащихся . С первых дней пребывания
учащихся в школе продолжается работа
, начатая в детском саду , по формированию
единства нравственных представлений
и поведения учащихся , повышению у них
чувства личной ответственности за свои
действия и поступки . В школе происходит
формирование у учащихся высоких гражданских
чувств : патриотизма , чувство долга перед
своей страной . Основу для этих
сложных нравственных чувств
.
* Усова А.П. Дидактические
основания связи и преемственности
в работе между детским садом
и школой . М. , 1955 , с.10 .
составляют формирующиеся
в дошкольные годы чувства любви
к родителям , к семье , уважения к
старшим , любви к природе и
др .
В школе преемственно продолжается
работа по эстетическому воспитанию
детей . Углубляются эстетические представления
учащихся , эстетическое видение действительности
. На уроках музыки и пения дети продолжают
знакомиться с жанрами музыки .
На уроках изобразительного
искусства учащиеся усваивают различия
между произведениями графики , живописи, декоративно – прикладного
искусства , характерные признаки пейзажа
, натюрморта , портрета . На уроках чтения
происходит практическое знакомство с
жанрами литературы . Продолжают совершенствоваться
и практические умения учащихся в разных
видах художественной деятельности , развиваются
творческие способности . В школе углубляется
начатая в детском саду работа по развитию
способности детей видеть красоту моральных
отношений между людьми , красоту героического
подвига , воспитывается эстетика поведения
.
Дальнейшее преемственное развитие
получает в школе работа по
формированию у детей трудолюбия
, положительного отношения к трудящимся
, совершенствованию трудовых навыков
и умений . Преемственность между детским
садом и школой в трудовом воспитании
идет по линии усложнения содержания и
общественно полезной направленности
труда , повышения самостоятельности и
самоорганизации детей в труде и осознания
детьми нравственных отношений , складывающихся
в трудовой деятельности . В целом в учебно
– воспитательном процессе школы происходит
дальнейшее преемственное развитие всех
сторон формирующейся личности ребенка
.
В основу обучения родному
языку в детском саду и начального
курса русского языка в школе положена общая
идея всестороннего развития речи детей
. В детском саду она реализуется в плане
развития словаря , правильного звукопроизношения
и выразительности речи , формирования
связной речи . В школе на этой основе решаются
новые задачи : формируются навыки письменной
речи и орфографического письма , изучаются
элементы морфологии и синтаксиса. Одновременно
продолжается работа начатая в детском
саду по дальнейшему обогащению словаря
, над выразительностью и связностью речи
.
Природоведческие
знания в детском саду и начальных классах
школы в целом основываются на общей идее
единства организма и среды . На этой основе
рассматривается взаимообусловленность
явлений живой и неживой природы , природы
и труда людей .
Основное содержание знаний детей дошкольного
возраста составляет широкий круг разнообразных
представлений об окружающем мире и отдельные
элементарные понятия . Система общих
представлений о различных областях действительности
обеспечивает ребенку правильную ориентировку
в мире и необходимый уровень общего развития
, без которого невозможно усвоение содержания
современного начального обучения .
В школе содержание знаний
учащихся поднимается на новую
ступень . Происходит активный процесс
дальнейшего расширения и углубления
знаний из разных областей действительности
, одновременно учащиеся подводятся к
осмыслению знаний с теоретических позиций
. Формирование научных понятий у учащихся
ставится в центре образовательной работы
школы .
Начатый в дошкольные годы
процесс дифференциации знаний
детей о мире получает с первого класса
отчетливое выражение в переходе к предметному
обучению , к целенаправленному изучению
основных наук . В этих рамках происходит
работа по дальнейшему расширению , углублению
, систематизации знаний и освоению научных
понятий .
Преемственность детского сада
и школы проявляется также
в методах и формах обучения
.
Условием преемственности в методах обучения
выступает единство их направленности
на обеспечение сознательного , прочного
усвоения детьми знаний , умений и навыков,
развитие умственных способностей и творческой
активности детей как в школе , так и в
детском саду . В детском саду и в начальных
классах школы используются многие идентичные
методы обучения .
Методы и приемы обучения , используемые
в детском саду , способствуют
широкому умственному и нравственно
– волевому развитию детей и тем самым
обеспечивают их готовность к освоению
нового содержания , к новым способам познавательной
и практической деятельности , к более
сложным формам взаимодействия с учителем
на уроке . Эта перспективность в способах
руководства воспитателя познавательной
и практической деятельностью детей на
занятиях в детском саду составляет основу
преемственности в методах обучения в
детском саду и школе .
Урок в школе и занятие в
детском саду имеют ряд специфических
особенностей , но вместе с тем они содержат
комплекс общих черт , внутренне присущих
им как основным формам организованного
обучения . Такие общие черты занятия и
урока как программность содержания ,
четкая организационно – временная регламентация
, руководящая роль педагога , использование
научно обоснованных методов и приемов
обучения и др. , создают базис преемственности
в формах обучения . В детском саду в процессе
обучения на занятиях у детей формируются
элементы учебной деятельности , развивается
способность к произвольному управлению
поведением , привычка к целенаправленной
умственной работе . Все это готовит дошкольников
к активному включению в новые условия
школьного обучения .
Таким образом , преемственность в осуществлении
воспитательно –образовательного процесса
в детском саду и в школе обеспечивает
осуществление непрерывного , комплексного
развития личности ребенка на ступени
дошкольного и младшего школьного возраста
.
I I Организация работы ДОУ
по подготовке детей к школе .
В практике дошкольных учреждений сложился
определенный опыт взаимодействия субъектов
воспитательно – образовательного процесса
. Только совместная деятельность воспитателей
, родителей и учителей даст ожидаемый
результат – правильную подготовку ребенка
к школьному обучению .