Подготовка детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Исходя из выше сказанного , были определены задачи :
1. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению» .

2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .

3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .

Файлы: 1 файл

подготовка к школе.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

                              Семья – первая ступень в  жизни человека . Она с раннего  возраста направляет сознание , волю , чувства детей . От того , каковы  здесь традиции  , какое место  занимает в семье ребенок –  будущий первоклассник , такова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи , от этого зависит многое . Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт , элементарные знания об окружающей действительности , умения и навыки жизни в обществе. Родители – его первые учителя и воспитатели .Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика . Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему , забота о нем в сочетании с требовательностью . на эту любовь и заботу ребенок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям , признанием их превосходства и авторитета , стремлением следовать им , подражать во всем . Сила влияния семьи обусловлена податливостью ребенка воспитательным воздействиям , его подражательностью .Поэтому необходимо изучать вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению , а так же зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье .

                           Сила влияния семьи в том  , что оно осуществляется постоянно  , длительное время , и в самых  разных ситуациях и условиях . В связи с этим нельзя недооценивать  роль семьи в подготовке детей  к школьному обучению .

                              Работа с семьей – важная  сторона деятельности воспитателя  и других работников дошкольного  учреждения . Она направлена на  установление единства семейного  и общественного воспитания .

                               В работе с семьей решаются следующие задачи :

- педагогическое просвещение родителей ;

- изучение условий  жизни воспитанников в каждой  семье , выявление и пропаганда  лучшего опыта ;

- ознакомление родителей  с жизнью и работой дошкольного  учреждения .

                               Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала действенные результаты , способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей , необходимо , систематически ; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребенка . Большое значение имеет и характер взаимоотношений воспитателя и других работников детских садов с родителями .

                                  Работа с родителями ведется во всех возрастных группах , но особо хочется остановиться на работе старшей и подготовительной групп .

                                  Возраст от 5 – 6 лет – новый  важный этап в развитии и  воспитании ребенка – дошкольника  . Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями , не представляется им столь значимым . как например последующий , 7-й год жизни . Между тем изменение структуры школы и перестройка ее работы повышают значение данного возрастного этапа , готовящего ребенка к поступлению в школу , с одной стороны , с другой – обеспечивающего его дальнейшее развитие и воспитание .

                               Используя разные формы педагогического  общения , необходимо разъяснить  родителям , что воспитание пятилетних  детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста , нельзя упускать эти новые возможности . Успехи их ребенка в подготовительной группе или школе во многом будет зависеть от того , насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно – образовательных задач в этом году .

                                   Переход детей в старшую группу  связан с некоторыми изменениями  в условиях их жизни и воспитания . Программа, методы обучения на  занятиях постепенно приобретают характер учебной деятельности ( темп занятий , их последовательность и организация , воспитание у детей элементарных навыков учебной деятельности ) .

                                   С первых дней нового учебного  воспитатели группы начинают  работать в тесном контакте с семьей . При этом они руководствуются годовым планом детского учреждения , конкретизируя его в соответствии с задачами воспитания и особенностями детей своей группы . В первую очередь надо ознакомить родителей какие задачи стоят в текущем году по воспитанию и обучению детей шестого года жизни , какие методы и в каких формах они будут решаться .

                                       В  большинстве семей своих  воспитанников педагоги уже побывали  уже не один раз , поэтому  теперь целесообразно уделить большее внимание тем формам , которые обеспечивают возможность одновременного общения с коллективом родителей : собрания , выставки , беседы и др.

                                       Работа с родителями детей  подготовительной группы продолжается . Но на этом этапе больший акцент ставится на том , чтобы родители уяснили задачи и специфику обучения и воспитания детей 7-го года жизни , подготовки их к школе в современных условиях . Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием , повышению ответственности родителей за воспитание детей , особенно за их нравственно – трудовую подготовку .

                                      Многое сделано за предыдущие  годы педагогами группы для  полноценного развития каждого ребенка , установления единого педагогического воздействия дошкольного учреждения и семьи .

                                      В новом учебном году педагогам  предстоит завершить выполнение  задач всестороннего воспитания  детей дошкольного возраста и одновременно решить задачи специальной подготовки детей к обучению в школе .

                                        Готовность ребенка к школьному  обучению должна быть как интеллектуальной , так и личностной ( нравственно  – волевая готовность , интерес к учению в школе , желание стать школьником ) .

                                       Важно разъяснять родителям , что нельзя противопоставлять  общеразвивающую подготовку ребенка  к школе и подготовку специальную  , как это наблюдается иногда в практике семейного воспитания  . Это принципиальное положение должно быть осознанно родителями ; его нужно подкреплять примерами из той дошкольной программы , по которой работает данное учреждение .

                                      Воспитатели групп вместе со старшим воспитателем в начале учебного года проводят диагностику , по ее результатам делаются выводы :

- какова общая картина  умственного развития детей группы , умения учиться ( выполнение  учебных задач , сосредоточенность  , стремление и умение преодолевать трудности и т.д. ) , а так же их воспитанности ( устойчивость положительного отношения ко взрослым и другим детям , к различной деятельности , окружающей общественной жизни ; культура поведении ; ведущие мотивы поведения и отношений , т.е. ради чего дети хотят учиться , хорошо себя вести и т.п. ) , характерные для группы успехи и недостатки в области физического и эстетического развития ;

- каковы достижения  и недостатки каждого ребенка  по обозначенным выше вопросам ;

- что сделано по  установлению контактов с родителями детей группы , в чем еще имеются трудности .

                                       Такой анализ позволит наметить  задачи воспитательно – образовательной  работы с детьми и основные  пути , формы , методы работы с  их родителями ( в том числе и задачи дифференцированного подхода к детям и различным семьям ) .

                                      Опираясь на программу , необходимо  в первые дни нового учебного  года разъяснить родителям то  новое , что вносится в работу  с детьми седьмого года жизни , как меняются задачи , содержание и методы воспитания в связи с возрастными особенностями детей , что могут и должны сделать родители , чтобы в домашних условиях подготовка детей к школе шла наиболее успешно .

                                         Каковы же основные формы работы дошкольного учреждения с семьей ?  Ответ на этот вопрос можно представить в виде схемы .

                Формы взаимодействия с родителями :

                          

 



 

 

                          Систематическая работа педагогов подготовительной группы способствует повышению интереса родителей к воспитанию при подготовке ребенка к школе , их ответственности , росту педагогических знаний и умений , т.е. повышению культуры .

                            Очень важно , чтобы детский сад способствовал формированию у родителей тех качеств , которые необходимы для представителей школьной родительской общественности .

                              Ребенок окончил детский сад  . Он расстается со своими воспитателями , с детским учреждением . Много хороших традиций есть в детских садах в связи с выпуском детей в школу . Повсеместно проводятся вечера , праздники прощания с детским садом . Работники детского сада , родители произносят теплые слова , пожелания . Такого рода традиции ценят взрослые и дети . Они способствуют тому , что воспоминания о детском саде, о первых воспитателях остаются у ребенка и его родных надолго .

 

 

 

 

 

 

 

             2.3. Роль заведующего и старшего воспитателя .

 

                                  Заведующий детского сада является организатором и руководителем данного дошкольного учреждения , квалифицированным педагогом .

                                Заведующий обеспечивает необходимые  условия для осуществления воспитательно – образовательного процесса в детском саду в полном соответствии с педагогическими требованиями ; создает в коллективе обстановку деловитости , целенаправленности и слаженности ; осуществляет общее руководство им .

                                   Одной из главных задач педагогического коллектива , во главе которого стоят заведующий и старший воспитатель , выбор образовательной программы – это нормативно – управленческий документ образовательного учреждения , характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно – воспитательного процесса . По какой программе будет работать дошкольное учреждение во многом зависит от руководителей , как они смогут преподнести , рассказать и заинтересовать педагогический коллектив . При выборе нужно опираться на научные принципы ее построения , среди одних из наиболее значимых хочется отметить :

- Гуманизация – основной  смысл педагогического процесса - это развитие ребенка . Мера  этого развития выступает как  мера качества труда педагога и образовательного учреждения в целом .

- Дифференциация и  индивидуализация .

- Развивающий характер  образования реализуется через  деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития .

- Непрерывность образования  . Этот принцип требует связи  всех ступеней образования . Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного возраста такого уровня развития каждого ребенка , который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования .

- Инновационность .

- Системность .

- Управляемость реализацией  . Это предполагает постоянное  ее регулирование и коррекцию  на основе мониторинга воспитательно  – образовательного процесса .

                                     Следующий документ на который опирается педагогический коллектив – это годовой план . В его разработке принимает участие заведующий и старший воспитатель . Утверждается годовой план на педагогическом совете . В годовом плане определяются цели и задачи на новый учебный год . В основу работы дошкольного учреждения заложены задачи , определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении , среди которых ведущее место занимают вопросы , связанные с охраной жизни и здоровья детей – как физического , так и психологического . А это необходимые условия успешной подготовки детей к школьному обучению . Главной целью считается всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка – дошкольника , полноценное проживание детьми периода дошкольного детства .

                                      Руководствуясь вышеуказанными положениями при составлении годового плана опираются на следующие задачи :

  • Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду .
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта , условий для самовыражения , саморазвития .
  • Создание условий , благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника , отвечающих современным требованием .
  • Использование традиционных , инновационных и зарубежных технологий , направленных на обновление учебно – воспитательного процесса , развитие познавательных способностей детей , детского творчества и на интеллектуальное развитие .

Информация о работе Подготовка детей к школе