Семья – первая ступень в
жизни человека . Она с раннего
возраста направляет сознание , волю
, чувства детей . От того , каковы
здесь традиции , какое место
занимает в семье ребенок –
будущий первоклассник , такова по отношению
к нему воспитательная линия членов семьи
, от этого зависит многое . Под руководством
родителей ребенок приобретает свой первый
жизненный опыт , элементарные знания
об окружающей действительности , умения
и навыки жизни в обществе. Родители –
его первые учителя и воспитатели .Сила
их воздействия на формирующуюся личность
исключительно велика . Основой влияния
родителей на ребенка является их бескорыстная
любовь к нему , забота о нем в сочетании
с требовательностью . на эту любовь и
заботу ребенок отвечает чувством глубокой
привязанности и любви к родителям , признанием
их превосходства и авторитета , стремлением
следовать им , подражать во всем . Сила
влияния семьи обусловлена податливостью
ребенка воспитательным воздействиям
, его подражательностью .Поэтому необходимо
изучать вопрос влияния семьи на формирование
готовности ребенка к школьному обучению
, а так же зависимость развития ребенка
от характера внутрисемейных отношений
и от понимания родителями важности правильного
воспитания в семье .
Сила влияния семьи в том
, что оно осуществляется постоянно
, длительное время , и в самых
разных ситуациях и условиях .
В связи с этим нельзя недооценивать
роль семьи в подготовке детей
к школьному обучению .
Работа с семьей – важная
сторона деятельности воспитателя
и других работников дошкольного
учреждения . Она направлена на
установление единства семейного
и общественного воспитания .
В работе с семьей решаются следующие
задачи :
- педагогическое просвещение родителей
;
- изучение условий
жизни воспитанников в каждой
семье , выявление и пропаганда
лучшего опыта ;
- ознакомление родителей
с жизнью и работой дошкольного
учреждения .
Для того чтобы работа дошкольного учреждения
с семьей давала действенные результаты
, способствовала повышению уровня ее
педагогической культуры и установлению
единства в воспитании детей , необходимо
, систематически ; не менее важны конкретность
и дифференцированный подход на основе
знания каждой семьи и ребенка . Большое
значение имеет и характер взаимоотношений
воспитателя и других работников детских
садов с родителями .
Работа с родителями ведется во всех возрастных группах , но особо
хочется остановиться на работе старшей
и подготовительной групп .
Возраст от 5 – 6 лет – новый
важный этап в развитии и
воспитании ребенка – дошкольника
. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями , не
представляется им столь значимым . как
например последующий , 7-й год жизни . Между
тем изменение структуры школы и перестройка
ее работы повышают значение данного возрастного
этапа , готовящего ребенка к поступлению
в школу , с одной стороны , с другой – обеспечивающего
его дальнейшее развитие и воспитание
.
Используя разные формы педагогического
общения , необходимо разъяснить
родителям , что воспитание пятилетних
детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием
детей среднего дошкольного возраста
, нельзя упускать эти новые возможности
. Успехи их ребенка в подготовительной
группе или школе во многом будет зависеть
от того , насколько внимательно родители
будут относиться к решению воспитательно
– образовательных задач в этом году .
Переход детей в старшую группу
связан с некоторыми изменениями
в условиях их жизни и воспитания
. Программа, методы обучения на
занятиях постепенно приобретают характер учебной
деятельности ( темп занятий , их последовательность
и организация , воспитание у детей элементарных
навыков учебной деятельности ) .
С первых дней нового учебного
воспитатели группы начинают
работать в тесном контакте с семьей . При этом
они руководствуются годовым планом детского
учреждения , конкретизируя его в соответствии
с задачами воспитания и особенностями
детей своей группы . В первую очередь
надо ознакомить родителей какие задачи
стоят в текущем году по воспитанию и обучению
детей шестого года жизни , какие методы
и в каких формах они будут решаться .
В большинстве семей своих
воспитанников педагоги уже побывали
уже не один раз , поэтому
теперь целесообразно уделить большее внимание тем формам
, которые обеспечивают возможность одновременного
общения с коллективом родителей : собрания
, выставки , беседы и др.
Работа с родителями детей
подготовительной группы продолжается . Но на этом этапе больший акцент
ставится на том , чтобы родители уяснили
задачи и специфику обучения и воспитания
детей 7-го года жизни , подготовки их к
школе в современных условиях . Все это
будет способствовать углублению преемственных
связей между семейным и общественным
воспитанием , повышению ответственности
родителей за воспитание детей , особенно
за их нравственно – трудовую подготовку
.
Многое сделано за предыдущие
годы педагогами группы для
полноценного развития каждого ребенка , установления
единого педагогического воздействия
дошкольного учреждения и семьи .
В новом учебном году педагогам
предстоит завершить выполнение
задач всестороннего воспитания
детей дошкольного возраста и одновременно решить
задачи специальной подготовки детей
к обучению в школе .
Готовность ребенка к школьному
обучению должна быть как интеллектуальной
, так и личностной ( нравственно
– волевая готовность , интерес к учению в школе , желание
стать школьником ) .
Важно разъяснять родителям ,
что нельзя противопоставлять
общеразвивающую подготовку ребенка
к школе и подготовку специальную
, как это наблюдается иногда в практике семейного воспитания
. Это принципиальное положение должно
быть осознанно родителями ; его нужно
подкреплять примерами из той дошкольной
программы , по которой работает данное
учреждение .
Воспитатели групп вместе со старшим воспитателем в начале
учебного года проводят диагностику ,
по ее результатам делаются выводы :
- какова общая картина
умственного развития детей группы
, умения учиться ( выполнение
учебных задач , сосредоточенность
, стремление и умение преодолевать трудности и т.д. ) , а
так же их воспитанности ( устойчивость
положительного отношения ко взрослым
и другим детям , к различной деятельности
, окружающей общественной жизни ; культура
поведении ; ведущие мотивы поведения
и отношений , т.е. ради чего дети хотят
учиться , хорошо себя вести и т.п. ) , характерные
для группы успехи и недостатки в области
физического и эстетического развития
;
- каковы достижения
и недостатки каждого ребенка
по обозначенным выше вопросам
;
- что сделано по
установлению контактов с родителями детей
группы , в чем еще имеются трудности .
Такой анализ позволит наметить
задачи воспитательно – образовательной
работы с детьми и основные
пути , формы , методы работы с
их родителями ( в том числе и задачи дифференцированного
подхода к детям и различным семьям ) .
Опираясь на программу , необходимо
в первые дни нового учебного
года разъяснить родителям то
новое , что вносится в работу
с детьми седьмого года жизни , как меняются задачи
, содержание и методы воспитания в связи
с возрастными особенностями детей , что
могут и должны сделать родители , чтобы
в домашних условиях подготовка детей
к школе шла наиболее успешно .
Каковы же основные формы работы дошкольного
учреждения с семьей ? Ответ на этот
вопрос можно представить в виде схемы
.
Формы взаимодействия с родителями
:
Систематическая работа педагогов подготовительной
группы способствует повышению интереса
родителей к воспитанию при подготовке
ребенка к школе , их ответственности ,
росту педагогических знаний и умений
, т.е. повышению культуры .
Очень важно , чтобы детский сад способствовал
формированию у родителей тех качеств
, которые необходимы для представителей
школьной родительской общественности
.
Ребенок окончил детский сад
. Он расстается со своими воспитателями , с детским
учреждением . Много хороших традиций
есть в детских садах в связи с выпуском
детей в школу . Повсеместно проводятся
вечера , праздники прощания с детским
садом . Работники детского сада , родители
произносят теплые слова , пожелания .
Такого рода традиции ценят взрослые и
дети . Они способствуют тому , что воспоминания
о детском саде, о первых воспитателях
остаются у ребенка и его родных надолго
.
2.3. Роль заведующего и старшего воспитателя
.
Заведующий детского сада является организатором
и руководителем данного дошкольного
учреждения , квалифицированным педагогом
.
Заведующий обеспечивает необходимые
условия для осуществления воспитательно – образовательного процесса
в детском саду в полном соответствии
с педагогическими требованиями ; создает
в коллективе обстановку деловитости
, целенаправленности и слаженности ; осуществляет
общее руководство им .
Одной из главных задач
педагогического коллектива , во главе
которого стоят заведующий и старший воспитатель
, выбор образовательной программы – это
нормативно – управленческий документ
образовательного учреждения , характеризующий
специфику содержания образования и особенности
организации учебно – воспитательного
процесса . По какой программе будет работать
дошкольное учреждение во многом зависит
от руководителей , как они смогут преподнести
, рассказать и заинтересовать педагогический
коллектив . При выборе нужно опираться
на научные принципы ее построения , среди
одних из наиболее значимых хочется отметить
:
- Гуманизация – основной
смысл педагогического процесса
- это развитие ребенка . Мера
этого развития выступает как
мера качества труда педагога и образовательного учреждения в целом
.
- Дифференциация и
индивидуализация .
- Развивающий характер
образования реализуется через
деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего
развития .
- Непрерывность образования
. Этот принцип требует связи
всех ступеней образования . Приоритетом
с точки зрения непрерывности образования
является обеспечение к концу дошкольного
возраста такого уровня развития каждого
ребенка , который позволит ему быть успешным
при обучении в начальной школе по любой
из программ начального образования .
- Инновационность .
- Системность .
- Управляемость реализацией
. Это предполагает постоянное
ее регулирование и коррекцию
на основе мониторинга воспитательно
– образовательного процесса .
Следующий документ на который опирается
педагогический коллектив – это годовой
план . В его разработке принимает участие
заведующий и старший воспитатель . Утверждается
годовой план на педагогическом совете
. В годовом плане определяются цели и
задачи на новый учебный год . В основу
работы дошкольного учреждения заложены
задачи , определенные Типовым положением
о дошкольном образовательном учреждении
, среди которых ведущее место занимают
вопросы , связанные с охраной жизни и
здоровья детей – как физического , так
и психологического . А это необходимые
условия успешной подготовки детей к школьному
обучению . Главной целью считается всестороннее
и гармоничное развитие личности ребенка
– дошкольника , полноценное проживание
детьми периода дошкольного детства .
Руководствуясь вышеуказанными положениями
при составлении годового плана опираются
на следующие задачи :
- Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду .
- Создание атмосферы эмоционального комфорта , условий для самовыражения , саморазвития .
- Создание условий , благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника , отвечающих современным требованием .
- Использование традиционных , инновационных и зарубежных технологий , направленных на обновление учебно – воспитательного процесса , развитие познавательных способностей детей , детского творчества и на интеллектуальное развитие .