Подготовка детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Исходя из выше сказанного , были определены задачи :
1. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению» .

2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .

3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .

Файлы: 1 файл

подготовка к школе.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

                                Недаром говорят , что заведующий  «лицо и душа» детского сада . На нем лежит моральная и  профессиональная ответственность  за все , что делается в дошкольном  учреждении . В должностные обязанности заведующего входит обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления , предприятиями и организациями , общественностью , родителями .

                                 Важнейшим разделом деятельности заведующего детским садом является руководство методической и воспитательной работой в коллективе . Он организует разнообразные ее формы , направленные на повышение педагогического уровня и квалификации всех сотрудников .

                                Заведующий  координирует и работу старшего воспитателя .

                               Работу заведующего можно выразить  схематично :

 

   


                                              

                                     


                            

ууууууу


 

                                                                                                                            


                                                                                                                        

                                                                                                                         

                                                                                                                            


                                                                                                                         

                      Заведующий и старший воспитатель  работают    в одном направлении  – создание благоприятной психологической атмосферы для педагогов и воспитанников детского сада .

                         Основные задачи и содержание  работы старшего воспитателя  - это оказание методической поддержки  педагогам  в реализации воспитательно  – образовательного процесса .

                        Старший воспитатель поможет в составлении перспективных планов  воспитателей , провести в начале года диагностики и наметить пути реализации задач , предусмотренных образовательной программой и годовым планом .

                           Старший воспитатель мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей , учителями , привлекает к их решению родителей и общественность . В соответствии с должностными инструкциями организует просветительскую работу для родителей . Это воплощается в работе с педагогами при составлении консультаций для родителей , выступлении на родительских собраниях , подборе материала в родительски уголки .

                                   Методическое руководство осуществляется  в различных формах : педагогические советы , открытые просмотры занятий , прогулок , игр , дней открытых дверей , совместных праздниках и т.д.

                                  Старший воспитатель оборудует  педагогический кабинет.

Это большая помощь педагогам , так как в нем собраны новейшая педагогическая и психологическая литература , детская литература , наглядные пособия , образцы педагогической документации , а так же обобщенный лучший опыт работы по разным направлениям .

                                    Таким образом наблюдая и анализируя работу с детьми , заведующий и старший воспитатель контролируют выполнение программы воспитания и обучения в детском саду проверяют эффективность использования воспитателем приемов и методов , уровень знаний , умений и навыков детей , уровень подготовки детей к школьному обучению .  Они оценивают результаты повышения квалификации воспитателей , их применение полученных знаний на практике .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение .

 

                                       В заключении  хочется подчеркнуть , что существуют противоречия между требованиями современного личносто – ориентированного подхода и состоянием проблемы подготовки детей к школьному обучению .

                                    Этой проблемой занимаются и по сей день . Существует большое количество литературы по подготовке детей к школьному обучению, однако , роль детского сада и семьи освещается слабо .    

                                    Подводя итог выше сказанного  можно еще раз отметить, какой ребенок является подготовленным к школе .  Оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии наличия в этом составе следующих основных компонентов готовности :

  • правильное сформированное отношение к учению ;
  • сформированность навыков учебной деятельности ;
  • стремление трудится , преодолевать трудности ;
  • развитость познавательных и учебных интересов ;
  • сформированность произвольности , умений подчиняться правилам , управлять своими эмоциями , поведением .

                           Выявленные особенности готовности позволяет нам предположить , что большое влияние в формировании готовности оказывает семья и это роль определяется тем , как родители относятся к вопросу подготовки своего ребенка к школе , насколько серьезно и ответственно они подходят к решению этой проблемы . В семье дополняются знания детей , полученный в детском саду , в процессе повседневного общения расширяется кругозор ребенка , формируются нравственные , физические , психологические качества будущего школьника .

                            Детский сад является первой ступенью народного образования , выполняет множество функций . Среди задач , стоящих перед детским садом , главнейшей является задача подготовки детей к переходу на новую ступень образования – к поступлению в школу . На занятиях , предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду , ребенок получает специальные сведения , расширяется система знаний , умений , навыков , необходимых для всестороннего развития ребенка . В детском саду , под руководством грамотных педагогов и опытных руководителей , в лице заведующего и старшего воспитателя , помимо специальных , учебных умений , приобретается и первый опыт жизни в коллективе сверстником . Таким образом , в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерная , целенаправленная , педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу .

                                    Однако , именно в системе взаимодействия  дошкольного учреждения , семьи и  школы возможно полноценная подготовка ребенка к школе . Поэтому воспитатели в своей работе должны опираться на помощь семьи , взаимодействовать со школой , а родители и учителя согласовывать свои действия с работой детского сада , с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе , которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада , семьи и школы .                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 III . Практическая часть .

Профилактика  школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного                                                                                                                                                                   

                                                     возраста .

 

                              Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка . Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях , дети часто бывают к ним не готовы , что , безусловно , сказывается на их эмоциональной сфере . Поэтому так важно , чтобы дошкольники имели представление о школе еще до того , как переступят ее порог .

                               Психологическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых . Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка .

                                В школе ребенок попадает в  новые социальные условия . Меняется его обычный образ жизни , возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности , снижением активности . Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления , которые принято называть школьной дезадаптацией . Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности . ( Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия , связанное с предчувствием опасности или неудачи . )

                                 Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям , обсуждать с ними возможные затруднения , обучать конструктивным способам решения возникающих проблем .

                                Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней .Важно , чтобы сообщаемые сведения детям были не только понятны , но и прочувствованы ими . С этой целью в занятия можно включать беседы о школе , чтение коррекционных сказок , экспрессивные этюды , развивающие , пальчиковые игры . Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей , умение понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности .

                                  Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путем проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста .

                                   Через сказки ( М.А. Панфилова «Лесная  школа» , О.В. Хухлаева «Сказка  о котенке Маше» , Н.П. Слободняк «Памси» ) происходит знакомство со школьными атрибутами , правилами поведения , ролью учителя в школе . Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми , уступать в одних обстоятельствах , и не уступать в других . Эти качества обеспечивают адаптацию у новым условиям .

                                      На основе выше сказанного  педагоги нашего детского сада , под руководством старшего воспитателя  разработали цикл занятий «На  пороге школы» , который направлен  на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяет им легче адаптироваться к школе . Занятия рассчитаны на детей 6 – 7 лет ( подготовительная группа ) .

                              Основные цели занятий :

  • ввести ребенка в школьную жизнь через сказку ;
  • помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем , одноклассниками в новой жизненной ситуации ;
  • опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения ;
  • создать в деятельности ребенка модели учебно – воспитательной сферы.

                         Основные задачи занятий :

  • формирование положительного отношения к школе ;
  • тренировка положительной школьной учебной мотивации ;
  • предупреждение и снятие страха перед школой ;
  • создание у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника» .

                        Занятия проводятся в кабинете  методиста один раз в неделю. Их длительность – 30 – 35 минут  . Группа 10 человек .

                        Ниже приводится примерный план  занятий по профилактике школьной дезадаптации , конспекты занятий «Создание Лесной школы» , «Школьные правила» .Занятия разработаны по пособию М.А. Панфиловой «Лесная школа» .

                          Во время занятий дети будут  сидеть в кругу на стульчиках . Занятия имеют гибкую структуру , наполнены разным содержанием .

 

            План занятий по профилактике школьной дезадаптации и

                                снижения тревожности у детей  .

 

       темы

            цель

               содержание

«Создание лесной школы»

Введение и знакомство со школой , школьны-ми атрибутами . Раз-витие  интереса к школе. Расширение со-циальных представле-ний детей о школе . Развитие положитель-ного образа школы .

Приветствие друг друга .

Чтение стихотворения  о школе .

Знакомство со сказкой М.А. Панфиловой «Лесная школа» .

Упражнение «Что такое  школа»

Упражнение «Самое –  самое в школе» .

Развивающая игра «Школьные  принадлежности» .

Рисование «Каким я вижу себя в школе» .

Прощание со сказкой .

«Мой учитель»

Проработка идеального образа учителя , соот-несение с реальным  Помощь ребенку в выстраивании модели возможных отношений с учителем . Закреп-ление основных правил

поведения .

Расширение представ-лений  детей о времени (режим школьного  дня)

Знакомство детей с  функциями учителя .

Развитие доброжела-тельного отношения к учителю .

Снятие страха перед  школой .

Приветствие «Волшебный клубочек».

Чтение стихотворения  Г.П. Шалаевой «Учитель» .

Упражнение «Учитель делает …»

Упражнение «Школьные  правила» (пиктограммы )

Знакомство со сказкой М.А. Панфиловой «Букет для учителя»

 Развивающая игра  «Цветы» 

Упражнение «Мой учитель»

Обсуждение в кругу .

Рисование «Мой учитель»

 Прощание «Солнечные  лучики»

«Смешные страхи»

Обогащение понима-ния  эмоции страха за счет осознания того , что страх – может быть, результат незна-ния .

Учить различать и  по-

нимать эмоции радос-ти, страха и их эксп-ресс-сивные выраже-ния .

Приветствие друг друга .

Знакомство со сказкой  М.А. Панфиловой «Смешные страхи».

Представление истории .

Экспрессивный этюд «Первоклассники идут в хорошем настроении».

Экспрессивный этюд «Учитель встречает учеников».

Экспрессивный этюд «Выбор парты».

Экспресс – диагностика  «Выбор парты» .

Упражнение «Имя –  движение» .

Экспрессивный этюд «Испуган-ный  зайка».

Упражнение «Чего мы боимся в школе» .

Подвижная игра «Зайцы в  лесу».

Экспрессивный этюд «Уверенный заяц» .

Обсуждение в кругу .

Рисование «Смешные страхи» .

«Игры в шко-ле»

Избежание негативных эмоций .

Повышение учебной мотивации .

Развитие экспрессив-ной  грамотности через экспрессивные этюды .

Приветствие друг друга .

Знакомство со сказкой  М.А. Панфиловой «Игры в школе» .

Подвижная игра «Лишний  стул».

Экспрессивный этюд «Растерян-ный  волчонок» .

Упражнение «Нарисуй по клеточкам» .

Физкультминутка «Не  спешить , не отставать» .

Обсуждение в кругу .

Прощание со сказкой .

«Школьные правила»

Снижение школьной тревожности , форми-рование позитивной модели поведения  в реальной жизни .

Повышение работо-способности , сплочен-ности группы .

Регламентирование ра-боты на основе добро-вольного принятия обязательств .

Приветствие «Добрый  клубок».

Развивающее упражнение «Лес-ные герои» .

Упражнение «Что может  быть трудным в школе» .

Знакомство со сказкой  М.А. Панфиловой «Школьные правила»

Знакомство с правилами  и их зарисовка (пиктограммы) .

Речедвигательная игра «Ежик» .

Прощание со сказкой .

«Трудности дороги к  зна-нию»

Учить детей поиску выхода из трудной ситуации , изменить которую  возможно .

Познакомить детей с  позитивным способом изменения отношения  к ситуации .

Приветствие «Подарим друг другу улыбку» .

Знакомство со сказкой  О.В. Хухлаевой «Сказка о котенке  Маше» .

Упражнение «Имя –  движение» .

Упражнение «Что я  хочу узнать в школе» .

Упражнение «Слушаем хлопки» .

Упражнение «Гора Трудно» .

Упражнение «Гора Скучно» .

Экспрессивный этюд «Неудача» .

Упражнение «Гора Неудача» .

Обсуждение в кругу .

Рисование сказки .

«Школьные конфликты»

Осознание причин кон-

фликтности ; понима-ние  необходимости со-

существования , сот-рудничества  и взаимо-понимания .

Приветствие «Доброе  животное»

Знакомство со сказкой М.А. Панфиловой «Лесная школа» .

Беседа .

Упражнение «Сердитая  подушка».

Игра «Волшебный стул» .

Упражнение «Правила дружбы» .

Прощание друг с другом .

 

«Драки»

Коррекция агрессив-ного поведения детей .

Максимальное выра-жение  агрессии через метод «Сердитая по-душка» .

Формирование пози-тивной модели пове-дения .

Приветствие друг друга .

Знакомство со сказкой  М.А. Панфиловой «Драки» .

Загадки.

Экспрессивный этюд «Пригла-шение  играть в футбол» .

Экспрессивный этюд «Злые  дру-зья» .

Экспрессивный этюд «Сильнее , сильнее , сильнее !»

Упражнение «Сердитая  подушка»

Обсуждение в кругу .

Рисование «Ссора Волчонка и лисенка» .

Прощание со сказкой  и друг с другом .

«Как делать выбор»

Познакомить детей с  понятием «выбор» .

Учить их прогно-зировать ситуацию .

Учить анализировать  свои поступки и поступки других детей.

Приветствие «Дружба  начинается с улыбки» .

Беседа .

Чтение рассказа Н.П. Слободяник «Памси выбирает».

Игра – упражнение «Догадайся , из какой коробки»

Упражнение «Рисуем  картинки в уме» .

Обсуждение в кругу .

Прощание «Круг друзей» .

«Мне скоро в школу»

Закрепление имеющих-ся знаний о школе .

Снятие страха перед  школой .

Развитие положитель-ной  мотивации .

Приветствие «Комплименты».

Упражнение «Двигательный  дик-тант» .

Игровое упражнение «Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать» .

Релаксация .

Игровое упражнение «Сорбери портфель».

Рисование «Дошкольник  – перво-классник» .

Прощание друг с другом .

Информация о работе Подготовка детей к школе