Подготовка детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Исходя из выше сказанного , были определены задачи :
1. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению» .

2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .

3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .

Файлы: 1 файл

подготовка к школе.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

                                  Остановимся поподробнее на взаимодействии  субъектов : воспитателей и детей , воспитателей и родителей , педагогов и учителей .

 

    2.1 . Роль детского сада в формировании готовности ребенка к   

                                     школьному     обучению .

 

                               Среди функций , которые выполняет детский сад в системе народного образования , помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе . От того , насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе , во многом зависит успешность его дальнейшего обучения .

                               Подготовка детей к школе в  детском саду включает в себя  две основные задачи : всестороннее  развитие ребенка ( физическое , умственное , нравственное , эстетическое …)  и специальная подготовка к  усвоению тех предметов , которые он будет изучать в школе .

                                 Решение проблемы подготовки  к школе на занятиях в детском  саду предполагает систематическую  работу с детьми по четырем  направлениям :

- подготовка к обучению грамоте  ;

- математическая подготовка ;

- подготовка к письму ;

- психологический практикум .

                                 Содержание работы воспитателя  на занятиях по формированию  готовности к школе , таким  образом , включает в себя следующее  :

1. Формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний . На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях ( тщательное выполнение заданий , внимание к словам воспитателя ) .

2. Формирование нравственно – волевых качеств ( настойчивости , ответственности , самостоятельности , старательности ) , их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями , умениями , прилагать для этого достаточные усилия .

3. Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам , осознание значимости собственного участия в решении общественных задач : усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности ( умение оказать помощь , справедливо оценивать результаты работы сверстников , тактично отмечать недостатки ) . Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе .

4. Формирование у детей  навыков организованного поведения  , учебной деятельности в условиях коллектива . Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка , делает его более самостоятельным в выборе занятий , игр , деятельности по интересам .

                             Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений :  широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками , и организованный учебный процесс .

                              В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения , среди которых выделяют две категории знаний и умений .

                              Первая предусматривает знания  и умения , которыми дети могут овладеть вне организованного обучения , в повседневном общении .

                              Как показывает практика , организация  получения знаний и умений  первой категории вызывает у  воспитателей наибольшую трудность  . Дети получая знания об отдельных  фактах и явлениях разными путями ( от взрослых , сверстников и др. ) , испытывают одинаковый интерес к достоверному познанию мира .

                                 Помочь систематизировать знания  и умения первой категории  , развить познавательный интерес  , научить детей получать информацию в общении с другими источниками ( книги , телевидение , журналы и т.п. ) может программа познавательного обучения «Любознайка» , разработанная лабораторией начального обучения и используемая в детских садах для детей пяти лет , автор Г.Н. Вавилова .

                                Вторая категория включает знания  и умения , подлежащие усвоению  детьми на занятиях . Они более сложные по содержанию , структуре и являются систематизированными . На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал , выполняют задания ; проверяет быстроту и рациональность их действий , наличие различных умений , и наконец , определяет у них способность соблюдать правильное поведение , следит за тем , внимательно ли они слушают объяснение .

                          «Умное» детство закладывает  хороший фундамент интеллектуальной  деятельности личности . Современные  психологи ( Венгер А.А. , Проскура  С.П. и др . ) считают , что 80 % интеллекта формируется до восьми  лет . Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

                            Познавательные задачи соединяются  с задачами формирования нравственно  – волевых качеств и решения  их осуществляется в тесной взаимосвязи : познавательный интерес побуждает ребенка к активности , способствует развитию любознательности , а умение проявлять настойчивость , прилежание , оказывает влияние на качество деятельности , в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал .

                                Сообщение детям новых знаний , формирование более сложных умений позволяет воспитателю подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов . Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка .

                                Основной целью занятий является  формирование у детей знаний и  умений , однако , не менее важно воспитать в ребенке любознательность , операционные стороны мышления , произвольное внимание , потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы . Трудно предположить , что ребенок у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям , будет активно работать на уроке , мобилизовать усилие и волю для выполнения заданий , овладевать знаниями , достигать положительных результатов в учении . Таким образом , очевидно , что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно – волевых качеств личности : настойчивости , прилежания , старательности , ответственности , стремления достигать качественного результата , а так же доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам .

                                     Дети , у которых  сформированы навыки положительного взаимоотношения , легко входят в новый коллектив , находят правильный тон в отношениях с окружающими , умеют считаться с общественным мнением , доброжелательно относятся к товарищам , стремятся придти на помощь . Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих фактором успешного учения ребенка в первом классе . Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности» , умения жить и трудится в коллективе .

                                       Одним из условий формирования  детских положительных взаимоотношений  является поддержка воспитателем  естественной потребности детей в общении . Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер . С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия , чтобы он жил , работал , играл , делил радости и горести с другими детьми . Необходимо , чтобы совместная жизнь была как можно полнее , радостнее , ярче . Принято считать , что труднее всего адаптируются к школе дети «домашние» , то есть не посещающие детский сад , мало общавшиеся со сверстниками . Практика показывает , что это не всегда соответствует действительности.

                                        Значительные трудности в адаптации  могут испытывать и дети , посещавшие  детский сад , но не регулярно  . Следовательно , можно сделать  вывод , что общение детей –  необходимый элемент подготовки  к школе , а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад .

                                    Среди широкого круга проблем  , связанных с подготовкой детей  к школе , особое место занимает  проблема взаимоотношений воспитателя  и детей .

                                    Многих воспитателей волнует  вопрос , как построить взаимоотношения  с детьми , чтобы добиться высоких  результатов своих педагогических  воздействий .

                                     Прежде всего , воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка . Одни дети не могут сосредоточиться на выполнение заданий , они не сдержаны , нетерпеливы , суетливы . Другие медлительны , не сразу включаются в занятия , игру , возбудившись , с трудом успокаиваются . В первом случае дети нуждаются в особо строгом соблюдении режима дня , правильном чередовании отдыха и работы , требующей сосредоточенности , внимания . На таких детей отрицательно действует обилие впечатлений .

                                         В общении с ними всегда необходим спокойный , уравновешенный тон . Медлительным , вялым детям чаще дают поручения , требующие проявления активности , включающие их в коллективный труд . Тон общения с такими детьми должен быть жизнерадостным . Таким образом , воспитание – двусторонний процесс , диалог , который ведут между собой взрослый и ребенок . Цель его – объединить общие усилия , вызвать у дошкольников встречное желание учиться , добиваться новых успехов . Сотрудничество – условие при котором создается наиболее благоприятная обстановка для подготовки к школе . Большое значение при этом играет преемственность стиля общения с ребенком воспитателя и учителя . Процесс общения развивается в большей мере во время проведения занятий в детском саду .

                                       Главной задачей любого занятия  является формирование у ребенка  определенных знаний и умений  на основе включения его в  активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи  педагог использует разнообразные методы и приемы : объяснение , показ , вопросы и др. Следует отметить , что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения одновременно .

                                     Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому , что его в какой – то мере занимает , доставляет удовольствие , действует на воображение и чувства . Желание ребенка узнать новое , приобретать различные умения , является главным условием формирования нравственно – волевых качеств . Таким образом , перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий . Педагог конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятия , делает предметом совместного с детьми обсуждения . Индивидуальный подход в формировании нравственно – волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего . Однако , определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту , игре , труде , учебной деятельности .

                                 Например , на занятиях по конструированию дети должны осознать , что для того чтобы игрушка была красивой , аккуратной , нужно постараться очень точно складывать бумагу , ровно смазать сгибы клеем . На занятиях по родному языку , так же опираясь на его программное содержание , воспитатель находит другие убедительные доводы побуждающие детей к напряжению мысли , активной деятельности , преодолению трудностей .

                                  Консервативным является ныне лозунг «Дайте ребенку детство» при полном невмешательстве в интеллектуальную сферу его деятельности . Дети будут полноценными , если взрослые позаботятся найти ключ к познавательной деятельности детей , активизировать ее .

                                 Анализ практики обучения детей на занятиях в детских садах показал , что к сожалению , далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей . Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально – познавательном фоне, нередко по одной и той же схеме . Активность детей носит в основном репродуктивный , воспроизводящий характер . Воспитатель показал , объяснил – ребенок повторил . Дети почти не задают воспитателю встречных вопросов . А если и задают , то некоторые воспитатели не поддерживают их , считая что они нарушают данную логику занятия . В результате такого непродуктивного подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются . После занятий дошкольники не пытаются полученные знания и умения использовать в практической деятельности .

                                Ведущий вид деятельности школьника  – учебная деятельность . Систематическое  усвоение детьми знаний на  занятиях в детском саду составляет  основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности .

                                 Таким образом , детский сад  выполняя задачу всесторонней  подготовки к школе в процессе  систематического , целенаправленного  педагогического воздействия . В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе , изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка , с целью их коррекции , организует детскую деятельность . общение и познание с тем , чтобы способствовать развитию наиболее важных , с позиции предстоящего школьного обучения , черт личности и поведения .

 

 

 

 

 

                  2.2. Взаимодействие детского сада  и семьи .

 

                             Формирование качеств необходимых будущему школьнику можно обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи .

Информация о работе Подготовка детей к школе