Остановимся поподробнее на взаимодействии
субъектов : воспитателей и детей , воспитателей и родителей , педагогов
и учителей .
2.1 . Роль детского сада в формировании
готовности ребенка к
школьному обучению .
Среди функций , которые выполняет детский
сад в системе народного образования ,
помимо всестороннего развития ребенка,
большое место занимает подготовка детей
к школе . От того , насколько качественно
и своевременно будет подготовлен ребенок
к школе , во многом зависит успешность
его дальнейшего обучения .
Подготовка детей к школе в
детском саду включает в себя
две основные задачи : всестороннее
развитие ребенка ( физическое , умственное
, нравственное , эстетическое …)
и специальная подготовка к
усвоению тех предметов , которые он
будет изучать в школе .
Решение проблемы подготовки
к школе на занятиях в детском
саду предполагает систематическую
работу с детьми по четырем
направлениям :
- подготовка к обучению грамоте
;
- математическая подготовка ;
- подготовка к письму ;
- психологический практикум .
Содержание работы воспитателя
на занятиях по формированию
готовности к школе , таким
образом , включает в себя следующее
:
1. Формирование у детей представлений
о занятиях как важной деятельности для
приобретения знаний . На основе этих представлений
у ребенка вырабатывается активное поведение
на занятиях ( тщательное выполнение заданий
, внимание к словам воспитателя ) .
2. Формирование нравственно – волевых
качеств ( настойчивости , ответственности
, самостоятельности , старательности
) , их сформированность проявляется в
настойчивом стремлении ребенка овладеть
знаниями , умениями , прилагать для этого
достаточные усилия .
3. Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и
положительного отношения к сверстникам
, осознание значимости собственного участия
в решении общественных задач : усвоение
способов активного воздействия на сверстников
как участников общей деятельности ( умение
оказать помощь , справедливо оценивать
результаты работы сверстников , тактично
отмечать недостатки ) . Для этого дети
должны знать о моральных нормах поведения
в коллективе .
4. Формирование у детей
навыков организованного поведения
, учебной деятельности в условиях коллектива . Наличие
этих навыков оказывает существенное
влияние на общий процесс нравственного
становления личности ребенка , делает
его более самостоятельным в выборе занятий
, игр , деятельности по интересам .
Воспитание и обучение
детей в детском саду носит образовательный
характер и учитывает два направления
получения детьми знаний и умений :
широкое общение ребенка со взрослыми
и сверстниками , и организованный учебный
процесс .
В процессе общения
со взрослыми и сверстниками ребенок получает
разнообразные сведения , среди которых
выделяют две категории знаний и умений
.
Первая предусматривает знания
и умения , которыми дети могут овладеть вне организованного
обучения , в повседневном общении .
Как показывает практика , организация
получения знаний и умений
первой категории вызывает у
воспитателей наибольшую трудность
. Дети получая знания об отдельных
фактах и явлениях разными путями ( от взрослых , сверстников
и др. ) , испытывают одинаковый интерес
к достоверному познанию мира .
Помочь систематизировать знания
и умения первой категории
, развить познавательный интерес
, научить детей получать информацию в общении с
другими источниками ( книги , телевидение
, журналы и т.п. ) может программа познавательного
обучения «Любознайка» , разработанная
лабораторией начального обучения и используемая
в детских садах для детей пяти лет , автор
Г.Н. Вавилова .
Вторая категория включает знания
и умения , подлежащие усвоению
детьми на занятиях . Они более сложные по содержанию
, структуре и являются систематизированными
. На занятиях воспитатель учитывает как
дети усваивают программный материал
, выполняют задания ; проверяет быстроту
и рациональность их действий , наличие
различных умений , и наконец , определяет
у них способность соблюдать правильное
поведение , следит за тем , внимательно
ли они слушают объяснение .
«Умное» детство закладывает
хороший фундамент интеллектуальной
деятельности личности . Современные
психологи ( Венгер А.А. , Проскура
С.П. и др . ) считают , что 80 %
интеллекта формируется до восьми
лет . Такое положение выдвигает высокие требования к организации
воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются
с задачами формирования нравственно
– волевых качеств и решения
их осуществляется в тесной взаимосвязи
: познавательный интерес побуждает ребенка
к активности , способствует развитию
любознательности , а умение проявлять
настойчивость , прилежание , оказывает
влияние на качество деятельности , в результате
чего дошкольники достаточно прочно усваивают
учебный материал .
Сообщение детям новых знаний
, формирование более сложных умений позволяет воспитателю
подчеркивать значение занятий для развития
познавательных интересов . Каждый вид
занятий определенным образом влияет
на развитие личности ребенка .
Основной целью занятий является
формирование у детей знаний и умений
, однако , не менее важно воспитать в ребенке
любознательность , операционные стороны
мышления , произвольное внимание , потребность
в самостоятельном поиске ответов на возникающие
вопросы . Трудно предположить , что ребенок
у которого недостаточно сформирован
интерес к знаниям , будет активно работать
на уроке , мобилизовать усилие и волю
для выполнения заданий , овладевать знаниями
, достигать положительных результатов
в учении . Таким образом , очевидно , что
задачи умственного развития ребенка
должны решаться в тесной взаимосвязи
с задачами воспитания нравственно –
волевых качеств личности : настойчивости
, прилежания , старательности , ответственности
, стремления достигать качественного
результата , а так же доброжелательного
и уважительного отношения к сверстникам
.
Дети , у которых сформированы навыки положительного
взаимоотношения , легко входят в новый
коллектив , находят правильный тон в отношениях
с окружающими , умеют считаться с общественным
мнением , доброжелательно относятся к
товарищам , стремятся придти на помощь
. Вхождение в новый коллектив иногда является
одним из решающих фактором успешного
учения ребенка в первом классе . Поэтому
большое значение в подготовке детей к
школе имеет воспитание в них «качеств
общественности» , умения жить и трудится
в коллективе .
Одним из условий формирования
детских положительных взаимоотношений
является поддержка воспитателем
естественной потребности детей в общении . Общение должно
носить добровольный и доброжелательный
характер . С самых ранних лет необходимо
ставить ребенка в такие условия , чтобы
он жил , работал , играл , делил радости
и горести с другими детьми . Необходимо
, чтобы совместная жизнь была как можно
полнее , радостнее , ярче . Принято считать
, что труднее всего адаптируются к школе
дети «домашние» , то есть не посещающие
детский сад , мало общавшиеся со сверстниками
. Практика показывает , что это не всегда
соответствует действительности.
Значительные трудности в адаптации
могут испытывать и дети , посещавшие
детский сад , но не регулярно
. Следовательно , можно сделать
вывод , что общение детей –
необходимый элемент подготовки
к школе , а обеспечить наибольшую возможность
его реализации может в первую очередь
детский сад .
Среди широкого круга проблем
, связанных с подготовкой детей
к школе , особое место занимает
проблема взаимоотношений воспитателя
и детей .
Многих воспитателей волнует
вопрос , как построить взаимоотношения
с детьми , чтобы добиться высоких
результатов своих педагогических
воздействий .
Прежде всего , воспитателю в своей работе необходимо учитывать
индивидуальные особенности психики каждого
ребенка . Одни дети не могут сосредоточиться
на выполнение заданий , они не сдержаны
, нетерпеливы , суетливы . Другие медлительны
, не сразу включаются в занятия , игру
, возбудившись , с трудом успокаиваются
. В первом случае дети нуждаются в особо
строгом соблюдении режима дня , правильном
чередовании отдыха и работы , требующей
сосредоточенности , внимания . На таких
детей отрицательно действует обилие
впечатлений .
В общении с ними всегда необходим спокойный
, уравновешенный тон . Медлительным , вялым
детям чаще дают поручения , требующие
проявления активности , включающие их
в коллективный труд . Тон общения с такими
детьми должен быть жизнерадостным . Таким
образом , воспитание – двусторонний процесс
, диалог , который ведут между собой взрослый
и ребенок . Цель его – объединить общие
усилия , вызвать у дошкольников встречное
желание учиться , добиваться новых успехов
. Сотрудничество – условие при котором
создается наиболее благоприятная обстановка
для подготовки к школе . Большое значение
при этом играет преемственность стиля
общения с ребенком воспитателя и учителя
. Процесс общения развивается в большей
мере во время проведения занятий в детском
саду .
Главной задачей любого занятия
является формирование у ребенка
определенных знаний и умений
на основе включения его в
активную учебную деятельность.
В процессе решения этой задачи
педагог использует разнообразные методы и приемы : объяснение
, показ , вопросы и др. Следует отметить
, что только правильное их использование
позволяет эффективно решать задачи воспитания
и обучения одновременно .
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому , что его
в какой – то мере занимает , доставляет
удовольствие , действует на воображение
и чувства . Желание ребенка узнать новое
, приобретать различные умения , является
главным условием формирования нравственно
– волевых качеств . Таким образом , перед
дошкольником выдвигается задача приложения
волевых усилий . Педагог конкретизирует
способы ее реализации при планировании
содержания занятия , делает предметом
совместного с детьми обсуждения . Индивидуальный
подход в формировании нравственно –
волевых качеств осуществляется в процессе
всего воспитательного процесса и методика
его в различных видах деятельности имеет
много общего . Однако , определяется некоторая
специфика путей индивидуального подхода
к детям в быту , игре , труде , учебной деятельности
.
Например , на занятиях по конструированию дети должны осознать , что для того чтобы
игрушка была красивой , аккуратной , нужно
постараться очень точно складывать бумагу
, ровно смазать сгибы клеем . На занятиях
по родному языку , так же опираясь на его
программное содержание , воспитатель
находит другие убедительные доводы побуждающие
детей к напряжению мысли , активной деятельности
, преодолению трудностей .
Консервативным является ныне лозунг
«Дайте ребенку детство» при полном невмешательстве
в интеллектуальную сферу его деятельности
. Дети будут полноценными , если взрослые
позаботятся найти ключ к познавательной
деятельности детей , активизировать ее
.
Анализ практики обучения детей на занятиях
в детских садах показал , что к сожалению
, далеко не всегда воспитатели поддерживают
необходимую познавательную активность
детей . Многие занятия проводятся при
сниженном эмоционально – познавательном
фоне, нередко по одной и той же схеме .
Активность детей носит в основном репродуктивный
, воспроизводящий характер . Воспитатель
показал , объяснил – ребенок повторил
. Дети почти не задают воспитателю встречных
вопросов . А если и задают , то некоторые
воспитатели не поддерживают их , считая
что они нарушают данную логику занятия
. В результате такого непродуктивного
подхода познавательные интересы и активность
детей постепенно снижаются . После занятий
дошкольники не пытаются полученные знания
и умения использовать в практической
деятельности .
Ведущий вид деятельности школьника
– учебная деятельность . Систематическое
усвоение детьми знаний на
занятиях в детском саду составляет
основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности .
Таким образом , детский сад
выполняя задачу всесторонней
подготовки к школе в процессе
систематического , целенаправленного
педагогического воздействия . В задачи воспитателя детского сада
входит помимо планомерной подготовки
к школе , изучение неблагоприятных вариантов
психического развития ребенка , с целью
их коррекции , организует детскую деятельность
. общение и познание с тем , чтобы способствовать
развитию наиболее важных , с позиции предстоящего
школьного обучения , черт личности и поведения
.
2.2. Взаимодействие детского сада
и семьи .
Формирование качеств необходимых будущему
школьнику можно обеспечить лишь система
педагогических взаимодействий детского
сада и семьи .