Подготовка детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Исходя из выше сказанного , были определены задачи :
1. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению» .

2. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе подготовки детей к школе .

3. Разработать рекомендации , способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению .

Файлы: 1 файл

подготовка к школе.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

                                 Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения : отношение к нему , как к важному , общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний , интерес к определенным учебным предметам . Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей , тогда дети приобретают необходимый опыт , представления . Наличие опыта у детей способствует возникновению желания познания . Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения могут побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей , налагаемых на него школой .

                                      Предпосылками возникновения этих  мотивов служит , с одной стороны  , формирующиеся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу , приобрести  почетное в глазах ребенка положение школьника , и с другой стороны , развитие любознательности , умственной активности , обнаруживающийся в живом интересе к окружающему , в стремлении узнать новое .

                                   Неоднократно проводившиеся опросы  детей в подготовительных к  школе групп детского сада , показали , что поступления в школу хотят практически все дети , хотя обоснования этого желания они дают различные . Часть детей привлекает в школьной жизни получение знаний , а часть ссылается на внешние аксессуары : обладание портфелем , звонки , перемены  в школе и др. Это , однако , не означает , что мотивационно подобные дети к школе не готовы : решающее значение имеет само положительное отношение к ней , создающее благоприятные условия для последующего формирования более глубокой , собственно учебной мотивации .

                              Возникновению учебной мотивации  способствует формирование и  развитие любознательности , умственной активности , непосредственно связанных выделением познавательных задач , которые первоначально не выступают для ребенка как самостоятельные , будучи выделены в выполнение практической деятельности . Серьезное значение в выделении и принятии детьми познавательных задач , имеет обучение на занятиях в детском саду , где происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности , к выполнению заданий собственно познавательного характера , направляющих детей на осознанное выполнение умственной работы .

                               Следующее условие успешного  обучения заключается в достаточной  произвольности , управляемости поведения  , обеспечивающей реализацию имеющихся  у ребенка мотивов учения . Произвольность внешнего двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим , в частности организованно вести себя на уроках .

                          Основной предпосылкой овладения  произвольностью поведения является приходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов , их соподчинение , в результате которого одни мотивы выступают на первый план , а другие становятся менее важными .

                            Все это не означает , что поведение ребенка , поступающего в школу , лежит и должно отмечаться высокой степенью произвольности , но возможно , что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения , который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.

                                Выделение единого психологического новообразования , лежащего у истоков учебной деятельности , посвящены работы Д.Б. Эльконина , С.Л. Рубенштейна и др.

                                  В последние годы все больше  внимания уделяется проблеме готовности к школьному обучению и за рубежом .Решением данной проблемы занимались не только педагоги и психологи , но и врачи и антропологи . Наибольшее количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными психологическими и физическими показателями , их влияние и взаимосвязь со школьной успеваемостью / Штребель , Йирасен , Керн / По мнению этих авторов , поступающий в школу ребенок должен овладеть определенными признаками школьника : быть зрелым в умственном и социальном отношениях . К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию , произвольному вниманию , аналитическому мышлению и т.п. под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка . Социальная зрелость связывается ими с потребностью подчинять интересам и принятым условностям детской группы , а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения .

                                 В результате проведенных исследований выявлено , что на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения , который существенно необходим для успешного последующего обучения детей к школе .

                                  К концу дошкольного периода общение приобретает новую черту – произвольность . Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста начинают характеризоваться уже не только непосредственностью предметной ситуации и взаимоотношениями с окружающими , но и сознательно принимаемыми задачами , правилами , требованиями , то есть определенным контекстом .

                             Исследованиями по изменению  форм общения детей в старшем  дошкольном возрасте был разработан  Л.С. Выготским / он исследовал влияние изменившихся форм общения на формирование школьной зрелости / . В результате проведенных исследований были сформулированы ряд выводов :

1. В старшем дошкольном  возрасте у детей появляется  различные уровни произвольности – непосредственности детей в общении со взрослыми .

2. У детей с высоким  уровнем произвольного общения  со взрослыми , и у ребят  с преобладающим импульсивным  поведением образуется различное  отношение ко взрослому и его  вопросам . Дети с высоким уровнем  произвольности общения характеризуется контекстностью общения . Такие дети видят условность позиции взрослого , понимают двойной смысл его вопросов . Дети с непосредственным поведением воспринимают только прямой и однозначный смысл вопросов . Они не принимают условности позиций взрослого , испытывают трудности в понимании взрослого вообще и учителя в частности , не удерживают контекста общения .

                                   Таким образом , повышению уровня  произвольности общения со взрослыми  способствуют такие условия , при которых ребенок начинает видеть двойственность позиции и удерживать контекстность общения .

                                 В ходе исследований был выделен  развивающийся в конце дошкольного  возраста такая форма общения  ребенка со взрослыми , как контекстное общение , которое имеет немаловажное значение для проблемы исследования психологической подготовки детей к школе , то есть успешность школьного обучения тесно связано с возникновением у детей конкретной способности к контекстному общению со взрослыми .

                               Подводя итоги изучения роли  контекстного общения в психологической  подготовке  детей  к школьному обучению Можно сделать следующие выводы :

- Уровень произвольности общения  ребенка со взрослыми сказывается на успешности последующего обучения в школе .

- Овладение детьми контекстным  видом общении со взрослыми  необходимое условие принятия  учебных задач .

                            Из выше сказанного видно , что контекстное общение создает  благоприятные условия для принятия и выделения детьми учебных задач . В тоже время анализ проблемы психологической готовности детей к школьному обучению заставляет предположить , что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов решаемой проблемы , и наряду отношения ребенка ко взрослому необходимо рассматривать и отношения детей со сверстниками .

                           Важные результаты по этой  проблеме получены в психологии  учебной деятельности ( В.В. Давыдов  , Р.Я. Гузман , В.В. Рубцов , Г.А.  Цукерман и др . ) В этих работах приводятся убедительные данные , говорящие о том , что общение детей существенным образом сказывается на эффективности обучения и полноценности полученных школьных знаний . Хорошо подготовленные к школе дети имеют высокий тип общения со сверстниками , а ученики , не готовые к школьному обучению , находятся на очень низкой стадии общения .

                          Изучив роль общения со сверстниками в психологической подготовке детей к школьному обучению , мы можем сделать следующие выводы :

                          В старшем дошкольном возрасте  у детей возникает и интенсивно  развивается новый тип общения  со сверстниками , который близок  по характеру общения со взрослыми  и существенно связан с успешностью учения детей в школе .

                         Итак , общение детей со взрослыми и сверстниками неоднородно и проходит в своем развитии разные формы . Эти формы связаны генетической и логической преемственностью , которую необходимо учитывать при обучении и воспитании детей дошкольного возраста и при подготовке их к школе .

                           Психологическая готовность к  школьному обучению одна из  важнейших проблем детской и  педагогической психологии . От ее  решения зависит как построение  оптимальной программы воспитания  и обучения дошкольников , а так же формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов . Многие зарубежные авторы , занимающиеся проблемой их зрелости ( Гетцен , Керн , Штребель ) , указывают на отсутствие импульсивных реакций как на важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе .

                              Важнейшая сторона психологической  готовности к школьному обучению  – уровень волевого развития  ребенка , участие в общественной  деятельности , умение принимать систему требований , предъявляемых школой и учителем .

                              Процесс совместной деятельности  в начальных классах в значительной  мере основан на выполнении  под руководством учителя собственной  работы детей с различного  рода материалом . Поэтому ребенок , поступая в школу , должен так же уметь планомерно обследовать предметы , выделять их разнообразные свойства , то есть владеть достаточно точным и расчлененным восприятием .

                                  Определяет готовность ребенка  к школьному обучению и уровень развития его речи – умение связно , последовательно описывать предметы , картинки , события , передавать ход мыслей , объяснять то или иное явление , правило . Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве .

                                  Формирование качеств , необходимых  будущему школь-нику , помогает система педагогических воздействий , основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом .

                                 Однако , при обилии разнообразной и доступной теоретической литературы по вопросам подготовки детей к школе , на практике часто приходится сталкиваться с тем , что дети идут в школу неготовыми или недостаточно готовыми , несмотря на то , что и родители , и воспитатели осознают необходимость подготовки ребенка к школе . Но обучение дошкольников требует специальных знаний .

                                   Прежде чем приступить к обучению , необходимо к этому подготовиться  . Лучше совсем не обучать , чем обучать неправильно , а потом переучивать . Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно , и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства .

                                    Изучение теоретической литературы позволяет выделить  критерии , опираясь на которые мы можем судить о том , готов или не готов ребенок к поступлению в школу . Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем развития физической , психологической , нравственной и мыслительной деятельностью . В деятельности , как в фокусе , собираются все достижения развития – состояние моторики , восприятия , мышления , памяти , внимания , воли .

                                    Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем ввиду позитивное изменение в физическом развитии , показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения . Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит / то есть все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее / .Следует так же отметить успехи в освоении движений , появление полезных двигательных качеств / ловкость , быстрота , точность и др . / , развитие грудной клетки , мелкой мускулатуры пальцев рук . Это служит гарантией овладения письмом . Так , благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного  возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе , без которой он не может успешно справляться с новыми учебными нагрузками .

                                       В понятие эмоционально – волевой  готовности к школе входит : желание  ребенка учиться ; умение преодолеть  препятствия , управлять своим  поведением ; правильное отношение  ребенка к взрослым и товарищам ; сформировать такие качества как трудолюбие , самостоятельность , усидчивость , настойчивость .

                                    Психологическая готовность ребенка  к школе предполагает сформированность  произвольности ( памяти , внимания , мышления ) , сформированность дифференцированного восприятия , познавательной активности , познавательных интересов .

Информация о работе Подготовка детей к школе