Первым условием успешного обучения ребенка в начальной
школе является наличие у него соответствующих
мотивов обучения : отношение к нему , как
к важному , общественно значимому делу,
стремление к приобретению знаний , интерес
к определенным учебным предметам . Познавательный
интерес к любому объекту и явлению развивается
в процессе активной деятельности самих
детей , тогда дети приобретают необходимый
опыт , представления . Наличие опыта у
детей способствует возникновению желания
познания . Только наличие достаточно
сильных и устойчивых мотивов учения могут
побудить ребенка к систематическому
и добросовестному выполнению обязанностей
, налагаемых на него школой .
Предпосылками возникновения этих
мотивов служит , с одной стороны
, формирующиеся к концу дошкольного детства общее желание
детей поступить в школу , приобрести
почетное в глазах ребенка положение школьника
, и с другой стороны , развитие любознательности
, умственной активности , обнаруживающийся
в живом интересе к окружающему , в стремлении
узнать новое .
Неоднократно проводившиеся опросы
детей в подготовительных к
школе групп детского сада , показали
, что поступления в школу хотят практически
все дети , хотя обоснования этого желания
они дают различные . Часть детей привлекает
в школьной жизни получение знаний , а
часть ссылается на внешние аксессуары
: обладание портфелем , звонки , перемены
в школе и др. Это , однако , не означает
, что мотивационно подобные дети к школе
не готовы : решающее значение имеет само
положительное отношение к ней , создающее
благоприятные условия для последующего
формирования более глубокой , собственно
учебной мотивации .
Возникновению учебной мотивации
способствует формирование и
развитие любознательности , умственной активности
, непосредственно связанных выделением
познавательных задач , которые первоначально
не выступают для ребенка как самостоятельные
, будучи выделены в выполнение практической
деятельности . Серьезное значение в выделении
и принятии детьми познавательных задач
, имеет обучение на занятиях в детском
саду , где происходит переход от выполнения
заданий облеченных в форму игры или одного
из продуктивных видов деятельности ,
к выполнению заданий собственно познавательного
характера , направляющих детей на осознанное
выполнение умственной работы .
Следующее условие успешного
обучения заключается в достаточной
произвольности , управляемости поведения
, обеспечивающей реализацию имеющихся
у ребенка мотивов учения . Произвольность
внешнего двигательного поведения обеспечивает
ребенку возможность выдерживать школьный
режим , в частности организованно вести
себя на уроках .
Основной предпосылкой овладения
произвольностью поведения является приходящее к концу
дошкольного возраста формирование системы
мотивов , их соподчинение , в результате
которого одни мотивы выступают на первый
план , а другие становятся менее важными
.
Все это не означает , что поведение ребенка , поступающего
в школу , лежит и должно отмечаться высокой
степенью произвольности , но возможно
, что в дошкольном возрасте складывается
такой механизм поведения , который обеспечивает
переход к новому типу поведения в целом.
Выделение единого психологического новообразования
, лежащего у истоков учебной деятельности
, посвящены работы Д.Б. Эльконина , С.Л.
Рубенштейна и др.
В последние годы все больше
внимания уделяется проблеме готовности к школьному обучению
и за рубежом .Решением данной проблемы
занимались не только педагоги и психологи
, но и врачи и антропологи . Наибольшее
количество исследований посвящено установлению
взаимосвязей между различными психологическими
и физическими показателями , их влияние
и взаимосвязь со школьной успеваемостью
/ Штребель , Йирасен , Керн / По мнению этих
авторов , поступающий в школу ребенок
должен овладеть определенными признаками
школьника : быть зрелым в умственном и
социальном отношениях . К умственной
области авторы относят способность ребенка
к дифференцированному восприятию , произвольному
вниманию , аналитическому мышлению и
т.п. под эмоциональной зрелостью они понимают
эмоциональную устойчивость и почти полное
отсутствие импульсивной реакции ребенка
. Социальная зрелость связывается ими
с потребностью подчинять интересам и
принятым условностям детской группы
, а так же со способностью взять на себя
социальную роль школьника в общественной
ситуации школьного обучения .
В результате проведенных исследований
выявлено , что на рубеже старшего дошкольного
и младшего школьного возраста появляется
новый тип общения , который существенно
необходим для успешного последующего
обучения детей к школе .
К концу дошкольного периода общение приобретает
новую черту – произвольность . Содержание
и строение общения к концу дошкольного
возраста начинают характеризоваться
уже не только непосредственностью предметной
ситуации и взаимоотношениями с окружающими
, но и сознательно принимаемыми задачами
, правилами , требованиями , то есть определенным
контекстом .
Исследованиями по изменению
форм общения детей в старшем
дошкольном возрасте был разработан
Л.С. Выготским / он исследовал влияние
изменившихся форм общения на формирование
школьной зрелости / . В результате проведенных
исследований были сформулированы ряд
выводов :
1. В старшем дошкольном
возрасте у детей появляется
различные уровни произвольности – непосредственности детей в общении
со взрослыми .
2. У детей с высоким
уровнем произвольного общения
со взрослыми , и у ребят
с преобладающим импульсивным
поведением образуется различное
отношение ко взрослому и его
вопросам . Дети с высоким уровнем
произвольности общения характеризуется
контекстностью общения . Такие дети видят
условность позиции взрослого , понимают
двойной смысл его вопросов . Дети с непосредственным
поведением воспринимают только прямой
и однозначный смысл вопросов . Они не
принимают условности позиций взрослого
, испытывают трудности в понимании взрослого
вообще и учителя в частности , не удерживают
контекста общения .
Таким образом , повышению уровня
произвольности общения со взрослыми
способствуют такие условия , при которых ребенок
начинает видеть двойственность позиции
и удерживать контекстность общения .
В ходе исследований был выделен
развивающийся в конце дошкольного
возраста такая форма общения
ребенка со взрослыми , как контекстное общение , которое
имеет немаловажное значение для проблемы
исследования психологической подготовки
детей к школе , то есть успешность школьного
обучения тесно связано с возникновением
у детей конкретной способности к контекстному
общению со взрослыми .
Подводя итоги изучения роли
контекстного общения в психологической
подготовке детей к школьному обучению Можно сделать следующие
выводы :
- Уровень произвольности общения
ребенка со взрослыми сказывается
на успешности последующего обучения
в школе .
- Овладение детьми контекстным
видом общении со взрослыми
необходимое условие принятия
учебных задач .
Из выше сказанного видно ,
что контекстное общение создает
благоприятные условия для принятия
и выделения детьми учебных задач . В тоже
время анализ проблемы психологической
готовности детей к школьному обучению
заставляет предположить , что общение
ребенка со взрослыми не охватывает всех
аспектов решаемой проблемы , и наряду
отношения ребенка ко взрослому необходимо
рассматривать и отношения детей со сверстниками
.
Важные результаты по этой
проблеме получены в психологии
учебной деятельности ( В.В. Давыдов
, Р.Я. Гузман , В.В. Рубцов , Г.А.
Цукерман и др . ) В этих работах приводятся
убедительные данные , говорящие о том
, что общение детей существенным образом
сказывается на эффективности обучения
и полноценности полученных школьных
знаний . Хорошо подготовленные к школе
дети имеют высокий тип общения со сверстниками
, а ученики , не готовые к школьному обучению
, находятся на очень низкой стадии общения
.
Изучив роль общения со сверстниками в
психологической подготовке детей к школьному
обучению , мы можем сделать следующие
выводы :
В старшем дошкольном возрасте
у детей возникает и интенсивно
развивается новый тип общения
со сверстниками , который близок
по характеру общения со взрослыми
и существенно связан с успешностью учения
детей в школе .
Итак , общение детей со взрослыми и сверстниками
неоднородно и проходит в своем развитии
разные формы . Эти формы связаны генетической
и логической преемственностью , которую
необходимо учитывать при обучении и воспитании
детей дошкольного возраста и при подготовке
их к школе .
Психологическая готовность к
школьному обучению одна из
важнейших проблем детской и
педагогической психологии . От ее
решения зависит как построение
оптимальной программы воспитания
и обучения дошкольников , а так же формирование
полноценной учебной деятельности у учащихся
начальных классов . Многие зарубежные
авторы , занимающиеся проблемой их зрелости
( Гетцен , Керн , Штребель ) , указывают
на отсутствие импульсивных реакций как
на важнейший критерий психологической
подготовленности детей к школе .
Важнейшая сторона психологической
готовности к школьному обучению
– уровень волевого развития
ребенка , участие в общественной
деятельности , умение принимать систему
требований , предъявляемых школой и учителем
.
Процесс совместной деятельности
в начальных классах в значительной
мере основан на выполнении
под руководством учителя собственной
работы детей с различного
рода материалом . Поэтому ребенок ,
поступая в школу , должен так же уметь
планомерно обследовать предметы , выделять
их разнообразные свойства , то есть владеть
достаточно точным и расчлененным восприятием
.
Определяет готовность ребенка
к школьному обучению и уровень развития
его речи – умение связно , последовательно
описывать предметы , картинки , события
, передавать ход мыслей , объяснять то
или иное явление , правило . Большое значение
имеет хорошая ориентировка ребенка в
пространстве .
Формирование качеств , необходимых
будущему школь-нику , помогает система
педагогических воздействий , основанных
на правильной ориентации детской деятельности
и педагогического процесса в целом .
Однако , при обилии разнообразной и доступной
теоретической литературы по вопросам
подготовки детей к школе , на практике
часто приходится сталкиваться с тем ,
что дети идут в школу неготовыми или недостаточно
готовыми , несмотря на то , что и родители
, и воспитатели осознают необходимость
подготовки ребенка к школе . Но обучение
дошкольников требует специальных знаний
.
Прежде чем приступить к обучению
, необходимо к этому подготовиться
. Лучше совсем не обучать , чем
обучать неправильно , а потом переучивать
. Поэтому к вопросу подготовки к школе
следует подходить осторожно , и рассматривать
его как комплексную задачу всестороннего
развития ребенка в период дошкольного
детства .
Изучение теоретической литературы позволяет
выделить критерии , опираясь на которые
мы можем судить о том , готов или не готов
ребенок к поступлению в школу . Готовым
к школе можно считать ребенка с достаточно
высоким уровнем развития физической
, психологической , нравственной и мыслительной
деятельностью . В деятельности , как в
фокусе , собираются все достижения развития
– состояние моторики , восприятия , мышления
, памяти , внимания , воли .
Говоря о физической готовности
ребенка к школьному обучению мы имеем
ввиду позитивное изменение в физическом
развитии , показывающее биологическую
зрелость ребенка необходимую для начала
школьного обучения . Ребенок должен быть
достаточно хорошо физически развит /
то есть все параметры его развития не
имеют отрицательных отклонений от нормы
и даже иногда несколько опережают ее
/ .Следует так же отметить успехи в освоении
движений , появление полезных двигательных
качеств / ловкость , быстрота , точность
и др . / , развитие грудной клетки , мелкой
мускулатуры пальцев рук . Это служит гарантией
овладения письмом . Так , благодаря правильному
воспитанию к концу дошкольного возраста
у ребенка складывается общая физическая
готовность к школе , без которой он не
может успешно справляться с новыми учебными
нагрузками .
В понятие эмоционально – волевой
готовности к школе входит : желание
ребенка учиться ; умение преодолеть
препятствия , управлять своим
поведением ; правильное отношение
ребенка к взрослым и товарищам ; сформировать
такие качества как трудолюбие , самостоятельность
, усидчивость , настойчивость .
Психологическая готовность ребенка
к школе предполагает сформированность
произвольности ( памяти , внимания , мышления
) , сформированность дифференцированного
восприятия , познавательной активности
, познавательных интересов .