Понятие адаптации. Социальная адаптация как фактор, определяющий успешность деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 03:35, реферат

Описание работы

Встреча с новым часто вызывает стрессовые состояния организма. Особенно остро это проявляется, когда организм не умеет приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям существования. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психологическую адаптацию. Для нашего исследования важно раскрыть понятие адаптации социально-психологической.

Файлы: 1 файл

Понятие адаптации.docx

— 44.27 Кб (Скачать файл)

Понятие адаптации. Социальная адаптация как фактор, определяющий успешность деятельности

 

Встреча с новым часто  вызывает стрессовые состояния организма. Особенно остро это проявляется, когда организм не умеет приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям существования. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психологическую  адаптацию. Для нашего исследования важно раскрыть понятие адаптации  социально-психологической.

Адаптация социально-психическая - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближения целей их деятельностей, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение  в её ролевую структуру. Этот вид  адаптации имеет два спектра - биологический и психологический. Первый - общий для человека и  животных - включает приспособление организма  к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, влажности и  другим условиям, а также к изменениям в организме (заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций). Второй - приспособление человека как  личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого  общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая  адаптация осуществляется путём  усвоения норм и ценностей данного  общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, семье). Основные проявления психологической  адаптации - взаимодействие человека с  окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшими средствами достижения психологической адаптации  являются общее образование и  воспитание, а также трудовая и  профессиональная подготовка.

Адаптация социальная - интегративный  показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции. Например, такие  как адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и  общения с окружающими, способность  к труду, обучаемость, умение организовать досуг и отдых, способность к  самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Сам же процесс активной адаптации индивида к условиям, требованиям социальной среды, называется в психологии социальной адаптацией, социоаккомодацией.

Соотношение таких компонентов  социальной адаптации как процесс  активного приспособления индивида к условиям социальной среды и  результат этого процесса, определяет характер поведения и зависит  от целей и ценностных ориентаций индивида, от возможностей их достижения в среде социальной. Хотя адаптация  социальная идет непрерывно, это понятие  обычно связывается с периодами  кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости  от структуры потребностей и мотивов  индивида: первый тип - активный - характерен преобладанием активного воздействия  на среду социальную; второй тип - пассивный - определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Важный аспект социальной адаптации - принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение  адаптации социальной к одному из основных социально-психических механизмов социализации личности. Эффективность  адаптации существенно зависит  от того, насколько адекватно индивид  воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведёт  к нарушениям адаптации, крайним  выражение чего служит аутизм.

Заметим, что эффективность  реализации программы социальной адаптации  во многом зависит от того, насколько  четко сам индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Деформированное  представление о себе, окружающих людях приводит к деструкции адаптации  социальной, неврозам, состояниям стресса, к девиантному поведению (употреблению алкоголесодержащих и токсичных препаратов). Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адаптационные реакции организма  на неблагоприятные воздействия  значительной интенсивности имеют  ряд общих неспецифических черт и называются адаптационным синдромом, то есть ответной реакцией организма  на стрессоры. Впервые термин «адаптационный синдром» был предложен в 1936 году канадским физиологом Г.Селье. В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии: 1) стадия тревоги - включает фазу шока и противошока (мобилизация защитных реакций организма). Вся стадия длится от нескольких часов до двух суток; 2) стадия сопротивляемости - сопровождается повышением устойчивости организма к различным воздействиям; 3) в зависимости от исхода второй стадии наступает стадия стабилизации (адаптация к стресс-факторам) или стадия истощения (дезадаптация, дегенерация организма, или, как крайний вариант, гибель). Иногда выделяют различные фазы процессов адаптации к необычным экстремальным условиям; например, фазу первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации [5].

Каждый человек обладает разной адаптационной способностью, то есть способностью приспосабливаться  к различным требованиям среды (социальным, физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без  конфликта со средой. В целом адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли [6]. А.В. Петровский говорит, что становление личности определяется особенностями взаимоотношений человека с членами референтной группы. Для любой группы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения человека с группой и влияют на формирование его личности. При вхождении в новую стабильную группу личность, прежде всего, приспосабливается к ней - овладевает формами и средствами деятельности. Фаза адаптации к социальной группе предполагает утрату личностью своих индивидуальных черт. Пройдя, наряду с адаптацией фазы индивидуализации и интеграции, личность входит в социальную группу [7]. Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если не удается преодолеть трудности адаптации, у человека могут появиться такие личностные качества как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе.

На успешность адаптации  будут влиять две группы факторов: внешние (касающихся самого процесса деятельности и условий, в которых он протекает) и внутренние (относящиеся к адаптируемой личности, ее физическим, функциональным и психологическим характеристикам).

Деятельность дошкольника  является своеобразной по своим целям  и задачам, содержанию, внешним и  внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических  процессов, проявлениями мотивации, состояниям личности. Основная сложность перехода от игровой деятельности к обучению в школе заключается в изменении  вида контроля - возрастает роль интернального самоконтроля. Теперь, будучи школьником, важно, оценивать себя самостоятельно, субъективно и адекватно смотреть на свои возможности, способности, качества [8]. Необходимым условием успешной деятельности школьника является освоение новых для него особенностей учебы. Это устраняет ощущение внутреннего дискомфорта и блокирует возможность конфликта со средой. На протяжении первого года обучения складывается коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П.Павловым психофизиологическое явление - динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних школьников выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характерами типа ВНД, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение.

В проведенных исследованиях  процесса адаптации первоклассников  к школе обычно выделяются следующие  главные трудности: отрицательные  переживания, связанные со сменой коллектива, недостаточная психологическая  подготовка; поиск оптимального решения  труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания [9]. Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них  объективно неизбежны, другие носят  субъективный характер и связаны  со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и ДОУ.

Исследователи различают  три формы адаптации первоклассников:

) адаптация формальная, касающаяся  познавательно-информационного приспособления  дошкольников к новому окружению,  к структуре школы и содержанию  обучения в ней, ее требованиям,  к своим обязанностям;

) общественная адаптация,  то есть процесс внутренней  интеграции (объединения) группы  дошкольников и интеграция этих  же групп со школьным окружением  в целом;

) дидактическая адаптация,  касающаяся подготовки дошкольника  к новым формам и методам  учебной работы в школе.

Исследования показали, что  первоклассники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в детском саду, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, умение контролировать и  оценивать себя [10].

Успешность адаптации  определяется еще и таким психическим  свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются  личностные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность  мотивации и тому подобное) и весь интеллектуальный потенциал человека. Кроме этого, к факторам, определяющим успешность адаптации, можно отнести:

) направленность личности, в основе которой лежат потребности  человека, формирующие, в конечном  счете, мотивы и цели его  деятельности;

) мировоззрение - систему  убеждений, представлений, идей, взглядов индивида на окружающую  действительность. Оно проявляется в понимании и оценке событий, фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на волю, чувства, мотивы;

) темперамент, который  влияет на скорость протекания  психических процессов, реакций  в сложных ситуациях, и др.;

) характер, а именно: интеллектуальные  черты - наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; эмоциональные черты  - уверенность, бодрость; волевые  черты - целеустремленность, выдержка, решительность; нравственные черты  - долг, честность;

) способности - внимательность, наблюдательность, определенные качества  мышления, памяти;

) особенности самосознания  и самопонимания. В исследованиях установлена достаточно устойчивая и подтверждавшаяся на разных выборках зависимость успешности адаптации от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. Среди дезадаптированных чаще всего встречаются дети с излишней самоуспокоенностью, беззаботностью и неадекватностью самооценки [11].

Таким образом, можно выделить главное, а именно, адаптация - это  приспособление организма к внешним  условиям. Для нашей работы интересен  психологический аспект адаптации. Однако нельзя провести четкой грани  между физическим и психологическим  аспектом адаптации, так как изменения, сопровождающие этот процесс, затрагивают  все уровни организма - от молекулярного до глубоко психического.


Информация о работе Понятие адаптации. Социальная адаптация как фактор, определяющий успешность деятельности