Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 03:35, реферат
Встреча с новым часто вызывает стрессовые состояния организма. Особенно остро это проявляется, когда организм не умеет приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям существования. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психологическую адаптацию. Для нашего исследования важно раскрыть понятие адаптации социально-психологической.
Понятие адаптации. Социальная адаптация как фактор, определяющий успешность деятельности
Встреча с новым часто вызывает стрессовые состояния организма. Особенно остро это проявляется, когда организм не умеет приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям существования. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психологическую адаптацию. Для нашего исследования важно раскрыть понятие адаптации социально-психологической.
Адаптация социально-психическая
- оптимизация взаимоотношений
Адаптация социальная - интегративный
показатель состояния человека, отражающий
его возможности выполнять
Соотношение таких компонентов социальной адаптации как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса, определяет характер поведения и зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, от возможностей их достижения в среде социальной. Хотя адаптация социальная идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.
Основные типы адаптационного
процесса формируются в зависимости
от структуры потребностей и мотивов
индивида: первый тип - активный - характерен
преобладанием активного
Важный аспект социальной
адаптации - принятие индивидом социальной
роли. Этим обусловлено отнесение
адаптации социальной к одному из
основных социально-психических
Заметим, что эффективность реализации программы социальной адаптации во многом зависит от того, насколько четко сам индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Деформированное представление о себе, окружающих людях приводит к деструкции адаптации социальной, неврозам, состояниям стресса, к девиантному поведению (употреблению алкоголесодержащих и токсичных препаратов). Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих неспецифических черт и называются адаптационным синдромом, то есть ответной реакцией организма на стрессоры. Впервые термин «адаптационный синдром» был предложен в 1936 году канадским физиологом Г.Селье. В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии: 1) стадия тревоги - включает фазу шока и противошока (мобилизация защитных реакций организма). Вся стадия длится от нескольких часов до двух суток; 2) стадия сопротивляемости - сопровождается повышением устойчивости организма к различным воздействиям; 3) в зависимости от исхода второй стадии наступает стадия стабилизации (адаптация к стресс-факторам) или стадия истощения (дезадаптация, дегенерация организма, или, как крайний вариант, гибель). Иногда выделяют различные фазы процессов адаптации к необычным экстремальным условиям; например, фазу первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации [5].
Каждый человек обладает разной адаптационной способностью, то есть способностью приспосабливаться к различным требованиям среды (социальным, физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. В целом адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли [6]. А.В. Петровский говорит, что становление личности определяется особенностями взаимоотношений человека с членами референтной группы. Для любой группы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения человека с группой и влияют на формирование его личности. При вхождении в новую стабильную группу личность, прежде всего, приспосабливается к ней - овладевает формами и средствами деятельности. Фаза адаптации к социальной группе предполагает утрату личностью своих индивидуальных черт. Пройдя, наряду с адаптацией фазы индивидуализации и интеграции, личность входит в социальную группу [7]. Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если не удается преодолеть трудности адаптации, у человека могут появиться такие личностные качества как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе.
На успешность адаптации
будут влиять две группы факторов:
внешние (касающихся самого процесса деятельности
и условий, в которых он протекает)
и внутренние (относящиеся к адаптируемой
личности, ее физическим, функциональным
и психологическим
Деятельность дошкольника
является своеобразной по своим целям
и задачам, содержанию, внешним и
внутренним условиям, средствам, трудностям,
особенностям протекания психических
процессов, проявлениями мотивации, состояниям
личности. Основная сложность перехода
от игровой деятельности к обучению
в школе заключается в
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П.Павловым психофизиологическое явление - динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних школьников выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характерами типа ВНД, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение.
В проведенных исследованиях процесса адаптации первоклассников к школе обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные со сменой коллектива, недостаточная психологическая подготовка; поиск оптимального решения труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания [9]. Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и ДОУ.
Исследователи различают
три формы адаптации
) адаптация формальная, касающаяся
познавательно-информационного
) общественная адаптация,
то есть процесс внутренней
интеграции (объединения) группы
дошкольников и интеграция
) дидактическая адаптация,
касающаяся подготовки
Исследования показали, что первоклассники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в детском саду, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, умение контролировать и оценивать себя [10].
Успешность адаптации определяется еще и таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личностные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и тому подобное) и весь интеллектуальный потенциал человека. Кроме этого, к факторам, определяющим успешность адаптации, можно отнести:
) направленность личности,
в основе которой лежат
) мировоззрение - систему
убеждений, представлений,
) темперамент, который
влияет на скорость протекания
психических процессов,
) характер, а именно: интеллектуальные
черты - наблюдательность, рассудительность,
гибкость ума; эмоциональные
) способности - внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти;
) особенности самосознания и самопонимания. В исследованиях установлена достаточно устойчивая и подтверждавшаяся на разных выборках зависимость успешности адаптации от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. Среди дезадаптированных чаще всего встречаются дети с излишней самоуспокоенностью, беззаботностью и неадекватностью самооценки [11].
Таким образом, можно выделить главное, а именно, адаптация - это приспособление организма к внешним условиям. Для нашей работы интересен психологический аспект адаптации. Однако нельзя провести четкой грани между физическим и психологическим аспектом адаптации, так как изменения, сопровождающие этот процесс, затрагивают все уровни организма - от молекулярного до глубоко психического.