Понятие, особенности девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
 выявить причины и истоки отклоняющегося поведения
 определить основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков……………….8

§ 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..18

§ 3. Особенности поведения подростков с девианттым поведением………...24
§ 4. Профилактика отклонений в поведении подростков……………………..30

Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая девиантное поведение.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)


38

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

§ 1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков……………….8

 

§ 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по     профилактике и преодолению девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..18

 

§ 3. Особенности поведения подростков с девианттым поведением………...24

§ 4. Профилактика отклонений в поведении подростков……………………..30

 

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………...........39

Приложения………………………………………………………………………….............41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречие между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным суждением ее реальных границе мощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы  и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. «Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе реагируются подростками, причем грубо, по-хамски с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками».[1]

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющего поведения. В стадии становления находится новая научная дисциплина – психология девиантного поведения (В.Д. Менделевич, 2001).

Проблема девиантного поведения – проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков преобретает все более открытые и воинствующие формы, поражая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще большей экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально- экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом.

Девиантное поведение подростков – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них за пределами 18-летия.

В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее установления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности личностной организации времени.

Интерес к обозначенной теме обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями. «Шок будущего» (А. Тоффлер) – не выдумка науки, в наше время он хорошо известен и взрослым, и детям, и целому обществу. Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать свое время, более того у них не развито смыслообразование и целеполагание, не сформировано ценностное отношение ко времени. Научный анализ условий формирования ценностного отношения ко времени, развития установки на сознательное построение собственной жизни детьми и подростками могут обогатить и педагогический процесс.

Девиантное поведение есть результат неуспешного личностно-сценарного построения жизнедеятельности, рассматриваемого в контексте времени, основанного социопатической системе убеждений. Профилакика девиантного поведения может быть организована в подростковом возрасте путем инициации целеполагания в развернутом процессе сценарного построения жизнедеятельности, создания образов социально приемлемого и желаемого будущего и адекватных профессиональных проекций. Формирование просоциального поведения возможно при опережающем развитии смысловой сферы личности подростков через систему решения личностно-значимых задач становления ценностного отношения к времени жизни и последовательное овладение соответствующими уровнями смоорганизации. Самоорганизация рассматривается как продукт становления субъективного отношения к пространству личностно-временного развития, требующего овладения действиями организации времени жизни для реализации личностно-значимых целей и смыслов.

Пути формирования самоорганизации времени жизни подростков, испыпывающих воздействие социально неблагоприятных факторов, видятся следушим образом:

1.      Актуализация и формирование индивидуально-личностных смыслов жизнедеятельности, их соотнесение с планами организации наличного бытия, построение иерархической системы уровней самоорганизации, включающей: а) мотивационно-смысловое отношение ко времени; б)  предметно-практическую ориентацию на время («чувство времени»); в)  смысловое пребразование целей и временных затрат в системе задач повседневной жизнедеятельности.

2.      Функционирование рефлексивного плана сознания по отношению к реальному времени и способности прогнозировать будущее в соответствии с разумной мотивацией своих действий.

3.      Обучение совершенному владению действиями организации времени жизни по мере становления временной организации внутренних схем деятельности личности, их координации с динамикой целей и смыслов.

4.      Поэтапное формирование самоорганизации времени жизни (этапы: диагностический, мобилизационно-побудительный, обучающий, организационный, коммуникативный, продуктивный, контрольный). Основу для формирования составляет начальный этап, связанный с конкретной инициацией сценарного построения жизнедеятельности, созданием образов будущего и профессиональных проекций, изменением отношений личности к своему времени и трансформацию ее смысловых позиций. Механизм формирования самоорганизации времени жизни (СОВЖ) у подростков предполагает специальное развертывение смысловой перспективы, формирование намерений, сопостовление их с собственными возможностями и смысловыми значениями, обнаружение противоречий между ними и их разрешением.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Причинами отклонений в поведении ребенка являются политическая, социально-экономическая нестабильность общества, усиление влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятные семейно-бытовыс отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость родителей, увеличение числа разводов.

Постоянно увеличивается число подростков, лишенных родительского попечения, растет количество обездоленных детей, вырастает детская проституция, алкоголизм, беспризорность, безнадзорность, отмечается падение интереса к обучению и трудовой деятельности.
В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования девиантного поведения подростков. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением по месту жительства, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазны улицы.

Необходимость и важность коррекционно-профилактической работы очевидны. Как свидетельствуют научные исследования и педагогическая практика, проблемы девиантного поведения детей находятся в центре внимания образовательных и социальных учреждений. Тем не менее не каждый педагог может эффективно организовать педагогический процесс и достигнуть ощутимых результатов в изменении поведения ребенка из-за недостаточной профессиональной подготовленности к работе с трудным ребёнком с учетом его традиционной, национальной и педагогической культуры, бытующей в семье.

Методологические, теоретические и практические аспекты проблемы отклоняющегося развития и поведения детей рассмотрены в работах видных ученых-исследователей различных областей науки.

Общие закономерности социального взаимодействия, его детерминации в процессе становления личности, формирования человека раскрыты в исследованиях философов и социологов А.И. Антонова, В.Г. Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Г.Г. Силласте, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчева.

Изучением социально-педагогических причин возникновения отклонений в поведении подростков занимались Ю.В. Гербеев, А.Л. Гройсман, Э.Г. Костяшкин, Г.П. Медведев, И.А. Невский и др. Нравственно-правовой аспект девиантного поведения несовершеннолетних раскрывается в работах Б.Н. Алмазова, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.М. Миньковского, И.В. Павлова, Д.И. Фельдштейна. Вопросы диагностики отклоняющегося развития и поведения рассматриваются в трудах А.С. Белкина, В.М. Обухова, В.Г. Степанова и др. Поисками путей и средств предупреждения и преодоления отклонений в поведении учащихся занимаются С.А. Бадмаев, С.А. Беличева, В.Н. Гуров, И.А. Невский и др. Рассмотрению комплексного подхода к профилактике отклонений в поведении школьников посвящены работы А.И. Островского и Ю.И. Юрички.

 

Объект исследования: процесс социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения  подростков.

Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков.

Цель курсовой работы:

      выявить причины и истоки отклоняющегося поведения

      определить основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков

Задачи исследования:

      Раскрыть понятие, особенности девиантного поведения подростков;

      Определить основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков;

      Раскрыть особенности поведения подростков с девианттым поведением;

      Провести анализ профилактики отклонений в поведении подростков.

 

Методы исследования: Теоретический анализ и синтез психологической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения её разработанности и определения дальнейших путей исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков

 

 

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера. ≪Социальная норма≫ (≪социальные номы≫) — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленые (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимымусловием взаимодействия.

   В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности. Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам, они подразделяются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей — гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

    Социальное отклонение — это социальное развитие человека, поведение которого не соответствует общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального   отклонения:   асоциальное    поведение   и     антисоциальное.

Информация о работе Понятие, особенности девиантного поведения подростков