Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 21:50, курсовая работа
Цель курсовой работы:
выявить причины и истоки отклоняющегося поведения
определить основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков
Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков……………….8
§ 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..18
§ 3. Особенности поведения подростков с девианттым поведением………...24
§ 4. Профилактика отклонений в поведении подростков……………………..30
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………
Асоциальное поведение (от греч. а — отрицательная частица ≪не≫, ≪без≫ и лат. socialis — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. Антисоциальное (от греч. anti — против и социальный) — это противоправное поведение человека.
В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение —отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.
Термин ≪отклоняющееся≫ (поведение) часто заменяют термином ≪девиантное≫ (от лат. deviatio — отклонение) или ≪делинквентное≫ (от лат. delinquens — правонарушитель).
Л.В. Мардахаев считает, что «девиантное поведение человека - система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил». Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.
В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование особой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориентацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в ≪большом≫ обществе. К таким представителям принадлежат те, для которых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов [6 с.119-121].
Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть развития. На практике психологи не редко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике. Увлекающийся словесными оценками учитель легко разнесет по полочкам трудновоспитуемости и психологических аномалий всех своих учеников. Да и в семейном кругу родители нередко припечатывают свое чадо: «Ты что ненормальный!» Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной годами опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не всегда обладает. Родители тоже в запале не очень-то заботятся об истинности своих высказываний. Увлечение определениями из области психиатрии может быть даже выгодным: «наклеив» на трудного, не совсем понятного ребенка, ярлык, учитель или родитель тем самым как бы отгораживается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с подростками.
С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к преключениям, завоеванию презнания, испытанию границ дозволенного (Л.Б. Ермолаева-Томина, В.С. Мухина, Г.К. Мяло, Д.И. Дельдштейн, Л.Б. Филонов). Поисковая активнось подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведениеестественно и необходимо. Не случайно Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н. И. Озерецкого, полагаем, что девиантом можно называть того подростка, который « не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.
Виды девиантного поведения. Девиантное поведние подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилиптоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и называются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и креминальном (преступном) поведении.
На основании ключевых положений работ отечественных (А.А. Александров, В.В. Королев, Н.В. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, В. Ф. Пирожков, Г.В. Вфина, В.Г. Степанов) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Робине Фаррингнон) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности) [14 с. 10-11].
Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
1. Стремление получить сильные влияния;
2. Заболевания ребенка;
3. Повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
4. Неблагополучная ситуация в семье;
5. Стремление к самостоятельности и независимости;
6. Недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
7. Отставание в учебе
8. Пренебрежение со стороны сверстников;
9. Непонимание взрослыми трудности детей;
10. Недостаточная уверенность ребенка в себе;
11. Отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
12. Стрессовые жизненные ситуации;
13. Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
14. Примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые в СМИ;
15. Чрезмерная занятость родителей;
16. Конфликты с родителями;
17. Обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
18. Постоянные нарекания, брань в семье;
19. Слабость интеллектуальной сферы ребенка;
20. Повышенная коммуникативность детей;
21. Низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
22. Одиночество, непонимание другими;
23. Излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
24. Неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
25. Генетическая предрасположенность;
26. Неравномерность психологического и полового созревания;
27. Отсутствие навыков социального поведения;
28. Снижение культуры, интеллектуального уровня;
29. Масса свободного времени;
30. Скука «просто так»;
31. Желание обратить на себя внимание;
32. Неполные семьи;
33. Экономическая нестабильность;
34. Влияние улицы.
Среди подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:
причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
причины, социального и психологического характера;
причины, связанные с возростными кризисами.
Известна и точка зрения И.А. Невского о том, что отклонения у подростков вызваны не какими-то жесткими личностными конструктами, а некими особенностями, предрасполагающими к формированию тех или иных девиантных или деликветных элементов в поведении [14 с. 15-16] .
В исследовании Н.В. Майсак установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведеним сходны в основных своих характеристиках – в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, - отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная слабость, операционная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:
негативную психологическую напряженность;
акцентуированную готовность к риску;
психическую ригидность
выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;
непредсказуемость поведения;
высокую агрессивность.
Выделенные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает состовляющие условного «личностного комплекса». Появление и закрепление специфических личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частности повторенияотклоняющихся форм поведения [5].
Динамика девиантности. Описывая динамику отклоняющегося поведения подростка, Н.Б. Алмазов указывает три стадии его дезадаптации:
1. компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремиться снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды дезактулизацией главной цели, переориентации на цели более общего порядка;
2. стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
3. стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группыи начинает ориентироваться на мнение единомышленников.
Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них: биологические — своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические — особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд); социологические — девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).
Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и психологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельствуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало, может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквентное) поведение.
В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопсихологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответствующие им (негативной направленности и отрицательным привычкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.
Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:
• возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
• проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;
• проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);
• рецидивы противозаконных действий;
• накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);
• включение в группу с асоциальным поведением;
• нарушение законов;
• совершение преступления.
Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам факторов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):
А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепномозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.
Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр. В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11—13, 14—16 лет) — переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Подростки — как правило, школьники — находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала ≪вырастания≫ из него.
Информация о работе Понятие, особенности девиантного поведения подростков