Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 21:50, курсовая работа
Цель курсовой работы:
выявить причины и истоки отклоняющегося поведения
определить основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков
Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков……………….8
§ 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..18
§ 3. Особенности поведения подростков с девианттым поведением………...24
§ 4. Профилактика отклонений в поведении подростков……………………..30
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………
Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в буквальном смысле слова ≪третий мир≫, существующий между детством и взрослостью. Биологически — это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных ≪доделок≫ и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.
Несоответствие индивидуальности
| Недостатки в воспитании
| Несоответствие воспитания возрасту
|
Негативная личностная позиция ребенка
|
Ребенок
|
Отклонения в психическом и физиологическом развитии (врожденные и приобретенные)
|
Негативные факторы среды
|
Рис. 1. Группы факторов, существенно влияющих на формирование девиантного поведения человека
К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к
отклоняющемуся поведению, относятся:
а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; ≪гормональная буря≫ эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;
б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в ≪конфликте≫ морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
в) стремления заменить отношения с позиции ≪морали подчинения≫ на ≪мораль равенства≫;
г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых; д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.
В. Негативные факторы среды формирования личности.
Семья, как фактор негативного формирования личности:
а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негаивный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;
б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.
Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория ≪детей улицы≫, безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей ихподдержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.
Факторы средового (улицы, города, ≪стаи≫ и пр.) воздействия на подростка в процессе его развития.
Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.
Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.
Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.
Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание подростка.
Г. Недостатки в воспитании подростка:
а) ошибки семейного воспитания;
б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;
в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в школе;
г) негативные нравственные ориентиры воспитания;
д) научение подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, ≪примерять на себя≫ различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода ≪учебниками≫ различных форм преступной деятельности;
е) средовые отрицательные ≪ожидания≫ по отношению к подростку
из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;
ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;
з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с подростками;
и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).
Г. Негативная личностная позиция самого подростка:
а) отклонения в самооценке подростка: завышенная —ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная —рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей;
в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковомвозрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;
д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;
е) стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.
Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению [9 с. 443-447].
§ 2. Основные направления социально-педагогической
деятельности по профилактике и преодолению девиантного
поведения подростков
Выделяются следующие направления (см. схему 2):
А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения подростков.
а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Она включает изучение:
—основ взаимоотношений в семье;
—внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, возможностей предупреждения и путей преодоления;
Схема 2. Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей
—основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;
—основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития подростка;
—основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их заменяющих;
б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях —морально-психологического климата семьи;
в) предупреждение ошибок в семейном воспитании;
г) формирование у подростка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;
е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;
ж) недопущение приобщения подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;
з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков.
В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
—повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
—создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
—побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
—создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
—развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения;
—приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.
В. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков. Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние подростков. С этой целью, практикуется:
Информация о работе Понятие, особенности девиантного поведения подростков