Понятие, особенности девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
 выявить причины и истоки отклоняющегося поведения
 определить основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков……………….8

§ 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..18

§ 3. Особенности поведения подростков с девианттым поведением………...24
§ 4. Профилактика отклонений в поведении подростков……………………..30

Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая девиантное поведение.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

требований по ограничению труда несовершеннолетних;

предоставления подросткам льгот и преимуществ;

предоставления льгот подросткам, совмещающим работу с учебой.

Социальный педагог должен учитывать, что в подростковом возрасте (14—18 лет) понижена сопротивляемость организма, что при неблагоприятных условиях (пыль, шум, вибрации, токсические вещества) приводит к патологии в развитии. [1 с. 100-102].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате научной литературы было установлено, что девиантное поведение человека - система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Среди подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:

причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; причины, социального и психологического характера; причины, связанные с возростными кризисами.

Подводя итоги анализа, следует отметить, что контингент трудных подростков неоднороден. Первую группу составляют психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Вторая группа — подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя. Третья группа — подростки с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков.

Действия, направлен­ные на предотвращение возможных физических, психологи­ческих или  социокультурных коллизий у подростков с девиантым поведением, а также сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов осуществляется с помощью профилактики девиантного поведения.

Профилактика предусматривает решение еще не воз­никших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Другие профилактические меры принимаются непос­редственно перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых.

Работа с трудными  подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания — предупреждения или преодоления различных отклонений в его поведении.

Важное условие, без которого не может состояться процесс перевоспитания, — установление контакта с подростком.

Особая роль в процессе познания педагогом личности подростка и общения с ним принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает аде­кватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, поло­жительных взаимоотношений с ним. В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как для многих из них сопережи­вание является неудовлетворенной, дефицитной потребностью. Важнейшую роль в процессе познания педагогом личности подростка играют механизмы децентрации и идентификации. Со способностью побороть свой эгоцентризм, взглянуть на ситуацию не со своей позиции, а его глазами, со способностью понять и принять точку зрения подростка, наконец, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания его личности. Все это возможно благодаря не только изначальным педагогическим способностям, но и специальным умениям, которые могут быть сформированы в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.      Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия»,  2001. - 160 с.

2.      Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика.  Учебник для вузов  ¾  СПб:  Издательство  “ Питер”,2000. ¾ 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)

 

3.      Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.

4.      Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994.

5.      Майсак Н.В.  Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. Автореф. дисс…..к. психол. н. М., 2001

6.      Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

7.      Овчарова Р.В. Психологический портрет социально - культурной и педагогической запущенности ребенка. — Архангельск, 1994.

8.      Овчарова Р.В. Справочник социального педагога / 2-издание. ТЦ «Сфера», М., 2007. - 480 с.

9.      Основы общей, специальной и социальной педагогики: Учеб. Пособие для студентов гуманитарных фак. ун-тов / Л.В. Мардахаев, Д.И. Чемоданова, Л.В. Соловьева; Под общ. ред. Л.В. Мардахаева.- М.; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.-503 с.

10. Омаров С.К. Формирование экономических и правовых знаний как средство обеспечения социальной защищенности учащихся. — М., 1996.

11. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.  - Галагузовой. — М., 2000. – 416 с.

12. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях. —М., 1994.

13. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.:ВАКО,2005.-   208с. – (Педагогика.   Психология.  Управление)

14. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проспект; Трикста, 2005. – 336 с. – (Психологические технологии)

15. Энциклопедический словарь социальной работы / Под ред. Л.Э.    Кунельского и М С. Мацковской: В 3 т. М , 1993. Т. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика контактного взаимодействия с подростками

 

Стадия взаимодействия

Содержание и характер

контакта

Основная

тактика

Результат

1.      Расположение к общению

Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение, Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций, Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости

Одобрение, согласие, безусловное принятие

Принятие согласия

2.      Поиск общего интереса

Поиск нейтрального интереса. Переход с нейтрального на личностно-значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам

Ровное отношение, заинтерисованнось, подчеркивание уникальности личности

Положительный эмоциональный фон, согласие

3.      Выяснение предполагаемых положительных качеств

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Поиск качеств у себя

Принятие того, что  предлагает партнер, авансирование доверием

Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности

4.      Выяснение предполагаемых опасных качеств

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснения неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах

Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения

Ситуация доверия, открытости

5.      Адаптивное поведение партнеров

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого

 

 

 

6.      Установление оптимальных отношений

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по взаимодействию

Общие намерения

Согласие на выполнение принятого плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Из Кодекса законов о труде

(извлечения)

Глава XII. Труд молодежи

 

Статья 173. Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя.

 

Статья 175. Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

 

Статья 176. Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра... Медицинские осмотры лиц моложе 21 года осуществляются за счет средств работодателя.

 

Статья 178. Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

 

Статья 180. Заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы; труд работников моложе 18 лёт, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников...

 

Статья 181. Работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 



[1] См.: Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.,  1988 с.132.


Информация о работе Понятие, особенности девиантного поведения подростков