Понятие, особенности девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
 выявить причины и истоки отклоняющегося поведения
 определить основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков……………….8

§ 2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..18

§ 3. Особенности поведения подростков с девианттым поведением………...24
§ 4. Профилактика отклонений в поведении подростков……………………..30

Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая девиантное поведение.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Занимаясь этим видом профилактики, социальный пе­дагог может направить свою деятельность на воспитатель­ный микросоциум подростка (педагоги, родители, группа свер­стников), изменяя характер их отношения, воздействия на него. Он также может воздействовать на его представле­ния об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопро­вождающие их переживания и изменять их. Наконец он мо­жет способствовать изменению позиции подростка по отношкнию к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

Отклонения в поведении (девиантное поведение) — поступки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные I нормы, обычаи и традиции.

Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, необходимо прежде всего познакомить их с этими нормами.

Далее вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную ценность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия подростков в труде —самообслуживание, организуя которое важно показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству (стирка, уборка комнат) приучает ребят заботиться о близких, воспитывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд для подростка не был в тягость, чтобы он был разнообразным и интересным. При этом нужно понимать, что даже самый монотонный труд может быть таковым, если подросток видит в нем смысл и пользу. У детей с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения — одно из важных направлений их социализации.

Следует учитывать, что отчужденность подростков часто возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооценки, важно воспитывать у них чувство собственного-достоинства, а для этого проявлять к ним повышенную заботу, поверить в них, в воспитательной работе с ними опираться на положительные качества их личности.

В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. При этом важно учитывать, что дети, подростки с девиациями в поведении часто имеют различные психические отклонения, у них наблюдается задержка интеллектуального развития. Указанный метод предполагает составление индивидуальных программ как познавательной, так и общественно полезной деятельности.

В чем выражается педагогическая поддержка трудного подростка? Социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.

Эти задачи можно решить только при знании личности, задатков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей и самооценки подростка. С целью социализации подростка, его профессиональной ориентации социальный педагог организует разнообразные дела, например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьных кабинетов, карт, схем; участие в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству и т.п.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания — предупреждения или преодоления различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Процесс перевоспитания представляет трудность как для воспитанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути, воспитатель — поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осуществления. Социальный педагог помогает ребенку в корне изменить свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чувства и волю. Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту. Он стимулирует подростка на самовоспитание и самообразование.

Процесс перевоспитания можно подразделить на 4 этапа. Первый этап — изучение подростка и окружающей его среды. Второй этап — обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или инойдеятельности. 

Третий этап — это процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно держать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель социального педагога в работе с трудными подростками состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который помогает ему педагог.

Четвертый этап перевоспитания — самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.

На всех перечисленных этапах воспитатель выступает в роли консультанта.

Следует также учитывать, что в процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание товарища.

В реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, поэтому изучает не только каждого воспитанника в отдельности, но и группу в целом. Он должен знать все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка, какие дела больше всего интересуют группу, как она строит свои отношения со средой.

Следует помнить, что группы трудных подростков часто характеризуют враждебность, агрессивность, замкнутость по отношению к внешнему миру. Педагог оздоравливает обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков, включением в группу воспитанных подростков.

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его ≪методу взрыва≫, когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каждого воспитанника составляет психологическую карту.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, тюэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.

Работая в реабилитационном центре с подростками, социальный педагог должен помнить о ряде условий, которые помогут ему достичь успеха.

Важное условие, без которого не может состояться процесс перевоспитания, — установление контакта с подростком.

Подробная технология достижения взаимопонимания между педагогом и воспитанником разработана психологом Л.Б.Филоновым. В этом процессе он выделяет несколько этапов: нахождение точек соприкосновения во взглядах, обнаружение увлечений подростка и особенностей поведения, определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия [12 с. 124]. Контактное взаимодействие – это модель поведения инициатора контантакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и общения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми  и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие социального педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:

1.      Расположение к общению;

2.      Поиск общего интереса;

3.      Выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств;

4.      Выявления опасных для общения и демонстрируемых качеств;

5.      Стремления к положительным установкам в поведении портнеров;

6.        Установление оптимальных отношений [8 с. 300].

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками [13 с. 112] (Приложение 1).

Ученые разработали программу экономических и правовых знаний, необходимых подростку. Овладевая этими знаниями, подросток легче адаптируется в окружающей среде, и в дальнейшем, при вступлении в самостоятельную жизнь, его социализация проходит более спокойно и безболезненно, чем при отсутствии таких знаний. В некоторых школах для учащихся IX классов проводятся занятия факультатива ≪Основы социальной защищенности≫, на которых даются экономические и правовые знания с учетом интересов ребят, а также формируются умения по защите ими своих

интересов и социальных гарантий. На занятиях факультативного курса обсуждаются вопросы трудовых отношений, трудоустройства, налогообложения, изучается закон Российской Федерации ≪О занятости населения≫. Большинство занятий носят практический характер. Так, при изучении тем, связанных с рынком труда, ученики разбирают ситуацию ≪Конфликт на бирже труда≫. Проводится деловая игра ≪Поиск работы≫ [10 с. 15].

Одна из форм предупреждения правонарушений подростков — это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где социальный педагог работает в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних.

 

Правовая защита трудных подростков

В работе с трудными подростками социальный педагог нередко занимается их правовой защитой. Поэтому ему следует знать правовые акты, которые направлены на защиту несовершеннолетних:

Конституция Российской Федерации (1993). В раздел ≪Права человека≫ вошли положения о правах ребенка и их охране (ст. 7, 17, 38).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Уголовный кодекс РФ, направленный против жестокости и на защиту детей и несовершеннолетних. Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1991 г. - ≪О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия, жестокости≫.

Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 ≪О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении, выживании, защите и развитии детей. в 90-е гг.≫.

Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 ≪ О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав≫.

Указ Президента РФ от 5 июня 1994 г. № 646 ≪Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации≫. Этот указ направлен на координацию работы различных ведомств с несовершеннолетними.

Вопросы охраны труда несовершеннолетних отражены в Кодексе законов о труде РФ (ст. 2, 21, 43, 48, 49, 54, 173, 174, 175, 178—81) (Приложение 2), в Законе РФ ≪О занятости населения в РФ≫, в Постановлении Правительства РФ ≪Об организации общественных работ ≫ (1994).

Однако существующее законодательство не обеспечивает в полной мере правовую защиту несовершеннолетних. Несовершенство современного законодательства привело к тому, что многие подростки, не получив среднего образования, оказываются на улице. Так, Закон РФ ≪Об образовании≫ вызвал отчисление подростков из школ. Отсутствие четкого регулирования ст. 13 Закона РФ ≪О занятости населения РСФСР≫ ведет к нерешенным проблемам их занятости, неправомерной эксплуатации их труда коммерческими структурами. Прием на работу школьников (во время каникул) должен осуществляться только с согласия их родителей, педагогического совета и профсоюзного комитета. Должен быть составлен договор, где обусловливается оплата труда. По окончании работы должна быть выдана справка, данные которой впоследствии вносятся в трудовую книжку.

В Международной организации труда (МОТ) на основании Декларации прав ребенка (1959) предусмотрено право ребенка на труд, охрану и защиту труда. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста, ему не должны поручаться работы, вредные для его здоровья или образования, которые бы препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию. Минимальный возраст приема на работу — 15 лет.

Международной организацией труда предусмотрены работы, где разрешается труд несовершеннолетних:

участие в общественных представлениях, масовых мероприятиях;

обучение в профучилищах, где труд — часть обучения;

участие в семейном производстве.

Социальному педагогу при осуществлении охраны прав ребенка следует добиваться от нанимателей и должностных лиц соблюдения:

правил приема на работу несовершеннолетних;

норм выработки для молодых рабочих;

условий оплаты труда (моложе 18 лет);

Информация о работе Понятие, особенности девиантного поведения подростков