Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда  она стала все более широко использоваться в качестве разновидности  терапии занятостью преимущественно  в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.

Исключение составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрической службы в50 – 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.

В последние два-три десятилетия  арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в  самостоятельный метод с собственной  методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и  обобщение эмпирических данных, связанных  с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:

- психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития  разных видов игровой активности;

- психология измененных состояний  сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм, один из множества компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия;

- современные представления общей  теории систем, касающиеся психической  деятельности, в частности, концепция  множественности ответов психики  на состояния стресса, болезни  и духовного кризиса. Согласно  этим представлениям, исцеляющие силы, присущие каждому живому организму и психике, могут действовать в двух направлениях. После нарушения организм и психика могут вернуться в свое прежнее состояние вследствие различных процессов самосохранения. С другой стороны, организм и психику может охватить процесс самотрансформации, включающий стадии кризиса и перехода и приводящий к совершенно иному состоянию равновесия. Творческая активность рассматривается при этом как значимый фактор развития адаптивных реакций данного типа;

- трансперсональная методология, рассматривающая арт-терапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило- и холотропического модуса психической деятельности.

Наиболее часто к методу арт-терапии  прибегают в реабилитации людей  с особенностями развития и в  работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в  адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о  целостной картине мира. Ребенок  может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В  результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным  членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его  «выстраивания» с помощью природных  элементов, а также включенных в  жизнь человека гармонизирующих  видов деятельности – уход за домашними  питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы  и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, очевидно, должно иметь положительный  результат. В творческих работах, как  правило, отражена природа и способы  взаимодействия с ней. Арт-терапия  предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются  цели:

- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих  проблем, самого себя;

- активный поиск новых форм  взаимодействия с миром;

- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

- и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в  постоянно меняющемся мире (гибкости).

Эти цели арт-терапевт преследует, работая  как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.

Многие психические и некоторые  физические отклонения делают ребенка  пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к  адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся  ситуации. Арт-терапия позволяет  разорвать этот порочный круг. Когда  ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы  выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения  с миром. Т.е. утраченные способности  восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех  в этом деле. Если он видит, что имеет  успех в выражении и отображении  своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике  бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из бросового  материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать  красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Впоследствии, дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного  искусства. Новое увлечение позволяет  уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей  и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое участники уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Как это ни удивительно, но современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

Два основных подхода в  арт-терапии:

1. Искусство обладает целительным  действием само по себе, художественное  творчество дает возможность  выразить и заново пережить  внутренние конфликты, оно является  средством обогащения субъективного  опыта, арт-терапия рассматривается  как средство развития личности  и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация  и трансформация. Ведущий стимулирует  членов группы доверять своему  собственному восприятию и исследовать  свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных  членов группы.

2. На первом месте – терапевтические  цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к  другим терапевтическим методам,  выражая содержание собственного  внутреннего мира в визуальной  форме, человек постепенно движется  к их осознанию, основной механизм - трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Важным понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных  инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в  творения искусства; искусство может  одновременно "направить в другое русло" и выразить также чувства  злости, боли, тревоги, страха. 

Преимущества метода арт-терапии  в том, что он:

1) предоставляет возможность для  выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии.  Подсознательные конфликты и  внутренние переживания легче  выражаются с помощью зрительных  образов, чем в разговоре во  время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации  могут с большей вероятностью  избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций  и диагностической работы в  процессе терапии. Творческая  продукция ввиду ее реальности  не может отрицаться пациентом.  Содержание и стиль художественной  работы предоставляют терапевту  огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад  в интерпретацию своих собственных  творений;

4) позволяет работать с мыслями  и чувствами, которые кажутся  непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые  травмы и насилие, страхи, внутренние  конфликты, воспоминания детства,  сновидения). Иногда невербальное  средство оказывается единственным  инструментом, вскрывающим и проясняющим  интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтические  взаимоотношения. Элементы совпадения  в художественном творчестве  членов группы могут ускорить  развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства  внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание  к чувствам;

Информация о работе Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе