Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

В настоящее время продолжается разработка цикла занятий, специалисты  используют методическую литературу:

  1. Клезович О.В. «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей»
  2. Ломакина Г.Р. «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем»
  3. Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников»;
  4. Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет»
  5. Смирнова М.Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников, рекомендации, занятия, дидактические игры»
  6. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников»
  7. Нищева Н.В. «Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста»
  8. Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие»

Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

 

 

 

Заключение

В настоящее  время арт-терапия приобретает  всё большую популярность. Творя  и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает  свои опасения, страхи, проблемы. Здесь  не нужно подбирать слова и  с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или  осудят?». Методы арт-терапии относятся  к проективным методикам и  являют собой вынос во внешний  мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция  тревожащих событий.

Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают  и так же быстро исчезают. Начиная  развивать эмоциональную сферу  в детстве, мы поможем ребенку  научиться преодолевать барьеры  в общении, лучше понимать себя и  других, создадим возможность для  самовыражения. Что в свою очередь  поможет ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни в  современном обществе.

Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен  сам процесс, а не конечный продукт  и его оценка. Техники арт-терапии  дают возможность относительно безболезненного  доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая  дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через  работу с многогранными символами  в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные  или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсная, так как  находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный  опыт, добавляет уверенности в  своих силах. Чем лучше человек  умеет выражать себя, тем полноценнее  его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает  скрытые до сих пор способности  к творческому решению сложных  жизненных задач.

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе