Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа
Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.
Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников
Введение
Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.
Народное искусство в национальной культуре ПМР занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, родине; честность, богатырскую силу, оптимизм.
Народ веками стремился в
художественной форме выразить своё
отношение к жизни, любовь к природе,
своё понимание красоты. Изделия
декоративно-прикладного
Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров России, Украины, Молдавии. А также овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством Приднестровья и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и т.п.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от того, насколько педагоги умеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование - и придать ей познавательный характер.
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно - прикладное творчество.
Детское декоративно - прикладное творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.
Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплова, Е.Н. Игнатьева, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Е.В. Симановского, Л. Ю Субботиной, Н.П. Саккулиной, Н.А. Ветлугиной и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение
детей представляет огромный потенциал
для реализации резервов комплексного
подхода в обучении и воспитании.
Большие возможности для
В исследованиях Л.А. Парамоновой, О. Сафоновой, Г. Урадовских и др. было установлено, что в процессе декоративно - прикладного творчества из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать декоративно - прикладное творчество не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (изделий, текстов, сюжетов и т.п.) Это обусловило выбор нашей темы исследования.
Объект исследования:
Процесс развития декоративно
- прикладного творческого
Предмет исследования:
Декоративно - прикладная деятельность, как средство развития творческого воображения дошкольников.
Задачи исследования:
1. раскрывать особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста;
2. определить особенности декоративно - прикладной деятельности и уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
. разработать систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста;
. апробировать в практике разработанную систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Изучить возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы посредством декоративно - прикладной деятельности.
В результате анализа теоретических и практических источников по проблеме была выдвинута гипотеза:
Декоративно - прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения, если учитываются следующие условия:
I. - определить принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста,
II. - наметить пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью,. - выделить основные приёмы создания декоративных узоров на плоских и объёмных формах.. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из 3-х этапов:. - знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора.. - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.. - творческое использование полученных знаний, умений и навыков.. Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных принципов создания выразительности в орнаментальной деятельности - ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность:. - построение узора в круге, в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, ромбе, овале, различных форм, передающих образы одежды, обуви посуды, игрушек, и наконец, по возможности украшение объёмных форм. В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время особое внимание на занятиях по изобразительной деятельности уделяется мотивам родного края.
1) умение детьми осуществить перенос знакомых способов изображения в новые условия их использования.
2) сохранять любовь, желание и заинтересованность детей к процессу декоративно - прикладного творчества, используя для этого игровые ситуации, включающие шутки, рифму;
) повысить активность и самостоятельность детей в процессе декоративно - прикладного творчества;
) создание предметно - развивающей среды для органической взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей; (15)
Методы исследования:
- Анализ теоретической и методической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации педагогов;
Психолого-педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольного;
Эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев на базе изостудии МДОУ №18 г. Тирасполя в группе старшего дошкольного возраста.
креативность дошкольный воображение ребенок
1. Теоретические основы развития креативности дошкольников в процессе декоративно - прикладной деятельности
1.1 Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников
Декоративное искусство в его разнообразных формах оказывается наиболее подходящей основой для руководства развитием детского изобразительного творчества.
Анализируя литературные источники по данному вопросу можно сделать ряд сообщений.
В психологии, творчество - должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Соответствуют ли этим показателям детские работы?
Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но необходимо уяснить, что «детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности». И в своём художественном творчестве ребёнок «открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе».
В монографии «художественное творчество и ребёнок под редакцией Н.А. Ветлугиной, представлены результаты исследований проблемы детского художественного образа.
В исследованиях удалось выявить показатели детского творчества, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции
группа показателей - характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности;
группа - показатели качества способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий;
группа - показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
Конечно, творчество развивается
не так последовательно и
Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе:
этап - возникновение идеи замысла;
этап - вынашивание замысла;
этап - реализация замысла, в процессе которого идёт дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы;
этап - появление художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости - в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.
Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности (72, стр. 31).
Исследование путей
1. задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.
2. задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа, ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменять, улучшать сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.
. задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, лепки, рисования, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребёнка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и поделок, концерты и утренники и т.п.).
Задачи развития творческих способностей детей, предусмотренные программами «Детство», «Гармония», «Истоки», и пр. получают конкретные решения при обучении декоративно - прикладной деятельности.
Обучение и творчество имеет свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.