Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Файлы: 1 файл

Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников.docx

— 87.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Практические аспекты  развития декоративно-прикладного  творчества у старших дошкольников

 

 

Введение

 

Изобразительное искусство  и прикладное творчество Приднестровья  в дошкольной педагогике признано незаменимым  средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного  отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения  к действительности.

Народное искусство в  национальной культуре ПМР занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его  поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, родине; честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в  художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия  декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед  ними богатство культуры народа, помогают им усвоить, обычаи, передаваемые от поколения  к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду  по законам красоты.

Орнаментальная основа народного  искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения  в творческой деятельности. Яркие  и чистые цвета узоров, симметрия  и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание  воспроизвести увиденное. Это требует  от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров России, Украины, Молдавии. А также  овладения навыками изображения  народного орнамента, соответствующей  организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством Приднестровья  и обучению их умению создавать узоры  по мотивам украшения изделий  быта, костюма и т.п.

Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют  необходимость формирования творчески  активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед  дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого  потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит  от того, насколько педагоги умеют  правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование - и придать ей познавательный характер.

Сегодня особое значение приобретают  гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно - прикладное творчество.

Детское декоративно - прикладное творчество из-за его созидательной  природы и соответствия интересам  и потребностям дошкольника при  определенной организации может  носить подлинно творческий характер.

Неотъемлемым компонентом  любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В  последние годы на страницах психологической  и педагогической литературы всё  чаще ставится вопрос о роли воображения  в умственном развитии ребенка, об определении  сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплова, Е.Н. Игнатьева, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Е.В. Симановского, Л. Ю Субботиной, Н.П. Саккулиной, Н.А. Ветлугиной и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение  детей представляет огромный потенциал  для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет декоративно - прикладная деятельность.

В исследованиях Л.А. Парамоновой, О. Сафоновой, Г. Урадовских и др. было установлено, что в процессе декоративно - прикладного творчества из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать декоративно - прикладное творчество не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (изделий, текстов, сюжетов и т.п.) Это обусловило выбор нашей темы исследования.

Объект исследования:

Процесс развития декоративно - прикладного творческого воображения  дошкольников.

Предмет исследования:

Декоративно - прикладная деятельность, как средство развития творческого  воображения дошкольников.

Задачи исследования:

1. раскрывать особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. определить особенности декоративно - прикладной деятельности и уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

. разработать систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста;

. апробировать в практике разработанную систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Изучить возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы посредством декоративно - прикладной деятельности.

В результате анализа теоретических  и практических источников по проблеме была выдвинута гипотеза:

Декоративно - прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным  средством развития творческого  воображения, если учитываются следующие  условия:

I. - определить принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста,

II. - наметить пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью,. - выделить основные приёмы создания декоративных узоров на плоских и объёмных формах.. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из 3-х этапов:. - знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора.. - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.. - творческое использование полученных знаний, умений и навыков.. Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных принципов создания выразительности в орнаментальной деятельности - ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность:. - построение узора в круге, в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, ромбе, овале, различных форм, передающих образы одежды, обуви посуды, игрушек, и наконец, по возможности украшение объёмных форм. В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время особое внимание на занятиях по изобразительной деятельности уделяется мотивам родного края.

1) умение детьми осуществить перенос знакомых способов изображения в новые условия их использования.

2) сохранять любовь, желание и заинтересованность детей к процессу декоративно - прикладного творчества, используя для этого игровые ситуации, включающие шутки, рифму;

) повысить активность и самостоятельность детей в процессе декоративно - прикладного творчества;

) создание предметно - развивающей среды для органической взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей; (15)

Методы исследования:

- Анализ теоретической  и методической литературы по  проблеме, наблюдение, беседа, анализ  продуктов деятельности детей,  анализ документации педагогов;

Психолого-педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольного;

Эксперимент проводился в  течение 6-ти месяцев на базе изостудии  МДОУ №18 г. Тирасполя в группе старшего дошкольного возраста.

креативность дошкольный воображение ребенок

 

1. Теоретические  основы развития креативности дошкольников в процессе декоративно - прикладной деятельности

 

1.1 Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников

 

Декоративное искусство  в его разнообразных формах оказывается  наиболее подходящей основой для  руководства развитием детского изобразительного творчества.

Анализируя литературные источники по данному вопросу  можно сделать ряд сообщений.

В психологии, творчество - должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Соответствуют  ли этим показателям детские работы?

Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это  определение. Но необходимо уяснить, что  «детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности». И в своём художественном творчестве ребёнок «открывает новое для  себя, а для окружающих - новое  о себе».

В монографии «художественное  творчество и ребёнок под редакцией  Н.А. Ветлугиной, представлены результаты исследований проблемы детского художественного  образа.

В исследованиях удалось  выявить показатели детского творчества, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции

группа показателей - характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти»  в воображаемые обстоятельства, в  условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются  художественные способности;

группа - показатели качества способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении  новых задач, использование различных  вариантов, комбинирование знакомых элементов  в новые сочетания, оригинальность способов действий;

группа - показатели качества продукции: отбор детьми характерных  черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в  рисунке, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение  детей и передающих замысел.

Конечно, творчество развивается  не так последовательно и постепенно, как обучение.

Творческий процесс у  каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе:

этап - возникновение идеи замысла;

этап - вынашивание замысла;

этап - реализация замысла, в  процессе которого идёт дальнейшее уточнение  и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы;

этап - появление художественного  образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости - в воздействии на массы  людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный  процесс познания и образного  отражения окружающей действительности (72, стр. 31).

Исследование путей формирования детского творчества дало возможность  определить 3 этапа:

1. задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2. задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа, ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменять, улучшать сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

. задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, лепки, рисования, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребёнка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и поделок, концерты и утренники и т.п.).

Задачи развития творческих способностей детей, предусмотренные  программами «Детство», «Гармония», «Истоки», и пр. получают конкретные решения при обучении декоративно - прикладной деятельности.

Обучение и творчество имеет свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают  к активному усвоению художественного  опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

Информация о работе Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников