Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа
Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трёх этапов:
знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора;
углубление знаний о промысле,
выделение более сложных
творческое использование полученных знаний умений и навыков.
Обучение правилам создания
узора целесообразно начать с
построения простейших композиций на
полосе. Ограниченное пространство позволяет
усвоить один из главных способов
создания выразительности в
В основе обучения декоративному
рисованию, как отмечалось выше, лежит
знакомство с народными промыслами
нашего региона. В последнее время
особое внимание на занятиях по декоративно-прикладному
искусству уделяется
К восприятию произведений народного декоративно - прикладного искусства детей уже приобщили во второй младшей и средней группах. Им предлагали расписывать силуэты дымковских и молдавских игрушек. В старшей группе эта работа продолжается.
Вспомнив с детьми дымковские и молдавские игрушки, воспитатель выставляет их на своём столе, предлагает детям рассмотреть, как они выглядят, как расписаны, спрашивает, чем похожи и чем отличаются эти игрушки. Затем педагог раскладывает на столе силуэты дымковских и молдавских игрушек, вырезанные из белой бумаги, и предлагает каждому ребёнку выбрать силуэт той игрушки, которую он хотел бы расписать. В процессе работы воспитатель наблюдает за действиями детей, в случае необходимости оказывает помощь. Готовые фигурки раскладывают на отдельном столе, и все вместе их рассматривают. Педагог предлагает составить коллективные композиции «Дымковская слобода» и «Молдавские игрушки», раскладывает заранее приготовленные силуэты игрушек, предлагает детям в свободное время вырезать и наклеить их. (30,115)
После этого детей знакомят
с новым для них видом
Произведения народного
искусства, относящиеся к тому или
иному виду художественных изделий
(вышивка, керамика, ковры, кружева), создаются
в разных районах нашей
Дети должны узнать и запомнить,
в чём заключаются особенности
декоративного рисования
Знакомить детей с народным искусством надо постепенно и последовательно, выделяя его виды. Вот пример проведенного в старшей группе цикла занятий по знакомству с украинской «Петриковской» росписью (на основе знакомства с подлинными изделиями украинских мастеров). (30,116)
Из разнообразных мотивов этой росписи для показа детям нужно сначала взять только узоры из цветов, бутонов и листьев. Наиболее сложный элемент украинской росписи - цветок. Для первого занятия выбирают узор на полосе из чередующихся бутонов и листьев. Можно подобрать разные варианты бутонов и листьев; в рисовании их кистью имеется определенная последовательность: сначала рисуется круглое пятно, затем, когда пятно подсохнет, из его центра, путём примакивания боковой стороной кисти изображаются расходящиеся во все стороны лепестки, более тёмного цвета. Зелёные листья располагаются попарно между бутонами. Подавляющее большинство детей сразу усваивают особенности расцветки. Овладев приёмами рисования бутонов и листьев, они знакомятся с возможными вариантами их расположения и окраски; вносят изменения в их исполнение, не нарушая основных условий в подборе цветов, расположении и обогащении деталями. На последующих занятиях дети создают общий узор на полосе.
Затем педагог показывает им узоры, в которые входят изображения цветка, бутонов и листьев, более сложных по форме и в ином положении. Украшая цветок деталями, они проявляют свой вкус и изобразительность. Подбираются так же, как и при рисовании бутонов.
На последующих занятиях
дети знакомятся с более сложным
построением узора и
Количество занятий по украинской, молдавской или российской росписи определяет педагог в зависимости от того, как дети осваивают роспись.
В каждом районе нашей республики есть местные виды народного прикладного искусства, произведения которого могут быть использованы на занятиях с дошкольниками. Наиболее близка детям народная игрушка, которую они изображают в лепке и рисунках. Несложные мотивы можно найти в росписи по керамике, дереву, ковроткачества, вышивки.
Ещё одним видом народного искусства, с которым можно познакомить детей старшей группы, является гжельская роспись. (30,117)
Цветоведение.
В старшей группе продолжается работа по развитию у детей чувства цвета. Помимо уточнения знания названий цветов и обогащения цветовых представлений, ставится задача - научить детей делить цвета на группы и сопоставлять эти группы между собой. Дети различают цвета яркие (спектральные) и тёмные (чёрный, серый, коричневый); замечают, что есть светлые цвета (розовый, голубой, светло-жёлтый, белый); начинают понимать, что многие цвета могут быть яркими (насыщенными) и светлыми. В конце года следует показать детям, как можно получить светлые тона, добавляя краску какого-либо яркого цвета в белую (при рисовании гуашью) или разбавляя её водой (при рисовании акварелью).
Необходимо показать детям
выразительные возможности
Навыки в декоративном рисовании.
В старшей группе продолжается совершенствование всех навыков и умений в рисовании. Очень важно отработать навык различного положения карандаша и кисти при разных приёмах рисования; так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть наклонён к бумаге почти параллельно, что позволяет получить более широкие штрихи и закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти. Совершенствование разнообразных приёмов владения кистью и карандашом способствует выработке лёгкости, свободы движения, его произвольного изменения по мере надобности. Приобретенная свобода движений руки позволяет детям проявлять свободу в творческом решении изображения в декоративном рисовании. (30,121)
Дети шестого года жизни учатся рисовать не только цветными карандашами и красками гуашь, но и новыми материалами: акварелью, цветными восковыми мелками, сангиной, угольным карандашом, простым графитным карандашом (достаточно мягким), гелиевой ручкой и др. не следует давать детям все материалы подряд. Они должны постепенно осваивать их особенности и выразительность.
Продолжается отработка рисовальных движений с умеренным нажимом на карандаш, начинается обучение проведению лёгких линий (это даёт возможность искать при создании рисунка более точную линию, нужную форму, особенно при работе над подготовительным рисунком). лёгкая линия также позволяет исправлять неточность рисунка. Одновременно нужно отрабатывать навык произвольной регуляции нажима, используя нажим как средство для получения нужного по интенсивности цвета.
Обучая детей декоративному рисованию, не следует забывать о закрашивании рисунков. К концу года они должны научиться накладывать штрихи (линии при закрашивании красками) в одном направлении в пределах контура формы, без просветов, не выходя за линии контура; регулировать силу нажима на карандаш в зависимости от задачи изображения (если нужно закрасить рисунок или отдельный предмет поярче - нажать на карандаш по сильнее; слабый нажим на карандаш позволит получить более бледный тон). Закрепляется навык изменения амплитуды (размаха) движения при рисовании и закрашивании крупных и мелких изображений. Продолжается отработка навыка произвольного изменения темпа движения. Чтобы штрихи при закрашивании не выходили за пределы контура, детей учат медленнее двигать рукой с карандашом, закрашивая мелкие рисунки и крупные изображения у края контура, середина же может закрашиваться более быстрыми, размашистыми движениями.
Ставится задача изображения
предметов более сложного контура,
чем в предшествующих группах. Дети
должны уметь изменять направление
движения руки, чтобы передать изменение
направления линии контура
В старшей группе должны быть окончательно отработаны движения, направленные на изображение формы предметов. Передача простейшего строения предметов и расположения их частей требует отработки умения подчинять движения рисованию этих частей в различном пространственном положении.
Изображение предметов (и их частей) разных пропорций требует закрепления навыка регуляции длительности движения, своевременной остановки движения и изменения его направления. В старшей и подготовительной группах дети изображают предметы криволинейного контура, в которых части составляют единое целое, например, вазы, керамические фигурки, дымковские игрушки и т.д. Если раньше они рисовали предметы сложной формы по частям, передавая более простую форму каждой части, например, отдельно туловище животного, голову, лапы, хвост, то теперь можно учить их рисовать контур в целом, одной линией, обрисовывающей предмет и составляющие его части. Но для этого необходимо отработать свободные повороты руки в процессе рисования, в зависимости от направления контура изображаемого предмета. Такой навык постепенно формируется в предметном и декоративном рисовании (рисование дуг в разном направлении, волнистых линий, разнообразных завитков, встречающихся во многих народных орнаментах, росписях).
Нужно учить детей подчинять движения соизмерению частей по пропорциям (управление движением при рисовании частей и предметов разной величины). Это умение начинает формироваться при рисовании круга и овала 9в средней группе). В старшей группе умение соизмерять и передавать различия в длине отрезков и величине частей связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не умея произвести формообразующее движение, ребёнок не может регулировать его длительность; поэтому умение подчинять движение соизмерению отрезков и частей изображения начинают формировать в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен.
Постепенно, по мере развития
и совершенствования
В подготовительной группе дети знакомятся с хохломской росписью, молдавским орнаментом; углубляются их знания и умения в украинской и гжельской росписи.
Знакомству с каждым видом
народного декоративного
Начинать занятия декоративным
рисованием надо с повторения того
что дети освоили в старшей
группе - с украинской росписи, посвятив
этому 2-3 занятия. Приведём примерный
конспект занятия по знакомству с
художественными изделиями
Познакомившись в течении года с двумя или тремя видами народного прикладного искусства, дети могут сравнивать их между собой, отмечать их особенности. Когда воспитатель спрашивает их о различиях в расцветке, характере узоров, их расположении, дети отвечают самостоятельно, так как у них уже выработалось умение рассматривать изделия, выделять их характерные особенности. У некоторых детей накапливается личный опыт наблюдений. Очень полезно посетить с дошкольниками музей прикладного искусства, специальную выставку или краеведческий музей. Если в городе есть предприятие народного искусства, необходимо побывать на нём с детьми и познакомить их с работой народных мастеров.