Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Файлы: 1 файл

Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников.docx

— 87.31 Кб (Скачать файл)

В «Программе воспитания и  обучения в детском саду» определена последовательность усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для  овладения приёмами народного декоративного  искусства. Подлинные образцы народного  прикладного искусства помогут  детям усвоить эти умения и  навыки в художественной форме.

Из всего богатства  предметов, имеющихся в краеведческих  и художественных музеях, а также  воспроизведенных в книгах и альбомах по народному искусству, необходимо выбрать доступный для рассматривания материал. Необходимо тщательно отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами желательно иметь в детском саду предметы, украшенные узорами, изделия народных мастеров и постепенно создавать художественный фонд, использование которого обогащает представления детей о декоративном творчестве.

Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а по возможности учить  детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда это  могут быть готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают).

На занятиях по изобразительной  деятельности декоративное творчество проявляется не только во время декоративного  рисования, но и лепки, аппликации, конструирования.

Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы, всё то, что воспринимается нами как декор, издавна наполнялось  глубочайшим смыслом. По сути дела, очень долгое время не существовало даже самого понятия декоративное рисование (декор значит украшение, декоративное рисование - рисование для украшения). Элементы узоров и орнаментов имели  значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение.

В этом выражалась унитарная  функция орнамента. Эстетическая функция  появилась позже. Например, когда  предмет переставал выполнять своё первоначальное назначение. Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая, по мнению А.В. Бакушинской, изначально служила атрибутом для отправления религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца - предмет особого поклонения наших предков.

В дымковских игрушках волнистые  линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т.е. дождь; чёрные точки - семена в земле. Смысл орнамента ясен - согретое солнцем и наполненное небесной влагой прорастет зерно - начнётся новая жизнь. (10,23)

В молдавской игрушке линии, пересекающие солярный знак (знак солнца), показывают суточное вращение солнца и местонахождение его утром (слева), днём (сверху), вечером (справа) и ночью (внизу).

Расшифрование и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров - процесс увлекательный и познавательный.

Преподнесенный детям  в сказочно-занимательной форме  рассказ о смысле, заложенном в  каждом узоре, поможет:

пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;

создать яркий эмоциональный  фон декоративно - орнаментальной деятельности;

наполнить повествовательным  смыслом общую композицию;

сформировать понятие  об условности и стилизованности  декоративных элементов.

В связи с обозначенным направлением в организации обучения декоративному рисованию целесообразно  выдержать следующую последовательность:

изучение знаков солнца, луны, воды;

изображений растений, птиц и животных;

их взаимосвязи с образом  женщины;

отображение повседневной жизни  людей в декоративных росписях.

Знакомство детей с  семантикой народного орнамента, не преследуя цели углубления в сакральность (священность) языческих знаков и символов, способствует осознанию средств выразительности в декоративном рисовании (стилизованность, ритмичность и т.п.) и через систему игровых заданий поможет наполнить орнаментальные композиции содержательным смыслом.

Сама по себе семантика  народного орнамента Приднестровья  невозможна без глубоких исследований истории нашего края. (10,25)

Можно назвать и другие формы ознакомления детей с народным искусством. И всё-таки наиболее эффективной  и действенной из них является практическое участие дошкольников в создании изделий, которые они  сами лепят из глины, вышивают, расписывают  кистью. При этом причастность к  творческому процессу изготовления художественных изделий, близких тем, какие создают народные мастера  не только и не столько развивают  технические навыки работы с материалом, но и позволяет ощутить радость  того, что научился делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя художником.

Но необходимо помнить, что  занятия рисованием не ставят целью  сделать из всех детей художников. Они призваны освободить и полностью  использовать такие источники энергии  детей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности.

Творческую работу детей  в изодеятельности можно назвать искусствотерапией, которая в первую очередь направлена против страха, она исцеляет детей духовно, даёт им ощущение свободы, приводит в порядок их чувства и мысли.

Каждому тематическому творческому  занятию предшествует рассказ, сказка, игра. Дети должны вообразить себе то, что никогда не видели или видели, но забыли. Свободные темы чередуются с натюрмортами, пейзажами и копированием картин-образцов.

Занятие можно начинать с  разминки - ритмических упражнений. Метод ритмических упражнений призван сделать самого «художника» и его руку окрыленными и гибкими. Благодаря этим упражнениям, дети извлекаются из зрительной и мыслительной рутины, они уже предвкушают дальнейшую работу, полную веселья и фантазии. Выполнение упражнений сосредотачивает детей, даёт им общий импульс, и дети погружаются в другое пространство, где властвуют эллипсы, синусоиды, круги, кривые и прямые. Такая работа проделывается «с цветом - составляется цветовой круг, смешивание краски - эта работа для палитры, или детская игра с волчками (юлой) «Какой цвет получится?».

Лучше всего заниматься с  большим количеством детей, чем  с малым или одним ребёнком. В большой группе дети заражают друг друга идеями. Я стараюсь не навязывать им своё внимание, тем самым, предоставляя им возможность, большего воздействия  друг на друга. Мне приходится исподволь  готовить детей к будущей работе в обществе. Ведь работа группы представляет собой неконкурирующее целое, совокупную единицу мощности. Путём интенсивной работы и группа, и личность, получают результаты: все готовы справляться со сложностями, дети становятся не только критичными, но и доброжелательными друг к другу.

С целью уменьшения страха перед изодеятельностью и обучения техническим навыкам на занятиях пришлось использовать психотерапевтические игровые техники, АРТ терапию и другие развивающие игры с дошкольниками: «Глиняные каракули», «Сочинение историй с помощью шарфа», «Рисование с помощью клубка», «Разрывание бумаги», «Салочки - догонялочки», «раздувайся пузырь» и другие психологические техники. Психологический настрой детей на занятие считаем, что необходим в основном в начале учебного года, а к концу - предлагаем только психологические игры. (28,35)

Вся методика работы по изодеятельности строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности у дошколят сформировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижалась бы напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности.

И ещё. Нам необходимо создавать  такие условия общения с памятниками  народного искусства, при которых  дети, используя навыки расшифровывания  семантики народного орнамента, могли создавать свои, оригинальные композиции узоров.

Извечные вопросы искусства  «что?» и «как?» не пугают детей. Вот почему мне хотелось подчеркнуть, что нам нужно больше доверять интуиции детей - великому дару природы.

В народном декоративном искусстве  всё основано на отработанных профессиональных навыках и приёмах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти  приёмы столь совершены, что их применение позволяет достигать большой  художественной выразительности средствами простыми и лаконичными: нанесением особым штампиком ямок, штрихов и звёздочек на глиняные изделия, ритмичными прорезами в резьбе по дереву, кистевыми мазками в росписи, равномерно чередующимся переплетением нитей при изготовлении узорных тканей и вышивки, и т.д. Обучение многим из этих технических приёмов вполне доступно для детей. Их можно показать и объяснить ребятам в возрасте уже пяти-семи лет, и это открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. (10,27)

Встречи с красочной птицей, изображенной на прялке, с глиняным дымковским коньком, с орнаментальным узором вышивки, с нарядными молдавскими  коврами не только воспитывают художественный вкус дошкольников, но и пробуждают в них желание самим лепить из глины и расписывать красками таких, же сказочных коней и птиц, рисовать орнаментальные узоры на бумаге и ткани.

Если ознакомление детей  с произведениями народного искусства  хорошо продумано и умело организовано, где ребята вовлечены в увлекательный  для них процесс расшифровки  семантики народного орнамента  и создания непосредственно изделий из различных материалов, то можно видеть интересные результаты. Основу работы в этом направлении составляет метод тематических творческих заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образцов и практическое участие в декоративном творчестве.

Творческие задания способствовали возникновению в воображении  детей ярких красочных образов  и позволяли поддерживать увлеченность декоративно-прикладной деятельностью. Уже сами названия некоторых творческих заданий - «Весёлые узоры», «Цветущий  сад», «Сказочные птицы», «волшебная карусель» - показывают, что в основе их лежит  образное, поэтическое начало, развивающее  эмоции, ассоциативное мышление дошкольников.

В ходе выполнения творческих заданий дети приобрели уверенность  в том, что они могут от начала до конца (от подготовки материалов к  работе, разработки эскизов и до воплощения их в керамике, декоративных коллажах, мозаике, аппликациях и  т.п.) создавать красивые и необходимые  в быту вещи. Работы эти использовались затем в оформлении помещений  детского сада, при создании костюмов для театрализованной деятельности, в качестве подарков, которые приятно  и радостно вручить родителям  или своим товарищам в знаменательные для них дни.

Дошкольники в возрасте 5-7 лет научились в пределах своих  возможностей разбираться в том, что хорошо и что плохо в  художественном отношении, а это  является основой для дальнейшего  развития их творческих способностей, эстетического вкуса и общей  художественной культуры. Оправдало  себя и использование в творческих заданиях таких материалов, как глина, ткани различных фактур и расцветок, разбитые стеклянные сосуды, фольга из-под  конфет, всевозможные коробочки, свечи, уголь, песок, опилки, старые деревянные изделия, а также ознакомление детей  с доступными для них видами художественной обработки этих материалов. Это позволило  внести новизну и разнообразие в детское творчество, сделало его более увлекательным.

Каждому кому хоть однажды  довелось побывать в местах, где  расположены художественные промыслы, приходилось наблюдать такие  сценки. Мастерица дымковской игрушки  готовит глину к лепке или  расписывает забеленную фигурку  козлика или птицы весёлыми узорами. Рядом, расположившись с ней за одним  столом, тоже мнёт глину или наносит  узоры на свою птицу девчушка с  голубыми бантиками или вихрастый  малыш. Подобное можно увидеть и  в цехах предприятий хохломской росписи, на нашей сувенирной фабрике. И вот, что характерно: дети, которые  находятся рядом с мастерами, никогда не бывают только наблюдателями. Они тоже непременно рисуют на бракованных  дощечках, на листах бумаги орнаменты, выкладывают свои узоры из соломки, природного и бросового материала. (10,28)

В процессе работы коллектива МДОУ в течение года проводится 3 раза оценка уровня развития декоративно-прикладного  творчества у старших дошкольников.

Проверка знаний, умений и навыков у детей кроме  контролирующей функции выполняет  обучающую, развивающую и воспитывающую; служит одним из важнейших средств, помогающих педагогу выявлять проблемы в декоративно-прикладной деятельности ребят. В комплексной программе  воспитания и обучения в детском  саду под. ред. М.А. Васильевой даны разработки показателей развития дошколят.

И если постоянно проводится работа по данному направлению, то диаграмма  уровня творческого развития будет  как у нас.

В заключении можно сказать, что работа в данном направлении  строится так, чтобы ребёнок преломлял  новые знания, умения через призму своего жизненного опыта, неповторимого  и уникального. Чтобы познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобретало свой колорит, свои особенности и индивидуальность.

 

 

2. Опытно-экспериментальная  работа по развитию креативности дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности

Информация о работе Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников