Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа
Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.
Есть различия и в результатах. Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведёт к развитию разносторонних художественных способностей. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением, обобщением реальной практики, интуиции, обогащенной художественным опытом ребёнка, и преднамеренностью поисков.
Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Между ними имеются существенные связи. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения - это тот опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретёт истинный эстетический характер.
Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, рисовании, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающаяся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки и умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию (30, стр. 55).
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что все дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств - цвета, формы и т.п. Благоприятствует развитию детского творчества:
побуждение детей путём постановки интересных, разнообразных творческих заданий;
учёт индивидуальных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями на занятиях;
варьирование творческих
заданий в зависимости от возраста
детей и различных видов
Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности подводят к вопросам организации детской самостоятельной художественной деятельности, т.е. педагогу надо проявить много выдумки, педагогического такта, творчества, в руководстве детским творчеством.
Подтверждением действенности метода практического участия в художественной деятельности, которая увлекает ребёнка и тем самым способствует развитию в нём творческого начала, служат высказывания видных психологов и педагогов. Справедливы их утверждения, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.
.2 Этапы развития детского творчества
Косминская В.Б., Васильева Е.И. подчеркивают, что первый этап творческого процесса - возникновение замысла - имеется и в деятельности ребенка. (63, 63)
Однако, как считает Григорьева
Г.Г., развивается, развертывается замысел
не предварительно, а в процессе
исполнительской части
Второй этап творчества -
вынашивание замысла у
Старший дошкольник способен
к некоторым элементам
В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием (63,63)
Ребенок старшего дошкольного возраста способен оценить получившийся результат (рисунок, поделку,) и доработать его четвертый этап творческого процесса. (9,113)
Парамонова Л.А. подчеркивает: в декоративно - прикладном творчестве выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. (45,17)
Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, изобразительная деятельность и т.п. (45,17)
Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. (45,18)
По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности. (45,19)
Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь декоративно - прикладного искусства с повседневной жизнью, с другими деятельностями (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной. (Парамонова Л.А.) (45,19)
Таким образом, для развития
декоративно - прикладного творчества
необходимо: формировать умение видеть
характерные особенности
Так же необходимо умение оперировать образами в пространстве и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. (45,19)
1.3 Методика обучения
декоративно-прикладному
Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности.
К. Маркс писал: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку: в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».
Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры и т.п. требуют оформления. (21,34)
Этим занимаются представители
декоративно-прикладного
В декоративно-прикладном искусстве
проявляются черты
Следует более подробно ознакомиться с различными народными промыслами.
Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.
Орнамент - узор, построенный
на ритмичном чередовании
Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.
Симметрия (спокойное равновесие
элементов) - это такое композиционное
построение, при котором правая и
левая стороны рисунка
Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторятся и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими (контрастными) и мягкими. Контрастные сочетания обычно создаются при употреблении цветов различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности.
Наибольший контраст создаёт сочетание чёрного со светлыми хроматическими цветами. Более мягкое сочетание даёт соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, тёплые и холодные. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания различными оттенками одного цвета. (21,35)
Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги.
Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов: повторение одного элемента на всём протяжении орнамента; повторение элементов, объединенных общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более); симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения).
Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат: по краю - имеет линейное расположение(кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах; на углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах; б) одинаковые рисунки в противоположных углах; в центре; все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;
по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре; б) сетчатый орнамент - узор располагается по сетке, намеченной в рисунке или мысленно представляемой, с повторением или чередованием элементов в шахматном порядке.
Узор на круге может быть расположен по краю, в центре или по всему кругу; по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга);
в центре: симметричное расположение элементов во все стороны от центра путём постепенного наращивания их круг за кругом;
по всему кругу: а) узор строится по краю и в центре; б) узор строится из центра, заполняя всё пространство круга. (21,35)
Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овале) у которых центр находится на разном расстоянии от краёв, заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре, или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение, или орнамент, соединенный с узором по краю формы.
В остальном узор строится в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге.
Узор на треугольнике строится по краю, углам и по принципу сетчатого орнамента. В равностороннем треугольнике в углах располагаются одинаковые узоры. В равнобедренном треугольнике в двух равных углах симметрично располагаются одинаковые узоры, в третьем углу - узор из подобных же элементов, но более крупный или по-другому расположенный.
Узор на предметах сложной формы (кувшины, вазы, одежда и т.п.) строится по принципу сочетания различных элементов в зависимости от формы и отдельных частей. Например, на кувшине может быть линейное расположение по краю горлышка и основания, в середине или по центру вокруг всего горлышка. На платье - линейный узор по краю рукавов, горловины, подола или сетчатый орнамент по всей форме. (21,37)
Все эти принципы помогают полнее раскрыть технологию создания декоративных композиций на занятиях по декоративному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста.
Устное, музыкальное, прикладное
народное творчество в дошкольной педагогике
давно признано незаменимым средством
формирования эстетического вкуса,
гуманного отношения к