Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Файлы: 1 файл

Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников.docx

— 87.31 Кб (Скачать файл)

Есть различия и в результатах. Во время обучения дети осваивают  круг образовательных сведений, умений, что ведёт к развитию разносторонних художественных способностей. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к  дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением, обобщением реальной практики, интуиции, обогащенной художественным опытом ребёнка, и преднамеренностью поисков.

Сопоставление обучения и  творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и  методам руководства. Между ними имеются существенные связи. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного  восприятия и исполнения - это тот  опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретёт истинный эстетический характер.

Творчество детей в  свою очередь активизирует процесс  обучения. Ведь от детей при их импровизациях, рисовании, конструировании требуется  применение творческих действий. Развивающаяся  при этом инициатива, самостоятельность  и активность побуждают осваивать  знания, навыки и умения. Развивается  способность к самообучению и  саморазвитию (30, стр. 55).

Таким образом, можно сделать  вывод, что формирование художественного  творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что все дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств - цвета, формы и т.п. Благоприятствует развитию детского творчества:

побуждение детей путём  постановки интересных, разнообразных  творческих заданий;

учёт индивидуальных взаимосвязей между учебными и творческими  заданиями на занятиях;

варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности;

Таким образом, постановка задач  творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности подводят к вопросам организации детской самостоятельной художественной деятельности, т.е. педагогу надо проявить много выдумки, педагогического такта, творчества, в руководстве детским творчеством.

Подтверждением действенности  метода практического участия в  художественной деятельности, которая  увлекает ребёнка и тем самым  способствует развитию в нём творческого  начала, служат высказывания видных психологов и педагогов. Справедливы их утверждения, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

 

.2 Этапы развития  детского творчества

 

Косминская В.Б., Васильева  Е.И. подчеркивают, что первый этап творческого  процесса - возникновение замысла - имеется и в деятельности ребенка. (63, 63)

Однако, как считает Григорьева Г.Г., развивается, развертывается замысел  не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. (9,111)

Второй этап творчества - вынашивание замысла у маленького ребенка чаще всего отсутствует. Он еще не может предвидеть результат  работы и ход её выполнения. Предварительное  обдумывание, планирование работы совмещается  с третьим этапом творчества - с  исполнением, реализацией замысла. Поэтому в творческой деятельности детей часты случаи изменения  содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок, поделку  не относящихся к образу деталей. (63,63)

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств  выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. (63,63)

В процессе работы ребенок  реализует этот план, дополняя его  в соответствии с содержанием (63,63)

Ребенок старшего дошкольного  возраста способен оценить получившийся результат (рисунок, поделку,) и доработать его четвертый этап творческого процесса. (9,113)

Парамонова Л.А. подчеркивает: в декоративно - прикладном творчестве выделяются два взаимосвязанных  этапа: создание замысла и его  исполнение. Творчество связано, как  правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании  и планировании процесса предстоящей  практической деятельности - в представлении  конечного результата, в определении  способов и последовательности его  достижения. (45,17)

Источником замысла детей  является все окружающее: разнообразный  предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь  игра, изобразительная деятельность и т.п. (45,17)

Но восприятие окружающего  у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь  внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят  в практической деятельности. (45,18)

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым  содержанием, способами и приемами у детей возникает способность  к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и  самой детской деятельности. (45,19)

Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской  деятельности, в которой ребенок  свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь декоративно - прикладного искусства с повседневной жизнью, с другими деятельностями (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной. (Парамонова Л.А.) (45,19)

Таким образом, для развития декоративно - прикладного творчества необходимо: формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи  между ними и по-своему передавать их в орнаментах узоров. Декоративно - прикладное искусство в этом случае опирается на образные представления  о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказках) объектах, и это становится основой детских  замыслов. (45,18)

Так же необходимо умение оперировать  образами в пространстве и эмоциональная  окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может  использовать разные материалы, создавать  оригинальные образы. (45,19)

 

1.3 Методика обучения  декоративно-прикладному искусству  детей старшего дошкольного возраста

 

Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы  его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число  которых входят и эстетические потребности.

К. Маркс писал: «Животное  формирует материю только сообразно  мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда  как человек умеет производить  по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую  мерку: в силу этого человек формирует  материю также и по законам красоты».

Задачи эстетического  оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные  произведения искусства, но имеет и  прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры и т.п. требуют  оформления. (21,34)

Этим занимаются представители  декоративно-прикладного искусства - дизайнеры. В отличие от произведений живописи, скульптуры произведения прикладного  искусства должны быть не просто красивы, вызывать у человека эстетические, моральные и другие переживания, но и быть также полезными.

В декоративно-прикладном искусстве  проявляются черты национального  характера. В оформлении различных  предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный  уклад, историю, культуру и даже экономику  данного народа. Многонациональна культура в Приднестровье. Народы, населяющие нашу республику, имеют свои художественные национальные традиции, которые создают  большие возможности для развития всех видов прикладного искусства. Культура разных народов взаимно  влияет друг на друга, переплетаются, многое приобретается вновь, часть теряется. Поэтому необходимо внимательно  изучать искусство каждого промысла, чтобы сохранить всё действительно  ценное. (19,8)

Следует более подробно ознакомиться с различными народными промыслами.

Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она  охватывает самые разнообразные  предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов  служит орнамент.

Орнамент - узор, построенный  на ритмичном чередовании различных  элементов. В основе орнамента лежат  два композиционных начала - ритм и  симметрия.

Ритм определяет особое структурное  построение произведения, для которого характерны повторяемость одних  и тех же компонентов, чередование  нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия (спокойное равновесие элементов) - это такое композиционное построение, при котором правая и  левая стороны рисунка уравновешены, в узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около  центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых  в различных орнаментах. Они создают  богатство стилей. Выразительность  орнамента зависит также от преобладания в нём округлых или заостренных  прямолинейных форм, плавного или  круглого изгиба линий. По характеру  элементов орнамент может быть составлен  из геометрических, растительных или  животных форм.

Цвет является одним из важных средств в орнаменте и  тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторятся и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими (контрастными) и мягкими. Контрастные сочетания обычно создаются при употреблении цветов различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности.

Наибольший контраст создаёт  сочетание чёрного со светлыми хроматическими цветами. Более мягкое сочетание даёт соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, тёплые и холодные. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания различными оттенками одного цвета. (21,35)

Построение узора зависит  от формы предмета, от входящих в  узор элементов, а также от размера  листа бумаги.

Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов: повторение одного элемента на всём протяжении орнамента; повторение элементов, объединенных общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более); симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения).

Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат: по краю - имеет линейное расположение(кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах; на углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах; б) одинаковые рисунки в противоположных углах; в центре; все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;

по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре; б) сетчатый орнамент - узор располагается  по сетке, намеченной в рисунке или  мысленно представляемой, с повторением  или чередованием элементов в  шахматном порядке.

Узор на круге может быть расположен по краю, в центре или по всему кругу; по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга);

в центре: симметричное расположение элементов во все стороны от центра путём постепенного наращивания  их круг за кругом;

по всему кругу: а) узор строится по краю и в центре; б) узор строится из центра, заполняя всё пространство круга. (21,35)

Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овале) у которых центр находится на разном расстоянии от краёв, заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре, или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение, или орнамент, соединенный с узором по краю формы.

В остальном узор строится в соответствии с особенностями  формы, как на квадрате или круге.

Узор на треугольнике строится по краю, углам и по принципу сетчатого орнамента. В равностороннем треугольнике в углах располагаются одинаковые узоры. В равнобедренном треугольнике в двух равных углах симметрично располагаются одинаковые узоры, в третьем углу - узор из подобных же элементов, но более крупный или по-другому расположенный.

Узор на предметах  сложной формы (кувшины, вазы, одежда и т.п.) строится по принципу сочетания различных элементов в зависимости от формы и отдельных частей. Например, на кувшине может быть линейное расположение по краю горлышка и основания, в середине или по центру вокруг всего горлышка. На платье - линейный узор по краю рукавов, горловины, подола или сетчатый орнамент по всей форме. (21,37)

Все эти принципы помогают полнее раскрыть технологию создания декоративных композиций на занятиях по декоративному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста.

Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в дошкольной педагогике давно признано незаменимым средством  формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного  отношения к действительности. В  ряде работ определены принципы отбора произведений прикладного искусства  для ознакомления с ними детей  дошкольного возраста, намечены пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью, выделены основные приёмы создания декоративных узоров на плоских  и объёмных формах.

Информация о работе Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников