Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Файлы: 1 файл

Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников.docx

— 87.31 Кб (Скачать файл)

 

Исследования проводились  в течение 6 месяцев в г. Тирасполе, в МДОУ №18, в старшей группе. В эксперименте участвовали 20 детей, в возрасте от 5 до 6 лет.

Исследовательская работа строилась  на следующем научном предположении:

Конструирование из бумаги, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным  средством развития творческого  воображения, если учитываются следующие  условия:

1) дети овладевают сначала обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе их «распредмечивания». Под «распредмечиванием» следует понимать способ, который: а) раскрывается вне контекста изготовления какой-либо игрушки; б) наполняется конкретным предметным содержанием;

2) умение детьми осуществить перенос знакомых способов конструирования в новые условия их использования.

) Сохранять любовь, желание и заинтересованность детей к процессу конструирования из бумаги, используя для этого игровые ситуации, включающие шутку, рифму.

) Повысить активность и самостоятельность детей в процессе конструирования из бумаги;

) Создание предметно-развивающей среды для органической взаимосвязи занятий с самостоятельностью детей;

Цель исследования:

Изучить возможности развития и активизации творческого воображения  детей старшей группы посредством  конструирования из бумаги.

Методы исследования:

Основным методом нашего исследования является психолого-педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов:

Констатирующего, формирующего, контрольного;

На констатирующем и контрольном  этапе мы работали с двумя группами детей: А-контрольной и Б-экспериментальной.

Количество детей в  группах - 10 человек. На формирующем  этапе эксперимента работа проводилась  только с экспериментальной группой.

 

.1 Особенности  развития креативности детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: выявить уровень развития креативности детей.

Задачи:

1. Исследовать предметно-развивающую среду, созданную для органичной взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей.

2. Выявить общий уровень креативности (творческих способностей) детей.

. Выявить оценку родителей в степени развития воображения своего ребенка.

В целях реализации поставленных задач нами были использованы следующие  методы:

. Анализ предметно-развивающей  среды.

. Изучение и анализ  педагогической документации (перспективный  и календарный план).

. Тест Е. Торренса «Неполные фигуры»

. Анкетирование для родителей  на тему: «Как развита фантазия  у вашего ребенка». Автор Субботина  Л.Ю.

В процессе наблюдения за педагогическим процессом мы обратили внимание, что велика роль воспитания и обучения в приобщении детей к миру прекрасного. Развитие художественного творчества осуществляется под руководством педагога, при определенных педагогических условиях, создаваемых им. Особое внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, конструктивной, театральной, которые обеспечивают всестороннее развитие детей, создают обстановку эмоционального благополучия. Кроме того, приоритетное внимание педагога направлено на создание предметно-развивающей среды в изостудии, которая создает свои специфические условия для развития детского творчества, формирования разных средств самовыражения детей.

Обследуя предметно-развивающую  среду в изостудии, которая участвует  в психолого-педагогическом эксперименте можно отметить следующее: в организации  среды широко используются детские  работы (рисунки, поделки, конструкции  аппликационные композиции, как индивидуальные, так и коллективные). Дети имеют  возможность знакомиться с разнообразными предметами народного искусства: кувшины, горшочки, полотенца, рушники, народные игрушки и другие, для которых  созданы специальные полочки. Причем выставленные предметы отражают многонациональность  нашего региона, искусство народов  России, Белоруссии, Украины, Молдавии.

Большое внимание уделяется  созданию предметной среды не только в отдельной изостудии «Дракоша», но и во всем учреждении, где созданы лестничные марши, коридоры используются для выставок детских работ. Все располагается с учетом особенностей детского восприятия. Эти пространства превращаются в познавательные, дети могут рассмотреть диспозицию картин, рисунков. В оформлении учреждения внимание уделялось единству стилевого решения всех помещений, учитывалось их функциональное взаимодействие и наполнение конкретными предметами, которые должны сочетаться по масштабу, стилю, назначению и иметь своё место в интерьере.

Занятия по изобразительному искусству проходят в специально оборудованной всем необходимым  студии:

стены с покрытием, позволяющие  прикреплять скотчем детские  работы;

задрапированные стены для  монтажа детских выставок.;

ящик с камнями, коробка  с ракушками, аквариум с рыбками, гербарий.

разнообразные художественные материалы: кисти беличьи и щетинные (большие и маленькие); гуашь, акварель, темпера, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; мольберт, планшет, подрамники, ткань разного цвета  и разной фактуры; веревки, тесьма, бусины, клей, ножницы с закругленными  концами; веревки и крючки для  развешивания работ.

огромный арсенал дидактических  игр; схемы и пооперационные карты  для различных видов построения орнаментов.

Приходя на занятия в изостудию, дети сразу попадают в мир красоты, что настраивает их на знакомство с прекрасным, стимулирует их творческую активность.

Особый микроклимат студии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует  у детей коммуникативные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает  у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Изучая документацию педагогов, мы выявили следующее: в перспективном  и календарном плане воспитателя  находят отражение различные  виды изобразительной деятельности:

рисование (предметное, сюжетное, декоративное);

лепка (предметная, сюжетная, декоративная);

аппликация (предметная, сюжетная, декоративная);

В плане определены следующие  задачи по декоративно - прикладному  искусству для детей старшего дошкольного возраста:

) создавать народные игрушки  для игр, для оформления помещений  в праздники, для игр-драматизаций, театральных постановок и др.; осваивать обобщенные способы  рисования, лепки, аппликации;

) Знакомство с декоративно  - прикладным искусством нашего  края. Семантика (расшифровывание) народного орнамента

) на основе расшифрованных  орнаментов создавать новые, невиданные  ранее композиции узоров.

Необходимо отметить, что  декоративно - прикладному искусству, обучают не только на специально организованных занятиях, но закрепляют эти умения в совместной деятельности воспитателя  с детьми и в самостоятельной  деятельности детей, что отражено в  календарном плане воспитателя.

Так же в плане находит  отражение сочетание индивидуальных и коллективных форм работ по декоративно - прикладному творчеству, использование  разных форм организации занятий (по образцу, по условиям, по теме, по замыслу  и др.). Предусмотрено включение  декоративно - прикладного творчества в различные жизненные события (праздники, организация театра, поздравления с днем рождения, игра и т.д.).

Для развития детских замыслов предусмотрена организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, на участке, в природном окружении), экспериментирования с разными  материалами (природным, бросовым материалом, бумагой и др.) до занятий.

С целью выявить уровень  развития воображения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента нами использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Этот тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого  акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса, активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемый тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Для этого мы каждому ребенку  предложили стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два  ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см.). Детям предложили рассмотреть  нарисованные круги, подумать, что это  могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура круга, так и за его пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображения фигуры, т.е. использовать каждый круг в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки  зрения их техничности, соблюдения пропорций  и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас  интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Сам тест предлагался каждому  ребенку индивидуально, для того, чтобы исключить возможность  копирования. В этом смысле каждый образ, созданный ребенком, можно считать  оригинальным (хотя он и повторялся в рисунках других детей). Время выполнения задания не ограничивалось, т.к. чем  больше свободы поведения испытуемых предусматривает тест, тем он более  точно фиксирует креативность. (В.Н. Дружинина)

В процессе анализа детских  работ мы выявили 3 уровня развития воображения у детей.

. Высокий уровень - оценка  «3» - ставилась тем детям, которые  наделяли предмет оригинальным  содержанием, преимущественно без  повторения одного или близкого  образа. Рисунки, в которых объединены 2 или 3 круга в один предмет.

. Средний уровень - оценка  «2» - ставилась тем детям, которые  наделяли образным значением  все круги, но допускали почти  буквальное повторение (например, мордочки) или оформляли круги очень  простыми часто встречающимися  в жизни предметами (шарик, мячик,  солнышко и т.п.), а также изображения  только внутри круга.

. Низкий уровень - оценка  «1» - ставилась тем детям, которые  не смогли наделить образным  решением все круги, задание  выполнили не до конца и  небрежно.

В процессе выполнения задания  в контрольной группе мы обратили внимание на то, что Дима Жосан не довел работу до конца, и три фигуры наделены были мелкими изображениями внутри круга, что является, по сути, не восприятием задания. В результате вопроса, что же он изобразил, он не дал ответа.

Поленсаной Богдан и Котеля Марина дали интересные обоснования изображенным образам, эмоционально объяснили, что и как они изобразили. Богдан, соединив четыре фигуры, изобразил танк. Марина, соединив три круга, изобразила бусы, а при соединении двух кругов получила изображение очков.

Остальные ребята: Ганган Андрей, Сорокина Ольга, Амашукели Оля, Семякова Наташа, Погорлецкая Кристина, Цуркан Ярослав, Слободян Ярослава выполнили задание до конца, наделили все фигуры образными значениями, хотя и использовали часто встречающиеся образы: солнце, арбуз, рожица, шар и др.

Хотя были и довольно оригинальные изображения такие как: мышь, попрыгун, жираф, зеркало, часы и другие.

Результаты отражены в  таблице №1

Что позволило нам выявить  уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе.

Результаты:

Высокий уровень - оценка «3» - 2 детей (20%)

Средний уровень - оценка «2» - 7 детей (70%)

Низкий уровень - оценка «1» - 1 ребенок (10%)

Средний балл в контрольной  группе:

Х = 2, 1 (балла)

В процессе диагностирования в экспериментальной группе, результаты которого отражены в таблице №2 мы выявили, что четверо детей: Ковченко Олег, Белова Аня, Кушнир Алеша, Воскобойник Вова не справились с заданием. Например, Олег Ковченко не смог объяснить образное значение двух заштрихованных кругов. Аня Белова наделила свои фигуры мелкими рисунками внутри круга, которые не смогла объяснить. Алеша Кушнир просто разукрасил 4 фигуры, так же поступил и Вова Воскобойник, и объяснения этому не последовало, что говорит о низком уровне творческих способностей, не восприятии задания.

Только Чирвина Ксюша сразу эмоционально восприняла задание и наделила свои фигуры очень оригинальными изображениями: очки (соединив две фигуры), глобус, Белоснежку, часы, зеркало, гном.

Информация о работе Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников