Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................................
1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ………..................................................................................
1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно-пространственного мышления младшего школьника……………......................
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе....................................................................................................
2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. .................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Автор курсовой работы: _______________ О. В. Милехина, студентка
5 курса 501 группы заочной формы обучения, педагогического факультета
Обозначение курсовой работы: КР-О2О8О256-О31200-07
Специальность: 031200 – «Педагогика и методика начального образования»
Оценка:_______________
Саранск 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ....................
1.1 Роль предметно-практической
деятельности в становлении
1.2 Художественное
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика
как вид детского
2.2 Предметно-практическая
деятельность младших
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
Введение
Проблема творческого развития человека стала одной из задач современного общества. Социальные условия жизни: стандартизация в области техники и технологий, стереотипность поведения, шаблонность социальных ролей - чаще всего не располагают людей к реализации их творческой природы. Между тем, общество не нуждается так остро в исполнителях, склонных к шаблону и стереотипной деятельности. Ему нужны смелые, ищущие личности, поэтому важной задачей современной школы является формирование человека-творца, способного не только овладеть накопленным человеческим опытом, но и обогащать его.
Важную роль в формировании творческой личности играют уроки трудового обучения. Лежащая в их основе предметно-практическая деятельность по своему психолого- педагогическому механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Именно практическая деятельность позволяет «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Однако, если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет только «набитая рука», а не развитие личности. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, а не цели обучения. Ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка. В современных условиях на базе предметно-практической деятельности наиболее целесообразно строить содержание уроков трудового обучения как курс дизайнерского образования учащихся.
Формирование конструкторских знаний и умений составляет основу творческого труда современного человека. Конструирование органически позволяет соединять умственную и практическую деятельность.
Художественное
Одним из средств развития конструктивных навыков младших школьников являются занятия бумажной пластикой. Именно с введением и использованием элементов бумажной пластики на уроках труда происходит формирование у детей эстетического вкуса, абстрактного мышления, воображения. Интерес школьников к технике бумажной пластики определяется следующими основаниями:
1) продуктивно-созидательной
деятельностью, т. е.
2) доступностью и
Вместе с тем, в практике
современной школы порой
Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.
Задачи исследования:
Методологическая основа исследования: психолого-педагогические основания для развития объемно- конструктивного мышления в младшем школьном возрасте содержатся в трудах Л. С. Выготского, Н. Д. Бартмана, А. Н. Смирнова, В.И. Бейера, С.К. Исакова, К.М. Лепилова, В. С. Мурзаева, Л. Г. Оршанского, А.А. Рыбникова, С. Т. Шацкого, А. В. Бакушинского, Б. М. Неменского, В. П. Копцева, Б. П. Юсупова, Н. М. Конышевой, Б. М. Гагарина и др.
Методы исследования:
- анализ психолого-
- наблюдение за деятельностью учащихся;
- анализ продуктов деятельности учащихся.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы .
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы конструктивной деятельности младших школьников» сделана попытка раскрыть роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника, выявить сущность понятия «художественное конструирование» и раскрыть его роль в развитии объемно-конструктивного мышления учащихся.
Во второй главе «Методика обучения младших школьников работе с бумагой» раскрывается специфика бумажной пластики как вида художественно - творческой деятельности младших школьников: рассматриваются приемы обработки бумаги, способы соединения деталей, основы формообразования и основные типы изделий из бумаги. раскрывается содержание опытно-экспериментальной работы с учащимися четвертого класса Красноузельской средней школы Ромодановского района .
В заключении сформулированы основные выводы по проблеме исследования.
Список использованных источников содержит 40 источников.
1.1 Роль предметно - практической деятельности в становлении личности младшего школьника
Отличительная особенность уроков трудового обучения состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности. Однако познавательная деятельность на самом деле едина, поэтому можно лишь условно рассматривать изолированно друг от друга сенсорное и рациональное познание.
Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая) – это прежде всего информация для его ума. Только на базе сенсорного опыта может возникнуть мышление.
Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего школьного возраста. Уроки ручного труда представляют для этого исключительные возможности. Здесь ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: весе, фактуре, твердости, пластичности и др.
Но смысл сенсорного опыта для человека заключается в том, что он дает представление не просто о свойствах и качествах окружающих предметов, он и значении этих свойств. Значение внешне воспринимаемых свойств достигается не путем заучивания, а практикой. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической преобразующей деятельности, когда ученик должен учитывать в каждом действии и свойства материалов, более ценен.
Формирование сенсорного опыта происходит более успешно в тех случаях, когда ребенку приходится практически использовать чувственно воспринимаемые качества предметов и материалов для решения конкретных задач. В этом случае восприятие заметно активизируется Характер ориентировочных действий человека существенно меняется в зависимости от поставленной цели. Для простого узнавания предмета достаточно самого поверхностного его восприятия. Но если необходимо его воссоздание, то то, в каком виде должен быть воссоздан объект, определяет особенности и глубину его восприятия. Если необходимо нарисовать объект, необходимо лишь обратить внимание на характерные особенности его конструкции. Но если необходимо изготовить модель, ребенок при восприятии объекта должен будут учесть то, как детали к чему -то прикрепляются, взаимодействуют с друг другом и др. Практическая деятельность может быть хорошей проверкой качества восприятия и осуществляется непосредственно по ее результатам, является объективной и убедительной. Самому ребенку становится ясным, если работа не получилась, значит, он недостаточно хорошо рассмотрел предмет, его детали, их расположение, способы соединения. Таким образом, практика направляет и углубляет процесс восприятия, «заставляет»ребенка рассматривать предметы более внимательно и. вдумчиво.
Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще одно важное обстоятельство – оперируя предметами, человек может увидеть многие абстрактные связи или понятия. Многие действия, с трудом решаемые в «уме», дети и взрослые стремятся по возможности смоделировать на предметах.
Смысл этих действий состоит в том, что мыслительная деятельность облегчается, если она сопровождается моторной. На начальных этапах сознания моторная, предметно - манипулятивная деятельность является преобладающей. Постепенно, определенная часть действий уходит из практической деятельности и совершается в уме,но в затруднительных случаях может вновь возникнуть необходимость в практике. Таким образом, сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно – практических действий становятся более доступными, легко решаемыми. Подключение практической деятельности позволяет повысить степень сложности заданий, предлагаемых учащимся и активизировать их умственное развитие.
Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития».
Говоря о значительных общеразвивающих возможностях, потенциально присущих практической деятельности не имеется ввиду любой урок ручного труда. Автоматическое развитие разума через практическую информацию можно рассчитывать лишь в младшем школьном возрасте. Ребенок приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире просто через анализаторы.
Позднее к ощупыванию,
разглядыванию добавляются
В последующие возрастные периоды манипуляции с предметами уже не обеспечивают интенсивного развития дошкольника и постепенного замещаются такими видами практической деятельности, в которых заранее присутствует определенная цель. Однако, замысел может быть на первых порах достаточно неустойчив и по ходу практического действия меняться. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что манипулятивная деятельность еще не исчезла, и ребенок в значительной мере мыслит ассоциациями.
Чем старше становится дошкольник, тем большую устойчивость приобретает первоначальный замысел, а развивающая направленность практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу. Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей, как правило, не возникает; для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт в построение более сложных познавательных процессов, причем таким образом, чтобы практическая деятельность была необходимым звеном в протекании этих процессов [16, 6].