Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................................
1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ………..................................................................................
1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно-пространственного мышления младшего школьника……………......................
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе....................................................................................................
2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. .................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................
Характеризуя понятие конструирование, следует также заметить: нигде не оговаривается, что конструировать можно только из готовых деталей. Скорее наоборот, процесс конструирования предусматривает, что каждая деталь изделия тоже создается, разрабатывается – т. е. конструируется. Значит, ученики могут изготавливать все детали конструкции самостоятельно.
Кроме этого, конструировать можно не только технические модели или макеты, а любое изделие: художественную открытку, записную книжку, фартук или игрушку. Сконструировать, допустим, игрушку – это значит не только представить в материале ее внешний вид, но и определить форму каждой детали, цвет, фактуру материала и т. д. Это значит также, что конструктор продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т. е. полностью разрабатывает его.
Следовательно, беря на вооружение конструирование как инструмент обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление ученика. Конструктивная деятельность является творческой. Все другие случаи, которые предполагают, что ученик является от начала до конца исполнителем чужого замысла, конструированием называть нельзя. Не относятся к конструированию ни повторение уже известных действий, ни бесцельное манипулирование с предметами.
В процессе конструирования основное развивающее воздействие практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу. Главная, наиболее значимая работа при этом совершается в уме. Разумеется, для ребенка, познающего мир, не менее важными являются и практические действия, направленные на воплощение умозрительных конструктивных идей: овладение инструментами, приемами обработки материалов и пр. Они позволяют накапливать сенсорный опыт, формируют координацию и точность движений, учат строить осознанную систему действий и т. д. Однако нельзя сводить сложный процесс конструирования лишь к обогащению практических действий с предметами. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, должны все более тесно взаимодействовать с процессами мышления.
Учебное конструирование как процесс включает активное мышление школьника, направленное на решение интеллектуально – практической задачи. Вместе с тем необходимы определенные оговорки. Прежде всего, следует иметь в виду, что в своем настоящем, абсолютно творческом виде этот процесс присущ сравнительно небольшому числу людей. Что касается младших школьников, то их конструктивные способности учителю предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать в работе. Но развивать их возможно именно в конструктивной деятельности. И в этом смысле учебное конструирование, безусловно, будет отличаться от деятельности взрослого конструктора – аналогично тому, как учебная исследовательская деятельность отличается от работы ученого – исследователя; открытия ученого являются объективными, новыми для человечества, а в учебных исследованиях новизна субъективна, открывающая обычно уже известные человечеству факты. Тем не менее, и учебное, и «настоящее» конструирование объединяются главным: в том и в другом присутствует поисковая деятельность.
Наиболее существенным признаком конструктивной деятельности является целеполагание – то есть более или менее четкое осознание конечной цели работы, того, что должно в результате получиться. Для учителя правильное понимание того, что можно считать целеполаганием, является важным профессиональным качеством, поскольку умение подвести детей к сознанию цели предстоящей работы определяет характер их познавательной деятельности в процессе этой работы – т. е. ее настоящий развивающий смысл.
Целеполагание имеет место в тех случаях, когда человеку приходится самому прогнозировать (т. е. мысленно разбирать) систему взаимосвязанных действий, подчиняющихся конкретной цели. Зная, что должно получиться, он ищет и находит способы достижения этого. Причем, под способами имеются в виду не только приемы практических действий, но и многое другое. Например, можно продумывать форму деталей и то, как ее следует получить; какой материал лучше использовать и как его обработать, чтобы придать желаемый вид; как расположить, как соединить отдельные элементы, и многое другое.
Человек в таких случаях именно прогнозирует и ищет, а не просто припоминает. Поэтому общепринятый в методике уроков труда прием планирования предстоящей работы с целеполаганием смешивать нельзя! Подобное планирование предполагает, что исполнитель, заранее знающий все не только о конечном результате, но и о способах его получения, просто выстраивает цепочку наиболее рациональных практических действий (обычно по аналогии с тем, что он уже делал – т. е. припоминая), от которых он не должен будет отступать. Для сравнения: настоящий процесс целеполагания не только допускает, а, как правило, предусматривает отступления от примерного плана действий, их корректировку по ходу работы – по мере уточнения цели и замысла и по результатам сравнения их с промежуточными достижениями.
Планирование практических действий, направленных на получение вещественного результата – изделия – для школьника может иметь определенный смысл: оно учит охватывать данную часть процесса конструирования целиком, анализировать взаимосвязь действий и их результатов, находить наиболее рациональную последовательность и т. д. С учетом этого приема планирования можно и нужно использовать в организации работы учащихся. Однако нет никаких оснований переоценивать его значение и расширять сферу использования на все уроки без исключения. Неоправданное использование этого приема может нанести существенный вред, превращая творческий процесс решения конструктивной задачи в цепочку механических практических действий [17, 10].
В современных условиях имеет смысл рассматривать проблему конструирования не только с точки зрения технико – технологических аспектов этой деятельности, но и с учетом всех входящих в нее сторон, т. е. комплексно. Результатом конструирования является производство конкретных вещей, которые сочетают в себе художественно - эстетические и функциональные стороны. В связи с этим в процессе конструирования следует учитывать обе эти стороны: художественную и техническую. Изучение их взаимосвязи лежит в плоскости специального вида человеческой деятельности, именуемого дизайном. Дизайн предусматривает специальные принципы и правила, учет которых позволяет разрабатывать наиболее совершенные, гармоничные вещи.
Слово «дизайн» уже прочно вошел в наш язык, тем не менее в обиходе, особенно в педагогической практике, оно не получило пока широкого использования.
До сих пор существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «дизайн».
« Словарь иностранных
слов» определяет его как: «
а) художественное
В «Популярной художественной
энциклопедии» дается такое определение
дизайна: «термин, обозначающий разновидность
художественно – проектной
Н. М. Конышева определяет дизайн как вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека [17, 22].
Адаптированное и удобное для школы определение дала Л. П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [25, 60].
Таким образом, во всех определениях отражена, во – первых, активная, преобразующая, творческая сущность понятия «дизайн» и, во – вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность направлена на разработку и создание гармонической окружающей среды. Гармоничной – то есть комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека.
Дизайн является комплексной
деятельностью, неразрывно соединяющей
в себе интеллектуальное, логическое,
рассудочное начало и художественное,
эмоционально - эстетическое. Можно
заметить, что до сих пор в содержании уроков трудового обучения
эти две стороны единой действительности
подчас искусственно разделяются: на уроках
конструирования работа ведется только
над конструкцией, с сугубо технической
точки зрения, а внешние качества изделия,
его выразительность при этом фактически
не учитывается; на уроках так называемой
художественной обработки материалов
преимущественно рассматриваются те параметры,
которые определяют внешний вид изделия,
а его функциональные свойства при этом
упоминаются вскользь. Учитывая данное
обстоятельство, можно утверждать, что
поиски приемлемых путей внедрения дизайнерского
образования в практику школы сегодня
особенно актуальны: эта деятельность
учит и мыслить, и
чувствовать [17, 22].
Широко известна лаконичная формула дизайна: « красота + польза», с учетом которой разрабатываются наиболее совершенные вещи.
В исследованиях по дизайну убедительно доказывается, что наиболее гармоничные вещи лучше выполняют и свою утилитарную функцию. Можно сказать и наоборот: те предметы, которые лучше продуманы с точки зрения выполнения своей основной функции, являются и более совершенными и красивыми внешне. Многочисленные наблюдения подводят к выводу, что красота всегда целесообразна.
Как правило, при проектировании изделий и особенно в процессе анализа образцовых вещей, выполненных мастерами, всегда есть возможность остановиться на данном правиле дизайна, чтобы ученик как следует освоил его. При этом не имеется в виду, что младшие школьники заучивают это правило; напротив, его даже не нужно специально формулировать. Главное состоит в том, чтобы на хороших и убедительных примерах приучать детей чувствовать выразительную и целесообразную форму предметов.
Обозначенная выше формула, или основной принцип художественного конструирования в процессе разработки конкретных вещей реализуется через совершенно определенные правила, или требования.
Очень важным требованием к разрабатываемой вещи или системе вещей является композиционная целостность, т. е. соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части целому.
Это комплексная характеристика; она включает в себя целый ряд более частных качеств, каждое из которых можно рассматривать и по отдельности. Среди них обычно выделяют: соподчиненность, пропорциональность и др. В любом случае данное требование означает согласованность и соразмерность частей в составе целого, их уравновешенность – т. е. единство. при конструировании изделия мы считаем его композицию удачной, если соблюдаются следующие условия:
- ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
-части могут не меняться
-ни один
элемент не может быть
Очень важно, чтобы основное дизайнерское требование – о соответствии формы и всех деталей конструкции в изделии его назначению - систематически выступало перед учениками в качестве вопросов, на которые следует обращать внимание. Это можно делать с первого класса, практически во всех случаях, когда изготавливаются поделки, имеющие какую – то утилитарную функцию. Скажем, простейшая закладка; обычно их изготавливают в течение учебного курса несколько. На примере первого же изделия следует обратить внимание детей на то, чем выражена его целесообразность: оно должно быть соответствующей длины (иначе просто потеряется между страницами), толщина не должна быть чрезмерной (чтобы не портить книгу), не должно быть лишних, «цепляющихся» за страницы деталей и пр. наконец, при всем этом оно должно быть выразительным внешне (иначе проще использовать полоску бумаги).
Очень полезны и желательны сравнения конкретных вещей, имеющих сходную, но в чем - то различающуюся функцию, чтобы наглядно показать, как даже незначительные функциональные различия могут влиять на изменение формы, конструкции, пропорции изделий. Именно с этой целью в учебник по трудовому обучению для 2 класса включили две различных игольницы: дорожную и декоративную. С точки зрения пропорциональности каждую из них следует рассмотреть и по отдельности (они должны быть соразмерны той среде, в которую вписываются: первая – размера кошелька, вторая – обстановке уголка для рукоделия); однако сравнивая эти две игольницы между собой, убедительно демонстрируется детям, насколько форма и конструкция изделия связаны со всеми, даже мельчайшими особенностями его функции.
Не менее
важное требование дизайна – ма
Каждый материал
обладает своими собственными
достоинствами, которые нужно
уметь выявить и использовать.
Учителю следует иметь в виду,
что любой, даже самый простой
и привычный материал