Предметно-практическая деятельность младших школьников на уроках трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................................
1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ………..................................................................................
1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно-пространственного мышления младшего школьника……………......................
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе....................................................................................................
2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. .................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................

Файлы: 1 файл

курс.ольга.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Характеризуя понятие конструирование, следует также заметить: нигде не оговаривается, что конструировать можно только из готовых деталей. Скорее наоборот, процесс конструирования предусматривает, что каждая деталь изделия тоже создается, разрабатывается – т. е. конструируется. Значит, ученики могут изготавливать все детали конструкции самостоятельно.

Кроме этого, конструировать можно не только технические модели или макеты, а любое изделие: художественную открытку, записную книжку, фартук или  игрушку. Сконструировать, допустим, игрушку – это значит не только представить в материале ее внешний вид, но и определить форму каждой детали, цвет, фактуру материала и т. д. Это значит также, что конструктор продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т. е. полностью разрабатывает его.

Следовательно, беря на вооружение конструирование как инструмент обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление ученика. Конструктивная деятельность является творческой. Все другие случаи, которые  предполагают, что ученик является от начала до конца исполнителем чужого замысла, конструированием называть нельзя. Не относятся к конструированию ни повторение уже известных действий, ни бесцельное манипулирование с предметами.

В процессе конструирования  основное развивающее воздействие практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу. Главная, наиболее значимая работа при этом совершается в уме. Разумеется, для ребенка, познающего мир, не менее важными являются и практические действия, направленные на воплощение умозрительных конструктивных идей: овладение инструментами, приемами обработки материалов и пр. Они позволяют накапливать сенсорный опыт, формируют координацию и точность движений, учат строить осознанную систему действий и т. д. Однако нельзя сводить сложный процесс конструирования лишь к обогащению практических действий с предметами. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, должны все более тесно взаимодействовать с процессами мышления.

Учебное конструирование как процесс  включает активное мышление школьника, направленное на решение интеллектуально – практической задачи. Вместе с тем необходимы определенные оговорки. Прежде всего, следует иметь в виду, что в своем настоящем, абсолютно творческом виде этот процесс присущ сравнительно небольшому числу людей. Что касается младших школьников, то их конструктивные способности учителю предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать в работе. Но развивать их возможно именно в конструктивной деятельности. И в этом смысле учебное конструирование, безусловно, будет отличаться от деятельности взрослого конструктора – аналогично тому, как учебная исследовательская деятельность отличается от работы ученого – исследователя; открытия ученого являются объективными, новыми для человечества, а в учебных исследованиях новизна субъективна, открывающая обычно уже известные человечеству факты. Тем не менее, и учебное, и «настоящее» конструирование объединяются главным: в том и в другом присутствует поисковая деятельность.

Наиболее существенным признаком  конструктивной деятельности является целеполагание – то есть более или менее четкое осознание конечной цели работы, того, что должно в результате получиться. Для учителя  правильное понимание того, что можно считать целеполаганием, является важным профессиональным качеством, поскольку умение подвести детей к сознанию цели предстоящей работы определяет характер их познавательной деятельности в процессе этой работы – т. е. ее настоящий развивающий смысл.

Целеполагание имеет место в тех случаях, когда человеку приходится самому прогнозировать (т. е. мысленно разбирать) систему взаимосвязанных действий, подчиняющихся конкретной цели. Зная, что должно получиться, он ищет и находит способы достижения этого. Причем, под способами имеются в виду не только приемы практических действий, но и многое другое. Например, можно продумывать форму деталей и то, как ее следует получить; какой материал лучше использовать и как его обработать, чтобы придать желаемый вид; как расположить, как соединить отдельные элементы, и многое другое.

Человек в таких случаях  именно прогнозирует и ищет, а не просто припоминает. Поэтому общепринятый в методике уроков труда прием  планирования предстоящей работы с  целеполаганием смешивать нельзя! Подобное планирование предполагает, что исполнитель, заранее знающий все не только о конечном результате, но и о способах его получения, просто выстраивает цепочку наиболее рациональных практических действий             (обычно по аналогии с тем, что он уже делал – т. е. припоминая), от которых он не должен будет отступать. Для сравнения: настоящий процесс целеполагания не только допускает, а, как правило, предусматривает отступления от примерного плана действий, их корректировку по ходу работы – по мере уточнения цели и замысла и по результатам сравнения их с промежуточными достижениями.

Планирование практических действий, направленных на получение  вещественного результата – изделия  – для школьника может иметь  определенный смысл: оно учит охватывать данную часть процесса конструирования  целиком, анализировать взаимосвязь  действий и их результатов, находить наиболее рациональную последовательность и т. д. С учетом этого приема планирования можно и нужно использовать в организации работы учащихся. Однако нет никаких оснований переоценивать его значение и расширять сферу использования на все уроки без исключения. Неоправданное использование этого приема может нанести существенный вред, превращая творческий процесс решения конструктивной задачи в цепочку механических практических действий [17, 10].

В современных условиях имеет смысл рассматривать проблему конструирования не только с точки зрения технико – технологических аспектов этой деятельности, но и с учетом всех входящих в нее сторон, т. е. комплексно. Результатом конструирования является производство конкретных вещей, которые сочетают в себе художественно - эстетические и функциональные стороны. В связи с этим в процессе конструирования следует учитывать обе эти стороны: художественную и техническую. Изучение их взаимосвязи лежит в плоскости специального вида человеческой деятельности, именуемого дизайном. Дизайн предусматривает специальные принципы и правила, учет которых позволяет разрабатывать наиболее совершенные, гармоничные вещи.

Слово «дизайн» уже прочно вошел в наш язык, тем не менее  в обиходе, особенно в педагогической практике, оно не получило пока широкого использования.

До сих пор существует несколько точек зрения на определение  сущности понятия «дизайн».

 « Словарь иностранных  слов» определяет его как: «  а) художественное конструирование  предметов; б) проектирование  эстетического облика промышленных изделий» [33, 345].

В «Популярной художественной энциклопедии» дается такое определение  дизайна: «термин, обозначающий разновидность  художественно – проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий  и рациональное формирование предметной среды» [29, 197].

Н. М. Конышева определяет дизайн как вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически  выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы  и предпочтения человека [17, 22].

 Адаптированное и удобное для школы определение дала                       Л. П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое  и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [25, 60].

Таким образом, во всех определениях отражена, во – первых, активная, преобразующая, творческая сущность понятия «дизайн» и, во – вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность направлена на разработку и создание гармонической окружающей среды. Гармоничной – то есть комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека.

Дизайн является комплексной  деятельностью, неразрывно соединяющей  в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально - эстетическое. Можно  заметить, что до сих пор в содержании уроков трудового обучения эти две стороны единой действительности подчас искусственно разделяются: на уроках конструирования работа ведется только над конструкцией, с сугубо технической точки зрения, а внешние качества изделия, его выразительность при этом фактически не учитывается; на уроках так называемой художественной обработки материалов преимущественно рассматриваются те параметры, которые определяют внешний вид изделия, а его функциональные свойства при этом упоминаются  вскользь. Учитывая данное обстоятельство, можно утверждать, что поиски приемлемых путей внедрения дизайнерского образования в практику школы сегодня особенно актуальны: эта деятельность учит и мыслить, и  
чувствовать [17, 22].

Широко известна лаконичная формула дизайна: « красота + польза»,  с учетом которой разрабатываются наиболее совершенные вещи.

В исследованиях по дизайну  убедительно доказывается, что наиболее гармоничные вещи лучше выполняют  и свою утилитарную функцию. Можно  сказать и наоборот: те предметы, которые лучше продуманы с точки зрения выполнения своей основной функции, являются и более совершенными и красивыми внешне. Многочисленные наблюдения подводят к выводу, что красота всегда целесообразна.

Как правило, при проектировании изделий и особенно в процессе анализа образцовых вещей, выполненных мастерами, всегда есть возможность остановиться на данном правиле дизайна, чтобы ученик как следует освоил его. При этом не имеется в виду, что младшие школьники заучивают это правило; напротив, его даже не нужно специально формулировать. Главное состоит в том, чтобы на хороших и убедительных примерах приучать детей чувствовать выразительную и целесообразную форму предметов.

Обозначенная выше формула, или основной принцип художественного  конструирования в процессе разработки конкретных вещей реализуется через совершенно определенные правила, или требования.

Очень важным требованием  к разрабатываемой вещи или системе  вещей является композиционная целостность, т. е. соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части целому.

Это комплексная характеристика; она включает в себя целый ряд  более частных качеств, каждое из которых можно рассматривать  и по отдельности. Среди них обычно выделяют: соподчиненность, пропорциональность и др. В любом случае данное требование означает согласованность и соразмерность частей в составе целого, их уравновешенность – т. е. единство. при конструировании изделия мы считаем его композицию удачной, если   соблюдаются следующие условия:

- ни одна часть целого  не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

-части могут не меняться местами  без ущерба для целого;

     -ни один  элемент не может быть присоединен  к целому без ущерба для  него. Прежде всего, речь идет  о единстве стиля, что обеспечивает  единство форм, размеров, материала, технологий и т. д.

 Очень важно,   чтобы основное дизайнерское  требование – о соответствии формы и всех деталей конструкции в изделии его назначению - систематически выступало перед учениками в качестве вопросов, на которые следует обращать внимание. Это можно делать с первого класса, практически во всех случаях, когда изготавливаются поделки, имеющие какую – то утилитарную функцию. Скажем, простейшая закладка; обычно их изготавливают в течение учебного курса несколько. На примере первого же изделия следует обратить внимание детей на то, чем выражена его целесообразность: оно должно быть соответствующей длины   (иначе просто потеряется между страницами), толщина не должна быть чрезмерной (чтобы не портить книгу), не должно быть лишних, «цепляющихся» за страницы деталей и пр. наконец, при всем этом оно должно быть выразительным внешне (иначе проще использовать полоску бумаги).

Очень полезны и желательны  сравнения конкретных вещей, имеющих  сходную, но в чем - то различающуюся  функцию, чтобы наглядно показать, как даже незначительные функциональные различия могут влиять на изменение формы,  конструкции, пропорции изделий. Именно с этой целью в учебник по трудовому обучению для 2 класса включили две различных игольницы: дорожную и декоративную. С точки зрения пропорциональности каждую из них следует рассмотреть и по отдельности    (они должны быть соразмерны той среде, в которую вписываются: первая – размера кошелька, вторая – обстановке уголка для рукоделия); однако сравнивая эти две игольницы между собой, убедительно демонстрируется детям, насколько форма и конструкция изделия связаны со всеми, даже мельчайшими особенностями его функции.

      Не менее  важное требование дизайна – максимальное выявление в изделии всех возможностей материала, из которого оно сделано.

 Каждый материал  обладает своими собственными  достоинствами, которые нужно  уметь выявить и использовать. Учителю следует иметь в виду, что любой, даже самый простой  и привычный  материал обладает, по – видимому, неисчерпаемым  количеством совершенно определенных свойств, которые мы так или иначе учитываем при изготовлении изделий. Каждая конкретная задача может требовать учета разных свойств одного и того же материала. Например, бумагу можно резать ножницами и ножом, рвать, мять, изгибать, сгибать, прокалывать шилом, дыроколом, иглой, сшивать, склеивать, окрашивать, пропитывать водой и клеем и т. д. При этом по – разному будет вести себя во всех этих операциях бумага различных сортов, бумага мокрая и сухая. Далее, каждая из этих операций имеет ряд разновидностей; скажем, можно бумагу разрезать, вырезать в ней отверстие, сделать прорезь внутри плоскости, надрезать с краю; аналогично можно оторвать, прорвать, надорвать и пр. Операции можно сочетать между собой и таким образом получать бесчисленное количество новых  художественных или конструктивных эффектов: надрезать и отогнуть; прорезать и надорвать от прорези; намочить и смять; смять, сделать несколько надрезов на полученной поверхности, отогнуть их и подкрасить и т. д. и т. п.  Поскольку свойства любого материала бесконечно разнообразны, а их учет и выбор соответствующих приемов обработки и инструментов зависят исключительно от стоящей перед исполнителем задачи, едва ли возможно изучить все мыслимые свойства и их изменения заранее, отдельно от практической работы. Поэтому необходимо отказаться от отдельного изучения некоторых материалов в процессе опытов и наблюдений. Подобные опыты, во - первых, не могут охватить всех возможных материалов и, во - вторых, при значительных затратах времени не формируют настоящего представления о них, поскольку возможности и свойства любого материала неисчерпаемы. Все необходимые знания и умения лучше всего вырабатываются именно в творческой деятельности, когда стоящая перед ребенком практическая задача направляет поиск и определяет выбор материала и соответствующих способов его обработки. Поэтому с прямым научением очень желательно поощрять детей и к самостоятельному экспериментированию с материалами, а в тех случаях, где это возможно, ученики должны брать материал для изделия не по указанию   (данному учителем или написанному в инструкции), а выбирать самостоятельно, сообразуясь с поставленной задачей. Наиболее распространенные свойства материалов и способы их практического использования учитель покажет в процессе анализа задания; что – то  ученики «откроют» самостоятельно – и это обеспечит более обширные и надежные знания и умения.

Информация о работе Предметно-практическая деятельность младших школьников на уроках трудового обучения