Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................................
1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ………..................................................................................
1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно-пространственного мышления младшего школьника……………......................
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе....................................................................................................
2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. .................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................
Интересным, но реже применяемым является прием склеивания в торец. В этом случае к поверхности листа приклеивают торцевую часть другого листа. Затем поверхность прижимают и держат до склеивания. Желательно, чтобы лист, приклеиваемый торцом, имел изгиб или складку, т. к. за счет увеличения точек опоры на плоскость соединение получит большую прочность.
Соединение бумаги можно производить и без клея – щелевым замком, который бывает двух типов: внешнего и внутреннего зацепления. Для внешнего зацепления на одной или обеих деталях делают наружные разрезы не больше, чем до середины. Затем детали вставляют в разрез до предела. Такое соединение легко собирается и разбирается без повреждения соединяемых поверхностей.
Для внутреннего зацепления на меньшей из деталей делают наружные разрезы с обоих краев, при этом оставляют нетронутой большую часть. Края складывают во внутрь в единую плоскость. На другой детали внутри листа делают просечку нужной длины и формы. Затем в этот разрез вставляют первую деталь до разрезов и крайние складки расправляют. Таким образом получается прочное сборно - разборное соединение.
Еще одним видом бесклеевого соединения является плетение. Оно бывает двух типов: плоское и объемное.
При плоском плетении используют полоски бумаги, которые накладывают по принципу одна на другую, но в определенном порядке, при периодическом повторении этой операции. В зависимости от угла плетения, формы полоски бумаги, количества их чередования получаются различные узоры.
В процессе объемного плетения полоски поочередно складывают или сгибают, периодически повторяя эту операцию. В зависимости от количества используемых приемов объемного плетения – складыванием или сгибанием – получаются различные изделия. Объемное плетение широко используется в изготовлении поясов, веревок, новогодних гирлянд и других предметов [23, 35].
Таким образом, выше перечисленные приемы обработки бумаги и преобразования различных поверхностей можно использовать и для фактуризации поверхности изделия. Не зная этих особенностей фактуризации плоской, складной и изогнутой поверхности часто идут по пути украшения аппликацией, наклеивая различные материалы на бумагу или просто раскрашивая ее «под что – то», в этих случаях бумага не раскрывает своей красоты.
Изделия из бумаги могут быть плоские и объемные.
Наиболее доступным видом художественной обработки бумаги в начальных классах является аппликация.
Аппликация относится к декоративно – прикладному искусству, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно.
Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно – трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, циркулем), учиться анализировать явления, предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т. п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространственных представлений, цвета и его преобразования, воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.
Аппликация выполняется наклеиванием на основной фон кусочков того или иного материала различных цветов. Готовое изделие ,выполняемое таким способом также называется аппликацией. По своему содержанию их можно подразделять на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые. Как правило они выполняются многоцветно и одноцветно.
По виду выполнения аппликацию можно подразделять на плоские и объемные.
Плоскую выполняют путем вырезания деталей из бумаги и наклейки их всей плоскостью на основание из бумаги или картона. В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.
Широкое применение в практической деятельности школьников получила объемная аппликация, создающая некоторую видимость объема.
По приемам изготовления их можно разделить на четыре группы.
Разновидностью объемной аппликации можно считать и рельефный рисунок.
Принцип выполнения данных декоративных работ довольно прост. В общем, он заключается в том, что бумажная полоса наклеивается торцом на линию рисунка. В результате вместо плоского рисунка получается изображение с богатой светотеневой, а в случае применения цветной бумаги и с цветовой характеристикой, что придает выполненной работе особые декоративные качества.
Работа над выполнением
рельефного рисунка выполняется
в следующей
а) подготовка абрисного (контурного) рисунка карандашом в соответствии с задуманной композицией и выбранным форматом на тонкой бумаге или кальке; б) перевод (передавливание) рисунка на основу (плотную бумагу или картон); в) нарезание бумажных лент; г) придание бумажным лентам необходимой пластической формы соответственно рисунку; д) наклейка бумажных лент (элементов).
Интерес учащихся вызывает полуобъемная пластика. В отличие от рельефного рисунка, в котором объемность создается за счет светотени бумажными лентами, здесь речь идет о создании полуобъемных композиций, которые могут быть сравнимы с барельефами. К ним можно отнести всевозможные фигуры, построенные на основе геометрических форм и чертежей, стилизованных растительных и животных форм. Такие работы представляют собой более сложную ступень декоративных работ в технике бумажной пластики [6, 36].
Объемные композиции являются наиболее сложными по отношению к предыдущим, так как из плоских бумажных листов нужно создать за счет трансформации листа объемные изделия, которые в принципе можно сравнить со скульптурными композициями кругового обзора, игрушками, предметами быта, архитектурными сооружениями, макетами, театральными декорациями. В этой технике выполняются фигуры зверей, птиц, различных животных, людей. Во всех случаях изображаемый (создаваемый) объект от оригинала отличается условностью, подвергается упрощению и стилизации.
Разметка плоских изделий у учащихся не вызывает особых затруднений. Значительно сложнее для них разметка объемных изделий. Обычно объемные изделия изготавливают из разверток. Целесообразно в начале работы дать учащимся задание вычертить развертку изделия на листе бумаги или газеты, чтобы они смогли проверить, правильно ли построена развертка.
При построении разверток необходимо обращать внимание как на экономию материала, так и на возможность применения более рациональных приемов изготовления объемного изделия [7, 25 ].
Учитывая приёмы обработки соединения и закономерности формообразований из бумаги, а так же основные дидактические принципы. В. П. Копцев предлагает следующую систематизацию типов изделий.
11.Глубинно-пространственные композиции (макеты) [23, 52].
Последовательность
Данную систематизацию
изделий В. П. Копцева следует
рассматривать как вариант
2.2 Предметно-практическая
деятельность младших
Опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о целесообразности применения техники бумажной пластики для развития объемно-конструктивного мышления младших школьников. Она была осуществлена на базе Красноузельской средней школы Ромодановского района. Эксперимент проводился среди учащихся четвертых классов. Согласно учебным планам школы предполагается интеграция уроков изобразительного искусства и трудового обучения. Учащиеся занимаются по программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б. М. Неменского. Данная программа располагает большими возможностями для применения техники бумажной пластики. В первой четверти четвертого класса происходит знакомство с истоками родного искусства. В процессе изучения материала дети уясняют для себя, что в постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, красоте человека. Задание урока «Пейзаж родной земли», согласно пояснительной записке программы, предполагало изображение природы родного края, выполнение живописного пейзажа. Мы немного изменили данное задание и предложили выполнить его в технике бумажной пластики. Выполненные детьми композиции включали в себя стилизацию природных форм растительного мира. Приемы стилизации заключались в упрощении и подчеркивании тех особенностей формы предметов, которые бросаются в глаза. В процессе работы над выполнением композиции каждый ребенок выполнял все этапы формообразования. Важной задачей, стоящей перед учащимися, было воспроизведение объема, трехмерности предметов. Для этого необходимо чувствовать строение формы, конструкцию, определять ее геометрическую основу, отбрасывая на время все мелкие детали, видеть в дереве или постройке цилиндр, конус, призму или другие простейшие формы. Для создания лиственных деревьев учащиеся заготавливали куски бумаги прямоугольной формы заданных размеров. Предварительно насеченная бумага при сворачивании в цилиндрическую форму давала фактурность коры, причем надрез выполнялся волнообразными кривыми линиями, не исключая их пересечения. Сворачивание листа осуществлялось следующим образом: насеченный лист бумаги прижимался к краю стола и быстрым движением руки направлялся вниз по ребру плоскости. По диаметру нижнего основания ствола вырезались треугольные зубчики для нанесения клея и фиксации дерева на плоскости. Сучья выполнялись по тому же принципу, только меньших размеров. Отходы бумаги не выбрасывались, а максимально использовались для передачи снежного покрова, листвы на дереве и на земле.
Выполнение берез было построено на принципе спиралевидной обмотки. Для ствола дерева с помощью резака и линейки нарезались узкие длинные полоски бумаги, которые в сумме составляют его диаметр. Ветки образовывались путем отделения от основной массы «снопа» небольшого пучка полос, который также обматывается в спиралевидном направлении. Для лиственной кроны оставлялись те полоски бумаги, которые являлись продолжением веток и напоминают свисающие к низу метелки. В завершении каждая из полос накручивалась на всю длину спицы и приобретала форму спирали.
Кустарники выполнялись из плоского листа бумаги. С помощью ножниц создавалась его фактура. Движения руки должны следовать по волнообразным зигзагам, прерывая линию, но, не отрезая пройденного куска и так до тех пор, пока вся плоскость листа не будет изрезана. После этого вырезанные части накручивались на иглу шила, и, меняя при этом направление, получалось пластическое завершение формы.
Хвойные деревья представляли собой согнутые по оси симметрии равносторонние треугольники, сгиб-насечка выполнялась резаком. В зависимости от направления иголок обе стороны ели разрезались кончиком ножниц.
Таким образом, выполняя стилизацию природных форм в технике бумажной пластики, младшие школьники учились преобразовывать реальные формы в декоративные. Одновременно решался вопрос композиционного размещения масс на плоскости. Пространственно-декоративное решение данной композиции из простейших конструктивных форм, благодаря различному размещению в пространстве, дает возможность воспитывать в детях эстетический вкус и художественное объемно-пространственное мышление.
Наблюдение за деятельностью учащихся показывает, что ученики четвертого класса предпочитают коллективные формы работы в сочетании с индивидуальными, часто изображают несколько предметов. Создавая в своем коллективном творчестве конструкции объемных форм, учащиеся одновременно решают вопрос композиционного размещения масс на плоскости. Отношение к композиции на этом этапе становится не интуитивным, а более осознанным, обогащенным практикой рисования, личным творческим опытом. Умение найти позицию, откуда данная модель наиболее выразительно смотрится, ограничить поле зрения, распределить на картонной плоскости изображаемое – все это решается юными художниками в процессе работы. Каждое занятие, каждая тема приводит к положительному эмоциональному настрою всех участвующих в работе детей, к плановому, цельному коллективному творчеству.
На основании проведенной нами экспериментальных уроков в технике бумажной пластики мы пришли к заключению, что учащиеся четвертых классов вполне успешно овладевают навыками и приемами работы с бумагой.