Предметно-практическая деятельность младших школьников на уроках трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................................
1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ………..................................................................................
1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно-пространственного мышления младшего школьника……………......................
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе....................................................................................................
2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. .................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................

Файлы: 1 файл

курс.ольга.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Младшим школьникам приходится использовать чувственно воспринимаемые качества бумаги для решения творческих задач. Например, более плотную бумагу при конструировании деревьев, мы использовали для передачи шероховатой фактуры стволов.  Зная приемы конструктивного решения, смело оперируют ими в различных формообразованиях. Конечно, индивидуальность каждого учащегося предполагает и различие по степени одаренности, по силе проявления способностей, по яркости признаков своеобразия. Дети не одинаковы в этом отношении, и все же, несмотря на эти различия, наши исследования доказывают, что занятия, проводимые с целью формирования художественно-конструкторского мышления, вполне приемлемы для учащихся младшего школьного возраста. Способности к пластическому и конструктивному искусствам развиваются при выполнении конкретных целенаправленных упражнений.

Таким образом, использование  бумажной пластики на уроках изобразительного искусства и художественного труда диктуется следующими причинами. Прежде всего тем, что бумага – это материал, доступный и выразительный в своих возможностях. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает детей к  целостному видению как конкретно создаваемой формы, так и проблемы в целом. Помимо перечисленного, занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить.

Результаты опытно-экспериментальной  работы показывают, что развитие абстрактного мышления, использование условности в подаче образов в бумажной пластике, формирование контактности, повышенного  интереса к конструктивизму, творческого  начала - это и есть комплексный подход к решению задач развития художественного объемно-конструктивного мышления у детей младшего школьного возраста.

 

 

Заключение

 

Проблема эстетического  развития младшего школьника, вопросы  раннего формирования творческих способностей находятся в центре внимания современной педагогики. Важной задачей современной школы становится эмоциональное развитие ребенка, воспитание творческого восприятия окружающей действительности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал  важную роль уроков трудового обучения в формировании творческой личности.

Лежащая в их основе предметно-практическая деятельность по своему психолого- педагогическому  механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста. Предметно-практическая деятельность – эффективное средство развития мышления младшего школьника, его сенсорного опыта. В современных условиях  на базе предметно-практической деятельности наиболее целесообразно строить содержание уроков трудового обучения как курс дизайнерского образования учащихся.

Важную роль в формировании объемно-конструктивного мышления младшего школьника играют занятия  художественным конструированием. Анализ многочисленных определений позволил выявить сущность понятия «художественное конструирование», прежде всего как творческой, а не исполнительской деятельности. Художественное конструирование играет важную роль в умственном, эстетическом, трудовом воспитании младших школьников. Результатом конструирования является выполнение конкретных изделий, которые сочетают в себе художественно - эстетические и функциональные стороны.  В процессе конструирования на уроках изобразительного искусства и художественного труда происходит освоение  основ  дизайна.    Опытно-экспериментальная работа  показала необходимость при проектировании и выполнении изделий из бумаги соблюдения следующих требований:

- соответствие формы  и всех деталей конструкции  в изделии его назначению;

- максимальное выявление  в изделии всех возможностей  материала, из которого оно  сделано;

- учет декоративных, физиологических  и прочих возможностей цвета  при разработке изделия;

- уместность украшений  на предмете.

Опытно-экспериментальная  работа показала возможность и  необходимость  использования техники бумажной пластики для развития объемно-конструктивного мышления младшего школьника. Использование минимума средств при максимальной выразительности бумаги  приобщает детей к  целостному видению как конкретно создаваемой формы, так и проблемы в целом. Работа с бумагой позволяет обогащать сенсорный опыт ребенка, использовать свойства данного материала при решении творческих задач. Помимо перечисленного, занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бакушинский, А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский.– М., Советский художник, 1981. -  350 с.
  2. Барташевич, А. А.  Основы художественного конструирования                  /   А. А. Барташевич. –  Минск,  Полымя, 1984. – 156 с.
  3. Бейер, В. И. Изобразительная грамота в трудовой школе / В.И. Бейер, К.М. Лемпилов, С.В. Разыграев. -  М., Универсальное научное издательство, 1929. – 65 с.
  4. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги / З.А.Богатеева. – М., Аст-пресс, 1992. – 125 с.
  5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.          / А. В. Брушлинский.  – М., 1983. -  256 с.
  6. Воронова, О.К. Освоение техники бумажной пластики на уроках изобразительного искусства и внеклассных занятиях / О.К.Воронова. // Мастер – класс.- 2006.- №1. – С.36-44.
  7. Воронова, О.К. Освоение техники бумажной пластики на уроках изобразительного искусства и внеклассных занятиях / О.К.Воронова. // Мастер – класс.- 2006.- №5. – С.25-32.
  8. Выгонов, И.П. Практикум по трудовому обучению / И.П.Выгонов.- М., Просвещение, 1999.- 120 с.
  9. Выготский, Л. С.  Психология искусства / Л.С.Выготский. – 3 – е изд. – М., Искусство,  1986. – 460 с.
  10. Гагарин,  Б.Г. Конструирование из бумаги. / Б.Г. Гагарин. - Ташкент, 1988. – 56 с.
  11. Гагарин, Б Бумажная пластика / Б.Гагарин. // Юный художник. – 1987. - № 10. – С.42-43.
  12. Гагарин, Б Бумажная пластика / Б.Гагарин. // Юный художник. – 1989. - № 6. – С.44-45.
  13. Гагарин, Б Бумажная пластика / Б.Гагарин. // Юный художник. – 1990. - № 12. – С.45.
  14. Гагарин, Б Бумажная пластика/ Б.Гагарин.  // Юный художник. – 1990. - № 3. – С.47
  15. Гриневич, Н.Г. Использование бумажной пластики во внеклассных занятиях со школьниками младшего возраста / Н.Г.Гриневич. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов; БГПИ.- Уфа,  1984.-     160 с.
  16. Конышева, Н.М.  Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н.М.Конышева. – М., Московский психологический институт, изд-во «Флинта», 2000. – 88 с.
  17. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования. / Н.М.Конышева. – М., 1999.- 192 с.
  18. Конышева, Н.М.  Художественно-конструкторская деятельность  в системе интегративной педагогики / Н.М.Конышева. //  Начальная школа. – 2000.- №3. – с.43-52.
  19. Копцев, В. Как работать с бумагой / В.Копцев. //  Дошкольное образование. – 2000. - № 15-16. – С.5 -12
  20. Копцев, В. П. Бумажная пластика: Пособие для учителя. / В.П. Копцев. – М., НИИ школ МНО РСФСР, 1990.- 120 с.
  21. Копцев, В. П. Основы художественного конструирования из бумаги: методическое пособие для руководителей кружков. / В.П. Копцев. – М., 1988.- 39 с.
  22. Копцев, В.П. Формирование художественно-пространственного мышления младших школьников. / В.П.Копцев. // Эстетическое воспитание учащейся молодежи- задачи, теория, практика, перспектива. Ч.2.  – М., Изд-во МГПИ, 1988.- С.114-117.
  23. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. / В.П. Копцев – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
  24. Макарова, Н.  Бумажная пластика / Н.Макарова. // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.57-60.
  25. Малиновская,  Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Л.П. Малиновская. – Тернополь, 1993. – 259 с.
  26. Методика трудового обучения с практикумом / под ред. Н. Гхоржевского – М., Просвещение, 1997 – 350 с.
  27. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя.  2-е изд. / Б.М.Неменский. – М., Просвещение, 1987. – 254 с.
  28. Никольская, Е.Ф. Бумажная пластика / Никольская Е.Ф., Никольский  С.И. // Школа и производство. – 1996. - №6. – С.31-35.
  29. Популярная художественная энциклопедия – М., Советская энциклопедия,  1986. – 860 с.
  30. Революция – искусство – дети: Матер и документы. Из истории эстет. восп. в сов. школе: Кн. для учителя. В 2-х ч. Ч. 1. 1924-1929./ Сост. Н. П. Старосельцева – М., Просвещение, 1987 – 240 с. 
  31. Революция - искусство – дети: Матер и документы. Из истории эстет. восп. в сов. школе: Кн. для учителя. В 2-х ч. Ч. 2. 1925-1933./ Сост. Н. П. Старосельцева – М, просвещение, 1987. – 366 с.
  32. Рожнев, Л. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Л. А. Рожнев. -М.,  Просвещение, 1988. – 211 с.
  33. Словарь иностранных слов / под ред. Г.П. Петрова. -  М., Русский язык, 1989.- 769 с.
  34. Соловьев, С. А. Декоративное оформление / С.А. Соловьев. – М., Просвещение, 1987 –  187 с.
  35. Трудовое обучение в начальной школе: Пособие для учителей – М., Просвещение, 1988. –  235 с.
  36. Уланова, С.Л. Использование бумагопластики в детском конструкторском творчестве: программа курса по выбору. / С.Л.Уланова. – Саранск,  МГПИ, 2003. – 12 с.
  37. Цейтлин,  Н. Е. Справочник по трудовому обучению / Н.Е. Цейтлин. – М., Просвещение, 1983. – 218 с.
  38. Щербакова, В. Бумажная пластика  / В. Щербакова. // Искусство в школе. – 2001. - №3.- С.74-75.
  39. Юдина, Н. Тема «Изготовление коника из полоски бумаги. Изобразительное искусство. Труд. Окружающий мир. 3 класс » / Н. Юдина  // Начальная школа (ПС). -2006 - № 14. – С.23-24.
  40. Якунина, О.С. Развитие пространственного мышления у младших школьников / О.С.Якунина  // Школа и производство. – 1999. – №1. – С.71-75.

Информация о работе Предметно-практическая деятельность младших школьников на уроках трудового обучения