Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................................
1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ………..................................................................................
1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно-пространственного мышления младшего школьника……………......................
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе....................................................................................................
2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. .................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................
Младшим школьникам приходится использовать чувственно воспринимаемые качества бумаги для решения творческих задач. Например, более плотную бумагу при конструировании деревьев, мы использовали для передачи шероховатой фактуры стволов. Зная приемы конструктивного решения, смело оперируют ими в различных формообразованиях. Конечно, индивидуальность каждого учащегося предполагает и различие по степени одаренности, по силе проявления способностей, по яркости признаков своеобразия. Дети не одинаковы в этом отношении, и все же, несмотря на эти различия, наши исследования доказывают, что занятия, проводимые с целью формирования художественно-конструкторского мышления, вполне приемлемы для учащихся младшего школьного возраста. Способности к пластическому и конструктивному искусствам развиваются при выполнении конкретных целенаправленных упражнений.
Таким образом, использование бумажной пластики на уроках изобразительного искусства и художественного труда диктуется следующими причинами. Прежде всего тем, что бумага – это материал, доступный и выразительный в своих возможностях. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает детей к целостному видению как конкретно создаваемой формы, так и проблемы в целом. Помимо перечисленного, занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Результаты опытно-
Заключение
Проблема эстетического развития младшего школьника, вопросы раннего формирования творческих способностей находятся в центре внимания современной педагогики. Важной задачей современной школы становится эмоциональное развитие ребенка, воспитание творческого восприятия окружающей действительности.
Анализ психолого-
Лежащая в их основе предметно-практическая деятельность по своему психолого- педагогическому механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста. Предметно-практическая деятельность – эффективное средство развития мышления младшего школьника, его сенсорного опыта. В современных условиях на базе предметно-практической деятельности наиболее целесообразно строить содержание уроков трудового обучения как курс дизайнерского образования учащихся.
Важную роль в формировании
объемно-конструктивного
- соответствие формы и всех деталей конструкции в изделии его назначению;
- максимальное выявление в изделии всех возможностей материала, из которого оно сделано;
- учет декоративных, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия;
- уместность украшений на предмете.
Опытно-экспериментальная работа показала возможность и необходимость использования техники бумажной пластики для развития объемно-конструктивного мышления младшего школьника. Использование минимума средств при максимальной выразительности бумаги приобщает детей к целостному видению как конкретно создаваемой формы, так и проблемы в целом. Работа с бумагой позволяет обогащать сенсорный опыт ребенка, использовать свойства данного материала при решении творческих задач. Помимо перечисленного, занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Список использованной литературы