Предметно-практическая деятельность младших школьников на уроках трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие роли предметно-практической деятельности как основы объемно-конструктивного мышления младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой.
Объект исследования: конструктивная деятельность младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе конструирования из бумаги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................................
1.1 Роль предметно-практической деятельности в становлении личности младшего школьника ………..................................................................................
1.2 Художественное конструирование как средство развития объемно-пространственного мышления младшего школьника……………......................
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С БУМАГОЙ
2.1 Бумажная пластика как вид детского художественного творчества в начальной школе....................................................................................................
2.2 Предметно-практическая деятельность младших школьников в процессе занятий бумажной пластикой. .................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... ……………………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................

Файлы: 1 файл

курс.ольга.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Совершенно не допустимой является такая оценка материалов и  способов их обработки, которая искусственно ограничивает возможность их нетрадиционного, творческого использования. Например, когда учитель говорит, что мятая или рваная бумага «некрасива». Это абсолютно непрофессиональный подход, поскольку для получения каких – то декоративно - художественных эффектов или конструктивных, функциональных качеств в изделии именно эти операции могут быть единственно возможны.

  Следующим требованием  дизайна является учет декоративных, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия.  Младшие школьники не изучают специальных вопросов цветоведения, но учатся целенаправленно использовать цвет как важнейшее средство, позволяющее усиливать выразительность изделий. Как правило, в художественных конструкциях, в декоративных вещах чаще всего уместны условные тона, но именно их использование вызывает у учеников значительные трудности. Руководствуясь привычными стереотипами, они обычно стремятся выбирать цвет в соответствии с шаблонными представлениями о его «правильности»: например, лисичка обязательно должна быть рыжей, слоненок или мышка – серыми, листочки и травка – зелеными и т. д. Подобные стереотипные представления в художественном конструировании искусственной предметной среды ограничивает творческие возможности, поэтому должны преодолеваться в системе специальных обучающих заданий.

Следует приучать школьников смелее использовать условный цвет в изделиях. Нужно чаще предоставлять школьникам  возможность самостоятельного выбора цвета и отказаться от излишнего навязывания и диктовки в этом отношении. Проблема цвета специально обсуждается в процессе анализа конкретного изделия; детям предлагается обдумать выбор, исходя из того впечатления, которое требуется получить в результате работы. Разумеется, школьники в начальных классах не изучают систематической теории цвета. На уроках изобразительного искусства они знакомятся с некоторыми элементами цветоведения  (основные и составные, теплые и холодные цвета), но в основном используют цвет в своих работах все - таки не «по теории», а интуитивно, по эмоциональному выбору. Тем не менее, действия учеников в этом вопросе должны быть осознанными. При этом, чем меньше будет в наших собственных действиях, тем скорее нам удастся преодолеть стереотипы в мышлении и деятельности детей. Скажем, совсем необязательно при работе с цветной бумагой ограничиваться только традиционными «школьными» наборами: можно использовать страницы иллюстрированных журналов, старые открытки.

 Еще одно важное  дизайнерское требование – уместность украшений на предмете. Украшение на вещах не всегда имели чисто декоративный смысл и наряду с обычной утилитарной функцией выполняли еще и  магическую,символическую, обереговую.  Современный дизайн практически не учитывает этого обстоятельства, и украшения в нем рассматриваются как исключительно декоративные, но это не упрощает предъявляемых к ним требований. В частности, любая отделка никогда не должна мешать глазу наслаждаться формой предмета. Она должна подчеркивать форму и составлять с ней целое.  Украшение должно соответствовать форме и фактуре предмета, быть соразмерным с ним. Формирование у учеников правильной позиции в данном отношении также требует пересмотра некоторых сложившихся в практике приемов работы. Так, очень часто учителя предлагают украсить изделие в самый последний момент урока; проблема украшения возникает как – то спонтанно, а иногда и вовсе случайно (просто если на уроке осталось время, которое надо чем - то занять). На первый взгляд это может показаться вполне безобидным приемом, однако в действительности противоречит требованиям дизайна. Во - первых, исподволь формируется у детей в корне неверное  мнение о том, что украшенный предмет всегда обязательно лучше, чем неукрашенный; во - вторых, учащиеся не приучаются изначально придумывать вещь в единстве всех ее качеств. Если даже украшения будут выполняться в последнюю очередь, продумывать их (решать, нужны ли они вообще, определять их характер место и т. д.) нужно в процессе работы по проектированию изделия. Естественно, ходу его изготовления замысел может претерпеть существенные изменения, первоначально задуманные украшения  уже не будут уместны на изделии и их тоже придется изменить, тем не менее, вопрос об украшении не может  возникать на уроке ни с того, ни с сего; учитель должен изначально грамотного спланировать ход работы.

   Подводя итог  краткой характеристики основных  дизайнерских правил, следует еще  раз подчеркнуть, что все они вместе обеспечивают оптимальную функциональность вещи (или целостной среды): и форма, и цвет, и материал, и декор разрабатываются в соответствии с основными функциями изделия. Если такого соответствия нет или оно как – то нарушено, вещь утрачивает свою гармоничность.

 Сделать вещь красивой  и удобной непросто; для этого  все средства должны использоваться  в комплексе как можно яснее  и точнее отражать ее назначение [18, 31].

Таким образом, занятия  художественным конструирование органически сочетает умственную и практическую деятельность.  Это создание, разработка, сотворение, творческая, а не исполнительская деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика  обучения младших школьников  работе с бумагой 

2.1 Бумажная  пластика как вид детского  художественного творчества в начальной школе

  С давних времён  человек обрабатывает дерево, камень, глину и другие природные материалы.  Преобразовывать природный материал  можно только в процессе труда.  Мастер всегда был поклонником  природы, человеком познающим и «поправляющим» её как говорил К. Маркс, « по законам красоты». Каждый материал имеет специфику обработки, например из липкой глины лепят, из пахучего дерева вырезают, из прочного камня вырубают  различные предметы и изображения, используя для этого специальные инструменты. Имеет свою красоту поверхности, специфические свойства, технологию обработки и бумага.

  Она широко используется  художниками при создании различных  изделий, макетов, упаковок. Однако  не каждый знает пластические  возможности этого материала.

  Бумага, как художественный  материал, не пассивна. Она как  бы направляет творческое воображение  художника, заставляет его считаться  со своими свойствами. И тот,  научившись чувствовать и понимать  её особенности, может рассчитывать  на успех при моделирование и конструировании из неё разнообразных объектов.

 Бумага – один  из самых простых, наиболее  доступных и легко обрабатываемых  материалов. Наряду с пластилином,  глиной она  является незаменимой  при работе с младшими школьниками.

Бумага – это материал, доступный и выразительный в своих возможностях. Техника бумажной пластики не требует больших затрат на приобретение самого материала и инструмента:  это бумага, которая всякий раз находится под руками (альбомная, чертежная), режущий инструмент – резак, который изготавливается из ножовочного полотна, и наконец, клей ПВА.

Нельзя не отметить, что  занятия бумажной пластикой дают немедленный эффект: дети видят продукт  своего творчества (законченное изделие) в конце урока. Это отвечает самой  природе ребенка, форме естественного развития представлений ребенка о реально осязаемом жизненном пространстве, которое он познает преимущественно на «двигательно-осязательном» уровне.

Сам конкретный характер работы с бумагой делает ее легким для усвоения.  Дети активно реагируют на конкретную, техническую сторону исполнения конструкции. Техническая сторона изобразительной деятельности дает очень много возможностей для быстрого усвоения учащимися данной задачи. 

Художественное конструирование  предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает детей к  целостному видению как конкретно создаваемой формы, так и проблемы в целом. Помимо перечисленного, занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, на занятиях конструирования наиболее активно развивается пространственное мышление.

Упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий способствуют приобретению навыков, которые могут помочь детям при желании перейти на более высокий уровень работы в технике художественного конструирования. Серьезные занятия бумажной пластикой предполагают наличие суммы сведений из различных областей искусства. Это и умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать пространственную среду; владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы  начальные практические навыки в конструировании.

Введение в художественную практику основ дизайна (художественно-конструкторские  элементы) и разъяснение смысла этого  вида искусства дают детям возможность  четко осознать сам факт появления  бумажной пластики как некой ступени дизайна, как чего-то принципиально нового, а новое для ребенка всегда интересно.

Конструирование из бумаги имеет свои особенности. Чтобы овладеть ими, учащимся необходимо освоить основы формообразования.

Бумага-материал, состоящий из мелких растительных волокон, соответствующим образом обработанных и соединённых в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления. известно более 600 видов бумаги различной по цвету и фактуре. В работе с младшими школьниками в основном употребляют следующие виды бумаги и картона: писчую, цветную, чертёжно-рисовальную и акварельную; белый древесный и бурый картон. Существует несколько основных свойств, характеризующих бумагу как материал: физические: цвет, толщина, плотность, способность впитывать жидкость, характер поверхности (гладкая, шероховатая); механические: прочность на разрыв, упругость; технические: способность подвергаться разнообразной обработке [10, 40].

Выбор бумаги целиком  зависит от того, какое изделие будет делаться и при помощи каких операций; складыванием, сгибанием, резанием, плетением, прокалыванием или сминанием. А также зависит от применяемых соединительных операций: склеивания, переплетения, сшивания или соединения щелевым замком.

В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения, освоение которых можно организовать двумя путями: выполняя специальные упражнения или художественно -творческие задания.

В основе всех существующих способов обработки бумаги лежат два приема; изменяющий характер поверхности листа: разрывание и сминание.

Разрывая лист, разрушают  сцепление волокон, и поэтому  в листе разрыва края имеют  рыхлую поверхность. Существует несколько  частных случаев использования  этого приема, например, разрезание, просекание, прокалывание, пробивание, перфорирование.

При сминании лист принимает  рельефную или объемную форму, образуя  разнообразные по характеру складки  и сгибы. В этих местах бумага, с  одной стороны, немного вытягивается, а с другой сжимается. Поэтому если под лист подложить монету или какой – либо шаблон, а затем снаружи бумагу прогладить тряпочкой или тупым концом ножниц, то произойдет тиснение. Используя влажный паровой эффект возможно осуществлять тиснение вещей более сложной формы.

Приемы прокалывания, резания и просекания бумаги выполняются специальными инструментами.

Для прокалывания бумаги используют шило с коротким конусообразным концом. Таким шилом можно делать отверстия разного диаметра, в  зависимости от того, на какую длину  просовывать его. Причем отверстие на листе с разных сторон имеет разный вид. Со стороны прокалывания оно имеет ровный контур, а с противоположной стороны – рыхлый разорванный край.

Резание бумаги производится ножницами, ножом и просечкой. Нож  и просечку для работы на уроках можно сделать из старых металлических полотен. Заострить надо только один конец полотна. Для ножа как для резания ножом необходим острый кончик, а для просечки – вся ширина полотна. Остальную часть полотна надо обмотать изоляционной лентой для предохранения рук от возможных  травм.

Для формотворчества  используют разные способы складывания  – прямолинейное и криволинейное, а также сгибания – цилиндрическое и коническое.

Плоская поверхность  листа является результатом технологии изготовления бумаги и поэтому наиболее часто используются именно в этом виде. Сам по себе лист бумаги очень пластичен, т. е.  легко изменяет характер поверхности, поэтому при конструировании из бумаги следует использовать специальные приемы формообразования. Таковыми являются ребра жесткости. Они преобразуют плоский лист и придают ему необходимую жесткость и упругость формы, сохраняя при этом монолитность изделия. В зависимости от выбранного приема обработки: складывания и сгибания, - получаются различные типы ребер жесткости, которые в свою очередь образуют и преобразуют новые поверхности – складную и изогнутую.

Таким образом, для складной поверхности ребром жесткости является складка, а для изогнутой –  изгиб листа.

Складная поверхность  образуется складыванием листа при  поочередном изменении направления складок вовнутрь или наружу. В свою очередь складная поверхность в зависимости от приема складывания – прямолинейного или криволинейного -  делится на «прямоскладчатую» или «кривоскладчатую», а по направлению складок – с параллельными и пересекающимися складками.

Изогнутая поверхность  образуется сгибанием плоского листа  без каких – либо складок и  плоскостей. В зависимости от положения  образующих она делится на цилиндрическую и коническую. У цилиндрической поверхности  образующие параллельные, а у конической – пересекаются.

Наибольший интерес  вызывают общие закономерности формирования между складной изогнутой поверхности  путем складывания. Прямолинейное  складывание создает складную поверхность  с плоскими гранями, а криволинейное  складывание – изогнутую поверхность произвольной формы.

Закономерности формообразования заключаются не только в едином приеме обработки, но и в общем принципе новых форм путей чередования  прямолинейных или криволинейных  складок. Изменение направления  складывания приводит к изменению характера преобразования каждой из них наружу, только уже складками меньшего размера. Такими складками можно создать много «ступенек», хорошо передающих глубину пространства преобразованной поверхности. Можно складывать вовнутрь целые грани многогранника на ту или иную глубину, в зависимости от глубины разрезов боковых граней.

Для преобразования тел  вращения применяют как прямолинейное, так и криволинейное складывание. Причем прямолинейное складывание  применяют только в тех случаях, когда складки совпадают с направлением образующих. В любо другом случае это складывание приведет к изменению характера поверхности.

Криволинейное складывание  является основным приемом преобразования изогнутой поверхности, и тел  вращения в частности, что, как уже было сказано, этот прием складывания не только преобразит, но и создаст эту поверхность.

При работе с бумагой  для соединительных операций используют два вида соединений: неразъемные (складывание внахлест и в торец) и разъемные (соединение щелевым замком внешнего и внутреннего зацепления, плетения).

Наиболее распространенным из них является склеивание внахлест. При этом виде склеивания клей наносят  тонким слоем или капельками на поверхности  одной из склеиваемых деталей, точно  по разметки. Затем поверхность прижимают и держат до склеивания.

Информация о работе Предметно-практическая деятельность младших школьников на уроках трудового обучения