Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 08:09, контрольная работа
Решением этой проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему педагогической деятельности по созданию позитивного образа человека.
Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2)раскрыть образ «Человек культуры» в личностно-ориентированном воспитании; 3) осуществить отбор педагогических методов, способствующих формированию позитивного образа человека в сюжетно-ролевых играх
Введение.------------------------------------------------------------------------------------3.
Глава 1.
Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.
Образ идеального человека как цель воспитания.---------------------------6.
Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры дошкольника в процессе создания позитивного образа человека.--------------------------18.
Глава 2.
Обобщение педагогического опыта по развитию сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ.
2.1.Алгоритм развития позитивного образа человека в технологии Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.--------------------------------------------------------26.
2.2. Методы и средства создания позитивного образа родных и близких людей в сюжетно-ролевой игре «Семья».-------------------------------------------34.
Заключение-------------------------------------------------------------------------------44.
Библиография----------------------------------------------------------------------------46.
ГОУ ВПО «Ростовский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии
Отделение дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно-
ролевой игре дошкольников.
Специальность 050703
«Дошкольная педагогика и психология»
Старший преподаватель к. пед. н.
г. Ростов - на - Дону
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.---------------------
Глава 1.
Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.
Глава 2.
Обобщение педагогического
опыта по развитию сюжетно-
2.1.Алгоритм развития
2.2. Методы и средства создания
позитивного образа родных и
близких людей в сюжетно-
Библиография------------------
Приложение--------------------
Введение.
Наш век, как утверждают многие психологи, педагоги, врачи, социологи, есть век, где уродуется детство, где лишают детей детства. Детей покупают обыденностью, подкупают «неживой жизнью», «выбрасывают» на улицы – в прямом и переносном смысле. Они становятся при живых родителях сиротами – социальными сиротами. Ребенок плачет, когда убивают жизнь, когда калечат его душу. Ситуация в России конца 20 века характеризуется небывалым для неё в мирное время демографическим неблагополучием, ростом смертности населения и детской, в частности, снижением рождаемости, ценности и значимости семьи в становлении ребенка, потерей меж поколенных связей. Сегодня ребенок остается один на один со своими проблемами, эмоциями, успехами и неуспехами. Сегодня мир взрослых людей задыхается от войн, экологических катастроф, от равнодушия, от отсутствия единых общечеловеческих целей. Основной целью и ценностью человеческой жизни, основным способом возрождения себя в этом мире для взрослого является ребенок. Его жизнь и здоровье выступают смыслом жизни взрослого человека. Мир взрослых людей должен стать пространством комфортного окружения мира ребенка, его детства. Жизненной задачей взрослого человека должна стать потребность научиться гармонировать свои отношения с ребенком и научить его способам гармонизации отношений со сложным и удивительным миром природы, людей, предметов, искусства и собственным миром. Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами. Детство – это тот период времени, который подвластен только ребенку, где он бесконечно расширяет горизонты мира, распахнутого ему. [2].
Без увлекательной игры
не может быть страны детства.
Чем разнообразнее, интенсивнее
игры малышей, тем богаче и
шире для них становиться
Процесс познания мира в игре связан с формированием чувств, отношения ребёнка к изображаемому; действительность не копируется им, а творчески воспроизводится. Дети не бывают, равнодушны к тому, что представляют, они искренне переживают свою роль, входят в образ. Поэтому игра оказывает большое влияние на формирование их моральных качеств, выработку определённого типа поведения. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Говоря о влиянии взрослых на игру детей, К.Д. Ушинский писал: "Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы накупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать, и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели". Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, "в семью") может иметь совершенно разное содержание: одна "мама" будет торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвертая - бить, и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и читать детям книжки и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но, прежде всего содержание детских игр.
Особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия.
Выше сказанное обозначило проблему нашего исследования, какими средствами в процессе развития сюжетно-ролевой игры, возможно, создать позитивный образ человека?
Решением этой проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему педагогической деятельности по созданию позитивного образа человека.
Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2)раскрыть образ «Человек культуры» в личностно-ориентированном воспитании; 3) осуществить отбор педагогических методов, способствующих формированию позитивного образа человека в сюжетно-ролевых играх.
Объектом исследования выступает процесс развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Предметом исследования являются методы и средства создания позитивного образа человека в игре младших дошкольников.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования была поставлена следующая гипотеза: созданная нами система педагогической деятельности, формирует образ позитивного человека у детей дошкольного возраста при следующих условиях:
-реализация личностно-
-использование технологии
-осуществления
взаимодействия с семьёй
В процессе исследования были использованы методы: метод сбора информации, обобщение, анкетирование, наблюдение, беседа.
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.
1.Образ идеального человека как цель воспитания.
Воспитание (как пед. явление) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей; предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.[4].
Необходимо
отметить тот факт, что в области
дошкольного образования
В связи с этим можно дать такое обобщенное определение воспитания, которое требует уточнения и расширения: воспитание (от древнерусского възъпитание-возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) – деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотренное и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов требующих определенной внешней инициации. Эти понятия описывают традиционные педагогические действия, в которых личность ребенка выступает как манипулируемый педагогом объект. Педагогика личности, представляя один из вариантов открытого образования, обращена к другим воспитательным действиям. Они направлены на то, что проявляет и востребует субъективные основы личности – сознание, смысл, ценности, переживания. Личностный опыт и т.д.