Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно- ролевой игре дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

Решением этой проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему педагогической деятельности по созданию позитивного образа человека.
Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2)раскрыть образ «Человек культуры» в личностно-ориентированном воспитании; 3) осуществить отбор педагогических методов, способствующих формированию позитивного образа человека в сюжетно-ролевых играх

Содержание работы

Введение.------------------------------------------------------------------------------------3.

Глава 1.
Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.

Образ идеального человека как цель воспитания.---------------------------6.
Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры дошкольника в процессе создания позитивного образа человека.--------------------------18.

Глава 2.

Обобщение педагогического опыта по развитию сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ.

2.1.Алгоритм развития позитивного образа человека в технологии Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.--------------------------------------------------------26.

2.2. Методы и средства создания позитивного образа родных и близких людей в сюжетно-ролевой игре «Семья».-------------------------------------------34.

Заключение-------------------------------------------------------------------------------44.

Библиография----------------------------------------------------------------------------46.

Файлы: 1 файл

Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Ростовский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии

Отделение дошкольного образования

Кафедра дошкольной педагогики

                               

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно-

ролевой игре дошкольников.

 

Специальность 050703

«Дошкольная педагогика и психология»

 

 

                                                                                            Исполнитель:

                                                                                      Студентка 4 курса  ОЗО

                                                                     Отделения дошкольного образования

                                                                                                      ИПП   РГПУ

                                                                             Коханская Наталья Эдуардовна

 

                                                                                       Научный руководитель

                         Старший преподаватель    к. пед. н.

                                                                            Степовая Валерия Сергеевна 

 

г. Ростов - на - Дону                                                                                                                           2006 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

 

Введение.------------------------------------------------------------------------------------3.

 

Глава 1.

Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.

 

    1. Образ идеального человека как цель воспитания.---------------------------6.
    2. Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры дошкольника в процессе создания позитивного образа человека.--------------------------18.

 

Глава 2.

 

 Обобщение педагогического  опыта по развитию сюжетно-ролевой  игры в средней группе ДОУ.

 

2.1.Алгоритм развития позитивного  образа человека в технологии  Н.Я.      Михайленко, Н.А. Коротковой.--------------------------------------------------------26.

 

2.2. Методы и средства создания  позитивного образа родных и  близких людей в сюжетно-ролевой  игре «Семья».-------------------------------------------34.

 

Заключение-------------------------------------------------------------------------------44.

 

Библиография----------------------------------------------------------------------------46.

 

Приложение-------------------------------------------------------------------------------48.

 

 

 

Введение.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. В этом мире своей жизнью живут созданные или придуманные им вещи, предметы, наделенные собственными, определенными знаками и символами. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность – мир сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, детство, на протяжении возрастного и временного периода, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.

               Наш век, как утверждают многие  психологи, педагоги, врачи, социологи, есть век, где уродуется детство, где лишают детей детства. Детей  покупают обыденностью, подкупают «неживой жизнью», «выбрасывают» на улицы – в прямом и переносном смысле. Они становятся при живых родителях сиротами – социальными сиротами. Ребенок плачет, когда убивают жизнь, когда калечат его душу. Ситуация в России конца 20 века характеризуется небывалым для неё в мирное время демографическим неблагополучием, ростом смертности населения и детской, в частности, снижением рождаемости, ценности и значимости семьи в становлении ребенка, потерей меж поколенных связей. Сегодня ребенок остается один на один со своими проблемами, эмоциями, успехами и неуспехами. Сегодня мир взрослых людей задыхается от войн, экологических катастроф, от равнодушия, от отсутствия единых общечеловеческих целей. Основной целью и ценностью человеческой жизни, основным способом возрождения себя в этом мире для взрослого является ребенок. Его жизнь и здоровье выступают смыслом жизни взрослого человека. Мир взрослых людей должен стать пространством комфортного окружения мира ребенка, его детства. Жизненной задачей взрослого человека должна стать потребность научиться гармонировать свои отношения с ребенком и научить его способам гармонизации отношений со сложным и удивительным миром природы, людей, предметов, искусства и собственным миром. Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами. Детство – это тот период времени, который подвластен только ребенку, где он бесконечно расширяет горизонты мира, распахнутого ему. [2]. 

   Без увлекательной игры  не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интенсивнее  игры малышей, тем богаче и  шире для них становиться окружающий  мир, светлее и радостнее их  жизнь. А. С. Макаренко писал: "Игра  имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа…, служба…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,   прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе её в работу".[1] Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств  взаимного влияния мира взрослого на ребёнка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение.

Процесс познания мира в игре связан с формированием чувств, отношения ребёнка к изображаемому; действительность не копируется им, а творчески воспроизводится. Дети не бывают, равнодушны к тому, что представляют, они искренне переживают свою роль, входят в образ. Поэтому игра оказывает большое влияние на формирование их моральных качеств, выработку определённого типа поведения. В содержании  игры  выражено  более  или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность  людей.  Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека только то,  с  чем  и как действует человек, или отношения человека  к  другим  людям,  или  смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений  между  людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от  отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Говоря о  влиянии  взрослых  на  игру детей, К.Д. Ушинский писал: "Взрослые могут  иметь  только  одно  влияние  на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь  этот  материал  можно  купить  в  игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а  он  сделает  из  него тюрьму, вы накупите для него куколки, а он выстроит их  в  ряды  солдат,  вы купите для него хорошенького мальчика,  а  он  станет  его  сечь:  он  будет переделывать, и перестраивать купленные вами игрушки не по их  назначению,  а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, -  вот об этом материале должны более всего  заботиться  родители  и  воспитатели". Действительно, одна и та же по своему  сюжету  игра  (например,  "в  семью") может иметь совершенно разное содержание: одна "мама" будет  торопиться  в  гости, третья - постоянно стирать  и  готовить,  четвертая - бить,  и  ругать своих "детей", другая - краситься  перед  зеркалом  и  читать  детям  книжки  и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают  то,  что  "вливается"  в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в  которых  живет  ребенок, определяют не только сюжеты, но, прежде всего содержание детских игр.

        Особая  чувствительность  игры  к  сфере  человеческих  отношений свидетельствует о том, что она является социальной  не  только  по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она  возникает  из  условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия.

      Выше сказанное  обозначило проблему нашего исследования, какими средствами в процессе развития сюжетно-ролевой игры, возможно, создать позитивный образ человека?

      Решением этой  проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему педагогической деятельности по созданию позитивного образа человека.

Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2)раскрыть образ «Человек культуры» в личностно-ориентированном воспитании; 3) осуществить отбор педагогических методов, способствующих  формированию позитивного образа человека в сюжетно-ролевых играх.

       Объектом исследования выступает процесс развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.

       Предметом исследования являются методы и средства создания позитивного образа человека в игре младших дошкольников.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования была поставлена следующая гипотеза: созданная нами система педагогической деятельности, формирует образ позитивного человека у детей дошкольного возраста при следующих условиях:

-реализация личностно-ориентированного  подхода;

-использование технологии развития  игровой деятельности;

-осуществления  взаимодействия с семьёй дошкольника.

       В процессе исследования были использованы методы: метод сбора информации, обобщение, анкетирование, наблюдение, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.

 

1.Образ идеального человека  как цель воспитания.

                                                                                                                                                                                         Воспитание (как общественное явление) – сложный и противоречивый  социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными  учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

        Воспитание (как  пед. явление) – целенаправленная  профессиональная деятельность  педагога, содействующая максимальному  развитию личности ребенка, вхождению  его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей;  предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.[4].

        Необходимо  отметить тот факт, что в области  дошкольного образования процесс  воспитания и образования рассматривается  как единый процесс, в рамках которого дошкольник открывает для себя личностные смыслы. Традиционно под воспитанием принято понимать процесс передачи жизненного опыта старших поколений младшим.                                                                Воспитание долгое время трактовали как целенаправленное формирование личности с заданными свойствами. В последнее время понятие «воспитание» в гуманистической педагогике все больше приобретает значение как педагогическая помощь и поддержка ребенка в период приобретения им социокультурного опыта жизнетворчества. Образцы и нормы культурной, достойной жизни воплощены в ценностях воспитания. Базовыми ценностями является человек, культура, социум. Соответственно им, жизнетворчество развертывается как творение человеком себя, создание мира человека, как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума. Духовными основаниями жизнетворчества являются законы нравственной жизни людей. Познание и проживание нравственных императивов должно составлять единую преемственную линию воспитания, начиная с дошкольного и заканчивая школьным воспитанием. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, заботу о близких и дальних.

В связи с этим можно дать такое обобщенное определение воспитания, которое требует уточнения и расширения: воспитание (от древнерусского възъпитание-возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) – деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотренное и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов требующих определенной внешней инициации. Эти понятия описывают традиционные педагогические действия, в которых личность ребенка выступает как манипулируемый педагогом объект. Педагогика личности, представляя один из вариантов открытого образования, обращена к другим воспитательным действиям. Они направлены на то, что проявляет и востребует субъективные основы личности – сознание, смысл, ценности, переживания. Личностный опыт и т.д.

Информация о работе Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно- ролевой игре дошкольников