Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно- ролевой игре дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

Решением этой проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему педагогической деятельности по созданию позитивного образа человека.
Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2)раскрыть образ «Человек культуры» в личностно-ориентированном воспитании; 3) осуществить отбор педагогических методов, способствующих формированию позитивного образа человека в сюжетно-ролевых играх

Содержание работы

Введение.------------------------------------------------------------------------------------3.

Глава 1.
Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.

Образ идеального человека как цель воспитания.---------------------------6.
Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры дошкольника в процессе создания позитивного образа человека.--------------------------18.

Глава 2.

Обобщение педагогического опыта по развитию сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ.

2.1.Алгоритм развития позитивного образа человека в технологии Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.--------------------------------------------------------26.

2.2. Методы и средства создания позитивного образа родных и близких людей в сюжетно-ролевой игре «Семья».-------------------------------------------34.

Заключение-------------------------------------------------------------------------------44.

Библиография----------------------------------------------------------------------------46.

Файлы: 1 файл

Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

           1.2.Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры дошкольника в процессе создания позитивного образа человека.

       Многое можно  говорить об удивительном мире  ребенка. Он, как и взрослый мир, имеет собственную культуру. Она  не возникает сама по себе, а передается из поколение в поколение благодаря множеству игр и упражнений, организуемых первоначально родителями и воспитателями, однако ни одна игра не могла заинтересовать детей, если бы они не хотели общаться между собой и взрослыми.

   «Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта». (Д. В. Менджерицкая).[11].

     Н. К. Крупская во многих  статьях говорила о значении  игры для познания мира, для  нравственного воспитания детей.  «…Самодеятельная подражательная  игра, которая помогает осваивать  полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо больше, чем что-либо другое». [12].

        Игра представляет собой особую  деятельность, которая расцветает  в детские годы  и сопровождает  человека на протяжении всей  жизни. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельность становится игра.

   Сюжетно-ролевые игры имеют  развивающую, обучающую и воспитательную  функции. Игра занимает весьма  важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки в кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). [15].

    Д. Б. Эльконин отмечал: «Ролевая  игра не является специальным  педагогическим средством, она может явиться мощным средством развития, только в том случае, если останется игрой, то есть формой социальной жизни ребенка в обществе». При этом он обращал внимание на то, что в игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психическая форма мотивов. В игре ребенок начинает осознавать свое «я», себя как индивида, обладающего определенными возможностями и отличающегося от взрослого. В игре происходит формирование произвольного поведения, преодоление «познавательного эгоцентризма». Это и есть путь личностного становления ребенка в игре. [13].

      Существенными для  понимания развивающего значения  игры представляются также соображения, высказанные Л. А. Венгером, подчеркнувшим  необходимость четкого разграничения специфического и неспецифического развивающего значения игры. Специфическое развивающее значение игровой деятельности (рассматривается развитая форма игровой деятельности дошкольников – совместная сюжетно-ролевая игра) связано с формированием в ней определенных психических свойств и способностей, которые, сложившись в игре, проявляются затем и в других видах деятельности, станут достоянием личности ребенка. Ими являются: способность действовать в плане представлений; способность ориентироваться в сфере человеческих отношений; способность координировать свои действия с чужими. Если эти способности не будут развиты в детстве, наверстать это потом оказывается чрезвычайно трудным делом. Развитие этих способностей осуществляется в самостоятельной игре детей. Именно с этой формой игровой деятельности детей (самостоятельной игрой) связано специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры. Специфическое воздействие игры имеет наибольшую педагогическую ценность и должно быть максимально использовано в педагогических целях.

    Неспецифическое развивающее  значение Л. А. Венгер связывает  с формами игры, регламентированными  взрослыми, которые вносят в игру  определенное развивающее содержание  или ставят определенные дидактические  задачи. Через содержание игры, а также поставленные перед ней дидактические задачи может происходить усвоение самых различных знаний, умений, развитие тех или иных способностей. [14].  Игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью детей. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве способствует развитию способностей, необходимых для перехода к систематическому обучению. По определению А. Н. Леонтьева, игра становится ведущей в дошкольном возрасте еще и потому, что в ней возникает и внутри дифференцируется новый вид деятельности – учебная деятельность. «Обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляется в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, то есть именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться играя».

      Взаимосвязь игры  и учения проявляется во влиянии  игры на формирование элементов  учебной деятельности (Е. Е. Кравцова). Основные элементы учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, умение осуществлять адекватные учебной задаче действия, умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность – складываются в ходе подготовки ребенка к систематическому обучению. Успешность овладения ребенком элементами учебной деятельности зависит от сформированности определенного уровня общения со взрослыми, которое должно быть произвольным. Формирование произвольности наиболее эффективно происходит в игре (следование определенному сюжету, определенной роли, то есть подчинение своей деятельности определенным игровым правилам). По степени участия ребенка в игре, считает автор, можно выявить, насколько развито у ребенка произвольное поведение. [16].

     Дошкольное  детство – уникальный возрастной  период, обладающей своеобразной  логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами. Классическими стали слова К. Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношению к миру.

     Игра, с присущей ей  свободой, реализует внутреннюю  потребность ребенка в постоянном  поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов, она становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре развивается способность к самостоятельному выстраиванию ребенком своего опыта, что, по мнению Н. Ф. Головановой, является показателем его активной социализации. Социальный опыт, являясь сложной характеристикой процесса социализации дошкольника, включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: аксеологический, познавательный, действенный и коммуникативный. Все эти компоненты присущи детскому игровому опыту.

      В играх отражается  отношение дошкольников к жизненным  явлениям. Игры являются продуктом  непосредственных побуждений, интересов  и потребностей ребенка, которые  рождаются из его контактов  с миром и опосредованы теми  отношениями и культурными контекстами, в которые включен ребенок. Собственное «я» воспринимается им в пространстве культурного бытия. Раскрывая воспитательную роль игры в сложном взаимодействии ребенка и культуры, М. С. Каган подчеркивает: «Культура детства двухслойна. Один слой – культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, второй – формы его собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщиться к достижениям истории культуры, осваивать их и таким образом через процессы распредмечивания становиться современным культурным человеком. Самодеятельность ребенка служит развитию его творческих способностей доступных каждому этапу детства пределах…Системообразующей силой, обеспечивающей своеобразие и целостность культуры детства, является игра» [17].

       Самостоятельно придуманные игры способствуют обогащению их творческого потенциала, активизируют механизмы самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения. Патриотические и интернациональные чувства только зарождаются в дошкольном возрасте и хотя еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Современная дошкольная педагогика одним из эффективных средств формирования начал патриотизма и интернационализма считает игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему детей, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, она, как  никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию к героям войны и трудовых будней, дружеское отношение к людям разных национальностей. В игре ребенок приобщается к великим событиям современности.

       Дружба – это  своеобразный опыт ребенка, содействующий  развитию позитивных чувств, образованию  нравственных привычек, формированию  устойчивых форм поведения. Первые  дружеские связи возникают и  протекают в игре. Еще на заре  развития общественного дошкольного воспитания Н. К. Крупская в свих речах и выступлениях, лекциях и докладах говорила о том, что в детских коллективах уже на самых ранних ступенях их становления можно наблюдать такие отношения, которые возникают на основе взаимной симпатии и называются дружескими. Эти отношения, хотя и выступают как личные отношения между 2-3 детьми, не противостоят общеколлективным, а представляют собой их составной элемент, порождаются и питаются ими.[1]. Первые симпатии у детей по отношению к лицам, удовлетворяющим их органические потребности. С развитием ребенка в его жизни начинают приобретать все большее значение социальные потребности, главной из которых становится игра. В игре возникают и укрепляются детские коллективы. Ребята узнают друг друга, выбирают себе друзей, учатся согласовывать свои интересы с желаниями товарищей. Дружба чутких, отзывчивых, внимательных, выдержанных, организованных детей со сверстниками, у которых еще не развиты эти качества, положительно влияет на последних, вызывая у них стремление, быть лучше. Общение с такими друзьями доставляет ребенку радость, а присущая ему способность к подражанию позволяет заимствовать положительные качества, «заражаться» позитивными чувствами и переживаниями. Свои отношения с другими детьми ребенок очень часто начинает строить по образцу отношений своего друга. При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Никакая другая деятельность, даже самые совершенные в методическом отношении занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра.

      В настоящее время  воспитание активных, творчески  мыслящих, инициативных кадров приобретает  особое значение. Активность дошкольника  проявляется в стремлении узнавать  новое, затевать игру, воспроизводить  в ней деятельность взрослых, вступать в контакт с другими детьми, помогать старшим, делать кое-что самостоятельно. Наиболее полно активность дошкольника проявляется в игре, особенно в творческой игре – свободной деятельности ребенка, - когда он самостоятельно выбирает сюжет, берет на себя определенную роль, употребляет по своему желанию предметы и игрушки независимо от их назначения. Активность – ложное качество  личности и воспитывается постепенно. Воспитание активности детей в творческой игре неразрывно связано с воспитанием целеустремленности, которая также наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. По мере накопления им знаний и впечатлений об окружающем игровые цели ребенка становятся богаче. Развитие целеустремленности в игре связано с развитием личности ребенка: его мышления, воображения, моральных качеств и особенно эмоций, а, кроме того, зависит от отношения играющего к своей роли, от его увлеченности игрой, ее тематикой.

       Организаторские  умения – приобретенные качества  личности. Они могут быть воспитаны  у каждого ребенка, если будут  созданы соответствующие условия. Имеется новых факторов относительно  раннего проявления организаторских  умений у детей. Это является доказательством возможности и необходимости их воспитания в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством воспитания этого свойства личности, как активности и целеустремленности, служат творческие сюжетно-ролевые игры, основанные на самодеятельности детей.

      Богатые возможности  для воспитания великодушия, отзывчивости, заботливости, уважение к окружающим  дают творческие сюжетно-ролевые  игры на бытовые темы. В них  отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают  ребенка. На протяжении всего дошкольного детства дети играют в семью. В этой ролевой игре отражается опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства. С первых лет жизни ребенок усваивает моральные нормы поведения людей. Игры помогают детям приобрести очень важное нравственное качество – умение считаться с интересами близких, чутко относиться к ним. Стремление выражать добрые чувства проявляются и в играх, и в разных видах деятельности, и в быту. Большое значение имеют игры, знакомящие детей с нормами поведения в обществе, воспитывающие отзывчивость, вежливость.

    Интерес дошкольников  к труду, мечты о будущей работе  отражаются в их играх, высказываниях, рисунках. Но ярче всего этот  интерес проявляется в творческой  сюжетно-ролевой игре, которая способствует глубокому осознанию мотивов трудовой деятельности человека. Воспитание в игре трудовых навыков тем более эффективно, что игра и труд неразрывно связаны между собой. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал А. С. Макаренко. В игре, как и в труде, утверждал он, ребенок испытывает или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическую – радость качества. Игры на тему труда способствуют формированию у детей общих представлений о значении коллективного труда людей. В играх воспитывается ответственность за порученное дело, возникает чувство  удовлетворения от результатов работы. Выполнение ролей, связанных с отображением труда взрослых, требует от детей большой активности, целенаправленности действий, организаторских умений.[1].

 

 

 

 

 

   ГЛАВА 2. Обобщение педагогического опыта по развитию сюжетно-                       ролевой игры в средней группе ДОУ.

 

2.1. Алгоритм развития  позитивного образа человека  в технологии

Информация о работе Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно- ролевой игре дошкольников