1.2.Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры
дошкольника в процессе создания позитивного
образа человека.
Многое можно
говорить об удивительном мире
ребенка. Он, как и взрослый мир,
имеет собственную культуру. Она
не возникает сама по себе,
а передается из поколение в поколение благодаря множеству игр
и упражнений, организуемых первоначально
родителями и воспитателями, однако ни
одна игра не могла заинтересовать детей,
если бы они не хотели общаться между собой
и взрослыми.
«Основной вид деятельности детей дошкольного
возраста – игра, в процессе которой развиваются
духовные и физические силы ребенка: его
внимание, память, воображение, дисциплинированность,
ловкость и т.д. Кроме того, игра – это
своеобразный, свойственный дошкольному
возрасту способ усвоения общественного
опыта». (Д. В. Менджерицкая).[11].
Н. К. Крупская во многих
статьях говорила о значении
игры для познания мира, для
нравственного воспитания детей.
«…Самодеятельная подражательная
игра, которая помогает осваивать
полученные впечатления, имеет громадное
значение, гораздо больше, чем что-либо
другое». [12].
Игра представляет собой особую
деятельность, которая расцветает
в детские годы и сопровождает
человека на протяжении всей
жизни. В настоящее время общепризнанно,
что игра является ведущей деятельностью
ребенка дошкольного возраста. Психолог А. Н. Леонтьев
считал ведущей деятельностью такую, которая
оказывает в данный возрастной период
особое воздействие на развитие ребенка.
Для детей раннего возраста ведущей является
предметная деятельность, для детей младшего
и старшего дошкольного возраста ведущей
деятельность становится игра.
Сюжетно-ролевые игры имеют
развивающую, обучающую и воспитательную
функции. Игра занимает весьма
важное, если не сказать центральное,
место в жизни дошкольника, являясь
преобладающим видом его самостоятельной
деятельности. В отечественной психологии
и педагогике игра рассматривается как
деятельность, имеющая очень большое значение
для развития ребенка дошкольного возраста;
в ней развиваются действия в представлении,
ориентация в отношениях между людьми,
первоначальные навыки в кооперации (А.
В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин,
Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). [15].
Д. Б. Эльконин отмечал: «Ролевая
игра не является специальным
педагогическим средством, она может
явиться мощным средством развития, только
в том случае, если останется игрой, то
есть формой социальной жизни ребенка
в обществе». При этом он обращал внимание
на то, что в игре развивается мотивационно-потребностная
сфера. Существенно важным является то,
что в игре возникает новая психическая
форма мотивов. В игре ребенок начинает
осознавать свое «я», себя как индивида,
обладающего определенными возможностями
и отличающегося от взрослого. В игре происходит
формирование произвольного поведения,
преодоление «познавательного эгоцентризма».
Это и есть путь личностного становления
ребенка в игре. [13].
Существенными для
понимания развивающего значения
игры представляются также соображения,
высказанные Л. А. Венгером, подчеркнувшим
необходимость четкого разграничения
специфического и неспецифического развивающего
значения игры. Специфическое развивающее
значение игровой деятельности (рассматривается
развитая форма игровой деятельности
дошкольников – совместная сюжетно-ролевая
игра) связано с формированием в ней определенных
психических свойств и способностей, которые,
сложившись в игре, проявляются затем
и в других видах деятельности, станут
достоянием личности ребенка. Ими являются:
способность действовать в плане представлений;
способность ориентироваться в сфере
человеческих отношений; способность
координировать свои действия с чужими.
Если эти способности не будут развиты
в детстве, наверстать это потом оказывается
чрезвычайно трудным делом. Развитие этих
способностей осуществляется в самостоятельной
игре детей. Именно с этой формой игровой
деятельности детей (самостоятельной
игрой) связано специфическое развивающее
значение сюжетно-ролевой игры. Специфическое
воздействие игры имеет наибольшую педагогическую
ценность и должно быть максимально использовано
в педагогических целях.
Неспецифическое развивающее
значение Л. А. Венгер связывает
с формами игры, регламентированными
взрослыми, которые вносят в игру
определенное развивающее содержание
или ставят определенные дидактические
задачи. Через содержание игры, а также
поставленные перед ней дидактические
задачи может происходить усвоение самых
различных знаний, умений, развитие тех
или иных способностей. [14]. Игра выполняет
свои развивающие функции в полной мере
лишь тогда, когда она является самостоятельной
деятельностью детей. Игра как ведущий
вид деятельности в дошкольном детстве
способствует развитию способностей,
необходимых для перехода к систематическому
обучению. По определению А. Н. Леонтьева,
игра становится ведущей в дошкольном
возрасте еще и потому, что в ней возникает
и внутри дифференцируется новый вид деятельности
– учебная деятельность. «Обучение в более
тесном значении этого слова, впервые
появляется в дошкольном детстве, прежде
возникает в игре, то есть именно в ведущей
на данной стадии развития деятельности.
Ребенок начинает учиться играя».
Взаимосвязь игры
и учения проявляется во влиянии
игры на формирование элементов
учебной деятельности (Е. Е. Кравцова).
Основные элементы учебной деятельности:
умение принимать учебную задачу,
умение осуществлять адекватные учебной
задаче действия, умение самостоятельно
контролировать и оценивать свою деятельность
– складываются в ходе подготовки ребенка
к систематическому обучению. Успешность
овладения ребенком элементами учебной
деятельности зависит от сформированности
определенного уровня общения со взрослыми,
которое должно быть произвольным. Формирование
произвольности наиболее эффективно происходит
в игре (следование определенному сюжету,
определенной роли, то есть подчинение
своей деятельности определенным игровым
правилам). По степени участия ребенка
в игре, считает автор, можно выявить, насколько
развито у ребенка произвольное поведение.
[16].
Дошкольное
детство – уникальный возрастной
период, обладающей своеобразной
логикой и спецификой развития; это особый
культурный мир со своими границами, ценностями,
языком, образом мышления, чувствами, действиями.
Удивительная открытость чувств и переживаний,
разнообразие притязаний и достижений
ребенка позволяют многое понять в его
личностном становлении и культурном
развитии. Эта особенность игры была отмечена
известными психологами и педагогами.
Классическими стали слова К. Д. Ушинского
о необходимости внимательно вглядываться
в детские игры, ибо все, что переживает
ребенок в игре, не проходит бесследно,
а путем связывания различных ассоциаций
отражается непосредственно в его личном
опыте, во взаимоотношениях с людьми, в
отношению к миру.
Игра, с присущей ей
свободой, реализует внутреннюю
потребность ребенка в постоянном
поиске нового, выборе и воплощении своих
замыслов, она становится для дошкольника
своеобразной «школой» саморазвития.
В игре развивается способность к самостоятельному
выстраиванию ребенком своего опыта, что,
по мнению Н. Ф. Головановой, является показателем
его активной социализации. Социальный
опыт, являясь сложной характеристикой
процесса социализации дошкольника, включает
в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
аксеологический, познавательный, действенный
и коммуникативный. Все эти компоненты
присущи детскому игровому опыту.
В играх отражается
отношение дошкольников к жизненным
явлениям. Игры являются продуктом
непосредственных побуждений, интересов
и потребностей ребенка, которые
рождаются из его контактов
с миром и опосредованы теми
отношениями и культурными контекстами,
в которые включен ребенок. Собственное
«я» воспринимается им в пространстве
культурного бытия. Раскрывая воспитательную
роль игры в сложном взаимодействии ребенка
и культуры, М. С. Каган подчеркивает: «Культура
детства двухслойна. Один слой – культурные
формы, создаваемые взрослыми для ребенка,
второй – формы его собственной деятельности.
Творчество взрослых позволяет ребенку
приобщиться к достижениям истории культуры,
осваивать их и таким образом через процессы
распредмечивания становиться современным
культурным человеком. Самодеятельность
ребенка служит развитию его творческих
способностей доступных каждому этапу
детства пределах…Системообразующей
силой, обеспечивающей своеобразие и целостность
культуры детства, является игра» [17].
Самостоятельно придуманные
игры способствуют обогащению их творческого
потенциала, активизируют механизмы самовыражения,
сотворчества, импровизации и воображения.
Патриотические и интернациональные чувства
только зарождаются в дошкольном возрасте
и хотя еще элементарны по своим проявлениям,
но чрезвычайно важны для дальнейшего
формирования личности. Современная дошкольная
педагогика одним из эффективных средств
формирования начал патриотизма и интернационализма
считает игру. Ее особое значение состоит
в том, что она способствует воспитанию
определенного отношения ко всему окружающему
детей, к явлениям общественной жизни.
Поскольку в детской игре своеобразно
отражается окружающая действительность,
она, как никакой другой вид деятельности,
может быть насыщена социальным содержанием.
В ней ребенок искренне, непосредственно
выражает свои мысли и чувства – симпатию
к героям войны и трудовых будней, дружеское
отношение к людям разных национальностей.
В игре ребенок приобщается к великим
событиям современности.
Дружба – это
своеобразный опыт ребенка, содействующий
развитию позитивных чувств, образованию
нравственных привычек, формированию
устойчивых форм поведения. Первые
дружеские связи возникают и
протекают в игре. Еще на заре
развития общественного дошкольного
воспитания Н. К. Крупская в свих речах
и выступлениях, лекциях и докладах говорила
о том, что в детских коллективах уже на
самых ранних ступенях их становления
можно наблюдать такие отношения, которые
возникают на основе взаимной симпатии
и называются дружескими. Эти отношения,
хотя и выступают как личные отношения
между 2-3 детьми, не противостоят общеколлективным,
а представляют собой их составной элемент,
порождаются и питаются ими.[1]. Первые
симпатии у детей по отношению к лицам,
удовлетворяющим их органические потребности.
С развитием ребенка в его жизни начинают
приобретать все большее значение социальные
потребности, главной из которых становится
игра. В игре возникают и укрепляются детские
коллективы. Ребята узнают друг друга,
выбирают себе друзей, учатся согласовывать
свои интересы с желаниями товарищей.
Дружба чутких, отзывчивых, внимательных,
выдержанных, организованных детей со
сверстниками, у которых еще не развиты
эти качества, положительно влияет на
последних, вызывая у них стремление, быть
лучше. Общение с такими друзьями доставляет
ребенку радость, а присущая ему способность
к подражанию позволяет заимствовать
положительные качества, «заражаться»
позитивными чувствами и переживаниями.
Свои отношения с другими детьми ребенок
очень часто начинает строить по образцу
отношений своего друга. При формировании
и укреплении дружеских отношений детей
значительная роль отводится игре. Никакая
другая деятельность, даже самые совершенные
в методическом отношении занятия, не
смогут сделать того, что может сделать
игра.
В настоящее время
воспитание активных, творчески
мыслящих, инициативных кадров приобретает
особое значение. Активность дошкольника
проявляется в стремлении узнавать
новое, затевать игру, воспроизводить
в ней деятельность взрослых,
вступать в контакт с другими детьми, помогать
старшим, делать кое-что самостоятельно.
Наиболее полно активность дошкольника
проявляется в игре, особенно в творческой
игре – свободной деятельности ребенка,
- когда он самостоятельно выбирает сюжет,
берет на себя определенную роль, употребляет
по своему желанию предметы и игрушки
независимо от их назначения. Активность
– ложное качество личности и воспитывается
постепенно. Воспитание активности детей
в творческой игре неразрывно связано
с воспитанием целеустремленности, которая
также наилучшим образом осуществляется
в игре. Вначале целеустремленность всецело
зависит от заинтересованности, удовольствия,
которое игра доставляет ребенку. По мере
накопления им знаний и впечатлений об
окружающем игровые цели ребенка становятся
богаче. Развитие целеустремленности
в игре связано с развитием личности ребенка:
его мышления, воображения, моральных
качеств и особенно эмоций, а, кроме того,
зависит от отношения играющего к своей
роли, от его увлеченности игрой, ее тематикой.
Организаторские
умения – приобретенные качества
личности. Они могут быть воспитаны
у каждого ребенка, если будут
созданы соответствующие условия.
Имеется новых факторов относительно
раннего проявления организаторских
умений у детей. Это является доказательством возможности и
необходимости их воспитания в дошкольном
возрасте. Наиболее эффективным средством
воспитания этого свойства личности, как
активности и целеустремленности, служат
творческие сюжетно-ролевые игры, основанные
на самодеятельности детей.
Богатые возможности
для воспитания великодушия, отзывчивости,
заботливости, уважение к окружающим
дают творческие сюжетно-ролевые
игры на бытовые темы. В них
отражаются те социальные отношения,
которые эмоционально затрагивают
ребенка. На протяжении всего дошкольного детства
дети играют в семью. В этой ролевой игре
отражается опыт общения с родителями,
близкими людьми, зарождаются первые нравственные
чувства. С первых лет жизни ребенок усваивает
моральные нормы поведения людей. Игры
помогают детям приобрести очень важное
нравственное качество – умение считаться
с интересами близких, чутко относиться
к ним. Стремление выражать добрые чувства
проявляются и в играх, и в разных видах
деятельности, и в быту. Большое значение
имеют игры, знакомящие детей с нормами
поведения в обществе, воспитывающие отзывчивость,
вежливость.
Интерес дошкольников
к труду, мечты о будущей работе
отражаются в их играх, высказываниях,
рисунках. Но ярче всего этот
интерес проявляется в творческой
сюжетно-ролевой игре, которая способствует глубокому осознанию
мотивов трудовой деятельности человека.
Воспитание в игре трудовых навыков тем
более эффективно, что игра и труд неразрывно
связаны между собой. «В каждой хорошей
игре есть, прежде всего, рабочее усилие
и усилие мысли», - писал А. С. Макаренко.
В игре, как и в труде, утверждал он, ребенок
испытывает или радость творчества, или
радость победы, или радость эстетическую
– радость качества. Игры на тему труда
способствуют формированию у детей общих
представлений о значении коллективного
труда людей. В играх воспитывается ответственность
за порученное дело, возникает чувство
удовлетворения от результатов работы.
Выполнение ролей, связанных с отображением
труда взрослых, требует от детей большой
активности, целенаправленности действий,
организаторских умений.[1].
ГЛАВА 2. Обобщение педагогического
опыта по развитию сюжетно-
ролевой игры в средней группе ДОУ.
2.1. Алгоритм развития
позитивного образа человека
в технологии