Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 08:09, контрольная работа
Решением этой проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему педагогической деятельности по созданию позитивного образа человека.
Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2)раскрыть образ «Человек культуры» в личностно-ориентированном воспитании; 3) осуществить отбор педагогических методов, способствующих формированию позитивного образа человека в сюжетно-ролевых играх
Введение.------------------------------------------------------------------------------------3.
Глава 1.
Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.
Образ идеального человека как цель воспитания.---------------------------6.
Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры дошкольника в процессе создания позитивного образа человека.--------------------------18.
Глава 2.
Обобщение педагогического опыта по развитию сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ.
2.1.Алгоритм развития позитивного образа человека в технологии Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.--------------------------------------------------------26.
2.2. Методы и средства создания позитивного образа родных и близких людей в сюжетно-ролевой игре «Семья».-------------------------------------------34.
Заключение-------------------------------------------------------------------------------44.
Библиография----------------------------------------------------------------------------46.
В Концепции
модернизации российского
Обращенность
современного общества к
В современных
условиях одна из причин
Термин культура своими корнями уходит в древний Рим, вчастности Марк Цицерон определял понятие культуры как «возделывание», «обработка», что делает ее изначально сходной с педагогической по своей функции. В различные исторические эпохи и цивилизации философы осмысливали понятие культуры. В немецкой философии ХVIII в. ученые подходили к трактовке культуры с различных сторон, выделяя, однако, два ярко выраженных оттенка: материальное достояние и внутреннее духовное богатство личности, обозначенное словом образование.
И. Недерман отмечает, что культура – это возделывание чего-либо – души, ума, развития, а И. Гердер напрямую связывает культуру с просвещением и видит в ней силу, которая заключена в сплачивании людей. Культура, по Канту, является «деянием», «созиданием через свободу», силой, дисциплинирующей разум. Культура, по Фихте, выражает человеческое стремление к свободе, свободному созиданию. Культура есть совокупность упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга посредствам расшифровки знаково – символической системы как средство их сознания. Для Шиллера культура – условия бытия и совершенствования человека. Культура представляет человеку условия для реализации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство. В. Вундт связывает первоначальный смысл слова культура с заботой, направленной на облагораживание и очищение жизни. Американский культуролог Л. Уайт понимает культуру как особое общественное явление, оперирующее символами. Способность человека понимать эти символы создает возможность закреплять, увеличивать, передавать от поколения к поколению человеческий опыт. Интерес вызывает мысль Л. Уайта о том, что речь, сознание, поведение, взаимоотношения людей регулируются культурой. [2].
М. С. Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на вещи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоящий из двух граней (продукт и технология) и трех слоев (материальная, духовная и художественная культура). Характеризуя строение духовной культуры, М. С. Каган отмечает в ней наличие продуктов познавательной и ценностно-ориентационной деятельности. На этих же позициях стоит Г. Н. Волков: «…Культура – это то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию!) приумножению созидательных, творческих возможностей, способности общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому». [5,6].
Культура является
живой связующей нитью между
поколениями, объединяет в диалоге
прошлое, настоящее и будущее. Обращение
к исторической памяти народа,
его культурным ценностям
История человекознания
накопила немало различных
Человек культуры – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения, учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы. Задача образования – создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как благом. В воспитании, ориентированном на человека, утверждал В. В. Зеньковский, дело идет об «освобождении», то есть о восхождении к свободе. Но «освобождая» ребенка для свободной самореализации, необходимо обеспечить, по словам мыслителя, «связь свободы и добра». Свобода так часто переживается людьми как бремя, - писал он, - и не только в наше время, когда индивидуум жаждет раствориться в массе, в коллективе и спешит отказаться от своей свободы». Вся «тайна» свободы в ее странной антиномичности – в ее в глубокой связи с самой основой личности и в ее «неустроенности», в возможности срыва, ухода во власть страстный. Свобода больше смущает, чем помогает, больше обременяет, чем окрыляет: «благие порывы так легко оказываются смятыми, бессильными, и лишь в горьком раскаянии после совершенного греха сознаем мы всю реальность свободы, которая была в нас и, которой мы все же не владеем».[8].
Отсюда педагог- гуманист делает очень важный вывод о том, что проблема воспитания добра или направления ребенка к добру есть главная проблема его воспитания в пространстве свободы.[7].
Если человек свободен, то
нельзя заставить или
Гуманность – вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовность оказывать помощь близким и дальним, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умение проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания,
положения в обществе, личных свойств. Педагогические аспект, воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений, обеспечение тесного единства и взаимодействия когнитивного и нравственного компонентов содержания образования. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии, жестокости и насилия, актуальной становится задача воспитания безопасной личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.[7]
Воспитание духовности –
это путь возрождения русской
интеллигенции, создание главной
внутренней предпосылки для
Жизнеспособность личности в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию, то есть к творчеству. Человек культуры – личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общения и т.д. Педагогические значимые ориентиры воспитания творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству, исследовательскому поиску. Цель образования человека культуры включает и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве.
Человек культуры – субъект природы и истории, игры и труда, экономики и политики, субъект нравственной жизни. Современные гуманитарные науки открывают все новые грани индивидуально-личностной культуры человека. В то же время все большее значение приобретает идея его целостности. Целостный человек культуры в современном представлении – это человек, способный с максимальной эффективностью реализовать свои индивидуальные способности и свои интеллектуальные и нравственные возможности в каком-либо одном «специальном» срезе личности. Им владеет страсть самореализации, которая полностью никогда не удовлетворяется. Идея незавершенности человеческой личности противостоит идее ее целостности и объясняет постоянное стремление человека культуры к творчеству, саморазвитию, самоизменению.[7].
В
современных условиях
Научная школа отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.) рассматривала проблему индивидуального подхода в контексте формирования личности ребенка и развития его способностей, предавая существенное значение индивидуальным внутренним предпосылкам психологических свойств, предполагающих успех в любой деятельности. [9]. В работе «Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания» Н. Михайленко и Н. Короткова выделили четыре направления повышения эффективности и гуманизации педагогического процесса в детском саду: изменение формы общения с детьми (от авторитарного воздействия к общению, учитывающему личностное своеобразие каждого ребенка); обновление формы и содержания обучающих занятий – от фронтальных к работе с небольшими подгруппами детей; сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного материала; преобразование предметной среды в целях обеспечения самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями. [9].
Сущность личностно-
Духовными основаниями
жизнетворчества являются
Личностно-ориентированный
тип образования предполагает
развертывание всех его