Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно- ролевой игре дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

Решением этой проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему педагогической деятельности по созданию позитивного образа человека.
Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2)раскрыть образ «Человек культуры» в личностно-ориентированном воспитании; 3) осуществить отбор педагогических методов, способствующих формированию позитивного образа человека в сюжетно-ролевых играх

Содержание работы

Введение.------------------------------------------------------------------------------------3.

Глава 1.
Теоретическое обоснование необходимости создания позитивного образа человека в игре дошкольника.

Образ идеального человека как цель воспитания.---------------------------6.
Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры дошкольника в процессе создания позитивного образа человека.--------------------------18.

Глава 2.

Обобщение педагогического опыта по развитию сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ.

2.1.Алгоритм развития позитивного образа человека в технологии Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.--------------------------------------------------------26.

2.2. Методы и средства создания позитивного образа родных и близких людей в сюжетно-ролевой игре «Семья».-------------------------------------------34.

Заключение-------------------------------------------------------------------------------44.

Библиография----------------------------------------------------------------------------46.

Файлы: 1 файл

Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

        Родители  могут свободно прийти на любое  занятие, видеть, чем мы занимаемся во время свободной, самостоятельной деятельности.                        Периодически устраиваются выставки детских работ, на которых представлены как учебные задания-работы, так и то, что дети рисуют в процессе свободной деятельности. Психологи считают, что показателем психического развития детей является самостоятельная деятельность, в процессе которой ребенок демонстрирует не то, что он повторил за воспитателем, а то, что вошло в его душу.

         Еще одной эффективной формой  работы с родителями является проведение совместных праздников. Как считают специалисты, такие праздники обладают психотерапевтическим эффектом, настраивают на оптимистический лад. К праздникам, посвященным «Широкая масленица», «8 Марта»,  готовились все: дети и родители. Дети рисуют интересные открытки- приглашения, а родители, в свою очередь, принимают активное участие в проведении праздника: готовят стихи, загадки, готовят сюрпризы каждому ребенку.

       Проанализировав  возможности родителей по времени  и уровню профессиональной подготовки, определили, с чем мы не можем справиться самостоятельно. Выяснилось, что это игра. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребенка мир игры. И чтобы игра приносила ребенку радость, удовольствие, моральное спокойствие и удовлетворение, в ней должны отображаться позитивные образы родных и близких людей, людей разных профессий.

      Мы попытались  решить эту проблему и решили  приобщить к ней родителей. Сначала  провела анкетирование родителей с целью выяснить, как родители играют с детьми и играют ли вообще (см. приложение№5). Анкетирование показало, что почти все родители включаются в игру детей, но многие участвуют в качестве зрителей. Есть и такие родители, у которых с детьми возникают партнерские отношения в игре. Исходя из анализа анкетирования родителей, были проведены родительские собрания, на которых читались лекции: «Какие игрушки нужны малышу» (см. приложение №6), «Игра – это серьезно» (см. приложение №7), также родители делились своим опытом в игровых умениях. Индивидуально с каждым родителем были проведены беседы и консультации, как научить малыша играть, с чего начинать обучение, как можно усложнять задачи в игре и т. д. 

Работу с родителями по привлечению их к игре с ребёнком дома, было определено несколько направлений работы с родителями:

  • родительское собрание по игре;
  • праздники, утренники с участием родителей;
  • выставки детского рисунка, сделанного дома с родителями;
  • встречи с интересными людьми (приглашать родителей, рассказывать о своей работе или профессии).

Проанализировав игровую деятельность контрольной диагностики в конце учебного года (см. приложение№8, №9), и сравнив ее с первой, на основании, полученных данных, можно сделать вывод об умении детей поставить себя на место другого человека. Переход к названной роли до начала игры («Я буду  врачом, мамой, папой, машинистом») говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры. Увеличилось количество средств для реализации роли (игровые действия, и предметы, ролевая речь, интонация). Большинство детей стало уметь передавать отличительные особенности персонажей, ориентируясь не только на внешние признаки (китель железнодорожника, белый халат у доктора), но и на способы взаимоотношений и нравственные нормы. Если ребенок передает взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он их осознает. Сюжеты игр стали наиболее продолжительными. Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности, волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремленности, так же возрастом детей. В своих играх все дети отражают позитивные отношения взрослых и действия с предметами. Из анализа уровней игровой деятельности видно, что уровень сформированности в конце учебного года повысился. Благодаря проведенной работе, поставленные задачи были выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В конце раннего  детства малыш включается в  разные виды игр, в том числе  и в сюжетно-ролевые.

Проанализировав в процессе исследования психолого-педагогическую литературу, установили: чтобы ребенок был добр, отзывчив, внимателен и отображал в своей деятельности позитивные образы окружающего мира, необходимо в  детях воспитывать культуру, которая оказывает эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, испытывающее потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, путем специально подобранных педагогических методов в сюжетно-ролевых играх.

Определили, что игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить вместе с ними в сотрудничество. Обосновали систему педагогической деятельности по формированию образа позитивного человека у детей дошкольного возраста, благодаря, которой повысился уровень сформированности сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

          На протяжении дошкольного детства игровой образ изменяется. Так, Е. Н.Литвинова утверждает, что в младшем дошкольном возрасте в основе создания образа лежит подражание внешней стороне деятельности взрослых в отличие от старших дошкольников, которые отражают в образе переживания взрослых [36].

          В игре раскрываются особенности  каждого ребенка, его интересы, хорошие  и дурные черты характера. Но, тем не менее, в конце учебного  года, наблюдения за детьми в  процессе игр и в повседневной  жизни не только экспериментальной группы, но и всех детей в целом, показали, что отношения между детьми стали теплее, дружелюбнее, а дети – более внимательными и ответственными. Укрепились также дружеские, доверительные взаимоотношения детей и воспитателя. Дети стали охотно посещать детский сад, а вечером многие не хотят уходить домой. Ребята с удовольствием рассказывают воспитателю о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

        Проведенная  педагогическая работа по созданию  позитивного образа человека с детьми младшего возраста положительно отразилась на взаимоотношениях детей и воспитателя с детьми.

     Таким образом, игре принадлежит большая роль  в жизни и развитии детей. В  игровой деятельности формируются  многие положительные качества  ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

  1. Воспитание в игре. /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, под редакцией Д. В. Менджерицкой / М., Просвещение 1979.
  2. Р.М.Чумичева, Л.Л. Редько. Ребенок в мире культуры /Ставропольсервисшкола, 1998/
  3. Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина. Ценностно-смысловое развитие дошкольников. Ростов – на – Дону. 2005.
  4. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь./М., Издательский центр «Академия», 2001.
  5. М. П. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков ХVII – ХХ в.в. Ростов н/Д. 2002.
  6. Г. Н. Волков. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. – Чебоксары: Чувашк. Кн. Изд-во, 1989.
  7. Е. В. Бондаревская, Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях./ Научно-методическая разработка/ Ростов-н/ д., 1999.
  8. В. В. Зеньковский. Таинственнее, чем мир. М.. «Знание», 1991.
  9. М. Д. Маханева. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект./ М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. О. С. Газман, Р. М. Вейс, Н. Б. Кронова. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. / М., 1995.
  11. Д. В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. / М., 1979.
  12. Н.К. Крупская. Пед. соч. / М., 1959.
  13. Л. А. Колунова, М. Г. Копытина. Организация игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ростов – на – Дону. Изд. Ростовского областного ИПК и ПРО, 1997.
  14. Л.А.Венгер. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978.
  15. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду./ Психологический институт Российской академии образования. Международный образовательный и психологический колледж. 1997.
  16. Е. Е. Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
  17. М. С. Каган. Ребенок и культура.// Философия детства. Международная конференция «Ребенок в современном мире». – СПб.,1993.
  18. Е. В. Рылеева. Вместе веселее!.. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  19.   Игра и дошкольник. Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  20.   Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика.  М.: Академия, 1998.
  21. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под

           ред. Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982.

  1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,1963.
  2. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I.

           Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986.

  1. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. воспит.-1989. - №12.
  2. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.//                                Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. - С.18-23.
  4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
  5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей           дошкольника: Практикум. – М., 1999.
  7. Радость общения (из опыта взаимодействия ДОУ с семьёй) / составитель: И.О. Фурина; под ред. О. С. Федорова. Учебно-метод. Кабинет МПС России; Москва 2000.
  8. Е. А. Алябьева. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. / Изд. «ТЦ Сфера», Москва 2003.
  9. О.Л. Князева,  Р.Б. Стеркина. Я, ты, мы.(социально- эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет). М.,2004.
  10. В.А. Деркунская.  Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. Пед. Общество России; М.,2005.
  11. Е.В. Зворыгина Первые сюжетные игры малышей  Москва «Просвещение» 1988.

35. Н.В.Микляева, Ю.В. Микляева, Ю.В. Ярова Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ АЙРИС ПРЕСС М.,2005.

 

36.Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. //

Дошкольное воспитание. – 1976. - №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Проблема создания позитивного образа человека в сюжетно- ролевой игре дошкольников