Игра – основной
вид деятельности ребенка, где
он отображает все явления
окружающего мира. Самая главная задача воспитателя,
пользуясь дружбой детей, вносить в игру
позитивные образы, позитивное отношение
друг к другу и к окружающим, для того чтобы
дети выросли чуткими, отзывчивыми, внимательными,
добрыми. Но это возможно при условии воспитатель
перейдет на личностно-ориентированное
взаимодействие с детьми, которое требует
большого терпения, любви к детям, умения
разобраться в сложных проявлениях ребенка,
подобрать ключик к его духовному миру.
2.2.Методы и
средства создания позитивного образа близких
людей в сюжетно-ролевой игре «Семья»
Работа по созданию
позитивного образа в сюжетно-ролевых
играх детей была проведена
в двух направлениях: с детьми
и с родителями.
В работе с детьми я взяла за
основу комплексный метод руководства игрой, разработанного и апробированного
в исследованиях группы авторов
(С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина,
Н. Ф. Комарова и др.), который определил
задачи формирования сюжетно-ролевой
игры младших дошкольников.
1. Планомерное обогащение
жизненного опыта детей.
2. Совместные (обучающие) игры
педагога с детьми, направленные
на
передачу им игрового опыта.
3. Своевременное изменение
предметно-игровой среды с учетом
обогащающегося жизненного
и игрового опыта детей.
4. Активизирующее общение
взрослого с детьми, направленное на побуждение
их к самостоятельному применению в игре
новых знаний, способов решения игровых
задач, способствующего вступлению детей
во взаимодействие друг с другом.
Для детей
были созданы условия для обогащения
их впечатлениями, которые могут быть использованы в
игре (совместное чтение книг: Сказки К.И.
Чуковского, Русские народные сказки,
сказки братьев Гримм, рассказы Е. Чарушина;
просмотр видиокасет с любимыми мультфильмами,
сказками, фильмами о животных; обсуждение
событий жизни детей, рассказывание о
себе и других людях, организация экскурсий
в парк Революции, прогулок не только на
участке детского сада, но и по близлежащим
улицам им. М.Горького и пр. «Театральный»;
посещение театра им. Горького, так же
в детский сад приглашали кукольный театр
малых форм «Дебют». Во время экскурсий
в парке или по детскому саду обращали
внимание на содержание деятельности
людей и их взаимоотношений, на явления
и взаимосвязь событий в живой и неживой
природе и пр.).
Систематически
проводилось знакомство с работой повара, помощника
воспитателя, медсестры, дворника, шофера,
который привозит продукты в детский сад.
К каждой
экскурсии были разработаны вопросы,
заставляющие детей не просто
перечислять то, что они видели,
но и осознавать увиденное. В процессе Экскурсий включали
детей в активную деятельность. Например,
в медицинском кабинете врач некоторым
детям поставил градусники, другим измерил
рост, вес, прослушал фонендоскопом. В
конце посещения всем детям дали витамины,
подарили пустые коробочки от лекарств,
для того чтобы в группе с ними можно было
развернуть игру.
Также уделялось
внимание на включение детей
в труд. Утром небольшой группой
детей наблюдали за трудом
няни, дворника, отмечали как старательно,
ловко они работают, давали детям
посильные поручения. Например,
накрыть столы для завтрака, протереть
подоконники влажной тряпкой, маленьким
веничком подмести часть участка детского
сада. Родителям советовали привлекать
детей к посильному труду дома, и рассказывали,
какой объем поручений может выполнить
ребенок 4-5 лет, какие требования следует
предъявлять к оценки результатов его
труда. Было отмечено, что активное участие
детей в труде способствует появлению
новых игровых действий, игра обогащается,
особенно в любимой детьми с/р. игре
«Семья».
Прежде, чем
начать работу по формированию
игровых умений в сюжетно-ролевых
играх средней группы, я провела
диагностику в начале учебного
года, отобрав для этого 8 детей
с разными игровыми умениями
и навыками, и выявила уровень
сформированности сюжетно-ролевой игры (см. приложение№1,
приложение№2). Проанализировав диагностику,
увидела, что высокий игровой уровень
составляет только 37,5% из опрошенных детей,
остальные – средний уровень.
Чтобы повысить
уровень сформированности игровых
умений и навыков, я использовала технологию
организации сюжетной игры в детском саду
для средней группы Н. Я. Михайленко, Н.
А. Коротковой в личностно-ориентированном
общении. Был составлен перспективный
план по игровой деятельности для средней
группы на год (см. приложение№3), а также
по сюжетно-ролевой игре «Семья» (см. приложение№4),
в котором поквартально расписаны: ожидаемый
результат, ознакомление с окружающим,
обогащение развивающей среды, участие
воспитателя в игре. Планирование игры
определилось задачами воспитания, намеченные
на данное время программным материалом.
При планировании, я опиралась на данные
систематических наблюдений за детьми,
изучение их игр, а также игровых отношений.
Дети побуждались к развёртыванию игры:
обращение к малышам: «Посмотрите, кукла
плачет, давайте её покачаем в коляске»;
предлагалось детям поиграть в игру
«Семья» или выбрать сюжет похожий; дети
побуждались к принятию роли и наделению
ею партнёра; договаривались о правилах
игры с детьми, и пр.; В качестве непосредственных
участников игры предлагались детям образцы
различных игровых действий, (воспитатель
кормит, купает куклу, привлекая к игре
малышей и пр.); Соблюдая баланс между игрой
и другими видами деятельности в педагогическом
процессе, сберегала время, предназначенное
для игры, не подменяя её занятиями; обеспечивала
плавный переход игры к занятиям, режимным
моментам; Создавала условия для развития
общения между детьми в игре, организовывая
совместные игры детей (предлагала игры
с разным числом участников, в том числе
учитывая дружеские привязанности между
детьми; объединяла отдельные играющие
группы общим сюжетом; организовывала
совместные игры детей разных возрастных
групп с целью их взаимного обогащения
игровым опытом и пр.).
При совершенствовании
средств выразительности роли были использованы
игры-драматизации. На занятиях по математике
по закреплению числа три, дети драматизировали
сказки «Три поросенка» и «Три медведя».
На музыкальных занятиях, в подвижных
играх «У медведя во бору», «Волк и зайцы»
и т. д. Предлагали выразительно передать
движения различных персонажей: как ходит
мышка, как скачет зайчик и т. п.
Организуя
развивающую среду, тщательно продумав,
передвинув мебель групповой
комнаты таким образом, что получилось
несколько уголков для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская».
Предварительно обклеили стену группы
фотообоями «Березовый лес». Внутри группы
создается впечатление, что кругом растет
лес. Дети чаще стали играть в с./р. игру
«Путешествие», или в с./р. игре «Семья»
стали дополнять свой сюжет прогулками
в парк или в лес со своими дочками-куклами.
В зимний период оформили раздевальную
комнату в зимний лес. На всю центральную
стену повесили панно «Зимний лес», рядом
поставили раскладной плоскостной домик,
обклеенный синтепоном. На шкафчиках были
размещены сосновые ветки, а стульчики
покрывали белым материалом, создавалась
ассоциация с сугробами. На занятии по
развитию речи «Зимний лес», познакомились
с животными (игрушками), которые обитают
в зимнем лесу. После у детей стали появляться
новые сюжеты в их играх.
Так же организуя
среду для сюжетно-ролевой игры,
игровой материал вносили постепенно,
по мере получения детьми знаний
об окружающем мире, чтобы игрушки
помогали вспомнить те события,
с которыми недавно познакомились.
После закрепления и уточнения знаний вносили
какую-то новую игрушку или самодельные
атрибуты.
В оснащение
игровой среды особое место
отводили предметам-заместителям. Для
того чтобы дети могли постоянно
включать их в игру, в игровые
уголки поставили коробочки с
игровым материалом, с кусочками
цветного картона разной величины, поролона,
различными коробочками. На занятии по
лепки предложили вылепить морковку для
зайчика, детям понравилось занятие, и
они вылепили по несколько морковок. После
решили немного «моркови» оставить для
с./р. игр «Семья» и « Магазин». В следующий
раз из глины дети лепили разнообразные
овощи, мясомолочные продукты и после
высыхания раскрашивали их красками. Играть
ребятам стало интереснее, так как атрибуты
были сделаны своими руками. В игре необходимы
и крупные заместители, которые помогли
сделать родители: плоскостную машину
«скорой помощи», плоскостной вагончик
поезда, детскую кухонную стенку. С помощью
родителей также были приобретены некоторые
игрушки для с./р. игры «Семья», такие как
игрушечный миксер, микроволновая печь,
детская посуда, игрушечный пылесос, гладильная
доска. Создание развивающей среды, бесспорно,
помогло формированию сюжетно-ролевых
игр.
Но для более
успешного развития с./р. игры
обязательно необходимо взаимодействие
педагога с детьми в игре, которое
не будет добродушным, искренним, доверительным,
если отсутствуют партнерские взаимоотношения.
Понимая это, я не только пыталась быть
партнером в игровой деятельности, но
и в повседневной жизни детей в детском
саду. Утром, при приеме детей, мы делились
впечатлениями об увиденном или услышанном
за выходные дни, или по дороге в детский
сад. Я рассказывала, что делала дома или
куда ходила, рассказывала о том, какая
я была маленькая, какие приключения происходили
со мной в детстве. Детям такие беседы
нравились, и они просили рассказывать
еще и еще.
Программа «Радуга»,
по которой мы работаем, рекомендует
во время еды сидеть вместе
с детьми, тем самым, воспитывая
культуру еды и поведения за
столом. Мы последовали этим рекомендациям, и у детей не только формировалась
культура еды, но и стали налаживаться
более доверительные отношения с педагогом,
т.к. дети увидели, сидящего рядом воспитателя,
который на равных условиях ел вместе
с ними. Трудовые поручения давались не
в виде приказа, а в виде просьб и предложений,
обязательно оговаривая свои действия
в этой деятельности. Например, - «Андрюша,
помоги мне поухаживать за растениями.
Давай я буду пыль вытирать, а ты поливать!»
и т.д. Или на прогулке, в совместной трудовой
деятельности всегда принимала непосредственное
участие в чистке снега, в подготовке почвы
для посадки цветов и посадки их и т.
д. С каждым днем я все больше замечала,
как дети обращаются ко мне за помощью,
доверяют свои небольшие секреты, с удовольствием
приходят в детский сад, а вечером не хотят
уходить домой. Дети стали видеть в воспитателе
близкого друга, партнера во всей своей
деятельности.
В настоящее
время перед дошкольным воспитанием
стоят сложные и многоплановые
задачи личностно-ориентированного
общения. От общения взрослых с детьми
зависит очень многое и начинать строить
его необходимо как можно раньше, когда
ребёнок ещё маленький. Воспитание – процесс
нравственного, духовного, общественного
роста ребёнка. Взрослые и дети очень схожи,
они необходимы друг другу. Понимание
этого способствует сближению взрослых
и детей.
Какими они
будут – зависит от родителей.
Первые уроки жизни малыш получает
в семье, и в начале пути
рядом с беззащитным и доверчивым
малышом находятся самые главные
в его жизни люди – родители. Благодаря их любви,
заботе, эмоциональной близости ребёнок
растёт и развивается, у него возникает
чувство доверия к миру и окружающим его
людям.
Работа
с родителями – важная, требующая
серьезной подготовки сторона
деятельности воспитателя. В первую очередь необходимо
узнать семью, ее потребности, быт, уровень
знаний родителей о воспитании.
С целью познакомиться с родителями,
мы провели собрание. Стараясь уйти от
обычной формы проведения собраний с обязательным
чтением докладов, устроили вечер отдыха за чашкой чая, с тихой
музыкой, где в непринуждённой беседе,
сначала, мы рассказали о себе, о детском
саде, о программе «Радуга», по которой
мы работаем, о наших достижениях и проблемах.
После попросили родителей рассказать
о себе, о своих детях: чем любят заниматься
дети дома, с кем играют и какими игрушками,
их любимая еда и т.д. В конце собрания
были розданы анкеты со следующими вопросами:
- Что вас радует в поведении
вашего ребёнка?
- С какими трудностями вы сталкиваетесь
в воспитании ребенка?
- Какие темы хотели бы обсудить (или
услышать рекомендации) на родительских
собраниях?
- Каковы ваши пожелания по улучшению
работы детского сада?
- Задумывались ли вы над тем,
что ваши дети в будущем будут папами и
мамами?
- Какие черты характера и личные
качества в связи с этим вы хотели бы воспитать
в сыне или дочери?
- Нуждаетесь ли вы в помощи детского
сада в этом вопросе? В какой?
- Как ваш ребенок обращается
со своими сверстниками и взрослыми? Вежлив
ли он?
- Как ведет себя в общественных
местах: проявляет ли сдержанность, уступает ли место старшим,
не вмешивается в разговоры взрослых?
- Не бывает ли случаев, когда его поведение вызывает осуждение у окружающих? Как вы на это реагируете?
Проанализировав
анкету, мы сделали вывод, что 20% родителей
не знают, как правильно воспитывать детей, что
они недостаточно подготовлены к воспитанию
детей и нуждаются в педагогической помощи.
Т.Н. Доронова в лекции «Работа с родителями
как важнейшее условие работы по программе
«Радуга» отметила, что «для того чтобы
родители осознали необходимость взаимодействия
с детским садом, важно побудить их так
или иначе познакомиться с содержанием
программы и выяснить, правильно ли они
поняли задачи, стоящие перед семьёй и
как намерены их реализовать». Программа
«Радуга», по которой мы работаем, доступна
всем. Родители поняли, что участие в жизни
детей поможет им:
- преодолеть собственный
авторитаризм и увидеть мир с позиции
ребенка;
- относиться к своему ребенку
как равному и понимать, что недопустимо
сравнивать его с другими детьми. Главное
не норматив, а личностные достижения
каждого;
- знать сильные и слабые стороны
детей и учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность
в действиях и быть готовыми к эмоциональной
поддержке.