Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).
Исходя из цели исследования, мы определили задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.
3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».
4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе......................................................................23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64
Так, подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором классе в процессе знакомства со словами, обозначающими действия предметов и отвечающих на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал?
В третьем классе школьники изучают изменение глагола по временам, правописание «не» с глаголами.
В четвёртом классе даётся общее понятие о неопределённой форме глагола, изучается спряжение глаголов, возвратные глаголы (48, с.34).
Одним из важнейших принципов в обучении детей современная педагогика считает принцип связи теории с практикой. Этот принцип широко применим на занятиях по русскому языку (57, с.83).
Новейшие достижения психологии по вопросу о связи теории с практикой, знаний с умениями и навыками, вооружают методику русского языка указаниями к построению системы тренировочных упражнений. Например, при изучении темы «Инфинитив. Неопределённая форма глагола» рекомендуется использовать такие упражнения:
· обнаружение инфинитива в тексте, анализ его значения;
· соотнесение формы прошедшего или настоящего времени с инфинитивом;
· включение глаголов в неопределённой форме в текст в различных ролях и др. (32, с.262).
Уровень развития психических процессов младших школьников показывает, что в благоприятных условиях они проявляют способности к теоретическому изучению грамматики и правописания, к усвоению полноценных грамматических понятий и правил, к формированию навыков правописания при применении знаний по грамматике и правописанию (24, с.4).
Грамматические правила создались в результате обобщения и абстрагирования. Отсюда можно сделать вывод о том, что для усвоения грамматических понятий нужно иметь в сознании такие общие понятия, как действие, число, время и т. п., чтобы овладеть и соответствующими грамматическими категориями, такими, как глагол, единственное число, прошедшее время и др. На основе этого строятся школьные программы (57, с.178).
В методических руководствах
говорится о важности изучения
грамматики в начальных
Усвоение грамматики предполагает продуктивную интеллектуальную деятельность, которая начинается и протекает в проблемных ситуациях. Проблемные ситуации создаются при наличии противоречивых отношений между тем, что уже достигнуто, и тем, что должно быть достигнуто. В начале изучения грамматики легко создаются проблемные ситуации. Значит, для начального курса родного языка применимо проблемное обучение (24, с.112).
В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только передохнуть, но и научиться отличать особенности и разницу игровой и учебной деятельности. Игра в младшем школьном возрасте продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх (38, с.330).
Таким образом, исследования
психологов позволяют утверждать, что
уже на первом году обучения у школьников
можно формировать такие
1.2. Глагол как часть речи в лингвистической литературе
В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи.
Часть речи – это структурно-семантические, или лексико-грамматические, разряды слов, разграничиваемые по выражаемым ими значениям, по свойственным им морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по их синтаксическим функциям в составе предложений (67, с.170).
При отнесении того или иного слова к определённой части речи учитывается вся совокупность характерных для него как для единицы языка черт. Так для отнесения слов к категории глагола недостаточно, чтобы они только обозначали действие или состояние: необходимо, чтобы они выражали это действие или состояние в формах лица и числа, вида и времени и т.д.
В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в описании глагола как части речи различными лингвистами.
Глагол – одна из самых
больших частей речи в современном
русском языке (примерно пятая часть
всех слов - глаголы). Никакая другая
часть речи не имеет столь богатой
и сложной системы
Глагол – это знаменательная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие или состояние предмета как процесс. Морфологически это значение выражается в категориях лица, времени, наклонения, вида и залога. Первые три категории являются предикативными, две другие относятся к непредикативным категориям глагола (67, с.241).
Глагол – это высшая, наиболее отвлечённая, наиболее конструктивная и прогрессирующая категория языка (18, c.337)
В словаре лингвистических
терминов даётся следующее определение: глагол
Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая его в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает), но и состояние (спит, радуется), проявление признака (белеет), изменение признака (желтеет), отношение к чему-нибудь (уважает, любит) и т.п.
В отличие от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, являются субъект, объект и другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что глагол обладает максимальным набором синтаксических признаков, что он имеет в предложении самое большое число синтаксических связей. Глагол – организующий центр предложения (64, с.214).
Глагол как часть речи объединяет слова, которые имеют обобщенное значение процесса и выражают его определёнными морфологическими категориями. Общим для всех глаголов является то, что они представляют действие, состояние, проявление или изменение признака и другие возможные значения глагольных основ как процесс. Значение процесса глагол выражает категориями вида, залога, лица, наклонения, времени (65, с., 129).
Действие и состояние могут быть выражены и не глаголами (бег, скучно, болен), но только глагол способен выразить действие и состояние как процесс, протекающий во времени (бегу, буду скучать, болел). Глагол обозначает движение (ходить, плавать), состояние человека и природы (грустить, вечереть), трудовые процессы (сверлить, шлифовать), мыслительные процессы (думать, размышлять) и т.д. (65, с. 224).
Глагол – одна из важнейших самостоятельных частей
речи, выражающая общекатегориальное
значение – процессуальный (то есть развивающийся
во времени, динамический) признак предмета
(Обе женщиныждали, на
этот раз вполне веруя обобщению
Разумихина: и действительно он успел притащитьЗосимого(Достоевский)
Глагол, как и имя существительное, является очень важной частью речи. Он рассказывает о действиях и состояниях, тогда как имя существительное только «называет» предметы и явления. Эта важная роль глагола подчёркивается и латинским названием verbum , что значит СЛОВОМ, или РЕЧЬЮ, также подчеркивая её важное значение в языке.
Глагол есть самостоятельная спрягаемая часть речи, обозначающая действие или состояние в их отношении к лицу или к предмету и ко времени; глагол обладает грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а в прошедшем времени и рода; в прошедшем времени глагол обычно является сказуемым, хотя в неспрягаемых формах употребляется и в качестве других членов предложения (18, c. 144).
Н.С. Валгина дает такое определение:
Глагол – это разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.
Слово «процесс» в данном употреблении имеет широкое значение, под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, мыслить, спать и т.д.) (63, c.228).
М.Ф. Лукин называет глаголом часть речи, выражающую действие как процесс и характеризующуюся категориями времени, вида, наклонения, залога, лица, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формо- и словообразовательных моделей.
Некоторые глагольные формы
характеризуются также
Итак, мы видим, все авторы сходятся во мнении, что глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние, обладающая категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а во множественном числе рода. В предложении глагол, в основном, выступает в роли сказуемого.
Общим лексическим значением глагола является действие. Значение действия понимается в широком смысле, то есть имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, но и то, что делается с предметом или в каком состоянии он находится. Процессы действия, выраженные глаголами, неоднородны по своему значению.
Глаголы по лексическому значению можно разбить на две группы.
Первая группа – глаголы,
имеющие значение конкретного действия
предмета, его работу, физическое состояние,
становление и изменение
Вторая группа – глаголы, обозначающие отвлеченные действия. Такие глаголы имеют значение качественно-отвлечённого действия или внутреннего состояния человека (страдать, ходить).
Однако трудно провести резкую
грань между этими двумя
Глагол имеет свои, специфически присущие только ему морфологические признаки, большая часть которых связана с его семантикой:
1. Категория времени – это словоизменительная грамматическая категория, которая выражает отношение действия (состояния) к моменту речи, принимаемому за точку отсчёта(читаю, читал, буду читать).
Настоящее время указывает на то, что осуществление действия совпадает с моментом речи (говорю, идешь, несёт). Настоящее время имеют только глаголы несовершенного вида.
Прошедшее время указывает на то, что осуществление действия предшествовало моменту речи (читал, сказал). Глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам, но изменяются по родам и числам.
Будущее время указывает на то, что действие будет осуществляться после момента речи (скажу, буду читать), имеет две формы: простую (синтетическую) и сложную (аналитическую). Простая форма образуется от основы будущего времени глаголов совершенного вида путём присоединения к основе личных окончаний (принес-у, принес-ёшь). Сложная форма образуется от глаголов несовершенного вида. Она состоит из личных форм вспомогательного глагола быть и неопределённой формы основного глагола (буду работать, будешь работать) (66, c. 236).
2. Категория вида характеризует процесс протекания действия в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.д. (решать – решить, делать – сделать). Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные (девочка выздоравливает). Формы совершенного вида называют действия ограниченные (девочка выздоровела). В школе виды распознаются с помощью вопросов что делать? что сделать? (64, c. 219).
3. Категория наклонения выражает отношение к действительности, устанавливаемое говорящим лицом. Действие может мыслиться как вполне реальный факт, имевший место в прошлом, происходящий в настоящем или такой, который осуществится в будущем. В этом случае глагол употребляется в изъявительном наклонении (я говорю, она рассказала, я буду работать, я услышу).
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказ, просьбу и т.д. (Принеси книгу!Повтори-ка, что ты сказал; Сядьте, пожалуйста, здесь).
Сослагательное наклонение употребляется в тех случаях, когда действие представляется возможным, желательным или необходимым, но ещё не осуществившимся, когда высказывается просьба, пожелание или совет, но в более мягкой форме, чем в повелительном наклонении (Я бы с удовольствием пошёл в театр; Помогли бы вы ей!) (67, c. 257).
4.Категория залога выражает
различные отношения к
Действительный залог означает, что действие производится субъектом и непосредственно направлено на объект (Люблю я пышное природы увяданье…)
Страдательный залог означает, что лицо или предмет, являющийся в предложении подлежащим, испытывает на себе действие, производимое другим лицом или предметом, которые в предложении выступают косвенным дополнением (Снега, едва успев оттаять, тотчас покрылись коркой наледи).
Средневозвратный залог означает, что действие производится субъектом и возвращается к самому субъекту, сосредоточивается в самом субъекте (Левин снял кафтан, перепоясался и попробовал свободу рук.) (66, c. 228).
Информация о работе Проблемы изучения глагола в начальных классах