Проблемы изучения глагола в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).
Исходя из цели исследования, мы определили задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.
3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».
4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе......................................................................23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

Проблемы изучения глагола в начальных классах.docx

— 93.05 Кб (Скачать файл)

Так, подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности  глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором классе в процессе знакомства со словами, обозначающими действия предметов  и отвечающих на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал?

В третьем классе школьники  изучают изменение глагола по временам, правописание «не» с глаголами.

В четвёртом классе даётся общее понятие о неопределённой форме глагола, изучается спряжение  глаголов, возвратные глаголы (48, с.34).

Одним из важнейших принципов  в обучении детей современная  педагогика считает принцип связи теории с практикой. Этот принцип широко применим на занятиях по русскому языку (57, с.83).

Новейшие достижения психологии по вопросу о связи теории с  практикой, знаний с умениями и навыками, вооружают методику русского языка  указаниями к построению системы  тренировочных упражнений. Например, при изучении темы «Инфинитив. Неопределённая форма глагола» рекомендуется использовать такие упражнения:

·   обнаружение инфинитива в тексте, анализ его значения;

·   соотнесение формы прошедшего или настоящего времени с инфинитивом;

·   включение глаголов в неопределённой форме в текст в различных ролях и др. (32, с.262).

Уровень развития психических  процессов младших школьников показывает, что в благоприятных условиях они проявляют способности к  теоретическому изучению грамматики и  правописания, к усвоению полноценных  грамматических понятий и правил, к формированию навыков правописания при применении знаний по грамматике и правописанию (24, с.4).

Грамматические правила  создались в результате обобщения  и абстрагирования. Отсюда можно сделать вывод о том, что для усвоения грамматических понятий нужно иметь в сознании такие общие понятия, как действие, число, время и т. п., чтобы овладеть и соответствующими грамматическими категориями, такими, как глагол,  единственное число, прошедшее время и др. На основе этого строятся школьные программы (57, с.178). 

 В методических руководствах  говорится о важности изучения  грамматики в начальных классах,  но предполагается начальное  ее изучение. Формировать грамматические  понятия рекомендуется индуктивным  путём, путём обобщения фактов. При этом существенными для  грамматических понятий считаются  два признака: что обозначает  и  на какие вопросы отвечает (22, с.22). 

Усвоение грамматики предполагает продуктивную интеллектуальную деятельность, которая начинается и протекает  в проблемных ситуациях. Проблемные ситуации создаются при наличии  противоречивых отношений между  тем, что уже достигнуто, и тем, что должно быть достигнуто. В начале изучения грамматики легко создаются проблемные ситуации. Значит, для начального курса родного языка применимо проблемное обучение (24, с.112).

В учебной деятельности могут  быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только передохнуть, но и  научиться отличать особенности и разницу игровой и учебной деятельности. Игра в младшем школьном возрасте продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения  в играх с правилами, в интеллектуальных играх (38, с.330).

Таким образом, исследования психологов позволяют утверждать, что  уже на первом году обучения у школьников можно формировать такие грамматические понятия, которые лежат в основе понятий о частях речи. Обучение, основанное на принципах сознательности, доступности, наглядности, последовательности, связи теории с практикой, позволяет  добиться наилучшего результата в овладении  морфологией.

 

1.2. Глагол как  часть речи в лингвистической  литературе

 

В морфологии все слова  делятся на разряды, которые выступают  под общим названием частей речи.

Часть речи – это структурно-семантические, или лексико-грамматические, разряды слов, разграничиваемые по выражаемым ими значениям, по свойственным им  морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по их синтаксическим функциям в составе предложений (67, с.170).

При отнесении того или  иного слова к определённой части  речи учитывается вся совокупность характерных для него как для  единицы языка черт. Так для  отнесения слов к категории глагола  недостаточно, чтобы они только обозначали действие или состояние: необходимо, чтобы они выражали это действие или состояние в формах лица и  числа, вида и времени и т.д.

В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются  различия в описании глагола как  части речи различными лингвистами.

Глагол – одна из самых  больших частей речи в современном  русском языке (примерно пятая часть  всех слов - глаголы). Никакая другая часть речи не имеет столь богатой  и сложной системы грамматических форм.

Глагол – это знаменательная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие или  состояние предмета как процесс. Морфологически это значение выражается в категориях лица, времени, наклонения, вида и залога. Первые три категории являются предикативными, две другие относятся к непредикативным категориям глагола (67, с.241).

Глагол – это высшая, наиболее отвлечённая, наиболее конструктивная и прогрессирующая категория языка  (18, c.337)

В словаре лингвистических  терминов даётся следующее определение: глагол – это часть речи, выражающая действие или состояние как процесс и характеризующаяся такими грамматическими категориями, которые указывают на отношение высказываемого к моменту речи, действительности, участникам акта речи, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формообразовательных и словообразовательных моделей (4, c.101).

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая его в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает), но и состояние (спит, радуется), проявление признака (белеет), изменение признака (желтеет), отношение к чему-нибудь (уважает, любит) и т.п.

В отличие от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме  действия, являются субъект, объект и  другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что глагол обладает максимальным набором  синтаксических признаков, что он имеет  в предложении самое большое  число синтаксических связей. Глагол – организующий центр предложения (64, с.214).

Глагол как часть речи объединяет слова, которые имеют обобщенное значение процесса и выражают его определёнными морфологическими категориями. Общим для всех глаголов является то, что они представляют действие, состояние, проявление или изменение признака и другие возможные значения глагольных основ как процесс. Значение процесса глагол выражает категориями вида, залога, лица, наклонения, времени (65, с., 129).

Действие и состояние  могут быть выражены и не глаголами (бег, скучно, болен), но только глагол способен выразить действие и состояние как процесс, протекающий во времени (бегу, буду скучать, болел). Глагол обозначает движение (ходить, плавать), состояние человека и природы (грустить, вечереть), трудовые процессы (сверлить, шлифовать), мыслительные процессы (думать, размышлять) и т.д. (65, с. 224).

Глагол – одна из важнейших самостоятельных частей речи, выражающая общекатегориальное значение – процессуальный (то есть развивающийся во времени, динамический) признак предмета (Обе женщиныждали, на этот раз вполне веруя обобщению Разумихина: и действительно он успел притащитьЗосимого(Достоевский) (58, с. 578).

Глагол, как и имя существительное, является очень важной частью речи. Он рассказывает о действиях и  состояниях, тогда как имя существительное  только «называет» предметы и явления. Эта важная роль глагола подчёркивается и латинским названием  verbum  , что значит СЛОВОМ, или РЕЧЬЮ, также подчеркивая её важное значение в языке.   

Глагол есть самостоятельная спрягаемая часть речи, обозначающая действие или состояние в их отношении к лицу или к предмету и ко времени; глагол обладает грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а в прошедшем времени и рода; в прошедшем времени глагол обычно является сказуемым, хотя в неспрягаемых формах употребляется и в качестве других членов предложения (18, c. 144).

Н.С. Валгина дает такое  определение:

Глагол – это разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.  

Слово «процесс»  в данном употреблении имеет широкое значение, под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, мыслить, спать и т.д.) (63, c.228).

М.Ф. Лукин называет глаголом часть речи, выражающую действие как процесс и характеризующуюся категориями времени, вида, наклонения, залога, лица, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формо- и словообразовательных моделей.

Некоторые глагольные формы  характеризуются также категориями  рода, числа, падежа или же неизменяемостью  своих форм. (31, с.127).

Итак, мы видим, все авторы сходятся во мнении, что глагол - это  часть речи, обозначающая действие или состояние, обладающая категориями  вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а во множественном числе  рода. В предложении глагол, в  основном, выступает в роли сказуемого.

Общим лексическим значением  глагола является действие. Значение действия понимается в широком смысле, то есть имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, но и то, что делается с предметом  или в каком состоянии он находится. Процессы действия, выраженные глаголами, неоднородны по своему значению.

Глаголы по лексическому значению можно разбить на две группы.

Первая группа – глаголы, имеющие значение конкретного действия предмета, его работу, физическое состояние, становление и изменение признака (ходить, сидеть, спать, желтеть).

Вторая группа – глаголы, обозначающие отвлеченные действия. Такие глаголы имеют значение качественно-отвлечённого действия или  внутреннего состояния человека (страдать, ходить).

Однако трудно провести резкую грань между этими двумя группами глаголов – между конкретным действием  и физическим или внутренним состоянием, потому что лексическая особенность  глагола заключается именно в  том, что и состояние представляется как действие, протекающее во времени. Кроме того, лексические различия между этими группами не подтверждаются грамматическими различиями (31, c. 129).

Глагол имеет свои, специфически присущие только ему морфологические  признаки, большая часть которых  связана с его семантикой:

1.   Категория времени – это словоизменительная грамматическая категория, которая выражает отношение действия (состояния) к моменту речи, принимаемому за точку отсчёта(читаю, читал, буду читать).

Настоящее время указывает  на то, что осуществление действия совпадает с моментом речи (говорю, идешь, несёт). Настоящее время имеют только глаголы несовершенного вида.

Прошедшее время указывает  на то, что осуществление действия предшествовало моменту речи (читал, сказал). Глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам, но изменяются по родам и числам.

Будущее время указывает  на то, что действие будет осуществляться после момента речи (скажу, буду читать), имеет две формы: простую (синтетическую) и сложную (аналитическую). Простая форма образуется от основы будущего времени глаголов совершенного вида путём присоединения к основе личных окончаний (принес-у, принес-ёшь). Сложная форма образуется от глаголов несовершенного вида. Она состоит из личных форм вспомогательного глагола быть и неопределённой формы основного глагола (буду работать, будешь работать) (66, c. 236).

2.   Категория вида характеризует процесс протекания действия в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.д. (решать – решить, делать – сделать). Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные (девочка выздоравливает). Формы совершенного вида называют действия ограниченные (девочка выздоровела). В школе виды распознаются с помощью вопросов что делать? что сделать? (64, c. 219).

3.   Категория наклонения выражает отношение к действительности, устанавливаемое говорящим лицом. Действие может мыслиться как вполне реальный факт, имевший место в прошлом, происходящий в настоящем или такой, который осуществится в будущем. В этом случае глагол употребляется в изъявительном наклонении (я говорю, она рассказала, я буду работать, я услышу).

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказ, просьбу  и т.д. (Принеси книгу!Повтори-ка, что ты сказал; Сядьте, пожалуйста, здесь).

Сослагательное наклонение употребляется в тех случаях, когда действие представляется возможным, желательным или необходимым, но ещё не осуществившимся, когда высказывается  просьба, пожелание или совет, но в более мягкой форме, чем в  повелительном наклонении (Я бы с удовольствием пошёл в театр; Помогли бы вы ей!)  (67, c. 257).

4.Категория залога выражает  различные отношения к субъекту  и объекту (учить – учиться, строят – строятся).

Действительный залог  означает, что действие производится субъектом и непосредственно  направлено на объект (Люблю я пышное природы увяданье…)

Страдательный залог  означает, что лицо или предмет, являющийся в предложении подлежащим, испытывает на себе действие, производимое другим лицом или предметом, которые в предложении выступают косвенным дополнением (Снега, едва успев оттаять, тотчас покрылись коркой наледи).

Средневозвратный залог  означает, что действие производится субъектом и возвращается к самому субъекту, сосредоточивается в самом  субъекте (Левин снял кафтан, перепоясался и попробовал свободу рук.) (66, c. 228).

Информация о работе Проблемы изучения глагола в начальных классах