Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).
Исходя из цели исследования, мы определили задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.
3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».
4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе......................................................................23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64
4. Категория лица выражает отнесённость или неотнесённость действия к участникам речевого акта.
Формы 1-го лица единственного числа указывают, что действие относится к говорящему (Я к вам пишу – чего же боле?)
Формы 2-го лица единственного числа обозначают, что действие относится к собеседнику (А помнишь, мы говорили с тобой про игру…)
Формы 3-го лица единственного числа обозначают, что действие совершает тот, о ком (о чём) говорится в предложении (Вот к пальмам подходит караван).
Формы 1-го лица множественного числа обозначают, что действие совершают несколько лиц, в число которых входит говорящий (Мечтанью вечному в тиши Так предаёмся мы, поэты).
Формы 2-го лица множественного числа выражают действие двух или более адресатов (Чем вы, гости, торгведёте И куда теперь плывёте?).
Формы 3-го лица множественного числа обозначают лиц или предметы, о которых говорится (Они особеннолюбят в пьесе хорошие стихи) (60, c. 139).
Помимо этих категорий, глагол имеет категории числа и рода, которые служат средством согласования с существительным. Категория числа свойственна всем глагольным формам (единственное число – писала, множественное число – писали), категория рода – только отдельным (прошедшее время, сослагательное налклоние, причастие).
Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые (предикативные) и неспрягаемые (атрибутивные). К спрягаемым формам
относятся формы наклонения, времени, лица, числа и рода. Они употребляются только в качестве сказуемого (Я знаю – город будет; Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва).
К неспрягаемым формам относятся неопределённая форма (инфинитив), причастие и деепричастие (читать, читающий, читая). Неспрягаемые формы или не изменяются (инфинитив, деепричастие), или изменяются по родам, числам и падежам (причастие). В предложении они являются, как правило, второстепенными членами (Ленивый сидя спит, лёжа работает; Кажется, что величаво приосанивший курган караулит степь) (66, c.225).
Инфинитив – это словарная форма глагола, не имеющая таких морфологических категорий, специфических именно для глагола, как наклонение и время; инфинитив не обладает также грамматическими признаками лица, числа и рода. Отсутствие охарактеризованности (определённости) по названным категориям является основанием для того, чтобы назвать инфинитив неопределённой формой глагола. В инфинитиве лишь проявляются категории вида (несовершенный вид – писать; совершенный вид - написать) и залога (действительный залог - умывать; страдательный залог - умываться) (58, c.578).
Неопределённая форма имеет характеризующие её суффиксы: -ть, -сти, -сть, -ти, -чь (лежать, вести, класть, идти, беречь) (65, c. 579).
Причастие – это особая глагольная форма, которая называет признак лица или предмета по их действию или по тому действию, которое они испытывают на себе со стороны другого лица или предмета (студент, покупающий книгу; книга, покупаемая студентом).
Причастие соединяет в себе грамматические признаки глагола и имени прилагательного. Причастие образуется от глагола, сохраняет управление, свойственное глаголу, у него есть формы времени, вида, залога (купить книгу, купивший книгу). Поэтому причастие включается в систему глагольных форм (67, c. 264).
Деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия (64, c.240).
Деепричастие входит в систему форм глагола потому, что имеет грамматические категории вида и залога, а в предложении сохраняет глагольное управление (взять книгу – взяв книгу; подойти к столу – подойдя к столу) (65, c. 184).
В начальных классах школьники знакомятся с глаголами как частью речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать?; изучают категории времени (настоящее, прошедшее, будущее), числа (единственное, множественное). Также в начальной школе дети узнают о неопределённой форме глагола, о спряжении глаголов, формируют навык правописания личных окончаний глаголов.
Таким образом, глагол
представляет собой особую
Выводы по первой главе
Изучив психолого-
В младшем школьном возрасте у ребёнка хорошая память, преобладает механическое запоминание, непроизвольное внимание, наглядно-образное мышление.
Уровень развития психических процессов младших школьников показывает, что в благоприятных условиях они на первом же году изучения родного языка проявляют способности к теоретическому изучению грамматики и правописания и усвоению полноценных грамматических понятий и правил, а соединение игровой и учебной деятельности, создание проблемных ситуаций, деятельностный метод способствуют наилучшему усвоению учебного материала.
Во все периоды развития русского языка глаголу уделялось значительное внимание учеными – лингвистами: Ф.И.Буслаевым, В.В. Виноградовым, А.Х. Востоковым, А.М. Пешковским, Ф.Ф. Фортунатовым, А.А.Шахматовым и др.
Глагол в современной
морфологической системе
В отличии от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, являются субъект, объект и другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что он обладает максимальным набором синтаксических признаков и имеет в предложении самое большое число синтаксических связей.
Глагол является самой
сложной и самой ёмкой
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы
Начальный курс грамматики связан с содержанием систематического курса русского языка в средней школе и охватывает широкий круг знаний, в процессе усвоения которых у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковый материал, находить главное, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.
Существует несколько
программ по русскому языку для начальных
классов, каждая из которых предлагает
разнообразные подходы к
В программе Т.Г. Рамзаевой
по русскому языку в качестве исходного
принято следующее положение: в
языке все его стороны
Основными задачами изучения глагола являются формирование первоначального понятия о глаголе как части речи, развитие умения осознано употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, выработка навыка правописания личных окончаний наиболее употребляемых глаголов I и II спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи (55, c.277).
В 1 классе, в период обучения
грамоте, проводится подготовительная
работа по изучению глагола. Подготовка
заключается в развитии у учащихся
внимания к лексическому значению глагола.
Происходит как бы накапливание того
конкретного материала, на основе которого
становится возможным обобщение
относительно типичного для глагола
лексико-грамматического
Наиболее целенаправленная работа над глаголами начинается по программе Т.Г. Рамзаевой в третьей четверти 2 класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» Вводится понятие глагола, как части речи и осуществляется подготовка к его изучению.
Учащиеся разгадывают кроссворд и записывают слова, отвечающие на вопрос что делает? (прыгает, колет, варит, играет, говорит, лежит), выясняются их обобщенные значения (обозначают действия предметов) (50, с.130).
По программе «Школа 2100» части речи становятся главным предметом изучения в 3 и 4 классах, когда для этого уже есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковый опыт в результате наблюдения за функционированием слов в речи. Используется «сквозное» оформление учебников: в каждом путешествуют герои, которые участвуют в процессе обучения. В упражнениях для наблюдений материал подобран таким образом, что позволяет организовать введение нового эвристическим методом (72, с.75).
Во втором классе учащиеся наглядно убеждаются в том, что обозначают глаголы, на примере действий, которые сами выполняют. Учитель вызывает ученика. На листочке, который он получает, написаны глаголы. Он должен показать их действиями (Рисуй! Прыгай! Читай!). Остальные ученики наблюдают, а потом записывают:
Витя (что делает?) читает, прыгает, рисует (10, с.148).
Программа «Школа 2100» указывает в качестве одного из ведущих умений, формируемых у школьников во 2 классе, постановку вопроса к слову. Для этого учитель использует глаголы разных видовременных форм. Учащимся предлагается задание, например: «Спиши, вставляя вопросы в скобках». Малыш громко (?) плакал. Вьюга злобно (?) завывает в поле. Бабушка (?) вяжет внучке носочки.(7, с.54).
Может быть проведена игра: учитель называет глагол и бросает мяч ученику, который должен сказать, на какой вопрос отвечает слово (играю - что делаю? смотрел – что делал?).
Сопоставление глаголов и имен существительных позволяет не только дифференцировать различные части речи, но и выделить существенные признаки глагола. При этом термин и понятие глагола не дается. Слова – названия предметов сопоставляются со словами – названиями действий предметов, что позволяет установить связь и взаимодействие в речи имен существительных и глаголов. Например, задание может быть таким: найти слова, которые обозначают действие предметов. При этом учащиеся определяют, действия каких предметов они обозначают, от каких слов задается вопрос (7. с.54).
Далее дети знакомятся с грамматической основой предложения. Учитель сообщает, что в каждом предложении есть главная часть, и предлагает им отыскать ее самостоятельно. Составляя предложения из отдельных слов, ученики убеждаются, что слова, обозначающие предмет и действие предмета, образуют грамматическую основу, или грамматический центр (10, с.151).
В программе Л.В.Занкова реализован принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении. Важным аспектом данного принципа является усвоение детьми терминов.
В учебниках принято изложение
в виде «переслаивания» или
По системе Л.В.Занкова знакомство с глаголом начинается с 1 класса. Выписывая из предложений слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает ? что сделал ?..., школьники узнают, что эти слова называются глаголами. Они выясняют, для чего нужны в речи глаголы (44, с.113).
Каждая программа предлагает свои подходы к изучению отдельных разделов темы «Глагол».
Так по программе Т.Г. Рамзаевой при знакомстве с временем глагола учащиеся наблюдают за употреблением в речи глаголов в разных временных формах, сравнивают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени Перед этим идёт работа над правилом:
Глагол изменяется по временам.
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали?
Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать? (51, с.208).
Информация о работе Проблемы изучения глагола в начальных классах