Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).
Исходя из цели исследования, мы определили задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.
3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».
4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе......................................................................23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64
Школьники должны научиться отличать глагол прошедшего времени от глагола настоящего времени. Это вырабатывается на основе знания о том, что глаголы прошедшего времени можно узнать по вопросам что делал? что сделал? и суффиксу -л-: что делал? Читал; что делала? Читала; что делали? Читали (51, с.211).
Школьники наблюдают за изменениями глаголов прошедшего времени и выясняют, что глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам:
Мужской род – что делал? - играл
Женский род – что делала? - играла
Средний род – что делало? - играло
Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу (Весна наступила. Лето наступило) (51, с.218).
По программе «Школа 2100»
знакомство и изменение глаголов
по временам происходит в ходе решения
проблемной ситуации. Учитель предлагает
послушать необычный рассказ
глагола о себе и записать все
вопросы, которые будут произноситься: ч
Затем учащиеся выделяют отличительный признак глаголов прошедшего времени – суффикс -л-, и выясняют, что глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам (11, с.143).
По программе Л.В. Занкова
сущность временной формы глагола
раскрывается учащимися на основе сопоставления,
когда совершается действие и
когда о нем сообщается, т.е. на
основе сопоставления времени
Изменение глаголов настоящего
и будущего времени по лицам и
числам изучаются для ознакомления
с личными окончаниями
Ед. число Мн. число
1 л. – у (-ю)
2 л. – ешь(-ёщь)
–ишь
3 л. – ет(-ёт)
-ит
Приступить к изучению изменений глаголов прошедшего времени по родам и числам предлагается путем разбора предложений, в которых один и тот же глагол употреблен во всех трех родах. Например: Завод работал без перебоев. Фабрика работала в три смены. Предприятие работало отлично. Сталевары работами быстро.На этих примерах показывается, что в зависимости от рода и числа существенного изменяются окончания глагола (46, с. 40).
В 3 классе подробно изучается будущее (простое) время глагола. Выясняется, что глаголы в будущем простом времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? (принесет, принесут), изменяются по лицам и числам и имеют те же окончания, что и глаголы в настоящем времени (45, с. 39).
По программе Т.Г. Рамзаевой знакомство с неопределенной формой глагола происходит практически при помощи правила: Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? или что сделать?
Учащиеся узнают, что эти глаголы не имеют ни времени, ни числа (51, с.212).
По программе «Школа 2100» знакомство с неопределенной формой глагола также происходит на основе наблюдения и сравнения языкового материала. Например, учащиеся читают отрывок из рассказа К. Паустовского «Жильцы старого дома» (8, с.107). В нем использованы глаголы в форме прошедшего времени и неопределенной форме. Они устанавливают, чем отличаются глаголы в неопределенной форме от остальных глаголов. На основе проделанной работы школьники делают выводы: у глаголов, которые отвечают на вопросычто делать? нельзя определить ни время, ни число, ни лицо. Учитель сообщает, что это глаголы в неопределенной форме. Затем дети убеждаются, что такие глаголы оканчиваются на –ть, -ти или –чь. Учащиеся выполняют упражнения, направленные на развитие умения отличать глаголы в неопределенной форме по вопросу и суффиксу (11, с.148).
По программе Л.В. Занкова неопределенная форма изучается в 3 классе. Дается понятие «инфинитив» и находится основа глаголов неопределенной формы, от которой образуются глаголы прошедшего времени при помощи суффикса -л-.
Основными и самыми сложными, на наш взгляд, темами являются «Спряжение» и «Правописание безударных личных окончаний глаголов». По программам Т.Г. Рамзаевой и «Школа 2100» эти темы изучаются в 4 классе, а по программе Л.В. Занкова – в 3 классе.
По программе Т.Г. Рамзанвой учащиеся наблюдают за изменениями глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Составляется таблица местоимений 1,2,3 лица единственного и множественного числа. Дети подставляют к ним глаголы из текста, изменяя их в соответствии с местоимениями. Учитель объясняет, что при изменении по лицам у глаголов изменяются окончания, поэтому они называются личными.
Вводится понятие «спряжение» на основе сравнения двух вариантов окончаний глаголов. Школьники узнают, что изучение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Знакомятся с окончаниями глаголов I и II спряжения.
Далее дети наблюдают, как спрягаются глаголы в будущем времени, как меняются их окончания. Школьники изучают правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени, глаголов в прошедшем времени. По всем этим темам составляются таблицы изменения окончаний.
Для того чтобы правильно писать безударные личные окончания глагола, детям дается памятка:
1. Определить время, лицо и число глагола.
2. Назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием – ть определить спряжение (смотреть, светить).
3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе:
I спряжение
-шь
-т
-м
-те
-ут (-ют)
(54, с.199).
По программе «Школа 2100» в 4 классе учащиеся знакомятся со словоизменением глаголов. Они узнают, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением, и учатся определять спряжения по личным окончаниям глаголов:
I спряжение
ед. ч. мн.ч. ед.ч.
1 л. -у(-ю) -ем(-ём) 1 л. -у(-ю) -им
2 л. -ешь(-ёшь) -ете(-ёте)
3 л -ет(-ёт) -ут(-ют) 3 л. –ит -ат(-ят)
(9, с.159).
Затем школьники рассматривают правописание безударных личных окончаний глаголов.
По программе Л.В. Занкова учащиеся узнают, что изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы имеют I и II спряжение. Школьники учатся определять сопряжения глаголов по неопределённой форме, выделяя суффиксы. Затем вводится алгоритм написания безударных гласных окончаний глагола:
1. Поставь глагол в начальную (неопределенную форму);
2. Определи спряжение;
3. Проверь спряжение по третьему лицу во множественном числе;
4. Определи окончание данного глагола (45, с. 79).
Полученные знания отрабатываются на многочисленных упражнениях, например, предлагаются такие задания:
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, укажи спряжения глаголов.
2. Измени глаголы по образцу (смотрела – смотреть, смотрят).
3. Определи спряжение глаголов, запиши из во 2 –м лице в единственном числе, составь с ними предложение (45, с 80).
В отличие от других, по программе Л.В. Занкова в 3 классе рассматривается связь слов в глагольных словосочетаниях. В результате изучения этой темы учащиеся получают представления о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении и узнают, что глагол в предложении требует от существительного определенного косвенного падежа (без предлога или с предлогом), такая связь называется управлением. Школьникам предлагаются различные задания, например:
1. Подчеркни глаголы вместе с теми существительными, от которых они требуют родительного и винительного падежа.
2. Составь и запиши
Таким образом, в процессе изучения глагола в начальных классах учащиеся знакомятся с глаголом как частью речи, его ролью в предложении, с изменением по числам, временам, со спряжением глаголов, с неопределённой формой, с возвратными глаголами. Изучаются правила правописания частицы НЕ с глаголами, сочетаний –ться и –тся, безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. В 1 классе происходит подготовка к изучению глагола по всем программам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В.Занкова материал распределен между 1 и 3 классом. Школьники изучают вид связи слов в предложении – управление. Это отличает программу Л.В. Занкова от других. Традиционная программа предлагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала.Обучение осуществляется на основе наблюдения и анализа языкового материала, обобщения и формулировки правил.
Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.
Несмотря на многообразие
способов изучения глагола,
Понятия, как известно, представляют собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.
В грамматическом понятии
так же, как и в любом другом,
в обобщенном виде отражены существенные
признаки явлений. Специфика грамматического
понятия обусловлена
При формировании биологических и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, систематизировать и обобщать. Грамматическое понятие – результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям и т. п.
Таким образом, грамматические понятия являются обобщением над уже обобщенным, или, как справедливо отмечает психолог Д.Н. Богоявленский, - это «своего рода второй этаж абстракций, надстраивающийся над уже обобщенными значениями слов и предложений» (5, с. 5).
Указанное свойство грамматических
понятий является причиной затруднений,
возникающих у младших
Информация о работе Проблемы изучения глагола в начальных классах