Проблемы изучения глагола в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).
Исходя из цели исследования, мы определили задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.
3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».
4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе......................................................................23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

Проблемы изучения глагола в начальных классах.docx

— 93.05 Кб (Скачать файл)

Школьники должны научиться  отличать глагол прошедшего времени  от глагола настоящего времени. Это  вырабатывается на основе знания о  том, что глаголы прошедшего времени  можно узнать по вопросам что делал? что сделал? и суффиксу -л-: что делал? Читал; что делала? Читала; что делали? Читали (51, с.211).

Школьники наблюдают  за изменениями глаголов прошедшего времени и выясняют, что глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам:

Мужской род – что делал? -  играл

Женский род – что делала? -  играла

Средний род – что делало? -  играло 

Род глагола в предложении  зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу (Весна наступила. Лето наступило) (51, с.218).

По программе «Школа 2100»  знакомство и изменение глаголов по временам происходит в ходе решения  проблемной ситуации. Учитель предлагает послушать необычный рассказ  глагола о себе и записать все  вопросы, которые будут произноситься: что делаю? что делал? что буду делать? Дети приходят к выводу: глаголы могут обозначать действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет происходить, т.е. глаголы изменяются по временам (11, с.144).

Затем учащиеся выделяют отличительный  признак глаголов прошедшего времени  – суффикс -л-, и выясняют, что глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам (11, с.143).

По программе Л.В. Занкова  сущность временной формы глагола  раскрывается учащимися на основе сопоставления, когда совершается действие и  когда о нем сообщается, т.е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Составляются предложения о том, что происходит в природе в  настоящее время, т.е. в момент речи, что было до этого,  что произойдет в будущем. В итоге учащиеся узнают, что  глагол изменяется по временам. У глагола три времени: настоящее, прошедшее, будущее. Настоящее время глагола обозначает действие,  которое совершается сейчас, в то время, когда о нем говорят: читает (что делает?). Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершалось ранее: читал (что делал?),прочитал (что сделал?) (44, с. 158). Затем школьники знакомятся с будущим (сложным) временем глагола. Выясняется, что оно обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нем говорят, и глаголы будущего (сложного) времени отвечают на вопросы что будет делать? что будем делать? (будет писать, будем читать) (44, с. 190).

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и  числам изучаются для ознакомления с личными окончаниями глаголов:                

 Ед. число                                   Мн. число                   

1 л. – у (-ю)                                   1 л. – ем (-ём) -им       

2 л. – ешь(-ёщь)                           2.л. – ете (-ёте)                     

 –ишь                                         -ите       

3 л. – ет(-ёт)                                  3 л. – ут (-ют)              

-ит                                                    - ат (-ят)

Приступить к изучению изменений глаголов прошедшего времени  по родам и числам предлагается путем  разбора предложений, в которых  один и тот же глагол употреблен во всех трех родах. Например: Завод работал без перебоев. Фабрика работала в три смены. Предприятие работало отлично. Сталевары работами быстро.На этих примерах показывается, что в зависимости от рода и числа существенного изменяются окончания глагола (46, с. 40).

В 3 классе подробно изучается  будущее (простое) время глагола. Выясняется, что  глаголы в будущем простом времени  отвечают на вопросы что сделает? что сделают? (принесет, принесут), изменяются по лицам и числам и имеют те же окончания, что и глаголы в настоящем времени (45, с. 39).

По программе Т.Г. Рамзаевой  знакомство с неопределенной формой глагола  происходит практически при помощи правила: Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? или что сделать?

Учащиеся узнают, что эти  глаголы не имеют ни времени, ни числа (51, с.212).

По программе «Школа 2100»  знакомство с неопределенной формой глагола также происходит на основе наблюдения и сравнения языкового  материала. Например, учащиеся читают отрывок из рассказа К. Паустовского «Жильцы старого дома» (8, с.107). В  нем использованы глаголы в форме  прошедшего времени и неопределенной форме. Они устанавливают, чем отличаются глаголы в неопределенной форме  от остальных глаголов. На основе проделанной  работы школьники делают выводы: у  глаголов, которые отвечают на  вопросычто делать? нельзя определить ни время, ни число, ни лицо. Учитель сообщает, что это глаголы в неопределенной форме. Затем дети убеждаются, что такие глаголы оканчиваются на –ть, -ти или –чь. Учащиеся выполняют упражнения, направленные на развитие умения отличать глаголы в неопределенной форме по вопросу и суффиксу (11, с.148).

По программе Л.В. Занкова  неопределенная форма изучается  в 3 классе. Дается понятие «инфинитив»  и находится основа глаголов неопределенной формы, от которой образуются глаголы  прошедшего времени при помощи суффикса -л-.

Основными и самыми сложными, на наш взгляд, темами являются «Спряжение»  и «Правописание безударных личных окончаний глаголов». По программам Т.Г. Рамзаевой и «Школа 2100» эти  темы изучаются в 4 классе, а по программе  Л.В. Занкова – в 3 классе. 

По программе Т.Г. Рамзанвой  учащиеся наблюдают за изменениями  глаголов в настоящем и будущем  времени по лицам и числам. Составляется таблица местоимений 1,2,3 лица единственного  и множественного  числа. Дети подставляют к ним глаголы из текста, изменяя их в соответствии с местоимениями. Учитель объясняет, что при изменении по лицам у глаголов изменяются окончания, поэтому они называются личными.

Вводится понятие «спряжение»  на основе  сравнения двух вариантов окончаний глаголов. Школьники узнают, что изучение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Знакомятся с окончаниями глаголов I и II спряжения.

Далее дети наблюдают, как  спрягаются глаголы в будущем  времени, как меняются их окончания. Школьники изучают правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени, глаголов в прошедшем времени. По всем этим темам составляются таблицы изменения окончаний.

Для того чтобы правильно  писать безударные  личные окончания глагола, детям дается памятка:

1.   Определить время, лицо и число глагола.

2.   Назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием – ть определить спряжение (смотреть, светить).       

3.   Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе:              

I спряжение                                 II спряжение             

-шь                                                     -шь             

-т                                                        -т             

-м                                                       -м    

          -те                                                      -те   

     -ут (-ют)                                             -ат(-ят)

(54, с.199).

По программе «Школа 2100»  в 4 классе учащиеся знакомятся со словоизменением  глаголов. Они узнают, что изменение  глаголов по лицам и числам называется спряжением, и учатся определять спряжения  по личным окончаниям глаголов:                     

I спряжение                                            II  спряжение               

 ед. ч.            мн.ч.                                     ед.ч.           мн.ч.      

1 л.      -у(-ю)         -ем(-ём)                        1 л.    -у(-ю)        -им          

2 л.   -ешь(-ёшь)   -ете(-ёте)                      2 л    -ишь          -ите             

3 л    -ет(-ёт)           -ут(-ют)                       3 л. –ит             -ат(-ят)          

(9, с.159).                                                                     

Затем школьники рассматривают  правописание безударных личных окончаний  глаголов.

По программе Л.В. Занкова  учащиеся узнают, что изменение окончаний  глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы имеют I и II спряжение. Школьники учатся определять сопряжения глаголов по неопределённой форме, выделяя  суффиксы. Затем вводится алгоритм написания безударных гласных окончаний  глагола:

1.   Поставь глагол в начальную (неопределенную форму);

2.   Определи спряжение;

3.   Проверь спряжение по третьему лицу во множественном числе;

4.   Определи окончание данного глагола (45, с. 79). 

Полученные знания отрабатываются на многочисленных упражнениях, например, предлагаются такие задания:

1.   Спиши, вставляя пропущенные буквы, укажи спряжения глаголов.

2.   Измени глаголы по образцу (смотрела – смотреть, смотрят).

3.   Определи спряжение глаголов, запиши из во 2 –м лице в единственном числе, составь с ними предложение (45, с 80).

В отличие от других, по программе  Л.В. Занкова в 3 классе  рассматривается связь слов в глагольных словосочетаниях. В результате изучения этой темы учащиеся получают  представления о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении и узнают, что глагол в предложении требует от существительного определенного косвенного падежа (без предлога или с предлогом), такая связь называется управлением. Школьникам предлагаются различные задания, например:

1. Подчеркни глаголы вместе  с теми существительными, от которых  они требуют родительного и  винительного падежа.

2. Составь и запиши словосочетания  с данными глаголами, указав  падеж существительных (45, с. 28).

Таким образом, в процессе изучения глагола в начальных  классах учащиеся знакомятся с глаголом как частью речи, его ролью в  предложении, с изменением по числам, временам, со спряжением глаголов, с  неопределённой формой, с возвратными  глаголами. Изучаются правила правописания частицы НЕ с глаголами, сочетаний –ться и –тся, безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. В 1 классе происходит подготовка к изучению глагола по всем программам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В.Занкова материал распределен между 1 и 3 классом. Школьники изучают вид связи слов в предложении – управление. Это отличает программу Л.В. Занкова от других. Традиционная программа предлагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала.Обучение осуществляется на основе наблюдения и анализа языкового материала, обобщения и формулировки правил.

Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.   

 Несмотря на многообразие  способов изучения глагола, представленных  данными программами, учащиеся  начальных классов испытывают  значительные трудности в работе  над этой сложной темой. Это,  в первую очередь, затруднения  при формировании понятия «глагол».

Понятия, как известно, представляют собой форму мышления, в которой  отражаются предметы и явления окружающего  мира в их существенных признаках  и взаимосвязях.

В грамматическом понятии  так же, как и в любом другом, в обобщенном виде отражены существенные признаки явлений. Специфика грамматического  понятия обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой  степенью абстрактности по сравнению  с биологическими, физическими, общественными  и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах.

При формировании биологических  и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего  выступают конкретные явления и  предметы, признаки которых можно  наблюдать, систематизировать и  обобщать. Грамматическое понятие –  результат абстрагирования и  обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям и т. п.

Таким образом, грамматические понятия являются обобщением над  уже обобщенным, или, как справедливо  отмечает психолог Д.Н. Богоявленский, - это «своего рода второй этаж абстракций, надстраивающийся над уже обобщенными  значениями слов и предложений» (5, с. 5).

Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения  грамматическим понятием необходим  определенный уровень развития, который  содержится в процессе обучения и  требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса  лингвистических представлений  и знаний. Рядом исследований, проведенных  Д.Н. Богоявленским, А.М. Орловой, С.Ф. Жуйковым и др., доказано, что процесс формирования понятий одновременно является и  процессом овладения школьниками  такими мыслительными операциями, как  анализ и синтез, сравнение, обобщение  и систематизация, абстракция и конкретизация. Результативность формирования понятия  у младших школьников находится  в прямой зависимости от степени  развития абстрагирующей деятельности их мышления. Школьная практика неоднократно убеждала в том, что учащиеся, которые  затрудняются абстрагировать грамматическое значение слова от его лексического значения, не в состоянии сравнивать слова и объединять их в одну группу по существенным грамматическим признакам, испытывают значительные трудности  при формулировании понятий и  допускают ошибки. Например, при  изучении глагола учащиеся узнают, что глаголы обозначают действия предметов. У некоторых глаголов лексическое значение может совпадать  с грамматическим (бежать, лететь, прыгать и т.п.). У большинства глаголов такого совпадения нет. Под действием предмета в грамматике понимается, наряду с движением, состояние предмета, его отношение к другим предметам, изменение качества предмета (спать, думать, любить, зеленеть, развиваться и т.п.). Такое расширенное обобщенное понимание «действия предмета» затрудняет учащихся, только что приступивших к изучению языка, поскольку их конкретное представление о действии связано чаще всего с передвижением. Поэтому часть учащихся на начальном этапе работы над глаголами не считают, что такие слова, как сидеть, мерзнуть, болеть, краснеть,обозначают действие предметов. Для формирования понятия требуется развивать у учащихся умение абстрагировать, отвлекаться от конкретного лексического значения слов и объединять их в одну группу, учитывая общие грамматические признаки, присущие всем словам этой группы. Например, все слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, объединяются в разряд «глаголы», общим для всех этих слов является то, что они обозначают действия предметов, большинство из них изменяется по лицам, числам и временам и т.п. (55, с. 209). 

Информация о работе Проблемы изучения глагола в начальных классах