Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).
Исходя из цели исследования, мы определили задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.
3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».
4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе......................................................................23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64
Таким образом, в процессе изучения глагола в начальных классах учащиеся знакомятся с глаголом как частью речи, его ролью в предложении, с изменением по числам, временам, со спряжением глаголов, с неопределённой формой, с возвратными глаголами. Изучаются правила правописания частицы НЕ с глаголами, сочетаний –ться и –тся, безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. В 1 классе происходит подготовка к изучению глагола по всем программам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В.Занкова материал распределен между 1 и 3 классом. Школьники изучают вид связи слов в предложении – управление. Это отличает программу Л.В. Занкова от других.
Традиционная программа предлагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала.
Обучение осуществляется на основе наблюдения и анализа языкового материала, обобщения и формулировки правил.
Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.
При ознакомлении с глаголами учащиеся начальных классов испытывают значительные трудности. Это и подмена грамматических значений слова признаками, относящимися к его лексическому значению, и неумение обращаться с лексическим значением слова, что приводит к тавтологии, и сложности в нахождении сказуемого, выраженного глаголом, и затруднения в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся. Для преодоления этих и других трудностей рекомендуется использовать различные упражнения и задания.
2.2. Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)
Последовательность работы
над глаголом, связь между разделами,
объём программного материала, приёмы
и средства его изучения в каждом
классе определяется задачами изучения
данной части речи, её лингвистическими
особенностями и
Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для этой части речи: временем (настоящим, прошедшим, будущим), числом (единственным и множественным), лицом (1,2,3,) видом (совершенным и несовершенным).
Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.
Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, в практике работы школы используются разнообразные методы, а также формы организации деятельности учащихся и различные средства обучения.
Ведущее место среди последних принадлежит тем, которые, наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей репродуктивной деятельности, позволяют включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик - учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Для этого используются все возможные дидактические пособия (76, с.27).
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку при изучении глагола, является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Дубова Т.А. при закреплении и проверке знаний на уроках по изучению глагола проводит игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Суть игры заключается в следующем. В игре участвует весь класс. У детей есть фишки: красные – это «гости», жёлтые – «хозяева». «Хозяева» приглашают «гостя» и предлагают ему задание, написанное на карточке, затем проверяют выполненное задание и ставят оценку.
Можно предложить следующее задание:
Карточка с заданием |
||
Ф.И. «гостя» |
Определить время глаголов |
Оценка, которую ставит «хозяин» |
1. 2. 3. 4. |
Сидит ( ) Ходила ( ) Нарисует ( ) Будет рисовать ( ) |
Детям эта игра очень нравится, так как, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.
Дидактическая игра помогает учителю оживить уроки русского языка, способствует развитию элементов творчества и самостоятельности (19, с.-93).
Гостева А.А. предлагает использовать на уроках по изучению глагола абак. Он состоит из экрана с окошечками и полосками: лицо, время, спряжение. Полоски легко переставляются.
Работа проводится устно, фронтально, может чередоваться с записью слов в тетради.
У учителя имеется сигнальная карточка – светофор. Если есть ошибка – горит красный свет, который «останавливает» работу. Таким образом осуществляется обратная связь: моментальная информация об ошибках. Абак позволяет установить уровень усвоения материала и сразу же исправить ошибки и, если это необходимо, ещё раз объяснить материал.
Работа ведётся следующим образом: учитель называет глагол, дети определяют лицо, время и спряжение.
Такая работа позволяет эффективно использовать время на уроке. Абак – подвижная игрушка, вызывает интерес к изучаемому, соответствует возрастным особенностям детей. Желание играть вызывает у них непроизвольное внимание, а, значит, помогает прочному усвоению материала (21,с.-56).
Примерно так может выглядеть абак:
ЛИЦО ВРЕМЯ СПРЯЖЕНИЕ |
Серьёзный и большой по объему материал можно давать в игровой, занимательной, увлекательной и доступной для детей форме. Урок призван не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать у них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Учитывая возрастные и
психологические особенности
Каждая из структурных
частей урока выполняет свою функцию
в организации учебной
Целенаправленный характер
интересно и необычно организованных
условий для подведения итога
урока – значительный аккорд в
учебно-воспитательном процессе. От разнообразия
эффективных приёмов
Лоншакова А.А. предлагает использовать при подведении итога урока:
1) зрительную наглядность.
Она уделяет большое внимание оформлению доски: хорошим средством привлечения внимания учащихся являются занимательные рисунки, ребусы, «шифровки», опорные таблицы, графические схемы;
2) графическую иллюстрацию.
Во многих случаях младшие
школьники легко усваивают
- имя прилагательное, - имя существительное,
- глагол.
Такие человечки, взявшиеся
за руки, в графической иллюстрации
при изучении темы «Родовые
окончания глаголов в
Дети быстро и с удовольствием делают вывод: «Прошедшее время глагола определяется по суффиксу –Л»;
«Глагол в прошедшем времени изменяется по числам»;
«В единственном числе глаголы изменяются по родам»;
«Род глагола в прошедшем времени определяется по роду имени существительного»;
3) зачетную и тестовую формы.
При подведении итога урока интересна и эффективна зачетная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Учитель начинает, дети продолжают. Например, при закреплении знаний о глаголе можно использовать на доске рисунок в виде «говорящей» буквы Г.
- являюсь…;
- обозначаю…;
- отвечаю на вопросы…;
- изменяюсь по… и (в
прошедшем времени) по…;
- имею…;
- в предложениях чаще всего бываю….
Таким образом, можно «подпитывать»
умственную деятельность учащихся в
конце урока, предоставив самостоятельно
выполнить несколько
Закрепляя знания по
теме «Спряжение», можно
-Ребята, глагол и местоимение,
главные герои сегодняшнего
Глаголы: склоняются –1;
спрягаются –2.
У глаголов при спряжении
изменяется: окончание –1;
Укажите глагол 2-го лица: летит
–1;
бродишь –2.
Лицо глагола определяется:
по местоимению –1;
по предлогу –2.
Учитель показывает таблицу с правильным ответом: 2,1,2,1, переворачивает ее, и дети с удивлением читают: Мы рады!
Такой прием закрепления изученного по теме вызывает у детей чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся(30,с. 40).
Очень эффективны и занимательны уроки, проведённые в нестандартной форме.
Рассохина Н. предлагает провести вводный урок по теме «Глагол» в 3 классе в форме игры- путешествия в королевство «Грамматики».
Учитель рассказывает сказку:
-Жил – был Глагол. И
вот однажды он решил, что
каждый должен обязательно
Учащиеся выполняют задания по подбору глаголов по вопросу, по нахождению глаголов в тексте.
-Совсем скоро мы войдем
в сказочное королевство. Там
очень красиво, много улиц. Давайте
составим в тетради улицу
Учащиеся подбирают
синонимы и антонимы к
-Вот мы стоим перед королевством. Но чтобы войти в замок, нам нужно открыть ворота. Нужно вспомнить все, что мы знаем о глаголе.
И вот ворота открылись, и наш герой оказался в сказочном королевстве «Грамматика». Его пригласили работать в предложении, и он согласился. С тех пор глагол работает сказуемым, и улыбка не сходит с его лица: ведь он приносит пользу людям (56, с.16).
Шатилова Г. использует сказки А. С. Пушкина при изучении темы «Спряжение глаголов настоящего времени».
На уроке звучит музыка Г. Свиридова, Н. А. Римского-Корсакова и отрывки из произведений Пушкина, которые используются при выполнении упражнений. Учащиеся находят глаголы, определяют спряжение, повторяют правило написания мягкого знака у глаголов 2 лица после шипящих, восстанавливают текст, подставляют глаголы (74,с. 1).
Власова Л. К. предлагает интегрированный урок русского языка и краеведения в 3 классе на тему «Настоящее время глаголов», используя сведения о родном городе.
Школьники читают рассказ о создании музея, находят в нем глаголы и определяют время. Чтобы спуститься по эскалатору, нужно определить лицо и число глаголов настоящего времени. Учащиеся поют песню о своем городе, затем выписывают глаголы и определяют их форму (15, с 13).
Алексеева Т.В. проводила урок в форме путешествия во времени на космических кораблях.
В классе три ряда парт – это три экипажа. Оказавшись в прошлом времени, ученики находят глаголы прошедшего времени и выделяют суффикс – л -, изменяют глаголы по родам и выделяют окончания. Работая над выборочным диктантом, они попадают в будущее время. Чтобы попасть домой, нужно поставить глаголы в настоящее время. В конце урока учащиеся составляют рассказ, используя глаголы всех времён и определяют число (1,с. 14).
Информация о работе Проблемы изучения глагола в начальных классах