Проблемы изучения глагола в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).
Исходя из цели исследования, мы определили задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.
3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».
4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе......................................................................23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

Проблемы изучения глагола в начальных классах.docx

— 93.05 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в процессе изучения глагола в начальных  классах учащиеся знакомятся с глаголом как частью речи, его ролью в  предложении, с изменением по числам, временам, со спряжением глаголов, с  неопределённой формой, с возвратными  глаголами. Изучаются правила правописания частицы НЕ с глаголами, сочетаний –ться и –тся, безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. В 1 классе происходит подготовка к изучению глагола по всем программам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В.Занкова материал распределен между 1 и 3 классом. Школьники изучают вид связи слов в предложении – управление. Это отличает программу Л.В. Занкова от других. 

Традиционная программа  предлагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала.

Обучение осуществляется на основе наблюдения и анализа языкового  материала, обобщения и формулировки правил.

Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.

При ознакомлении с глаголами  учащиеся начальных классов испытывают значительные трудности. Это и подмена  грамматических значений слова признаками, относящимися к его лексическому значению, и неумение обращаться с  лексическим значением слова, что  приводит к тавтологии, и  сложности в нахождении сказуемого, выраженного глаголом, и затруднения в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся. Для преодоления этих и других трудностей рекомендуется использовать различные упражнения и задания.

2.2.  Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)

Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяется задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными  возможностями младших школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части  речи, развить умение сознательно  употреблять глагол в устных и  писменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных  глаголов I и II спряжения. Все эти  задачи решаются во взаимосвязи.

Лингвистические особенности  глагола довольно сложны, поэтому  в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для этой части речи: временем (настоящим, прошедшим, будущим), числом (единственным и множественным), лицом (1,2,3,) видом (совершенным и  несовершенным). 

Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит  от его собственной активности в  процессе обучения. Что бы и как  бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, в практике работы школы используются разнообразные  методы, а также формы организации  деятельности учащихся и различные  средства обучения.

Ведущее место среди последних  принадлежит тем, которые, наряду с  побуждениями ученика к воспроизводящей  репродуктивной деятельности, позволяют  включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик - учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Для этого  используются все возможные дидактические  пособия (76, с.27).

Одним из наиболее действенных  средств, способных вызвать интерес  к занятиям по русскому языку при  изучении глагола, является дидактическая  игра. При включении детей в  ситуацию дидактической игры интерес  к учебной деятельности резко  возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность  значительно повышается.

Дубова Т.А.  при закреплении и проверке знаний на уроках по изучению глагола проводит игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Суть игры заключается  в следующем. В игре участвует  весь класс. У детей есть фишки: красные  – это «гости», жёлтые – «хозяева». «Хозяева» приглашают «гостя» и  предлагают ему задание, написанное на карточке, затем проверяют выполненное  задание и ставят оценку.

Можно предложить следующее  задание:

Карточка с заданием

   

Ф.И. «гостя»

Определить время глаголов

Оценка, которую ставит «хозяин»

1.

2.

3.

4.

Сидит (                         )

Ходила (                       )

Нарисует (                    )

Будет рисовать (          )

 

 

 Детям эта игра очень нравится, так как, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.

Дидактическая игра помогает учителю оживить уроки русского языка, способствует развитию элементов  творчества и самостоятельности (19, с.-93).

Гостева А.А. предлагает использовать на уроках по изучению глагола абак. Он состоит из экрана с окошечками  и полосками: лицо, время, спряжение. Полоски легко переставляются.

Работа проводится устно, фронтально, может чередоваться с  записью слов в тетради.

У учителя имеется сигнальная карточка – светофор. Если есть ошибка – горит красный свет, который  «останавливает» работу. Таким образом  осуществляется обратная связь: моментальная информация об ошибках. Абак позволяет  установить уровень усвоения материала  и сразу же исправить ошибки  и, если это необходимо, ещё раз объяснить материал.

Работа ведётся следующим  образом: учитель называет глагол, дети определяют лицо, время и спряжение.

Такая работа позволяет эффективно использовать время на уроке. Абак –  подвижная игрушка, вызывает интерес  к изучаемому, соответствует возрастным особенностям детей. Желание играть вызывает у них непроизвольное внимание, а, значит, помогает прочному усвоению материала (21,с.-56).

Примерно так может  выглядеть абак:

           

   ЛИЦО                         ВРЕМЯ                           СПРЯЖЕНИЕ


 
 
 

Серьёзный и большой по объему материал можно давать в игровой, занимательной, увлекательной и  доступной для детей форме. Урок призван не только увеличивать запас  систематических знаний учащихся, но и воспитывать у них желание  и умение учиться. Эмоциональный  фон урока должен помочь детям  лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь  между знаниями и познавательными  интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью  и эмоциональностью способствует желанию  учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и  психологические особенности младших  школьников, надо разнообразить уроки  русского языка играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой наглядностью.

Каждая из структурных  частей урока выполняет свою функцию  в организации учебной деятельности. Признавая роль задач наглядно-обощающего характера, учителя, как нам кажется, недостаточно часто используют их в  заключительной части урока –  при подведении итога. Но это очень  важная и значимая структурная единица  урока.

Целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога  урока – значительный аккорд в  учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приёмов закрепления  изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение детьми учебного материала.

Лоншакова А.А. предлагает использовать при подведении итога урока:

1) зрительную наглядность.

Она уделяет большое внимание оформлению доски: хорошим средством  привлечения внимания учащихся являются занимательные рисунки, ребусы, «шифровки», опорные таблицы, графические схемы;

2) графическую иллюстрацию.

Во многих случаях младшие  школьники легко усваивают содержание понятий через абстрактные формы. Они быстро овладевают графикой, системой условных обозначений нашей речи. Например,  части речи:        

- имя прилагательное,         - имя существительное, 

        - глагол.      

 Такие человечки, взявшиеся  за руки, в графической иллюстрации  при изучении темы «Родовые  окончания глаголов в прошедшем  времени» должны помочь в конце  урока напомнить учащимся, что  они узнали на этом уроке:

 
 
 

Дети быстро и с удовольствием  делают вывод: «Прошедшее время глагола  определяется по суффиксу –Л»; 

«Глагол в прошедшем времени  изменяется по числам»;

«В единственном числе  глаголы изменяются по родам»; 

«Род глагола в прошедшем  времени определяется по роду имени  существительного»;

3) зачетную и тестовую  формы.

При подведении итога урока  интересна и эффективна зачетная форма закрепления изученного в  виде игры «Подскажи словечко». Учитель  начинает, дети продолжают. Например, при  закреплении знаний о глаголе  можно использовать на доске рисунок  в виде «говорящей» буквы Г.     

-  являюсь…;             

- обозначаю…;             

- отвечаю на вопросы…;              

- изменяюсь по… и (в  прошедшем времени) по…;             

- имею…;             

- в предложениях чаще  всего бываю….

Таким образом, можно «подпитывать»  умственную деятельность учащихся в  конце урока, предоставив самостоятельно выполнить несколько мыслительных операций (наблюдение, сравнение, сопоставление).  

 Закрепляя знания по  теме «Спряжение», можно подвести  итог урока в виде теста.  Например, учитель говорит детям:

-Ребята, глагол и местоимение,  главные герои сегодняшнего урока,  приготовили вам сюрприз. Если  вы справитесь с заданием, которое  они предлагают, то узнаете, с  каким настроением, прощаясь с  нами, они покидают урок. Для этого  вы должны из двух ответов  каждого задания выбрать правильный, записав его в тетради цифрами  1 или 2.

Глаголы: склоняются –1;              

 спрягаются –2.

У глаголов при спряжении  изменяется: окончание –1;                           

                                  основа –2.

Укажите глагол 2-го лица: летит  –1;                                        

 бродишь –2.

Лицо глагола определяется: по местоимению –1;                                           

 по предлогу –2.

Учитель показывает таблицу  с правильным ответом: 2,1,2,1, переворачивает ее, и дети с удивлением читают:      Мы рады!       

Такой прием закрепления  изученного по теме вызывает у детей  чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся(30,с. 40).

Очень эффективны и занимательны уроки, проведённые в нестандартной  форме.

Рассохина Н. предлагает провести вводный урок по теме «Глагол» в 3 классе в форме игры- путешествия в  королевство «Грамматики».

Учитель рассказывает сказку:

-Жил – был Глагол. И  вот однажды он решил, что  каждый должен обязательно приносить  какую-нибудь пользу людям, и  пошел он по белу свету счастья  искать. На пути его ждут испытания.  Давайте отправимся вместе с  ним и поможем преодолеть трудности.

Учащиеся выполняют задания  по подбору глаголов по вопросу, по нахождению глаголов в тексте. 

-Совсем скоро мы войдем  в сказочное королевство. Там  очень красиво, много улиц. Давайте  составим в тетради улицу глагола.  

 Учащиеся подбирают  синонимы и антонимы к глаголам.

-Вот мы стоим перед  королевством. Но чтобы войти  в замок, нам нужно открыть  ворота. Нужно вспомнить все, что  мы знаем о глаголе.

И вот ворота открылись, и  наш герой оказался в сказочном  королевстве «Грамматика». Его пригласили работать в предложении, и он согласился. С тех пор глагол работает сказуемым, и улыбка не сходит с его лица: ведь он приносит пользу людям (56, с.16).

Шатилова Г. использует сказки А. С. Пушкина при изучении темы «Спряжение глаголов настоящего времени».

На уроке звучит музыка Г. Свиридова, Н. А. Римского-Корсакова  и отрывки из произведений Пушкина, которые используются при выполнении упражнений. Учащиеся находят глаголы, определяют спряжение, повторяют правило  написания мягкого знака у  глаголов 2 лица после шипящих, восстанавливают  текст, подставляют глаголы (74,с. 1).

Власова Л. К. предлагает интегрированный  урок русского языка и краеведения  в 3 классе на тему «Настоящее время  глаголов», используя сведения о  родном городе.

Школьники читают рассказ  о создании музея, находят в нем  глаголы и определяют время. Чтобы  спуститься по эскалатору, нужно определить лицо и число глаголов настоящего времени. Учащиеся поют песню о своем  городе, затем выписывают глаголы  и определяют их форму (15, с 13).

Алексеева Т.В. проводила  урок в форме путешествия во времени  на космических кораблях.

В классе три ряда парт –  это три экипажа. Оказавшись в  прошлом времени, ученики находят  глаголы  прошедшего времени и выделяют суффикс – л -, изменяют глаголы по родам и выделяют окончания. Работая над выборочным диктантом, они попадают в будущее время. Чтобы попасть домой, нужно поставить глаголы в настоящее время. В конце урока учащиеся составляют рассказ, используя глаголы всех времён и определяют число (1,с. 14).  

Информация о работе Проблемы изучения глагола в начальных классах