Проблемы изучения глагола в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах и составить методику работы над глаголом (на материалах обобщения опыта учителей).
Исходя из цели исследования, мы определили задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность и понятие «глагол» в лингвистической литературе.
3. Проанализировать традиционную и альтернативные программы по теме «Глагол».
4. Составить методику работы над глаголом в начальных классах.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………...…………………………...6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе......................................................................23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………...…...25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………...25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

Проблемы изучения глагола в начальных классах.docx

— 93.05 Кб (Скачать файл)

Иванова Л. А. предложила сказочный  урок в форме плавания на кораблике  – паруснике по станциям. На станции  «Вспоминайка» учащиеся повторяют  все, что они знают о глаголе. На станции  «Сказочная» ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья» о роли частей речи в предложении. Затем учащиеся находят в предложении глаголы и выделяют подлежащее и сказуемое. На станции «Словознание» учитель объясняет значение слова «время» и дети делают фонетический разбор. На станции «Думайка» они распределяют глаголы по временам в 3 столбика. На станции «Угадайка» дети записывают глаголы в неопределенной форме и определяют спряжение. На станции «Здоровья» в ходе физкультминутки они определяют спряжение произносимых учителем глаголов. Урок заканчивается на станции «Итоговая» (25, с. 25).

Цветкова О. В. предлагает проводить урок-обобщение по теме «Глагол» в форме игры «Грамматическое  домино». Детям раздаются карточки, на которых написаны ответы для повторения. Играть начинает тот, кому досталась  карточка с № 1, а дальше по принципу домино:

Что такое глагол?

 

№ 1

Как изменяются глаголы?

Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Что обозначает и на какие  вопросы отвечает глагол настоящего времени?

По лицам и числам, по временам.

На какие вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа?

Действие, которое происходит сейчас, в момент речи; 

что делает?

Что обозначает и на какие  вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

Что делает? Что сделает? 

Что делают? Что сделают?

На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?

Действие, которое происходило  в прошлом, до момента речи; что  делал? что сделал?

Что обозначает и на какие  вопросы отвечает глагол будущего времени?

Что делать?

Что сделать?

Назвать суффиксы неопределенной формы глагола

Действие, которое еще  будет происходить после момента  речи; что сделает? 

что будет делать?

Как образуются глаголы прошедшего времени?

-ть, -ти, -чь

Что такое спряжение?

От неопределенной формы  при помощи суффикса –л.

Какие глаголы относятся  к I  спряжению?

Измените глагол по лицам  и числам

Что обозначают глаголы в  возвратной форме?

В окончании гласная е (ё), а в 3-ем лице множественного числа –ут        (-ют) + исключения

Какие глаголы относятся  ко II спряжению?

Действие, которое направлено на того, кто его совершает.

В каких формах глагола  пишется мягкий знак?

В окончании гласная и, а в 3-м лице множественного числа  

–ат (-ят) + исключения

 

Неопределенная форма  глагола; 2-е лицо единственного числа


 

 

Учащиеся находят ответы на вопрос, приводят примеры, подтверждающие правильность выбора (73, с 30).

Петухова Н. урок по теме «Спряжение глагола» предлагает провести  в форме игры «Брейн-ринг». Все учащиеся класса делятся на две команды. Обе команды выполняют задания: находят спрятавшиеся глаголы, указав их спряжение, разгадывают кроссворд, изменяют время глаголов, составляют пословицы, вставляя нужные окончания в глаголы, спрягают глаголы, данные на карточках (42, с.2).

Итак, учителя при изучении глагола часто используют нестандартные  формы уроков, игры, занимательный  материал. Это позволяет повысить интерес учащихся к уроку, заострить  их внимание на важных моментах, повысить работоспособность на уроке. Эмоциональный  фон урока помогает детям лучше  и глубже усвоить содержание материала.. Такие игры, как «Грамматическое  домино», «Брейн-ринг» позволяют  обобщить и конкретизировать знания школьников по изученным темам. Уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии заинтересовывают учащихся. Они лучше запоминают спряжение  глаголов, изменение по временам и  числам, правописание безударных личных окончаний глаголов. Такие уроки  воспитывают в детях желание  и умение учиться.

 
 
 
 
 
 
 

Выводы по второй главе

Рассмотрев методику работы над глаголом в начальных классах, опыт учителей, проанализировав программы  по русскому языку , мы пришли к следующим  выводам:

Одной из основных задач методики русского языка является формирование первоначального представления  о  глаголе как части речи, развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях, знакомство с основными категориями глагола, такими как время, лицо, число, вид.

Учёными-методистами разработано  несколько программ для начальных  классов, в которых представлены различные подходы к изучению глагола. По программе  Занкова Л.В. понятие глагола вводится уже во 2 классе. Эта программа, на наш взгляд, является наиболее сложной, так как учащиеся сами добывают новые знания. По программе «Школа 2100» подготовительный этап работы увеличен, по сравнению с традиционной программой.

Глагол является довольно сложной категорией русского языка, и при знакомстве с этой частью речи у детей возникают трудности. Это и подмена грамматических значений слова признаками, относящимися к его лексическому значению, и  неумение обращаться с лексическим  значением слова, и сложности  в нахождении сказуемого, выраженного  глаголом, и затруднения в образовании  временных форм глаголов, в написании  личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся. Поэтому материал для проведения урока требует тщательной подготовки. Избежать трудностей, возникающих у учащихся начальных классов, помогают специальные упражнения на сравнение, запоминание, списывание, а также таблицы и схемы.

Для успешного обучения младших  школьников по теме «Глагол» используется занимательный материал, нестандартные  формы уроков. Уроки-сказки, уроки-путешествия, различные игровые моменты позволяют  акцентировать внимание детей на важных моментах, лучше и глубже усвоить содержание материала, избежать ошибок,  развивают мышление, интерес, желание и умение учиться, повышают работоспособность.

Заключение

На основе анализа психолого-педагогических, лингвистических и методических  исследований по проблеме обучения глаголу в начальных классах можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на современном этапе развития образования.

Глагол – это одна из важнейших самостоятельных частей речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью  категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении, в основном, функцию сказуемого. В начальных классах учащиеся знакомятся лишь с категориями времени, числа, лица, вида глагола.

Проанализировав программы  Т.Г. Рамзаевой, Бунеевых и Л.В. Занкова, мы выявили, что обучение строится с  учётом возрастных особенностей учащихся и ориентировано на всестороннее развитие личности. На основе сравнений, обобщений, наблюдений даётся новый  материал, Дети знакомятся с правилами  и закрепляют знания на многочисленных упражнениях. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала  по классам. По программе «Школа 2100»  увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе  Л.В. Занкова  материал распределён между 1 и 3 классом. В учебный материал включены знания о виде связи – управление. Традиционная программа Т.Г. Рамзаевой предполагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала. Наибольший интерес вызывает у нас программа «Школа2100»: приступая к изучению глагола, школьники уже имеют необходимые базовые  знания, определенный языковый опыт, при введении нового материала применяется эвристический метод, что активизирует внимание и повышает работоспособность учащихся. Оформление учебников «сквозное»: в каждом путешествуют герои, участвуют в процессе обучения. Это вызывает у детей интерес к предмету.    

В начальной школе глагол изучается в довольно элементарном, сокращённом виде, причём рассредоточенно  по всем классам. Программа начальных  классов предусматривает, кроме  сообщения  сведений о глаголе,  обучение детей свободному, и в то же время сознательному использованию глагольных форм, грамотному их написанию и правильному построению словосочетаний и предложений с этими формами.

Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными  возможностями младших школьников.

Одной из ведущих задач  изучения глагола является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми глаголами и развитие умения точно употреблять слова  в связной речи. Для более успешного  решения этой задачи рекомендуется  в процессе изучения глагола проводить  работу над синонимами, антонимами, познакомить с многозначностью  слов. Причём задача развития речи должна решаться на всех этапах рабаты по теме «Глагол». 

Как показывают наблюдения, многие учащиеся начальных классов  зачастую не могут сразу усвоить  довольно сложную тему «Глагол» и  испытывают трудности в нахождении сказуемых, выраженных глаголами, в  образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся. Поэтому учителя очень серьёзно подходят к работе. Они проявляют максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала, проводят систематическую работу по предупреждению и исправлению ошибок, по обобщению и закреплению изученного материала. 

Наше исследование показывает, что процесс работы над глаголом будет более успешным, если применять  на уроках русского языка различные  виды упражнений, способствующих наилучшему усвоению детьми учебного материала. Очень  помогает использование занимательного материала. Это не только «украшает» урок, но и повышает познавательную активность школьников.

Также эффективно проведение уроков в нестандартной форме. В  ходе игры, «экскурсии» или «путешествия»  дети лучше усваивают материал, им всё интересно, они всё хотят  знать. Это приводит к более осознанному  и прочному усвоению учебного материала, в частности по теме «Глагол».

 
 

Литература

1.Алексеева Т. «Понятие  о глаголе как части речи»//Начальная  школа: Приложение к газете  «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9.

2.Алексеева Т. В. «Обобщение  знаний о глаголах»//Начальная  школа: Приложение к газете  «Первое сентября». - 2000. –№9 – с.11-12.

3.Антипина Л. Ю. Работа  с «грамматическим лото»//Начальная  школа. –2002. - №2. –с. 65-66.

4 Ахманова О.С. Словарь  лингвистических терминов. М.:Советская  энциклопедия, 1966. – 606с.

5.Богоявленский Д.Н. Менчинская  Н.А. Психология усвоения знаний  в школе.- М.:АПН РСФСР, 1959.-333с.

6.Богоявленский Д. Н.  Некоторые психологические проблемы  обучения грамматике.- В сб.: Вопросы  психологии и усвоения грамматики  и орфографии. – М.: Учпедгиз,1959.-252с.

7.Бунеев Р. Н., Бунеева  Е. В., Пронина О. В. Русский  язык. Учебник для 2-го класса (1-4). –М.: «Баласс», 1997.-160с.

8.Бунеев Р. Н., Бунеева  Е. В., Пронина О. В. Русский  язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2-х частях. Часть 2.- М.: «Баласс»,1998. - 184с.

9.Бунеев Р. Н., Бунеева  Е. В., Пронина О. В. Русский  язык Учебник для 4-го класса. – М: «Баласс», 1998. – 208с.

10.Бунеева Е. В., Комиссарова  Л. Ю., Яковлева М. А. Русский  язык: 1-2 классы (1-4).- М.: «Балас», 1998.- 192с.  

11.Бунеева Е. В., Яковлева  М. А. Русский язык. 3-ий класс  (1-4). - М.: «Балас», 1998.- 210с.

12.Буслаев Ф. И. Историческая  грамматика русского языка. –  М.: Учпедгиз, 1959.- 625с.

13.Вагина Н. С. и др. Современный русский язык: Учебник  для филол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1987.- 480с.

14.Виноградов В. В. Русский  язык: Грамматическое учение о  слове: Учебное пособие для  вузов/Отв. редактор Г. А. Золотова. – М.: Высшая школа, 1986.- 640с.

15.Власова Л. К. Интегрированный  урок русского языка и краеведения  в 3-м классе//Начальная школа:  плюс – минус. –2001. - №6. – с. 46-47.

16.Востоков А. Х. Русская  грамматика. – СПб, 1951.-340с.

17 Гогун Е. А. Графическая  наглядность на уроках русского  языка. Тема: «Глагол». 4 класс//Начальная  школа. –2002. - №7.- с.48-54.

18 Голованов И.Г. Морфология  современного русского языка  – Изд.-2-е. – м.:Высшая школа, 1965.-285с

19.Горбунова Н.Д. Перфокарта  как способ концентрации и  ускоренного изучения учебного  материала на уроках русского  языка.//Начальная школа. – 2001. - №11. – с.92.

20.Горшкова К. В., Хабургаев  Г. А. Историческая грамматика  русского языка: Учебное пособие  для университетов. – М.: Высшая  школа, 1981. – 359с.

21.Гостева А.А. Применение  перфокарт на уроках русского  языка.//Начальная школа. – 2002. - №3. – с.56.

22.Дубова Т.А. Дидактическая  игра «Иду в гости» на уроках  русского языка.//Начальная школа.  – 2001. - №11.-с.93

23.Давыдов В.В. Виды общения  в обучении. – М.: Педагогика, 1972ю-48с.     

24.Жуйков С. Ф. Психологические  основы повышения эффективности  обучения младших школьников  родному языку. – М.: Педагогика, 1979. –  184с.

25.Зинченко В.В. Лексические  упражнения при изучении глагола.//Начальная  школа. – 1971. - №1.- с.25

26.Иванов В. В. Историческая  грамматика русского языка: Учебник  для студентов педагогических  институтов по специальности  «Русский язык и литература».  – М.: Просвещение, 1960. –  400с.

27.Иванова Л. А. Обобщающий  урок по изучению глагола в  4 классе //Начальная школа. – 2002. - №2.- с. 25-29.

28.Историческая грамматика  русского языка. Морфология, глагол. /Под редакцией Р. И. Аванесова,  В. В. Иванова. – М.: «Наука», 1982. – 435с.

29.Крутецкий В. А. Психология  обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и родителей.  – М.: Просвещение, 1976. –  304с.

30. Лоншакова А. А. Нестандартные  приемы закрепления изученного  на уроках русского языка//Начальная  школа.- 2002 - №4. – с. 38-44. 

Информация о работе Проблемы изучения глагола в начальных классах