Процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – показать процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников. Для ее решения необходимо решить ряд задач:
- выделить основные формы внеклассной работы по истории в школе и выявить особенности каждой из них;
- показать наиболее распространенные методы, используемые преподавателями во внеклассной работе;
- показать значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников.

Содержание работы

Введение
1. Формы внеклассной работы и их особенности.
1.1. Массовые формы внеклассной работы по истории.
1.2. Групповые формы внеклассной работы.
1.3. Индивидуальная форма обучения истории в школе.
2. Методы внеклассной работы по истории.
2.1. Использование проблемного метода обучения в преподавании истории.
2.2. Эвристический метод обучения во внеклассной работе по истории.
2.3. Применение метода проектов во внеклассной работе по истории.
3. Значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

внеклассная работа.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

Введение

 

1. Формы внеклассной работы  и их особенности.

 

1.1. Массовые формы внеклассной  работы по истории.

 

1.2. Групповые формы внеклассной  работы.

 

1.3. Индивидуальная форма  обучения истории в школе.

 

2. Методы внеклассной  работы по истории.

 

2.1. Использование проблемного  метода обучения в преподавании  истории.

 

2.2. Эвристический метод  обучения во внеклассной работе  по истории.

 

2.3. Применение метода  проектов во внеклассной работе  по истории.

 

3. Значение внеклассной  работы по истории для развития  исторического сознания школьников.

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Требование современности  для общеобразовательных школ —  воспитание людей с новым типом  мышления, инициативных, творческих, компетентных. В процессе реорганизации нашего общества такое понятие, как патриотическое воспитание, утратило былую значимость. У многих учащихся, будущих воинов, негативное отношение к своему Отечеству, они не чувствуют ответственности  за судьбу. Кроме того, постоянная смена  учебных курсов и сокращение часов  на изучение истории в школе выявляет острую необходимость использования  других форм обучения и воспитания будущих граждан. Важность проблемы воспитания заставляет разнообразить  средства исторического образования, в частности использовать внеклассную  работу по истории. Необходимо отметить, что материалов патриотического  воспитания достаточно, а эффективность  его воздействия на учащихся зависит  от методических приемов и личности учителя.

 

Следует подчеркнуть еще  одну весьма важную сторону внеурочной работы. Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика  учебного процесса таит в себе опасность  замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого – то и –  результаты умственного труда оцениваются  индивидуально. Чтобы школьная жизнь  была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками»[1]. Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные  общими интересами и увлечениями. Она  помогает преодолевать такие отрицательные  черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Работа в коллективах юных историков  – кружках, общества, секциях –  воспитывает учащихся в духе товарищества, целеустремленности, глубокого и  активного интереса к науке.

 

Вопросы методики преподавания истории, применения различных внеклассных  форм обучения, их видов и особенностей поднимался неоднократно в исследовательской  литературе. Среди наиболее известных  авторов можно отметить И.Я. Лернера, А.Ф. Родина, Ю.Е. Соколовского, А.А. Вагина, А.А. Рудина и др.

 

Так, И.Я. Лернер в своих работах развил теорию проблемного обучения, раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения, которая охватывает информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемного изложения и метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. Кроме того он выявил связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приемами обучения и обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту, выделив в них кроме знаний, умений и навыков опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру[2].

 

В пособии А.Ф. Родина «Массовые  формы внеклассной работы по истории» автор поставил задачу — раскрыть содержание и методы важнейших видов  массовой внеклассной работы по истории. Автор использует не только свой личный опыт и наблюдения, но и обращается к лучшему опыту учителей Москвы, Краснодара, Воронежа и др. Пособие  А.Ф. Родина и Ю.Е. Соколовского «Экскурсионная работа по истории» обобщает опыт экскурсионной  работы по истории передовых учителей истории по организации и проведению экскурсий с учащимися[3].

 

Целым рядом педагогов  рассматривались различные методы, используемые в процессе внеклассной  работы по истории, их положительный  педагогический опыт и яркие примеры  позволяют современным преподавателям использовать эти исследования на практике и в настоящее время. Здесь  необходимо отметить работы таких авторов, как  Г.В. Балаян,  Н.С. Кочетов, Т.А. Новикова, А.С. Сиденко и др.

 

Значительно обогащают и  расширяют базу исследования теоретические  разработки и отчеты о проведенных  внеклассных мероприятиях педагогами-практиками, выложенные на многочисленных интернет-сайтах и форумах, индивидуальных страницах  преподавателей России[4]. В данных статьях  подчеркивается необходимость ведения  внеурочных форм обучения по историческим дисциплинам для воспитания современных школьников.

 

Несмотря на значительное количество исследовательской литературы, написанной по данной теме, она до сих  пор остается актуальной ввиду преобразований в обществе и сознании школьников, изменения школьных программ в современных  учебных заведениях.

 

Объектом данного исследования являются основные формы внеклассной  работы по истории.

 

Цель работы – показать процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников. Для ее решения необходимо решить ряд задач:

 

-   выделить основные  формы внеклассной работы по  истории в школе и выявить  особенности каждой из них;

 

- показать наиболее распространенные  методы, используемые преподавателями  во внеклассной работе;

 

- показать значение внеклассной  работы по истории для развития  исторического сознания школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формы внеклассной  работы и их особенности.

 

Внеклассная работа в школе  протекает в разных формах, каждая из которых рассчитана на определенное количество учащихся и имеет свои качественные характеристики и особенности.

 

В педагогической практике сложились общие принципы организации  внеклассной работы[5]. Наиболее общим  принципом, определяющим специфику  занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для  выявления круга интересов  учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы  любой вид занятий, в который  включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло  по их инициативе.

 

Успеху внеурочной воспитательной работы  содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода  к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий  решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие  решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации  форм всегда необходимо соблюдать принцип  учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием  действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

 

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной  работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

 

Одна из  форм –  массовая  работа,  которая  дает  возможность  охватить   сразу   большое  количество учащихся в качестве слушателей.  Массовые  формы  –  это  вечера, олимпиады, викторины, конференции,  клубы,  школьные  краеведческие  уголки, музеи, встречи с участниками исторических  событий  и  др.

 

Групповые  формы внеклассной  работы  –  кружки,  общества,  экскурсии,  походы,  экспедиции, лектории и др.

 

Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными  материалами архива,  вещественными  памятниками музея, подготовку рефератов, запись  воспоминаний  и  др.  Формы внеклассной работы  находятся  в  тесной  взаимосвязи.  Из  массовой  работы вырастает кружковая.  Результаты  занятий в кружке  часто выносятся на общественные   вечера,   конференции.   Индивидуальная    работа    является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Массовые формы  внеклассной работы по истории.

 

Формы массовой работы принадлежат  к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так исторический конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями.

 

Сопереживание, возникшее  от участия в общем деле, по мнению заслуженных педагогов, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются  датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую  активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в  них принимают учащиеся с начальных  классов. Их цель — вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры — наиболее общая соревновательная  форма массовой работы. Их задача —  подведение итогов и распространение  лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

 

Еще одной формой массовой работы по истории с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью учебной и воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной  работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что  в ней наиболее полно реализуется  принцип взаимного обучения, когда  старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

 

Распространенной формой массовой внеклассной работы по истории  являются встречи с интересными  людьми. В современных условиях такая  форма внеклассной работы по истории  используется реже, чем прежде, но занимает особое место. Образ конкретного  человека, его поступки всегда более  убедительны для учеников школы. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники  и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые, писатели, художники.

 

Встречи учащихся с интересными  людьми могут проводиться в школе, на предприятиях, в музеях. Они должны быть хорошо подготовлены: необходимо определить тему и цель встречи, место и время ее проведения, предварительно обговорить с приглашенным круг обсуждаемых вопросов, воспитательную направленность его рассказа, предупредить о том, с детьми какого возраста и образовательного уровня предстоит встреча.

 

Широкое распространение  среди школьников получили соревнования на лучшее выполнение заданий по истории  во время конкурсов, олимпиад, викторин. Они проводятся с целью выявления  и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к предмету, поэтому эти формы внеклассной  работы приобретают ярко выраженное воспитательное и коррекционное  значение.

 

Содержание конкурсов, олимпиад, викторин может ограничиваться школьной программой по истории или выходить за ее пределы, но она должна быть доступна учащимся, а предлагаемые им вопросы  и задания должны быть доступны для  выполнения.

 

В конкурсах по истории  могут участвовать как отдельные  учащиеся, так и целые классы. Ребята отвечают на поставленные вопросы, собирают сведения о родном крае, пишут  сочинения о своем городе, селе, описывают исторические памятники, делают зарисовки и т. п. Одновременно с заданиями учитель указывает источники, которые могут быть использованы во время подготовки, проводит консультации.

 

Олимпиады проходят в несколько  туров с выбыванием тех, кто не набрал нужных баллов. Викторины по истории ближе стоят к игровой  форме (в методической литературе их нередко относят к группе исторических игр), они могут проводиться без  предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся эта форма внеклассной работы является наиболее доступной и интересной. В школьной практике широкое применение нашли краеведческие викторины.

Информация о работе Процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников