Процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – показать процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников. Для ее решения необходимо решить ряд задач:
- выделить основные формы внеклассной работы по истории в школе и выявить особенности каждой из них;
- показать наиболее распространенные методы, используемые преподавателями во внеклассной работе;
- показать значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников.

Содержание работы

Введение
1. Формы внеклассной работы и их особенности.
1.1. Массовые формы внеклассной работы по истории.
1.2. Групповые формы внеклассной работы.
1.3. Индивидуальная форма обучения истории в школе.
2. Методы внеклассной работы по истории.
2.1. Использование проблемного метода обучения в преподавании истории.
2.2. Эвристический метод обучения во внеклассной работе по истории.
2.3. Применение метода проектов во внеклассной работе по истории.
3. Значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

внеклассная работа.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

 

Изучение исторического  прошлого открывает широкие возможности  для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и  оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание.

 

Историческое сознание –  это ценностное отношение человека к историческому прошлому, система  ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения  и оценивания социумом и личностью  движения общества во времени[19].

 

Как и другие формы общественного  сознания, историческое сознание имеет  сложную структуру и, согласно И.Я. Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому[20].

 

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмыслением  прошлого и генерации чувства  сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка  ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для  оценки, анализа современности.

 

Историческое сознание, как  персональный способ ориентации, –  это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:

Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого);

Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого);

Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).

 

Основными объектами отношений  выступают вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы  и собственный мир. Основными ценностями являются: ценность жизни, бытия, добра, истины, красоты, гармонии, свободы, природы, Отечества.

 

Историческое сознание, отражая  ценностное отношение человека к  историческому опыту, выступает  как цель, средство и результат  целенаправленного приобщения личности к истории.

 

П.Г.Постников выделяет следующие  уровни исторической образованности как  личностного качества: базовый, оптимальный  и расширенный.

 

При базовом уровне ученик просто воспроизводит систему ценностей, адекватно реагирует на изменения  в учебе, труде, жизни и решает учебные и предметные задачи и  на основе полученного опыта, ориентируется  в системе социокультурных норм и ценностей.

 

Оптимальный уровень предполагает, что ученик обладает развитой культурой  исторического мышления и речи, определенным стилем исторического мышления и  устойчивым интересом к историческому  опыту. Таким образом, им освоена  историческая культура как базовая  основа развития.

 

Уровень расширенный означает, что школьник прогнозирует собственное  поведение на основе имеющихся норм и ценностей, а также выстраивает  собственную линию поведения  в социальной, коммуникативной, жизненной  ситуации. То есть, на этом уровне уже  сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества,  развиты потребности и механизмы  самообразования в  области истории[21].

 

Как показывает опыт, внеклассная  работа по истории имеет огромные возможности для развития исторического  сознания. Более того, вся система  внеклассных занятий направлена на достижение высшего уровня исторической образованности, формирования исторического сознания.

 

Внеклассная работа носит  характер внеурочной деятельности. Она  осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса.

 

В отличие от классно-урочных  видов деятельности, внеклассные  занятия не ограничены временем. К  тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие  детей является добровольным, что  делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Школьники выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет  возможность проявить свои лучшие черты  и качества, способности и умения.

 

Во внеклассную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты  в сфере производства, науки, культуры и т.д. Если на уроках преобладает  в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеклассной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые  позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они  часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Деятельность детей в свободное  от уроков время чаще всего носит  творческий характер и эмоционально окрашена.

 

Но главное достоинство  внеурочной (внеклассной) работы, в  сравнении с классно-урочной, заключается  в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения.

 

Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку  удовлетворяют некоторые его  важнейшие потребности: потребности  в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.

 

Являясь самостоятельной  частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться  с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные  занятия по истории позволяют  школьникам углубить и расширить  знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.

 

Чем разнообразнее формы  внеклассной работы по истории с  детьми, тем более эффективным  становится результат поставленных  задач. Опыт многих поколений преподавателей подтверждает положительный результат  проведения предметных недель по истории, викторин, олимпиад. Особенно повышенный интерес всегда вызывает использование  игровых форм для внеклассных  мероприятий. Такие игры, конкурсы хороши тем, что проводиться могут практически  по любым темам. Например, инсценировка, которая используется в таких  конкурсах,  играх, побуждает к  творческому созданию образов, развивает  воображение, сопереживание. Инсценировка обостряет внимание к историческому  факту. Однако задания должны быть посильными, чтобы это не было пародией.

 

В исторических конкурсах  необходимо присутствие заданий  о великих исторических персонах, среди которых могут быть Александр  Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов  и многие другие, образы людей удивительных и красивых, успешных и духовно  богатых, представляющих миру своим  примером высоту человеческого духа, что может действительно составить  альтернативу нынешнему прессингу  телевидения, влияющего на сознание школьников.

 

Знакомство ребят с  произведениями искусства, посещение  выставок картин, музеев с выездными  выставками – все это обогащает  духовный мир ребят. Использование  в воспитательной работе произведений искусства, (репродукций)  задания  на  знание картин, древнерусских  икон дополняют ценностным содержанием, эмоциями саму жизнь. Может быть, даже не потому, что науку и искусство  принято ценить, а потому что в  них и благодаря им какие-то достижения общечеловеческой культуры становятся ближе, входят в повседневность.

 

При подготовке внеклассных  мероприятий необходимо уделять  внимание оформлению помещения, где  проходит встреча, конкурс, конференция  и т.д. Это создает определенный настрой, эстетически воспитывает  учащихся.

 

Значение внеклассной  работы по истории в развитии исторического  сознания школьников еще более возрастает, если к ней привлекаются студенты педагогических вузов, т.к. характерной  особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно  реализуется принцип взаимного  обучения, когда старшие, более опытные  учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных  способов реализации воспитательных функций  коллектива.

 

Заключение

 

Урок, даже самый удачный, имеет один существенный недостаток: он ограничен во времени и не допускает  отвлечений, даже когда класс остро  интересуется каким-либо вопросом. Другое дело — внеклассные занятия, в  которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Будучи органически связанной с  учебной деятельностью, внеклассная  работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне  учитывать их запросы, исходя из уровня развития школьников.

 

Определяя  задачи  внеклассной  работы, А.Ф. Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение тех же целей, что  и урок, но на ином материале и иными средствами»[22].

 

Классные  занятия  обязательны  для  учащихся  и  строятся  на  основе государственной программы,  в  которой  определен  минимальный  для  данного класса объем знаний. Во внеклассную работу школьники  вовлекаются  на  основе свободного выбора вида занятий.  Добровольное  начало  –  один  из  основных принципов  внеклассной  работы  и  в  значительной  степени  определяет   ее содержание и методы. Внеклассная  работа  исторического  характера базируется на тесной связи  обучения,  воспитания  и  образования  с  жизнью.

 

Внеклассная работа — это  организация педагогом различных  видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации учащихся. Она представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Устанавливая  взаимосвязь учебной и   внеклассной   работы, учитель во внеклассной работе для более глубокого изучения истории широко использует знания учащихся,  полученные  на  уроке.

 

Главными направлениями  внеклассной работы по истории являются:

 

-         развитие исследовательской деятельности  учащихся;

 

-         закрепление и развитие знаний  об исторической науке;

 

-         развитие исторического мышления;

 

-         выработка умения пополнять знания  из разнообразных источников  информации;

 

-         распространение опыта творческой  деятельности учащихся;

 

-         приобретение учащимися опыта  публичных выступлений.

 

Правильно построенная внеклассная  работа по истории способствует  более разностороннему раскрытию  индивидуальных способностей детей, которые  не всегда удается реализовать на уроке. Включение в различные  виды внеклассной работы обогащает  личный опыт ребенка, его знания о  разнообразии человеческой деятельности, здесь же он может приобрести необходимые  практические умения и навыки. Кроме  того, в различных формах внеклассной  работы дети не только проявляют свои liиндивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом.

 

Таким образом, внеклассная  работа является самостоятельной сферой образовательной и воспитательной работы учителя, осуществляемой в тесной взаимосвязи с работой на уроке. Конечной целью внеклассной работы по истории является повышение эффективности  всего учебного процесса, однако в  процессе решаются и такие важные задачи, как развитие познавательного  интереса, формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, личностный рост каждого учащегося.

 

В заключение можно дать некоторые рекомендации по увеличению эффективности внеклассной работы по истории. При организации внеклассной  воспитательной работы необходимо направить  усилия коллектива на: 1. разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. 2. использование  её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени; 3. педагогическому коллективу следует  заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся; 4. внеклассная  работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и  самостоятельности учащихся.

 

 

 

Список литературы.

 

 

Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии. 1997. №1. С.116-119.

Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение 1972. 132 с.

Васильев В. Проектно-исследовательская  технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9. С.177-180.

Внекласная  работа  по  истории  /  Под  ред.   С.С.   Коваленко,   Э.К.

 

Шнекендорфа. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 126с.

Внеклассная работа по истории. Сб.статей Составитель В.П.Гуськов. М.,1981.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории  в  школе.  — М.: ВЛАДОС, 1999. 174 с.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по  методике  преподавания  в школе. — М.: ВЛАДОС, 2000. 271 с.

Кочетов Н.С. Предметные недели в школе. История. Волгоград. 2001.

Методика преподавания истории  в средней школе: Учеб. пособие для пед. Ин-тов /С.А.Ежова и др. — М.: Просвещение, 1986. — 270 С.

Лебедева И.М. Организация  и проведение исторических олимпиад. М., 1990.

Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 186 с.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

Митрофанов К., Богоявленский  Б. О конкурсах исследовательских  работ. // Первое сентября. История. 2000. №24. С.1-3.

Информация о работе Процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников