Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:52, контрольная работа
Цель работы – показать процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников. Для ее решения необходимо решить ряд задач:
- выделить основные формы внеклассной работы по истории в школе и выявить особенности каждой из них;
- показать наиболее распространенные методы, используемые преподавателями во внеклассной работе;
- показать значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников.
Введение
1. Формы внеклассной работы и их особенности.
1.1. Массовые формы внеклассной работы по истории.
1.2. Групповые формы внеклассной работы.
1.3. Индивидуальная форма обучения истории в школе.
2. Методы внеклассной работы по истории.
2.1. Использование проблемного метода обучения в преподавании истории.
2.2. Эвристический метод обучения во внеклассной работе по истории.
2.3. Применение метода проектов во внеклассной работе по истории.
3. Значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников.
Заключение
Список использованной литературы
Интересным примером такого рода мероприятия, является викторина, представленная на педагогическом форуме учителем истории Г.Н. Иващенко, под названием «Виват, Россия!»[7]. Первостепенными задачами этой викторины были поставлены следующие: 1. воссоздать на ярких исторических примерах картины из жизни России; 2. показать учащимся величие и красоту земли русской; 3. продемонстрировать исторические «озвучки» личностей истории России.
Игра носила характер коллективного
соревнования за честь своей команды.
С положительной стороны
Таким образом, массовые формы
внеклассной работы по истории являются
самыми распространенными в силу
ряда характерных особенностей: 1. они
охватывают наибольшую аудиторию школьников,
которые становятся участниками
общего яркого действа; 2. разнообразие
средств подачи информации и их взаимодействие
усиливают восприимчивость
1.2. Групповые формы внеклассной работы.
Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.
Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.
Очень важно, чтобы занятия
кружков проводились по твердому
расписанию, без переносов и пропусков,
без траты времени на поиск
свободного помещения. В ряде школ вводится
так называемый клубный день, в
который кружковцы собираются к
определенному часу, расходятся по
заранее намеченным местам. Эта организационная
четкость и планомерность, сложившиеся
традиции создают благоприятные
условия и психологическую
Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.
В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название («Юный историк», «Юный краевед», «Клуб знатоков истории» и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций. Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе.
Углубленная постоянная и
систематическая историко-
В целом школьный краеведческий музей способствует воспитанию учащихсяв духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно полезному труду. Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе.
Среди школьных музеев важное
место занимают военно-исторические
музеи. Раскрывая ратные подвиги
земляков в годы Великой Отечественной
войны, эти музеи воспитывают
у школьников патриотизм,
готовность к защите Родины.
Такие музеи позволяют проводить
большую поисково-
Наиболее часто в
школах организуются краеведческие
музеи многопрофильного или
комплексного характера. Эти
музеи создают самые широкие
возможности в комплексном
В школах часто проводятся лекции (лектории) как по общеполитическим вопросам и международному положению, так и по отдельным вопросам исторической науки, а также в сочетании с литературой и искусством. Лекции и лектории распространены довольно широко. В ряде школ им придают определенную направленность, с лекциями по определенным темам в особо интересующих их областях выступают сами учащиеся.
Такая форма внеклассной работы по истории, как экскурсии пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников[10].
При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.
Особое место во внеклассной работе занимают дальние экскурсии, или экспедиции. Они требуют значительных средств, связаны с дополнительными трудностями, поэтому должны быть тщательно подготовлены.
Групповые или кружковые формы внеклассной работы носят более локальный характер, они рассчитаны на меньшее количество учеников или на менее узкую тему изучения, что касается, например, экскурсий. В то же время использование во внеклассной работе групповых форм выявляет круг школьников, наиболее заинтересованных в предмете, и способствует более углубленному изучению истории.
1.3. Индивидуальная
форма обучения истории в
Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Задачей хорошего педагога является не сообщение истины, а обучение школьников тому, как находить ее самостоятельно. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. В настоящее время появляется острая необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа — это, прежде всего, умение, необходимая мотивация, наличие творческих начал, присущих каждому ребенку, радость открытий.
Критерии к определению
явления самостоятельности
- наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
-
отсутствие инструктажа,
-
внесение учеником в
-
собственное побуждение к
-
готовность к
- соединение собственных мыслей с действием;
-
проявление инициативы и
Индивидуальная работа может
быть самостоятельным поиском
Под самостоятельностью можно
рассматривать как
В структуру индивидуальной работы ряд педагогов включают три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
На первом этапе предполагается
совместная работа учителя и ученика
по алгоритму последовательных указаний
на необходимость совершения определенного
действия, например, выполнения воспроизводящих
самостоятельных работ по образцу;
выполнения конструктивных самостоятельных
работ (воспроизведения не просто знаний,
а структуры знаний в целом, расширения
сферы их применения, с собственными
выводами и достижением уровня продуктивной
деятельности); выполнения эвристических
работ (разрешения проблемных ситуаций,
создаваемых учителем, приобретения
опыта поисковой деятельности, овладения
элементами творчества); и, наконец, выполнения
исследовательских работ и
На втором этапе
возможна полная
При организации самостоятельной
работы можно воспользоваться
Информация о работе Процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников