Процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – показать процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников. Для ее решения необходимо решить ряд задач:
- выделить основные формы внеклассной работы по истории в школе и выявить особенности каждой из них;
- показать наиболее распространенные методы, используемые преподавателями во внеклассной работе;
- показать значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников.

Содержание работы

Введение
1. Формы внеклассной работы и их особенности.
1.1. Массовые формы внеклассной работы по истории.
1.2. Групповые формы внеклассной работы.
1.3. Индивидуальная форма обучения истории в школе.
2. Методы внеклассной работы по истории.
2.1. Использование проблемного метода обучения в преподавании истории.
2.2. Эвристический метод обучения во внеклассной работе по истории.
2.3. Применение метода проектов во внеклассной работе по истории.
3. Значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

внеклассная работа.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

 

Интересным примером такого рода мероприятия, является викторина, представленная на педагогическом форуме учителем истории Г.Н. Иващенко, под  названием «Виват, Россия!»[7]. Первостепенными  задачами этой викторины были поставлены следующие:  1. воссоздать на ярких  исторических примерах картины из жизни  России; 2. показать учащимся величие  и красоту земли русской; 3. продемонстрировать исторические «озвучки» личностей истории России.

 

Игра носила характер коллективного  соревнования за честь своей команды. С положительной стороны характеризует  эту викторину грамотная организация  пространства с применением атрибутики Российского государства, портретов  видных исторических деятелей разных эпох, подобранное музыкальное сопровождение, и четкая проработанность основных этапов игры, тематика которой коснулась  наиболее важных вех в истории  России. Самой игре предшествовала тщательная подготовительная работа, в которой участвовало большое  количество школьников разного возраста. Они работали над созданием названия своих команд (таких, как «Богатыри», «Зодчие», «Корона Российской Империи») и их представления в викторине  в виде речевки или гимна, начитывали и прорабатывали индивидуально обширный исторический материал для успешного участия в игре и т.п. Результатом викторины стали многочисленные положительные отзывы со стороны учителей и учеников, повышение интереса к истории как школьной дисциплине и большая сплоченность среди школьников.

 

Таким образом, массовые формы  внеклассной работы по истории являются самыми распространенными в силу ряда характерных особенностей: 1. они  охватывают наибольшую аудиторию школьников, которые становятся участниками  общего яркого действа; 2. разнообразие средств подачи информации и их взаимодействие усиливают восприимчивость детей  к историческим фактам, делают их более  яркими и понятными; 3. они аккумулируют в себе все многочисленные формы  внеклассной работы, являясь своего рода конечным логическим этапом закрепления  знаний, которые было бы невозможно усвоить в обычной урочной  форме преподавания истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.         Групповые формы внеклассной  работы.

 

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории  является групповая, или кружковая. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.

 

Исторический кружок относится  к систематичным формам внеклассной  работы. Он рассчитан на углубленную  работу в течение длительного  времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к  предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать  ряд условий. К ним относятся  руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная  деятельность учащихся.

 

Очень важно, чтобы занятия  кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск  свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в  который кружковцы собираются к  определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная  четкость и планомерность, сложившиеся  традиции создают благоприятные  условия и психологическую установку  на творческую работу в области добровольно  избранного и интересующего школьника  занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления  более тесной связи и общения  между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной  эмоциональной обстановки, создающейся  на основе общности интересов и духовных потребностей[8].

 

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие  и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.

 

В кружке могут быть ученики  одного класса, одной параллели или  разных параллелей. Желательно, чтобы  кружок имел свое название («Юный историк», «Юный краевед», «Клуб знатоков истории» и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные  виды деятельности учащихся, игровые  моменты, соблюдение традиций. Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно  использоваться в учебно-воспитательном процессе.

 

Углубленная постоянная и  систематическая историко-краеведческая  работа нередко  приводит  к  созданию  в  школах   историко-краеведческих   музеев. Организация школьного музея  -  одна  из  лучших  форм  общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но  и широкие массы  учащихся,  их  родителей.  Учителю  истории  остается  только использовать в  образовательно-воспитательных  целях  тягу  школьников  к  не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей,  изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная  в них, становится доступнее и  понятнее  учащимся.  «  Воспитание  интереса  к истории, понимание  ценности  памятников  истории  и  культуры  гордость  за деяния славных земляков — одна из основных  задач  школьного  краеведческого музея»[9].

В целом школьный краеведческий  музей способствует воспитанию  учащихсяв духе  патриотизма,  приобщает молодежь  к общественно полезному труду. Основными задачами музея являются: поиск и сбор  краеведческого  характера; учет и хранение  собранных документов  предметов,  материалов;  их  научная проверка,   систематизация   и   методическая   обработка;   оформление    и экспонирование  материалов;  использование материалов   музея   в   учебно-воспитательной работе в школе.

Среди школьных музеев важное  место  занимают военно-исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги  земляков в годы  Великой Отечественной  войны,  эти  музеи  воспитывают  у   школьников   патриотизм, готовность  к  защите  Родины.  Такие  музеи  позволяют  проводить   большую поисково-исследовательскую  работу и организовать сбор  подлинных  памятников истории.

Наиболее  часто  в   школах   организуются   краеведческие   музеи многопрофильного  или  комплексного  характера.  Эти  музеи  создают   самые широкие  возможности в комплексном изучении краеведческих  объектов,  истории  края и в сборе материалов. Комплексные  музеи  являются  учебно-материальной базой в преподавании целого ряда учебных предметов.  Только  в  том  случае, когда   организация   школьного   музея   предшествует   большая   поисково-исследовательская  работа  по  изучению  края,  когда   внеклассная   работа находится в тесной связи с учебной  и  они  содействуют  друг  другу,  когда собранные учащимися материалы для музея широко используются как  на  уроках, так и во внеклассных мероприятиях, только  тогда  учащиеся  свою  работу  по созданию музея будут считать важной и необходимой.

 

В школах часто проводятся лекции (лектории) как по общеполитическим вопросам и международному положению, так и по отдельным вопросам исторической науки, а также в сочетании  с литературой и искусством. Лекции и лектории распространены довольно широко. В ряде школ им придают определенную направленность, с лекциями по определенным темам в особо интересующих их областях выступают сами учащиеся.

 

Такая форма внеклассной  работы по истории, как экскурсии  пользуются особой популярностью среди  учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский  определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности учителя  и учащихся по изучению предметов  и явлений действительности в  естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования  и воспитания школьников[10].

 

При всех возможных различиях  между экскурсиями организация  каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение  темы и цели экскурсии, выбор места  и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых  и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.

 

Особое место во внеклассной  работе занимают дальние экскурсии, или экспедиции. Они требуют значительных средств, связаны с дополнительными  трудностями, поэтому должны быть тщательно  подготовлены.

 

Групповые или кружковые  формы внеклассной работы носят  более локальный характер, они  рассчитаны на меньшее количество учеников или на менее узкую тему изучения, что касается, например, экскурсий. В то же время использование во внеклассной работе групповых форм выявляет круг школьников, наиболее заинтересованных в предмете, и способствует более  углубленному изучению истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Индивидуальная  форма обучения истории в школе.

 

Наиболее сложной и  интересной является индивидуальная форма  внеклассной работы по истории с  учениками. Задачей хорошего педагога является не сообщение истины, а  обучение школьников тому, как находить ее самостоятельно. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории приобретает  особую актуальность в связи с  непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом  быстрого «старения» знаний. В настоящее  время появляется острая необходимость  формирования умения и навыков самообразования  учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

 

Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного  вмешательства, потому что именно такая  работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа —  это, прежде всего, умение, необходимая  мотивация, наличие творческих начал, присущих каждому ребенку, радость  открытий.

 

Критерии к определению  явления самостоятельности разнообразны:

 

-  наличие руководства  учителя, который осуществляет  необходимую помощь и контроль  результатов работы;

 

-               отсутствие инструктажа, который  лишь сковывает инициативу ученика;

 

-               внесение учеником в выполнение  задания нового по отношению  к образцу;

 

-               собственное побуждение к выполнению  работы и осознание ее цели  и смысла (в качестве мотивации  могут играть роль относительная  свобода действий при выполнении  работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание  ответственности);

 

-               готовность к самостоятельности  и преодолению трудностей;

 

-               соединение собственных мыслей  с действием;

 

-               проявление инициативы и творчества.

 

Индивидуальная работа может  быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и  уровня знаний, умений; приобретением  навыков самоорганизации и самодисциплины.

 

Под самостоятельностью можно  рассматривать как организационно-техническую  сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но в  большей степени для развития самостоятельности учащихся имеет  значение познавательная сторона, а  не организационная, а именно самостоятельные  наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность – многогранное понятие. Это и качество личности, и деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая, и выход творческим силам детской души.

 

В структуру индивидуальной работы ряд педагогов включают три  этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его  осуществления, составление плана  работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

 

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика  по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного  действия, например, выполнения воспроизводящих  самостоятельных работ по образцу; выполнения конструктивных самостоятельных  работ (воспроизведения не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширения сферы их применения, с собственными выводами и достижением уровня продуктивной деятельности); выполнения эвристических  работ (разрешения проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретения опыта поисковой деятельности, овладения  элементами творчества); и, наконец, выполнения исследовательских работ и приобретения опыта высказывания собственных  суждений, умения оценивания на основе анализа.

 

  На втором этапе  возможна полная самостоятельность  (видение и формирование проблем  в заданной ситуации, выдвижение  гипотез их решения, разработка  программы реализации, реализация, результат, рефлексия). Постепенное  развитие и нарастание самостоятельности  учащихся и уровня их активности  приведёт к возможности выбора  индивидуального способа изучения  материала как на уроке и  в последующем выполнении индивидуальных  заданий – изучении источников, написании рефератов, а также  к готовности к работе в  библиотеке.

 

При организации самостоятельной  работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

Информация о работе Процесс обучения истории в ходе внеклассной работы среди школьников