Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение содержания и путей формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи
Изучить теоретические положения проектной деятельности младших школьников и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание и методику формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
3. Определить характер деятельности младших школьников на различных этапах работы над проектом.
Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава I Теоретические основы проектной деятельности школьников……….
. Историческая справка о возникновении проектного метода
. Сущность метода проектов в современном образовании……….
Основные этапы проектной деятельности ………
ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.
2.1.. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.
2.2. Перечень основных общетрудовых умений и навыков


Глава 3. Развитие общетрудовых умений и навыков младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии
3.1. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников на уроке технологии через проектную деятельность
3.2.Методические рекомендации по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

жегулаев.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

 

  Министерство образования Рязанской области

ОГОУ СПО Спасский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ »

 

 

 

 

 

 

                                            Выпускная квалификационная

                                            работа по технологии 

                                            с методикой преподавания.

                                            Выполнил: студент 4 курса группы  «в»

                                            Специальность

                                            «Преподавание в начальных     классах»

                                             Форма обучения: очная

                                             Жегулаев Артем Юрьевич

                                             Научный руководитель:

                                             преподаватель технологии 

                                             с методикой преподавания 

                                             Зайцева Антонина Васильевна.

 

 

 

 

Спасск 2011г

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Глава I Теоретические основы проектной деятельности школьников……….

    1. . Историческая справка о возникновении проектного метода
    2. . Сущность метода проектов в современном образовании……….
    3. Основные этапы проектной деятельности ………

ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.

 2.1.. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.

 2.2. Перечень основных общетрудовых умений и навыков

 

 

   Глава 3. Развитие общетрудовых умений и навыков младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии

     3.1. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников на уроке технологии через проектную деятельность

      3.2.Методические рекомендации по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии

      Заключение……………………………………………………………………

      Список литературы…………………………………………………………

      Приложения…………………………………………………………………

 

 

 

 

       Введение

 

     Одна из  задач образования, которая является доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал. А это немыслимо без самопознания, которому способствуют внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самокритике.   Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. Школа должна  подготовить таких людей. Для этого наилучшим образом приспособлен школьный курс  «Технология», включая и начальную школу. Подобная перспектива выстраивает всё в логическую цепь, идет ли речь о требованиях науки и техники, познании самого себя и окружающей среды или о развитии способностей, необходимых каждому для самореализации в качестве члена семьи, гражданина, труженика.

.   Трудовая подготовка  учащихся, долгие годы существовавшая  в российских школах, имела как  положительные, так и отрицательные  стороны.

  1. Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.
  2. Мотивация школьников к предметно – преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личностной значимости своего труда.

         Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную.

        Образовательная область « Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности; обеспечивать овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно – трудовые качества, ценные для общества мотивы трудовой деятельности; обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся.

    « Особое  значение при этом имеет метод  проектов, который позволяет школьникам  в системе овладеть организационно – практической деятельностью по всей проектно – технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделий, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности» ( Письмо МО РФ №585 / 11 -13 от 12.04.2000 « Об использовании метода проектов в образовательной области « Технология» с.290).

             Метод проектов в технологическом образовании позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений , которая, возможно, будет способствовать его становлению как будущего специалиста.

        Педагог должен стать лидером в совместной работе со своим подопечным по определению индивидуального «образовательного пути». Для этого ему необходимо выстроить следующую «образовательную траекторию»:

  - вовлечь учащегося  в процесс решения проблем, используя при этом основные научные методы, а в первую очередь - метод контроля качества обучения;

   -поделиться с  учащимися информацией, благодаря  которой возникнет мотивация  к творческой деятельности, ведь  при педагогическом подходе «сверху  вниз» редко возникает желание учиться;

   -развивать умения  и навыки работы в коллективе, которые помогут решать проблемы  и выходить из конфликтных  ситуаций, проявляя при этом терпимость  и уважение к интересам своих  соучеников;

    - стремиться  быть похожим на тренера команды,  нормой должны стать не снисходительные отношения с учащимися, а партнерские, следует научиться уважать позицию каждого ребенка, предоставлять ему самостоятельность и разрешать рисковать, проявляя при этом справедливость и понимание.

    Развитие учащихся, а не только передача определенных знаний и навыков, является приоритетным направлением реформирования российского образования.

Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить  человека любого возраста. Её развивающая функция основана:

  • на продуктивности воображения
  • силе и свободе творчества
  • стимуле к развитию социальной активности

Данная дипломная работа направлена на изучение использования этапов проектного метода обучения учащихся в начальной школе для развития общетрудовых умений и навыков. Тема работы актуальна, так как на современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста: младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации).

 

Основное противоречие в исследуемой области состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы использования элементов проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах, которая  способствует развитию общетрудовых умений и навыков школьников, готовит их к самостоятельной жизни .

Научная проблема.

 На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каково влияние проектной деятельности на развитие общетрудовых умений и навыков учащихся на уроках технологии в начальных классах?

Объект исследования: проектная деятельность на уроках технологии в начальных классах.

Предмет исследования :  формирование общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности.:

Гипотеза исследования: эффективность развития общетрудовых умений и навыков младших школьников на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:

* проектная учебная  деятельность выстраивается с  учетом субъектно-позиционного подхода,  направленного на усиление роли  ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;

* проблематика и содержание  проектной деятельности ориентированы  на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;

* осуществляется вариативное  построение проектной деятельности  для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития общетрудовых умений и навыков

* учащиеся включаются  в активную проектную деятельность.  

Цель исследования: определение содержания и путей формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности.

 

         В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

 

  1. Изучить теоретические положения проектной деятельности младших школьников и методическую литературу по проблеме исследования.

       2.    Разработать содержание и методику формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

   3. Определить характер деятельности младших школьников на различных этапах работы над проектом.

  1. Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе.

 

Методы исследования

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
  2. Наблюдение за деятельностью учащихся
  3. Анкетирование
  4. Беседа

 

 

Новизна исследования заключается:

- в доказательстве  необходимости использования метода проектов в обучении младших школьников с целью формирования организационных, конструктивно-технологических, контрольных и оценочных умений;

- в установлении основных  этапов формирования общетрудовых  умений у младших школьников  в условиях  работы над проектом.

 

.

 

      Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации методики, позволяющей достаточно эффективно формировать общетрудовые умения и навыки в процессе выполнения младшими школьниками проекта, а также определяется возможностью использования предлагаемые в тексте работы задания, конспекты уроков в практике работы учителя начальной школы, студентов на педагогической практике, так как в наши дни именно проекты стали неотъемлемой частью школьной программы по технологии, поэтому возросла актуальность вопросов, связанных с методикой их преподавания.  В рамках образовательной области «Технология» учащиеся по-прежнему смогут приобрести разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучить технику и культуру дома, уточнить свои профессиональные планы. При этом введение метода проектов как одного из основных методов обучения по данному предмету даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условия; будет способствовать развитию общетрудовых умений и навыков. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют проекты. Поэтому учитель начальных классов должен сам овладеть этим методом и изучить методику организации работы на  уроке в начальных классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности

    1. Историческая справка о возникновении проектного метода

 

Метод проекта – совокупность педагогических приёмов и операций, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно – значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач.

Информация о работе Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах