Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение содержания и путей формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи
Изучить теоретические положения проектной деятельности младших школьников и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание и методику формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
3. Определить характер деятельности младших школьников на различных этапах работы над проектом.
Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава I Теоретические основы проектной деятельности школьников……….
. Историческая справка о возникновении проектного метода
. Сущность метода проектов в современном образовании……….
Основные этапы проектной деятельности ………
ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.
2.1.. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.
2.2. Перечень основных общетрудовых умений и навыков


Глава 3. Развитие общетрудовых умений и навыков младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии
3.1. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников на уроке технологии через проектную деятельность
3.2.Методические рекомендации по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

жегулаев.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Появление технологии как  обязательного предмета в учебных  планах общеобразовательных школ многих стран мира свидетельствует о признании технологии одной из главных культурных детерминант нашего времени, влияющей на жизнь людей не в меньшей степени, чем философия, политика и др.

Технология – это  отрасль знания, с одной стороны, с другой – творческий процесс систематического применения ресурсов для усовершенствования и разработки новых объектов, систем, элементов окружающей среды с целью удовлетворения потребностей и желаний людей.

Особенностью советской  школы с момента ее основания явилось соединение обучения с производительным трудом подрастающего поколения. Основы обучения в школе были изложены в двух документах: о единой трудовой школе РСФСР»-1918г. и «Основных принципах единой трудовой школы» -1918г.

       Метод  проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлек внимание российских педагогов еще в начале XX столетия. В 1905 г. Группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны.

Шацкий С.Т. определил  основные элементы метода проектов:

  • реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом.
  • организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка), полученный в результате деятельности ученика.

упражнения, дающие нужные ребенку навыки.    Однако отсутствие

четких разработок по использованию метода проектов в  преподавании школьных дисциплин привело  к смещению акцентов от обучения в  сторону делового прагматического действия.

В 1931 г. Постановление  ЦК ВКП(б) осудило недостаточно продуманное  применение метода проектов в российских школах, и практически до конца XX в. не было серьезных попыток возродить его. Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованиями американских ученых. В 20_х гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель. Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем. Значительный интерес представляет опыт применения метода проектов в английских школах, где в 80_х гг. XX в. в учебный процесс был введен интегрированный предмет «дизайн и технология». В основу систематизации материала по этому курсу положена методика проектной деятельности. Процесс обучения строится на выполнении проектов. Реализуя ту или иную идею, учащиеся учатся работать с материалами, инструментами и информацией.

         Таким образом, метод проектов — синтез общепризнанных педагогических идей, выработанных не только на английской или американской почве. Это результат длительного международного духовного обмена. Поэтому метод проектов включает набор педагогических приемов, приемлемых для любой школы мира. Главнейший основополагающий принцип метода проектов — исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

В 20-х годах значительная часть учителей настояла на введении проектной системы обучения. Она  заключалась в том, что была вытеснена  предметная система обучения и элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебным дисциплинам - группировались вокруг трудовых заданий учащимся. Однако трудовое обучение строилось бессистемно, на случайных заданиях и мало способствовало трудовому воспитанию.

В 1932 году вышло постановление «Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе», в которых проектная система обучения подверглась резкой критике.

Обеспечить школу учителями  трудового обучения в тот период не удалось, поэтому в 1937 году трудовое обучение, как отдельный предмет, ликвидировали.

Трудовое обучение и  воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной и общественно-полезной работы.

В 50-е годы Правительство  вновь обращается к проблеме трудового  обучения в общеобразовательной  школе. В учебный план средней школы с 1954 года снова был введен предмет «трудовое обучение». Началось изучение путей и возможностей соединения общего среднего образования с профессиональной подготовкой в старших классах.

Сейчас в связи с  реформированием российского образования  метод проектов возрождается.

Современный метод проектов призван  существенно скорректировать и  обогатить учебный процесс.

Член – корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ  В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом.

Главная идея, на его взгляд, состоит  в следующем: ребенок делает с  удовольствием только то, что сам  выбирает, деятельность состоит не только в русле учебного предмета.

Лозунг этой деятельности: «Все из жизни». Поэтому «проектный метод» предлагает «использование окружающей среды, как лаборатории, в которой  происходит процесс познания».

С 1996 года в программу «Технология» введен раздел «Творческий проект».

В России попытки внедрения  проектного метода в те годы потерпели  неудачу. Сложно выделить все проблемы, из-за которых это произошло, при  котором всякие попытки творчества, не носящего идеологическую направленность, пресекались. А сейчас создались благоприятные условия для использования в практике обучения школьников проектного метода.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   1.2. СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.

 

Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.

        Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы:

- связь теории с  практикой; 

- научность, сознательность  и активность усвоения знаний;

 доступность, систематичность  и преемственность обучения;

- наглядность и прочность  усвоения знаний.

       Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

        Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологией.

    Реализация  образовательной функции технологии  позволит учащимся с помощью  проектной деятельности увидеть  глубокие связи абстрактных способов  обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально – трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

        Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом  образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

          Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач,

   У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора. Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.

      Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. 

Работа над проектом включает в себя составление обоснованного  плана действий, который формируется  и уточняется на протяжении всего  периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая и социально-психологическая оценка выполняемых работ.

Результаты проектной  деятельности должны поэтапно фиксироваться  в виде описания и обоснования  выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального  аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладке оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.

Использование метода проекта  позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных  школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Тематика проектных  заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.

В тематике проектных  заданий следует учитывать вопросы  экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Окончательный выбор  проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости  от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т.п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т.п.).

Организуя творческие группы, учителю следует оптимизировать число учащихся в них таким  образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.

Работа, которая требует  больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности  для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

Темой проекта может быть разработка  игрового материала, наглядных пособий по предметам, подарков и сувениров к праздникам и др..

Особенность системы  выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность  расширить обозначенные в программе  направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Информация о работе Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах