Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:36, дипломная работа
Цель исследования: определение содержания и путей формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи
Изучить теоретические положения проектной деятельности младших школьников и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание и методику формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
3. Определить характер деятельности младших школьников на различных этапах работы над проектом.
Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе.
Введение……………………………………………………………………….
Глава I Теоретические основы проектной деятельности школьников……….
. Историческая справка о возникновении проектного метода
. Сущность метода проектов в современном образовании……….
Основные этапы проектной деятельности ………
ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.
2.1.. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.
2.2. Перечень основных общетрудовых умений и навыков
Глава 3. Развитие общетрудовых умений и навыков младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии
3.1. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников на уроке технологии через проектную деятельность
3.2.Методические рекомендации по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………
Проект это нечто целое, а не ряд ступеней, которые необходимо
« пройти» одна за другой. Проект нацелен на то, чтобы учащиеся поняли, что решение проблем – это разработка и изготовление изделия или услуги, которые отвечают потребностям людей. Понимание проблемы помогает выработать решение. Разработка решения помогает прояснить поставленную задачу. Таким образом, отношения между проблемой и решением, связь между анализом – синтезом – оценкой имеют скорее диалектическую основу, чем определенную последовательность.
Метод проектов можно использовать в различных вариантах:
1.
1) дети определяют потребность;
2) кратко формулируют задачу;
2) выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование
(изучение потребностей и
4) разрабатывают лучшую идею;
5) приобретают определенные навыки и умения изготовления изделия;
6) планируют изготовление изделия;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают свое изделие.
2.
1) дети изучают и анализируют большое количество подобных изделий;
2) обсуждают достоинства и недостатки этих изделий;
3) записывают краткую
формулировку задачи для
4) исследуют потребности в этом изделии;
5) разрабатывают критерии,
которым должно отвечать
6) выполняют упражнения для
7) планируют изготовление
8) изготовляют изделие, отмечая
возникающие трудности и
9) испытывают и оценивают свое изделие.
3.
1) детям выдают какой-либо материал (это могут быть отходы, например обрезки кожи) и предлагаю выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;
2) проводят исследования, определяют потребности в этих изделиях и потенциальных потребителей;
3) пишут краткую формулировку задачи;
4) проводят более глубокие
5) разрабатывают критерии, которым
должно удовлетворять
6) прорабатывают лучшую идею;
7) составляют план изготовления изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;
8) изготовляют изделие, внося изменения;
9) испытывают и оценивают изделие
Так как целью уроков технологии является развитие социально значимых личностных качеств каждого ученика, формирование элементарных технико-технологических, общетрудовых умений и навыков, воспитание внутреннего стремления к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей, то содержание обучения на уроках должно быть построено так, чтобы дети включались в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования, тем самым формируя свою проектную культуру. Это позволяет обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний в процессе выполнения проектов. Основу учебного процесса при этом составляет овладение способами приобретение знаний, а не просто их усвоение.
Проектная деятельность детей на уроке технологии способствует:
- обеспечению целостности
- развитию творческих
- формированию проектного мировоззрения и мышления;
- адаптация к современным
социально-экономическим
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Проектная деятельность в значительной степени изменяет мотивацию учения, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у детекй появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите. Мотивация проектной деятельности побуждает их более осознано изучать вопросы методики преподавания технологии в начальных классах.
Использование на уроках элементов проектной деятельности позволяет достичь следующих результатов:
В результате использования метода проектов в обучении « Технологии» у учащихся вырабатываются умения:
Результаты обучения с использованием метода проекта на уроках технологии в начальных классах можно проверить, используя следующие критерии:
10. Качество проектного продукта.
Содержание каждого
критерия раскрывается с
Максимальное количество баллов - 30, равное 100% и оценивается отметкой «5».
ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.
2.1. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.
Одним из ведущих направлений воспитания и развития младших школьников является формирование трудовой деятельности, успешность которой зависит от того, в какой мере учащиеся овладели знаниями и умениями, являющимися основой любой профессиональной деятельности.
Психолого-педагогические
аспекты общетрудовых знаний и умений
учащихся рассматриваются в
Трудовые умения, по определению СЯ.Батышева, представляют собой совокупность трудовых действий, которые может сознательно воспроизвести исполнитель, применяя целесообразные способы их осуществления.
Традиционно складывался подход к трудовому обучению учащихся начальной школы как к обучению элементарным трудовым операциям и умениям ручного труда по обработке различных наиболее распространённых материалов, которые необходимы в повседневной жизни. Основной путь формирования умений рассматривался в упражнениях. Однако, с 50-х - 60-х годов благодаря специальным исследованиям по психологии и методике трудового обучения главный упор стал делаться на формирование у младших школьников общетрудовых умений (Е.А.Милерян, 1973; А.М.Новиков, 1986; Э.А.Фарапонова, 1982). Подчёркивается необходимость использования в этом плане не столько упражнений и тренировок, направленных на многократное повторение исполнительных движений, сколько создание особого обобщённого образа или способа действия, формирование контроля собственных действий, умения планировать, оценивать трудовую деятельность, то есть выявление и усиление роли интеллектуального компонента деятельности учащегося в процессе выполнения трудовых заданий.
Принципиальных расхождений в определении общетрудовых умений среди педагогов и психологов нет. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это умения, функционирующие в различных трудовых ситуациях, умения, применимые в любой трудовой деятельности (Е.А.Милерян, 1973; П.Р.Атутов, 1977; Э.А.Фарапонова, 1990 и другие).
Е.А.Милерян подчёркивает связь общетрудовьгх умений с выполнением основных функций, присущих любой деятельности. "Функции осознания цели, планирования предстоящей деятельности, самоконтроля при её осуществлении и так далее, входят в содержание всякого целостного процесса труда независимо от его специфических особенностей и умения, которые необходимы для их осуществления, являются по своему характеру общетрудовыми"
Близкое определение даёт М.Н.Шнейдерман: "Общетрудовые умения можно трактовать как способность к осуществлению в различных условиях трудовой деятельности умственных и практических действий по планированию, организации, контролю"
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных вопросам обучения учащихся умениям планировать, контролировать деятельность, Т.И.Данюшевская (1990), Э.А.Фарапонова (1990) особо подчёркивают преобладание в общетрудовых умениях интеллектуальных компонентов, а также отмечают, что эти умения имеют широкое значение, связанное с двумя особенностями: во-первых, они нужны во всех видах деятельности; во-вторых, преобладающая роль интеллектуальных компонентов даёт возможность гораздо более широкого переноса их из одной области в другую. Следовательно, общетрудовые умения являются обобщёнными уже по своей природе.
В организации процесса трудового обучения младших школьников необходимо предусмотреть, чтобы они не были пассивными исполнителями трудовых заданий. А.М.Матюшкин (1981) в своих исследованиях подчёркивает, что в результате обучения по принципу "делай как я" в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе освоения знаний и умений. Учителя часто забывают о том, что на первом месте должен стоять осмысленный труд младших школьников, в процессе которого они осваивают знания, общетрудовые умения и первоначальные навыки, которые порождают у школьников интерес к теории и практике. Это побуждает ребёнка активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе трудовой деятельности, делает более осмысленным в глазах детей процесс освоения знаний.
Если школьник поставлен на путь сознательного решения трудовой задачи, то он начинает понимать, что правильно организованная практическая деятельность создаёт потребность в определённых знаниях и умениях.
Однако, такая правильная организация трудовой деятельности возможна, в первую очередь, в случае понимания учителем содержания, структуры общетрудовых умений и осознания необходимости их формирования на начальной ступени обучения.
Формирование общетрудовых умений происходит в трудовой деятельности и конечной целью процесса формирования этих умений является овладение трудовой деятельностью (А.Н.Леонтьев, 1977). В связи с тем, что необходимо раскрыть содержание общетрудовых умений, следует обратиться к теории деятельности.
А.Н.Леонтьев под деятельностью понимал такой процесс активности человека, при котором предмет деятельности (то, на что направлена человеческая активность) совпадает с мотивом (с тем, что побуждает человека к деятельности). Далее он отмечает, что если предмет деятельности с мотивом не совпадает, то такой процесс активности человека называется действием. Действие входит в структуру деятельности и является его основным компонентом, но в отличие от деятельности, действие направляется не мотивом, а осознанной целью. Хотя действия подчинены мотиву деятельности, они сохраняют относительную самостоятельность, так как направлены на достижение осознанной цели. Кроме того, деятельность может превратиться в действие, если утрачивается мотив, побудивший её. Возможен и обратный процесс. Действия, в свою очередь, могут осуществляться разнообразными способами, зависящими от условий их протекания. Эти способы носят название операций.
Таким образом, составляющими деятельности являются: мотив деятельности, цель деятельности и действия, направленные на достижение поставленной цели.
В исследованиях Е.А.Милерян (1973) и В.В.Чебышевой (1969) общетрудовые умения (обобщённые) рассматриваются как деятельность. Следовательно, общетрудовые умения, представляющие собой способность осуществлять трудовую деятельность, включают в себя умственные и практические действия, подчинённые мотиву данной деятельности. В основе действия лежат операции и элементарные, несложные движения, на базе которых и формируется конкретно-трудовое умение, переходящее в навык. Конкретно-трудовые умения образуют общетрудовые умения.