Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение содержания и путей формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи
Изучить теоретические положения проектной деятельности младших школьников и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание и методику формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
3. Определить характер деятельности младших школьников на различных этапах работы над проектом.
Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава I Теоретические основы проектной деятельности школьников……….
. Историческая справка о возникновении проектного метода
. Сущность метода проектов в современном образовании……….
Основные этапы проектной деятельности ………
ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.
2.1.. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.
2.2. Перечень основных общетрудовых умений и навыков


Глава 3. Развитие общетрудовых умений и навыков младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии
3.1. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников на уроке технологии через проектную деятельность
3.2.Методические рекомендации по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

жегулаев.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

 

       Проект это нечто целое, а не ряд ступеней, которые необходимо 

 « пройти» одна  за другой. Проект нацелен на то, чтобы учащиеся поняли, что решение проблем – это разработка и изготовление изделия или услуги, которые отвечают потребностям людей.  Понимание проблемы помогает выработать решение. Разработка решения помогает прояснить поставленную задачу. Таким образом, отношения между проблемой и решением, связь между анализом – синтезом – оценкой имеют скорее диалектическую основу, чем определенную последовательность.    

     Метод проектов можно использовать в различных вариантах:

1.

1) дети определяют потребность;

2) кратко формулируют  задачу;

2)  выдвигают первоначальные  идеи;

3) проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить, какая из идей  выглядит более перспективной;

4) разрабатывают лучшую  идею;

5) приобретают определенные  навыки и умения изготовления изделия;

6) планируют изготовление  изделия;

7) изготовляют изделие  согласно лучшей идее;

8) испытывают и оценивают  свое изделие.

2.

1) дети изучают и анализируют большое количество подобных изделий;

2) обсуждают достоинства  и недостатки этих изделий;

3) записывают краткую  формулировку задачи для изготовления  улучшенного варианта изделия;

4) исследуют потребности  в этом изделии;

5) разрабатывают критерии, которым должно отвечать изделие;

6) выполняют упражнения для развития  умений и навыков, на основании полученного опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;

7) планируют изготовление изделия;

8) изготовляют изделие, отмечая  возникающие трудности и определяя  пути их преодоления;

9) испытывают и оценивают свое  изделие.

 

3.

1) детям выдают какой-либо материал (это могут быть отходы, например обрезки кожи) и предлагаю выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;

2) проводят исследования, определяют  потребности в этих изделиях  и потенциальных потребителей;

3) пишут краткую формулировку  задачи;

4) проводят более глубокие исследования  для выбора варианта проекта;

5) разрабатывают критерии, которым  должно удовлетворять планируемое  изделие;

6) прорабатывают лучшую идею;

7) составляют план изготовления  изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;

8) изготовляют изделие, внося  изменения;

9) испытывают и оценивают  изделие

    Так как целью уроков технологии является  развитие социально значимых личностных качеств каждого ученика, формирование элементарных технико-технологических, общетрудовых умений и навыков,  воспитание внутреннего стремления к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей, то  содержание обучения на уроках должно быть построено так, чтобы дети включались в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования, тем самым формируя свою проектную культуру. Это позволяет обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний в процессе выполнения проектов. Основу учебного процесса при этом составляет овладение способами приобретение знаний, а не просто их усвоение.

   Проектная деятельность детей на уроке технологии способствует:

- обеспечению целостности  педагогического  процесса, осуществлению в            единстве разностороннего развития, обучения и воспитания;

-  развитию творческих способностей  и активности;

- формированию проектного  мировоззрения и мышления;

-  адаптация к современным  социально-экономическим условиям  жизни;

- формированию познавательных  мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

   Проектная  деятельность в значительной степени изменяет мотивацию учения, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у детекй появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата,  содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите. Мотивация проектной деятельности побуждает их более осознано изучать вопросы методики преподавания технологии в начальных классах. 

       Использование  на уроках элементов проектной  деятельности позволяет достичь следующих результатов:

  • у детей повышается интерес к изучаемому предмету у них формируются общетрудовые умения и навыки;
  • они с интересом включаются в исследовательскую работу;
  • видят социальную и личную значимость своей предметно – преобразующей деятельности, что ведет к повышению мотивации их труда;
  • учащиеся могут реализовать свой творческий потенциал;
  • принимают самостоятельные решения;
  • умеют слаженно работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда;
  • проводить экономическую и экологическую оценку процесса и результата труда;

 

 В результате использования метода проектов в обучении  « Технологии» у учащихся вырабатываются умения:

  • определять потребности людей и общества;
  • проводить исследования для определения потребности;
  • осуществлять дизайн и анализ изделий;
  • осуществлять выбор изделий для проекта;
  • формулировать задачу проекта;
  • разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;
  • представлять результаты проектной деятельности, проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия.

Результаты обучения с использованием метода проекта на уроках технологии в начальных классах можно проверить, используя следующие критерии:

    1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.
    2. Постановка и обоснование проблемы проекта.
    3. Глубина раскрытия темы проекта.
    4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
    5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
    6. Анализ хода работы , выводы и перспективы.
    7. Личная заинтересованность автора.
    8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
    9. Качество проведения презентации.

               10. Качество проектного продукта.

   Содержание каждого  критерия раскрывается с помощью  описания уровней достижения  по каждому критерию и оценивается  определенным количеством баллов  от 0 до 3 . Подсчитывается сумма всех баллов по всем критериям и переводится в проценты, а после этого в отметку.

Максимальное количество баллов -  30, равное 100% и оценивается  отметкой «5».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.

 

 

2.1. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.

 

Одним из ведущих направлений  воспитания и развития младших школьников является формирование трудовой деятельности, успешность которой зависит от того, в какой мере учащиеся овладели знаниями и умениями, являющимися основой любой профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические аспекты общетрудовых знаний и умений учащихся рассматриваются в исследованиях С.Я.Батышева (1981), Ю.К.Васильева (1975), А.И.Воробьёва (1965), А.И.Воловиченко (1982), В.И.Гусева (1970), В.С.Леднёва (1980), Л.А.Лифёрова (1965), СА.Шапоринского (1981), Ю.А.Цына (1987) и других.

Трудовые умения, по определению  СЯ.Батышева, представляют собой совокупность трудовых действий, которые может сознательно воспроизвести исполнитель, применяя целесообразные способы их осуществления.

Традиционно складывался  подход к трудовому обучению учащихся начальной школы как к обучению элементарным трудовым операциям и умениям ручного труда по обработке различных наиболее распространённых материалов, которые необходимы в повседневной жизни. Основной путь формирования умений рассматривался в упражнениях. Однако, с 50-х - 60-х годов благодаря специальным исследованиям по психологии и методике трудового обучения главный упор стал делаться на формирование у младших школьников общетрудовых умений (Е.А.Милерян, 1973; А.М.Новиков, 1986; Э.А.Фарапонова, 1982). Подчёркивается необходимость использования в этом плане не столько упражнений и тренировок, направленных на многократное повторение исполнительных движений, сколько создание особого обобщённого образа или способа действия, формирование контроля собственных действий, умения планировать, оценивать трудовую деятельность, то есть выявление и усиление роли интеллектуального компонента деятельности учащегося в процессе выполнения трудовых заданий.

Принципиальных расхождений  в определении общетрудовых умений среди педагогов и психологов нет. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это умения, функционирующие в различных трудовых ситуациях, умения, применимые в любой трудовой деятельности (Е.А.Милерян, 1973; П.Р.Атутов, 1977; Э.А.Фарапонова, 1990 и другие).

Е.А.Милерян подчёркивает связь общетрудовьгх умений с выполнением основных функций, присущих любой деятельности. "Функции осознания цели, планирования предстоящей деятельности, самоконтроля при её осуществлении и так далее, входят в содержание всякого целостного процесса труда независимо от его специфических особенностей и умения, которые необходимы для их осуществления, являются по своему характеру общетрудовыми"

Близкое определение  даёт М.Н.Шнейдерман: "Общетрудовые умения можно трактовать как способность  к осуществлению в различных  условиях трудовой деятельности умственных и практических действий по планированию, организации, контролю"

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных вопросам обучения учащихся умениям планировать, контролировать деятельность, Т.И.Данюшевская (1990), Э.А.Фарапонова (1990) особо подчёркивают преобладание в общетрудовых умениях интеллектуальных компонентов, а также отмечают, что эти умения имеют широкое значение, связанное с двумя особенностями: во-первых, они нужны во всех видах деятельности; во-вторых, преобладающая роль интеллектуальных компонентов даёт возможность гораздо более широкого переноса их из одной области в другую. Следовательно, общетрудовые умения являются обобщёнными уже по своей природе.

В организации процесса трудового обучения младших школьников необходимо предусмотреть, чтобы они не были пассивными исполнителями трудовых заданий. А.М.Матюшкин (1981) в своих исследованиях подчёркивает, что в результате обучения по принципу "делай как я" в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе освоения знаний и умений. Учителя часто забывают о том, что на первом месте должен стоять осмысленный труд младших школьников, в процессе которого они осваивают знания, общетрудовые умения и первоначальные навыки, которые порождают у школьников интерес к теории и практике. Это побуждает ребёнка активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе трудовой деятельности, делает более осмысленным в глазах детей процесс освоения знаний.

Если школьник поставлен на путь сознательного решения трудовой задачи, то он начинает понимать, что правильно организованная практическая деятельность создаёт потребность в определённых знаниях и умениях.

Однако, такая правильная организация трудовой деятельности возможна, в первую очередь, в случае понимания учителем содержания, структуры общетрудовых умений и осознания необходимости их формирования на начальной ступени обучения.

Формирование общетрудовых умений происходит в трудовой деятельности и конечной целью процесса формирования этих умений является овладение трудовой деятельностью (А.Н.Леонтьев, 1977). В связи с тем, что необходимо раскрыть содержание общетрудовых умений, следует обратиться к теории деятельности.

А.Н.Леонтьев под деятельностью  понимал такой процесс активности человека, при котором предмет деятельности (то, на что направлена человеческая активность) совпадает с мотивом (с тем, что побуждает человека к деятельности). Далее он отмечает, что если предмет деятельности с мотивом не совпадает, то такой процесс активности человека называется действием. Действие входит в структуру деятельности и является его основным компонентом, но в отличие от деятельности, действие направляется не мотивом, а осознанной целью. Хотя действия подчинены мотиву деятельности, они сохраняют относительную самостоятельность, так как направлены на достижение осознанной цели. Кроме того, деятельность может превратиться в действие, если утрачивается мотив, побудивший её. Возможен и обратный процесс. Действия, в свою очередь, могут осуществляться разнообразными способами, зависящими от условий их протекания. Эти способы носят название операций.

Таким образом, составляющими  деятельности являются: мотив деятельности, цель деятельности и действия, направленные на достижение поставленной цели.

В исследованиях Е.А.Милерян (1973) и В.В.Чебышевой (1969) общетрудовые умения (обобщённые) рассматриваются  как деятельность. Следовательно, общетрудовые умения, представляющие собой способность  осуществлять трудовую деятельность, включают в себя умственные и практические действия, подчинённые мотиву данной деятельности. В основе действия лежат операции и элементарные, несложные движения, на базе которых и формируется конкретно-трудовое умение, переходящее в навык. Конкретно-трудовые умения образуют общетрудовые умения.

Информация о работе Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах