Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение содержания и путей формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи
Изучить теоретические положения проектной деятельности младших школьников и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание и методику формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
3. Определить характер деятельности младших школьников на различных этапах работы над проектом.
Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава I Теоретические основы проектной деятельности школьников……….
. Историческая справка о возникновении проектного метода
. Сущность метода проектов в современном образовании……….
Основные этапы проектной деятельности ………
ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.
2.1.. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.
2.2. Перечень основных общетрудовых умений и навыков


Глава 3. Развитие общетрудовых умений и навыков младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии
3.1. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников на уроке технологии через проектную деятельность
3.2.Методические рекомендации по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

жегулаев.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

В состав общетрудовых умений могут входить не только конкретно-трудовые умения, но и обобщённые. Так, общетрудовое умение планировать деятельность включает в себя такие умения: ставить цель деятельности, анализировать образец  и условие задачи и так далее. Таким образом, перечисленные умения также являются общетрудовыми. Количество конкретно-трудовых умений варьируется в зависимости от конкретного состава каждого общетрудового умения. Сам термин "умение" используется авторами в двух значениях; 1) как действие несложное по составу, формирующееся на основе знаний и 2) как действие в высшей степени сложное, формирующееся на основе знаний и уже имеющихся элементарных умений (Гусев В.И., 1970; ДмитриевА.Е.,1979; Лиферов Л.А., 1965).

В структуру общетрудовых умений входят не только конкретно-тудовые умения, но и знания, на которых основываются эти умения.

И.Я.Лернер (1974,1984) выделяет знания "разного уровня обобщённости".

Первый из них (низший) предполагает пошаговое обозначение  каждого конкретного действия. На базе таких знаний формируются конкретно-трудовые умения. Алгоритмы, памятки, пошаговые инструкции можно отнести к знаниям первого уровня.

Знания второго уровня предполагают наличие у детей  определённого практического опыта. Это обобщённые знания о способах выполнения действия (схемы, чертежи, инструкционные карты).

Опираясь на знания третьего уровня (знания общих принципов деятельности) учащиеся понимают законы, лежащие  в основе его деятельности (как  строить деятельность, какие действия выполнять и в какой последовательности).

Таким образом, структурными компонентами общетрудовых умений являются:

1) Знания, лежащие в  основе умений и различающиеся  по уровню обобщённости этих  умений (знания 1,2,3 уровней).

2) Конкретно-трудовые  умения, формирующиеся на основе знаний первого уровня обобщённости.

3) Навыки, образовавшиеся  в результате закрепления первоначальных  умений, состоящие из автоматизированных  операций. Термин "навык" используется в значении привычного действия, выполняемого легко и уверенно.

Анализ психолого-педагогических исследований указывает на большое  разнообразие классификаций общетрудовьгх  умений.

На основании подхода, характеризующего признаки общетрудовых умений с точки зрения знаний по теме, способах (приёмах) и основных этапах выполнения работ, Е.А.Милерян (1973) выделяет три группы общетрудовых умений, необходимых для осуществления трудовой деятельности.

В первую группу отнесены конструктивно-технические умения: понимание трудового задания, представление  о результатах труда, конструкции будущего изделия, его форме, размерах, а также материалах, из которых оно будет изготовлено, то есть построение того объекта, который должен быть сделан.

Вторую группу умений называют организационно-технологическими. Они предполагают прежде всего применение технических и технологических знаний.

Третью группу общетрудовых умений, применяемых на заключительных этапах труда, называют операционно-контрольными. Ими охватывается текущий и заключительный контроль выполнения запланированных  операций. При помощи контроля определяется степень соответствия полученного продукта труда поставленной цели.

Приведённая классификация представляет собой наиболее полное отражение всех этапов трудовой деятельности. О правомерности того или иного классификационного признака можно говорить, исходя из конкретного аспекта рассмотрения общетрудовых

умений, среди которых  можно выделить, например, область  применения, обоснование основных этапов трудовой деятельности и другие.

 

2.2.  Перечень основных общетрудовых умений и навыков

 

        Классификация, разработанная на основе анализа психолого-педагогических исследований, учебных программ по технологии, должна отражать перечень основных общетрудовых умений, становление которых и ведёт к формированию трудовой деятельности младших школьников.     Придерживаясь классификации общетрудовых умений, принятой в психолого-педагогической литературе (Милерян Е.А., 1973; Фарапонова Э.А., 1990), к общетрудовым умениям мы относим конструктивно-технологические умения (принимать и удерживать цель трудовой деятельности, планировать предметно-практическую деятельность), организационные умения, контрольные и оценочные умения. Формирование общетрудовых умений должно осуществляться уже на начальной ступени обучения и включать в себя овладение детьми конструктивно-технологическими, организационными, контрольными и оценочными умениями в единстве их структурных компонентов (знаний и конкретно-трудовых умений).

Формирование общетрудовых умений у младших школьников  не только закладывает основы психологической готовности к труду, но и способствует становлению основ произвольной регуляции психической деятельности в целом.

Поиски путей решения  данной проблемы ведутся учёными  в разных направлениях. Мало исследованным  в настоящее время является вопрос об эффективности использования  метода проектов в формировании общетрудовых умений.

В этой связи особую актуальность приобретают положения о роли коллективных форм деятельности в интеллектуальном развитии ребёнка, сформулированные в  трудах Л.С.Выготского (1931). Именно в коллективной деятельности Л.С.Выготский видел оптимальные возможности для формирования различных видов деятельности.

В соответствии с концепцией начального обучения (1989г.) предпосылки  будущей самостоятельности у  учащихся должны быть сформированы к концу начальной школы. Известно, что полноценно выполнять учебно-трудовую деятельность младший школьник  может лишь в сотрудничестве с учителем и сверстниками (Жаренкова Г.И., 1979; Зыкова Т.С., 1982; Шевченко СП, 1994).

Традиционные формы  обучения, включающие фронтальную работу на уроках трудового обучения, не решают полностью проблемы формирования общетрудовых умений у младших школьников

Исследования Королько Н.И. (1987), Максименко Ю.Б. (1986), Хохлиной ЕЛ. (1991) указывают на недостаточный  уровень развития умений планировать, контролировать и оценивать трудовую деятельность и необходимость специальной работы по формированию общетрудовых умений у младших школьников . Несмотря на важность обозначенной проблемы, в педагогике вопросы методики обучения конструктивно-технологической деятельности, организации работы, деятельности контроля и оценки у младших школьников  остаются мало изученными. Определение содержания и путей целенаправленной работы по формированию общетрудовых умений у учащихся в проектной деятельности является актуальной проблемой в педагогике.


 

Так как функциями  любой деятельности являются: организация  труда, конструирование, контроль и оценка деятельности, можно выделить 4 группы общетрудовых умений, формирование которых должно осуществляться уже на начальной ступени обучения:

1) конструктивно-технологические;

2) организационные; 

3) контрольные;

4) оценочные.

В группу конструктивно-технологических  умений вошли следующие общетрудовые умения: ставить и удерживать цель деятельности, анализировать образец и условия задачи, планировать предметно-практическую деятельность. В состав общетрудовых умений рассматриваемой группы входят следующие конкретно-трудовые умения: находить части и детали изделия; определять основные, самые сложные и второстепенные детали; определять вид и способ соединения деталей; определять форму изделия и его отдельных частей; определять материалы; определять порядок изготовления и сборки изделия; пользоваться приспособлениями; выполнять разметку; выполнять измерения; выполнять основные технологические операции (сгибание, складывание и так далее); производить сборку изделия и другие.

Группу организационных  умений составили общетрудовые умения: организовывать рабочее место и  процесс труда; рационально выбирать материалы, инструменты и приспособления; экономить материалы; бережно обращаться с инструментами; соблюдать гигиену и безопасность труда и другие. Конкретно-трудовые умения, вошедшие в группу организационных, составляют следующие: размещать все материалы и инструменты на рабочем месте; пользоваться рациональными приёмами работы; производить наладку и регулировку инструментов и приспособлений.

В группу контрольных  вошли общетрудовые умения: осуществлять само- и взаимоконтроль. К конкретно-трудовым умениям отнесены: умения владеть приёмами контроля качества основных технологических операций и готового изделия.

Группу оценочных составили  следующие общетрудовые умения: оценивать  деятельность; совершенствовать деятельность. Конкретно-трудовые умения включают: умения владеть приёмами оценки процесса и результата трудовой деятельности.

В психологии и педагогике рассматриваются вопросы формирования умения ставить и удерживать цель деятельности (В.А.Поляков, 1977; Г.А.Вергелес, 1990; И.А.Мещерова, 1987).

Исследователи отмечают, что при условии сформированности данного умения школьники осознанно ориентируются на овладение способами действий, как конкретными так и обобщёнными. Бесспорно, что оперирование способами действий для достижения поставленной цели, устраняет неадекватные способы работы. Способы действий понимаются как особые системы операций, благодаря которым человек обнаруживает, открывает свойства и качества предметов, в отношении которых и при опоре на которые осуществляются различные практические преобразования. Поэтому отпадает тенденция действовать вслепую, не раздумывая. Выдвижение цели невозможно без первичного анализа трудового задания. Анализ необходим, главным образом, для того, чтобы определить цель, а затем найти способ решения поставленной задачи.

Вопросы принятия и удержания цели деятельности младшими школьниками были предметом специального исследования М.В.Матюхиной (1984). Полученные автором данные говорят о том, что для младших школьников принятие и удержание цели, исходящей от другого человека, оказывается очень трудным делом. Учителю важно знать эти особенности ребёнка и учитывать их в учебном процессе. Чтобы цель была принята школьником, необходимо участие детей не только в постановке цели, но и в анализе обсуждения её достижения. Не менее актуальными являются вопросы формирования умения планировать деятельность младшими школьниками, которое также является общетрудовым умением.

На необходимость формирования умения планировать деятельность учащимися  указано в исследованиях Т.И.Данюшевской, 1978; Э.А.Фарапоновой, 1968 и другими.

Планирование рассматривается  этими авторами как сложное интеллектуальное умение, для выработки которого требуется  проводить целенаправленную работу по специальной методике.

Планирование, как известно, представляет собой установление последовательности действий на основе учёта условий, необходимых для успешного протекания учебно-трудовой деятельности. Формирование умения планировать учебно-трудовую деятельность должно идти, с одной стороны, от планирования с опорой на наглядные образцы, в которых пооперационная последовательность предмета представлена в наглядной форме, к планированию без такой опоры. При этом надо постепенно уменьшать руководство деятельностью учащихся при планировании.

Экспериментальные исследования И.И.Будницкой (1963), Т.Н. Борковой (1962) показали, что наиболее успешно прогнозирующей функцией (планированием) овладевают учащиеся вторых - четвёртых классов, причём в процессе продуктивной деятельности, когда осуществляется перевод чувственных данных восприятия (зрительного, двигательного) в словесное выражение и достигается осмысленность в выполнении последовательности действий.

   Успешность трудового обучения в большой степени зависит от мотивов, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому работу по формированию общетрудовых умений и навыков следует сочетать с педагогической деятельностью по развитию личности учащихся, по формированию у них правильного отношения к труду, соответствующих мотивов деятельности. Кроме того, детей следует обучать рациональным и продуманным приемам работы.

Итак, на уроках технологии в младших классах необходимо не только научить детей выполнять определенные трудовые операции, но и обучать их интеллектуальным трудовым действиям. В первую очередь это относится к умению ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, а также осуществлять текущий и заключительный самоконтроль.

       Эксперты отмечают  «беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов). Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности — правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля. Общий вывод: учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками». А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы — неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных и общетрудовых умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.  
       В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.  
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Информация о работе Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах