Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение содержания и путей формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи
Изучить теоретические положения проектной деятельности младших школьников и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание и методику формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
3. Определить характер деятельности младших школьников на различных этапах работы над проектом.
Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава I Теоретические основы проектной деятельности школьников……….
. Историческая справка о возникновении проектного метода
. Сущность метода проектов в современном образовании……….
Основные этапы проектной деятельности ………
ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.
2.1.. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.
2.2. Перечень основных общетрудовых умений и навыков


Глава 3. Развитие общетрудовых умений и навыков младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии
3.1. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников на уроке технологии через проектную деятельность
3.2.Методические рекомендации по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

жегулаев.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Работа над проектами  позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Учитель должен постоянно  пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером»  в работе над проектом.

Т.о. проектный метод  имеет одну важную дидактическую  особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

Школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропуская через  себя все, что, как он убеждён, пригодится, понадобится в дальнейшей жизни.

     В педагогике  под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.

        С методической точки зрения  проектная деятельность учащихся  представляет собой теоретическое  и практическое проблемно-ориентированное  исследование, которое учащиеся  проводят в учебных целях под научным руководством одного или нескольких преподавателей.

Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он предусматривает  определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров.

          Именно метод проектов лежит в основе развивающего обучения в образовательной области «Технология». При использовании проектов в процессе обучения необходимо избегать:

1. Упрощенной  трактовки проекта. Необходимо иметь в виду, что сама по себе реализация проектов на уроках технологии, особенно если она упрощена, не разовьет в полной мере творческое мышление, не создаст мотивации к учению, не привьет навыки самообразования, саморазвития и самоанализа, а тем более не станет неким алгоритмом, автоматически ведущим к развитию творческой личности.

2. Догматизма. Метод проектов не должен рассматриваться в качестве единственного средства обучения, так как необходим именно индивидуальный подход, учет местных, а часто и национальных особенностей (всё это может и должно быть включено в проект). И только серьезная методическая подготовка учителей позволит сделать этот метод перспективным и результативным.

3. Узкого «технологоцентризма». Следует учитывать необходимость проведения междисциплинарных проектов. Тогда ценности, достойные распространения, будут развиваться в процессе изучения разных предметов, что неизбежно приведет к межпредметным связям и к осознанию того, что в реальной жизни учащимся придется сталкиваться именно с синтетическими проблемами.

4. Преувеличенного  оптимизма. Безусловно, метод проектов открывает новые позитивные возможности. Однако, если преподаватель будет использовать неправильную методику проведения занятий и поддерживать только индивидуальные проекты, у отдельных учащихся может развиться индивидуализм. Поэтому правильнее уделять внимание и коллективным проектам.

           Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т. п.) и другой — прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем. Второй путь, несмотря на свою естественность, долгое время был непопулярен. Наиболее ярко он проявлялся в общественно полезной работе учащихся, в трудовом обучении.

         Метод проектов — это тоже одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

           Результатами проектов могут  быть изделия, услуги, системы,  технологии, разработки по благоустройству  окружающей среды и др. Навыки  работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

   - постепенное  увеличение объема знаний, умений и навыков;

    - выполнение  проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом,  школа, места отдыха) и заканчивая  более сложными (общество, бизнес, индустрия  и др.);

    - постоянное  усложнение требований, предъявляемых  к решению проблем (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.);

    - постепенно  учащиеся осознают собственные  способности и возможности для  удовлетворения потребностей личности  и общества;

    - возможность  акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.

    Учитель должен помочь школьникам:

   - получить различные  материалы, справочники, информацию, инструменты и т. п.;

   - обсудить способы  преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;

   - одобрить или  не одобрить различные фазы  рабочей процедуры;

   - научить кратко  записывать результаты своей  деятельности;

   - дать четкий  анализ выполненного проекта.

      При  разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют  Интернет, другие источники информации, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта.     Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправляются.

   Техника составления  плана, конечно, может быть  самой разнообразной, столь же  разнообразной, как и сами проекты.  Самое главное, чтобы план отвечал  проекту, а не наоборот.  Благодаря  специальному анализу можно выяснить, удачно или неудачно выполнен тот или иной проект (или часть его), а если неудачно, выяснить причины. Под общим анализом понимается разбор ошибок общего характера, например: небрежность формулировки задачи, неаккуратность технического исполнения, отступления от намеченного плана и пр.

      Но подводить  итоги следует не только в  конце работы, но и в любой  момент. Самая лучшая форма проведения  анализа — неофициальная беседа, в процессе которой учитель  и ученик  свободно выражают  свои мнения. Живое участие и  заинтересованность учителя в том, чтобы учащиеся правильно выполнили свой проект, имеют огромное педагогическое значение.

    Введение метода  проектов ставит перед учителем  ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

             -содержание задания для проектов;

             -методика выполнения проектов учащимися разных возрастов;

            - знания и умения, которыми должен обладать учитель, чтобы помочь школьникам разработать проект, а затем контролировать его выполнение;

           - знания и умения, которыми должны обладать учащиеся для успешного выполнения проектов.

              Проекты рассматриваются не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как метод, позволяющий им приобрести и закрепить навыки в процессе проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих потребности личности и общества. Основная методическая идея построена на том, что смысловым ядром курса «Технология» выступает овладение учащимся методом проектов при изготовлении любого изделия или услуги. При этом полностью сохраняется обучение их конкретным трудовым умениям и навыкам, но они рассматриваются как одно из средств достижения конкретной проектной цели. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

 

     Сравнительные характеристики традиционного и проектного обучения

               Процесс 

              обучения

Традиционное

 обучение

Проектное

обучение

1

2

3

Цель

Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала

Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения

Содержание

Программные знания

Освоение способов

познания

Мотивы

Отметка,

приказание,

запрещение,

наказание,

соревнование

Радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение  новых знаний и умений

Методы

      Репродуктивные:

  • повторение,
  • упражнение,
  • заучивание,
  • действия по образцу,
  • инструктаж

      Преобладание активных    

      методов:

  • проблемная, эвристическая беседа,
  • диспут,
  • совместный поиск,
  • методы активизации творческого мышления

Формы

организации

занятия

      Фронтальные:

  • рассказ,
  • лекция,
  • опрос,
  • вопросно  –  ответный диалог

      Групповые и   

      индивидуальные:

  • самостоятельная исследовательская работа,
  • дискуссия,
  • «мозговой штурм»,
  • консультация

Статус учителя

Всевластный, всезнающий, непререкаемый  начальник

Помощник, советчик, консультант, старший  друг

Функции учителя

Сообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качества их усвоения

Организация, координация и активизация  творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач

Функции

учащихся

Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя

Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира

Результат

Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта

Развитая творческая личность, способная  самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой  ситуации


 

 

   Основные  принципы учебного проектирования:

  • выявление интересов учащихся;
  • опора на ранее усвоенный материал;
  • самостоятельность учащихся;
  • творческая активность;
  • практическая осуществимость проекта;
  • связь с потребностями общества

 

              Требования к проектам

  1.Организационно-педагогические:

  • логическое продолжение процесса овладение учебным материалом;
  • комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течении учебного года;
  • профориентационная направленность.

2.Психолого-физиологические:

  • соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным, физиологическим возможностям;
  • обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда.

3.Технолого-экономические:

  • соответствие материально-техническим возможностям ;
  • учет региональных, национальных и местных особенностей;
  • использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, эргономичность,  соответствие требованиям дизайна.

 

 1.3.  ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Можно выделить пять этапов работы над проектом:                                                                

  •          1.Определение потребности и краткая формулировка задачи.
  •         С самого начала работы над проектом необходимо определить, для кого данное изделие разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека, иногда для группы людей. Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находиться в самом центре процесса проектирования. Он должен кратко сформулировать задачу – записать задание, согласно которому он будет разрабатывать и изготовлять изделие. Изделие может быть простым. Но в любом случае формулировка                        задачи  определяет широкие параметры для деятельности детей.

    Информация о работе Проектный метод как средство развития общетрудовых умений и навыков на уроках технологии в начальных классах