Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:36, дипломная работа
Цель исследования: определение содержания и путей формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи
Изучить теоретические положения проектной деятельности младших школьников и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание и методику формирования общетрудовых умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
3. Определить характер деятельности младших школьников на различных этапах работы над проектом.
Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе.
Введение……………………………………………………………………….
Глава I Теоретические основы проектной деятельности школьников……….
. Историческая справка о возникновении проектного метода
. Сущность метода проектов в современном образовании……….
Основные этапы проектной деятельности ………
ГЛАВА 2. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений и навыков у младших школьников на уроках технологии.
2.1.. Теоретические основы формирования общетрудовых умений в общей педагогике и психологии.
2.2. Перечень основных общетрудовых умений и навыков
Глава 3. Развитие общетрудовых умений и навыков младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии
3.1. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников на уроке технологии через проектную деятельность
3.2.Методические рекомендации по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………
Формулировка задачи должна включать:
Краткая формулировка задачи – это задание, написанное по форме:
« Разработать и
изготовить тип изделия для
конкретного человека или
К критериям, которым должно удовлетворять изготовленное изделие, обычно относят:
Иногда перечень критериев нацеливает
учащегося на проведение дальнейшего
исследования в процессе выработки первоначальных
идей или на стадии проработки идей. Исследования
могут проводить по разным направлениям.
Это может быть поиск похожих изделий
в магазинах или на рынке, исследование
материалов, используются в подобных изделиях.
Можно также рассмотреть методы их изготовления,
изучить и опробовать оборудование и инструменты,
имеющиеся в кабинете. Определить величину
изделия, установить, какие оттенки цвета
нравятся людям, проанализировать другие
аспекты. Исследование помогает детям
спроектировать и изготовить изделие.
Следует подчеркнуть, что исследование
можно проводить на разных стадиях выполнения
проекта .Цель исследования – получить
информацию о том, что необходимо для дальнейшей
работы.
Самостоятельное планирование и проведение исследования учащимся открывает огромные возможности в плане обучения и творческого развития личности. Они чувствуют большую ответственность за свою работу, растет их мотивация..
Окружающий
нас мир ставит множество
Во время работы необходимо знакомить детей не только с источниками, но и с методами поиска необходимой информации. Сбор информации на этом этапе направлен на пополнение учащимися имеющихся у них знаний по разрешению выбранной проблемы.
Источниками информации при этом могут являться:
Собирать необходимую информацию учащимся предстоит во внеурочное время, возможно, с помощью родителей, поэтому я знакомлю их с методами поиска необходимой информации. Это:
Эти идеи представляют собой размышление детей о том, какого рода изделие они могут изготовить. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Они предлагают множество разнообразных решений проблемы, не анализируя их ( на данном этапе ). Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой идей и написанием пояснений к ним. Делать это надо очень быстро. Нельзя снижать темп, иначе последующие идеи будут заблокированы и не найдут выхода. Процесс отображения идеи на бумаге « освобождает дорогу» для другой мысли, новая идея « всплывает» на поверхность. На этом этапе работа проходит быстро. Эскизы сопровождаются краткими комментариями, а не длинными предложениями, содержащими анализ.
Чем больше
идей изображено на одном
Принимая решения,
следует одновременно
1) форму;
2)назначение;
3) материал;
4)способ изготовления;
5)стоимость изготовления,
а также социальные и
Любое решение – это плод компромисса между этими пятью элементами.
Оценка идей может быть качеств
3. Проработка одной или нескольких идей.
Ученик (или группа учащихся, выполняющих проект) оценивают первоначальные идеи и выбирают в процессе обсуждения ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки идей учащийся проводит эксперименты или начинает работать с материалами. Прежде чем приступить к изготовлению изделия, дети проверяют свои идеи именно при помощи моделирования, они стараются понять каким образом эти идеи могут быть реализованы. Необходимо, чтобы они задавали себе вопросы: « А что если?... А что, если я сделаю изделие из этой формы?» Иногда такое моделирование проводят с карандашом в руках, записывая или зарисовывая на листе бумаги возможные изменения так же, как при выработке первоначальных идей. Такой вид моделирования можно назвать когнитивным моделированием с использованием эскизов. В других случаях моделирование проводят с использованием материалов. Иногда моделирование может быть проведено во время обсуждения. Одной из форм моделирования является рассмотрение вариантов решения проблемы с помощью компьютера. Моделирование как постоянный поиск оптимального решения находится в самом центре процесса дизайна.
Делая дизайн–анализ изделия они пытаются понять, почему у данного изделия именно такая форма; почему были использованы именно такие материалы; какие причины заставили выбрать именно этот способ производства; связаны ли эти факторы с назначением изделия и его дальнейшим использованием; каковы другие ограничивающие факторы, повлиявшие на решения дизайнера; каково влияние процесса изготовления, использования и утилизация изделия. По мере анализа всех этих элементов они «открывают» тот путь, который был пройден дизайнером, пытаемся понять принятые им решения. Дизайн-анализ - эффективное средство, которое поможет мне привить учащимся полезные навыки:
способах их обработки;
Дизайн – анализ может
быть как отдельным видом
При этом учитываются
также процессы изготовления, распространения
и продажи изделия.
4. Изготовление изделия.
На этом этапе ученики создают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что им приходится упрощать первоначальный вариант. В процессе создания изделий или до начала работы учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным умениям и навыкам (коммуникативным, по преобразованию материалов, информации и др.)
Все изделия разнообразны по характеру, выполнены из разных материалов и отвечают дидактическим требованиям:
- любое изделие
и его выполнение не есть
цель урока, оно лишь средство
решения конкретных учебно-
- каждое изделие должно
отвечать общим правилам
- каждое изделие должно быть доступно в изготовлении, содержать новые знания и умения, которые могут быть освоены детьми в ходе их выполнения;
- изделия, отобранные
для изготовления на уроках, не
носят случайный характер, а предусматривают
четко продуманную
- выполнение изделий
должно давать детям широкий
спектр знаний о мире, развивать
дизайнерское и
В процессе работы над коллективным проектом «Кукла в народном костюме Рязанской губернии» дети знакомятся с народной культурой родного края, с принципами возникновения народного искусства, с знаковой системой народного искусства как выражением его смысла, исследуют особенности народного костюма Рязанской губернии, а также овладевают умениями по кройке и шитью, вышиванию, плетению, бисероплетению. Знания традиций и культуры своего народа, истории родного края, приобретенные в процессе работы над этим проектом, делают учащихся духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее. Кроме этого, дети приобретали навыки работы в команде, развивали ключевые компетенции, самостоятельность, добивались сплоченности и концентрировали свои усилия на выполнение общего задания в рамках отведенного времени, анализировали результаты групповой работы. выявляли взаимосвязь между сплоченностью коллектива и результатом, полученным при решении поставленной проблемы.
Выполняя эти изделия, дети изучили и обобщили знания свойств материалов, из которых они изготовлены, овладели различными приемами их обработки.
5. Испытание и оценка изделия.
Изделие спроектировано
и изготовлено для того, чтобы
удовлетворить потребности определенного человека или
группы людей, поэтому изделие должно
быть испытано в реальной ситуации. Насколько
хорошо оно удовлетворяет эти потребности?
Самооценка может включать предложения,
показывающие, как изделие может быть улучшено.
Помимо этого ученик оценивает свою деятельность
во время выполнения проекта, указывает,
как бы он улучшил процесс выполнения
проекта в следующий раз.
Чтобы учащиеся самостоятельно
оценили качество процесса проектирования,
задаю им такие вопросы.