Профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа

Описание работы

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

Профессиональное самоопределение старшеклассников

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

Огл

авление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников

    1. Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
    2. Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
    3. Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников

Выводы по первой главе

Глава 2.  Экспериментальное  исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников

    1. Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
    2. Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
    3. Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

3

 

8

 

8

 

16

 

26

37

 

 

 

39

 

40

 

45

 

55

60

62

64

69


 

Введение

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью [5, с 14].

Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое[16, с 22].

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта.

Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить, возможно, более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом [13, с. 32].

Основной задачей школы является не только дать учащимся определенный объём знаний, умений и навыков, но и воспитать его как личность. Эта задача охватывает деятельность всего педагогического коллектива в целом и социального педагога в частности.

Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. И для того что выбор был правильным большинство старшеклассников нуждаются в помощи так как мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье [25, с. 36].

Изучением данной проблематики занимались большое количество исследователей: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Т.М. Буякас, Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И. Кон, Е.П. Крюкова, И.Н. Назимов, В.Е. Орел, Н.С. Пряжников, А.Д. Сазонов, В.А. Сластенина, П.А. Шавиром, Д.И. Фельдштейн, П.А. Шавиром.

Таким образом, проблема профессионального самоопределения старшеклассников является актуальной и требует всестороннего рассмотрения.

Цель: выявление эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение.

Предмет исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.

Гипотеза: комплекс профориентационных занятий будет способствовать оптимальному профессиональному самоопределению старшеклассников при реализации ряда условий:

  • ориентации на индивидуальные качества старшеклассников;
  • деятельность должна быть интересна и значима для старшеклассников, тогда она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели;
  • старшеклассник должен быть поставлен в позицию активного участника данного вида деятельности;
  • деятельность должна предоставлять возможность реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать проблему профессионального самоопределения старшеклассников.
  2. Выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
  3. Разработать и провести комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.
  4. Выявить эффективность комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Бийска»

В процессе организации исследования были применены следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; психолого-педагогический эксперимент; беседа; тестирование; количественная и качественная обработка результатов.

Практическая значимость опытной работы заключается в том, что разработанный комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, может быть использован в деятельности социальных педагогов, специалистов социальных служб, психологов.

Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников» обозначаются основные теоретические подходы к анализу профессионального самоопределения старшеклассников, определяются особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности, анализируются основные формы и методы работы социального педагога.

Во второй главе «Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников» дается последовательное описание трех этапов исследования.

В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и практического исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

Список использованной литературы состоит из 51 источника.

Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольно-аналитическому этапам экспериментальной части исследования.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников

    1. Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене. Весь этот комплекс проблем объясняется понятием профессиональное самоопределение.

Существует ряд исследователей, которые в той или иной мере рассматривают проблему профессионального самоопределения.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление»[49, с 31].

П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова. Он постоянно подчёркивал неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель.

  1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.
  2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
  3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты.
  4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
  5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
  6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [40, с. 112].

А.Е. Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии [44, с. 92].

И.Н. Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» [28, с. 57].

Весьма ценной для предмета рассмотрения – профессионального самоопределения – является мысль Е.Л. Климова о том, что выбор профессии кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников