Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Огл
Введение Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Выводы по первой главе Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Приложение |
3
8
8
16
26 37
39
40
45
55 60 62 64 69 |
Введение
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью [5, с 14].
Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое[16, с 22].
Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта.
Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить, возможно, более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом [13, с. 32].
Основной задачей школы является не только дать учащимся определенный объём знаний, умений и навыков, но и воспитать его как личность. Эта задача охватывает деятельность всего педагогического коллектива в целом и социального педагога в частности.
Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. И для того что выбор был правильным большинство старшеклассников нуждаются в помощи так как мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье [25, с. 36].
Изучением данной проблематики занимались большое количество исследователей: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Т.М. Буякас, Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И. Кон, Е.П. Крюкова, И.Н. Назимов, В.Е. Орел, Н.С. Пряжников, А.Д. Сазонов, В.А. Сластенина, П.А. Шавиром, Д.И. Фельдштейн, П.А. Шавиром.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения старшеклассников является актуальной и требует всестороннего рассмотрения.
Цель: выявление эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза: комплекс профориентационных занятий будет способствовать оптимальному профессиональному самоопределению старшеклассников при реализации ряда условий:
Задачи:
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Бийска»
В процессе организации исследования были применены следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; психолого-педагогический эксперимент; беседа; тестирование; количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость опытной работы заключается в том, что разработанный комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, может быть использован в деятельности социальных педагогов, специалистов социальных служб, психологов.
Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников» обозначаются основные теоретические подходы к анализу профессионального самоопределения старшеклассников, определяются особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности, анализируются основные формы и методы работы социального педагога.
Во второй главе «Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников» дается последовательное описание трех этапов исследования.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и практического исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Список использованной литературы состоит из 51 источника.
Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольно-аналитическому этапам экспериментальной части исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене. Весь этот комплекс проблем объясняется понятием профессиональное самоопределение.
Существует ряд исследователей, которые в той или иной мере рассматривают проблему профессионального самоопределения.
А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление»[49, с 31].
П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.
Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова. Он постоянно подчёркивал неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.
Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель.
Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [40, с. 112].
А.Е. Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии [44, с. 92].
И.Н. Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» [28, с. 57].
Весьма ценной для предмета рассмотрения – профессионального самоопределения – является мысль Е.Л. Климова о том, что выбор профессии кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».
Анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:
Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников