Профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа

Описание работы

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

Каждое занятие имело общую схему: приветствие, беседа по теме занятия, игра или упражнение. Беседы были подобраны с учетом основных проблем, выявленных в ходе диагностики, наблюдения, бесед с классным руководителем, учителями предметниками, социальным педагогом, психологом.

Упражнения, использованные на занятиях, способствовали созданию в группе оптимального уровня эмоционального напряжения, включению участников группы в процесс самосовершенствования, познания ими самих себя и окружающего мира.

Участникам очень понравились, что на занятиях проводились различные методики, позволяющие узнать о себе и о своих особенностях:

  • определение типа темперамента Г.Айзенка;
  • методика «Мое здоровье»;
  • методика «Профиль»;
  • методика «Формула профессии»;
  • методика «Опросник типа мышления»;

Так же с группой проводились различные профориентационные игры и упражнения:

  • игра «Аукцион»;
  • упражнение «За» и «Против»;
  • упражнение «Машина времени»;
  • игра «Оптимист и скептик»;
  • игра «Защита профессии перед родителями»;
  • игра «Новый город».

С каждым занятием старшеклассники все активнее принимали участие в играх и упражнениях. Занятия стали носить более доверительный и открытый характер. Все включались в обсуждение предложенных тем, приводили примеры из жизни и делились своими доводами.

Боле всего группе понравилась игра «Аукцион», так как в ней присутствовало соперничество, участники вспоминали все больше и больше профессий, а некоторые даже придумывали новые. Игра принесла, положительны результат, помогла участникам лучше ориентироваться в мире профессий и оставила у всех позитивные эмоции.

Упражнение «Машина времени» так же понравилась участникам группы, так как она дала волю фантазии. Каждый без исключения поделился своими планами и задумками в выборе своей профессии. Каждому было интересно узнать о профессиональных планах своего товарища.

Так же группе понравилось занятие «Способности и профессиональная пригодность». Занятие началось с приветствия участников группы и представления темы, цели, задач и хода занятия.

После приветствия была проведена беседа о том, что такое «способности», как они появляются у человека, как они влияют на выбор профессии. Группа внимательно слушала, иногда добавляя, что то или вставляя комментарии, после чего я предложила поговорить, поразмышлять на эту тему. Активно включились в обсуждение девочки и Руслан и Саша. На этом занятии присутствовали все 24 старшеклассника, обсуждение данной темы было очень интересным и продуктивным. После обсуждения была проведена методика на определение типа мышления, в ходе которой был выявлен преобладающий тип мышления:

  • предметно-действенное мышление – 8 человек;
  • абстрактно-символическое мышление – 3 человека;
  • словесно-логическое мышление – 7 человек;
  • наглядно-образное мышление – 6 человек.

Подведя итоги занятия можно сказать, что оно очень понравилось группе, так как все активно принимали участие в работе. Высказываясь о занятии, все говорили, что оно им понравилось, так как они узнали новое о себе и о способностях человека.

Итогом основного этапа профориентационных занятий, направленного на познание себя, мира профессий и представления себя в нем стало то, что каждый участник группы в большей или меньшей мере научился прислушиваться к своим профессиональным желаниям и осознано подходить к выбору будущей профессии. Так же интересным аспектом для каждого участника явилось:

  • определение своего типа темперамента;
  • определение типа мышления;
  • определение уровня здоровья;
  • определение возможностей и недостатков.

Заключительный этап профориентационного комплекса включал в себя 3 занятия. Задачи – ознакомить старшеклассников с современным рынком труда, научить качественно, представлять себя, рассказать об учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Занятие о современном рынке труда проходило в 2 этапа. На первом – группа посетила ГУ «Бийский городской центр занятости», где для них была проведена экскурсия, участники могли самостоятельно изучить спрос и предложения рынка труда. Экскурсия очень понравилась участникам, она вызвала много положительных впечатлений, но так же и недовольства, каждый для себя отметил, что в городе не достаточно хорошо складывается ситуация на бирже труда, заявленных специалистов намного больше чем предложенных вакансий.

Во второй части занятия участники сами создавали свой небольшой город и планировали там рабочие места. Эта игра очень понравилась группе, так как им пришлось объяснять, почему их город (отрасль) лучше и отстаивать свою точку зрения.

На последующем занятии группе была представлена презентация на тему «Куда пойти учиться?», в которой были представлены все учебные заведения города________________________. После просмотра презентации многие говорили о том, что ни когда даже не слышали о таких учебных заведениях, абсолютно все посчитали что, эта информация должна представляться во всех школах в старших классах.

На последнем занятии старшеклассники училась правильно оформлять резюме и представлять себя. В форме беседы раскрывались такие вопросы как: правила поведения на собеседовании, какие слова нужно употреблять, а какие нет, как правильно выглядеть. Все участники принимали активное участие и внимательно слушали, так как с этим придется столкнуться каждому. Высказывая свое мнение по поводу последнего занятия и комплекса мероприятий в целом, все говорили о том, что это очень полезно и нужно проводить такие занятия в каждой школе, занятия многое помогли им понять и осознать.

2.3. Анализ эффективности реализованного комплекса профориентационных занятий

Цель: определение эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.

Задачи:

  1. Провести повторную диагностику особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.
  2. Сравнить результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
  3. Проанализировать результаты экспериментального исследования.

Для оценки эффективности проведенного комплекса профориентационных занятий была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик.

После обработки материалов диагностики было произведено соотнесение профессионально личностного типа старшеклассников и выбранного ими типа профессий и результаты представлены в таблицах 5 и 6.

Примечание

«+» – тип профессии соответствует профессионально личностному типу;

«–» – тип профессии не соответствует профессионально личностному типу.

 

Таблица 5

Соответствие профессионально личностного типа старшеклассников и

выбранного ими типа профессий (экспериментальная группа)

п/п

Имя

Тип профессии

Профессионально личностный тип

+

1

Антон А.

«человек – знаковая система»

конвенциальный

+

2

Вадим Б.

«человек – человек»

социальный

+

3

Сергей Р.

«человек – техника»

реалистичный

+

4

Сергей В.

«человек – человек»

конвенциальный

+

5

Андрей Р.

«человек – техника»

реалистичный

+

6

Вова М.

«человек – техника»

интеллектуальный

+

7

Артем П.

«человек – техника»

реалистичный

+

8

Илья К.

«человек – техника»

реалистичный

+

9

Саша К.

«человек – знаковая система»

предприимчивый

+

10

Костя М.

«человек – знаковая система»

предприимчивый

+

11

Руслан Г.

«человек – техника»

интеллектуальный

+

12

Валера К.

«человек – техника»

предприимчивый

+

13

Иван К.

«человек – знаковая система»

социальный

 

14

Саша З.

«человек – человек»

реалистичный

+

15

Света М.

«человек – природа»

реалистичный

+

16

Анжела З.

«человек – техника»

интеллектуальный

+

17

Анна Б.

«человек – природа»

реалистичный

+

18

Екатерина П.

«человек – человек»

социальный

+

19

Оксана Я.

«человек – человек»

социальный

+

20

Елена К.

«человек – человек»

социальный

+

21

Даша Д.

«человек – техника»

интеллектуальный

+

22

Ольга Ш.

«человек – человек»

социальный

+

23

Вера П.

«человек – художественный образ»

артистичный

+

24

Алена Г.

«человек – человек»

конвенциальный

+


 

 

Таблица 6

Соответствие профессионально личностного типа старшеклассников и

выбранного ими типа профессий (контрольная группа)

п/п

Имя

Тип профессии

Профессионально личностный тип

+

1

Анатолий В.

«человек – знаковая система»

интеллектуальный

+

2

Геннадий К.

«человек – человек»

артистичный

+

3

Федор Р.

«человек – человек»

конвенциальный

 

4

Игорь В.

«человек – природа»

конвенциальный

 

5

Денис М.

«человек – техника»

социальный

 

6

Валерий И.

«человек – техника»

реалистичный

+

7

Станислав К.

«человек – знаковая система»

интеллектуальный

+

8

Олег П.

«человек – человек»

предприимчивый

+

9

Дмитрий О.

«человек – художественный образ»

конвенциальный

 

10

Михаил Н.

«человек – знаковая система»

интеллектуальный

+

11

Виталий Т.

«человек – природа»

предприимчивый

 

12

Савелий Ж.

«человек – техника»

реалистичный

+

13

Виктория П.

«человек – человек»

социальный

 

14

Татьяна Д.

«человек – природа»

предприимчивый

 

15

Дарья Б.

«человек – художественный образ»

интеллектуальный

 

16

Ксения Р.

«человек – техника»

интеллектуальный

+

17

Настя У.

«человек – человек»

артистичный

+

18

Наталья Н.

«человек – художественный образ»

социальный

 

19

Ольга Н.

«человек – человек»

социальный

+

20

Ирина К.

«человек – художественный образ»

артистичный

+

21

Катерина В.

«человек – знаковая система»

интеллектуальный

+

22

Оксана Л.

«человек – человек»

социальный

+

23

Елена З.

«человек – художественный образ»

артистичный

+

24

Александра Х.

«человек – человек»

социальный

+


Обобщенные результаты исследования на контрольном этапе соответствия/несоответствия выбранного старшеклассниками профессионально-личностного типа и типа профессий представлены в таблице 7.

Таблица 7

Соответствие профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп

на контрольном этапе

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество

детей

Процентное соотношение

Количество детей

Процентное соотношение

Не соответствие

1

4

8

34

Соответствие

23

96

16

66


Для наглядности на основе данных таблицы 7 составлена гистограмма. (Рисунок 3).

Рис. 3. Гистограмма соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе (в %).

Сравнительные результаты соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования представлены таблице 8.

Таблица 8

Сравнение соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатир.

этап

Контрольный этап

Констатир.

этап

Контрольный этап

Не соответствие

54

4

38

34

Соответствие

46

96

62

66

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников