Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе
Каждое занятие имело общую схему: приветствие, беседа по теме занятия, игра или упражнение. Беседы были подобраны с учетом основных проблем, выявленных в ходе диагностики, наблюдения, бесед с классным руководителем, учителями предметниками, социальным педагогом, психологом.
Упражнения, использованные на занятиях, способствовали созданию в группе оптимального уровня эмоционального напряжения, включению участников группы в процесс самосовершенствования, познания ими самих себя и окружающего мира.
Участникам очень понравились, что на занятиях проводились различные методики, позволяющие узнать о себе и о своих особенностях:
Так же с группой проводились различные профориентационные игры и упражнения:
С каждым занятием старшеклассники все активнее принимали участие в играх и упражнениях. Занятия стали носить более доверительный и открытый характер. Все включались в обсуждение предложенных тем, приводили примеры из жизни и делились своими доводами.
Боле всего группе понравилась игра «Аукцион», так как в ней присутствовало соперничество, участники вспоминали все больше и больше профессий, а некоторые даже придумывали новые. Игра принесла, положительны результат, помогла участникам лучше ориентироваться в мире профессий и оставила у всех позитивные эмоции.
Упражнение «Машина времени» так же понравилась участникам группы, так как она дала волю фантазии. Каждый без исключения поделился своими планами и задумками в выборе своей профессии. Каждому было интересно узнать о профессиональных планах своего товарища.
Так же группе понравилось занятие «Способности и профессиональная пригодность». Занятие началось с приветствия участников группы и представления темы, цели, задач и хода занятия.
После приветствия была проведена беседа о том, что такое «способности», как они появляются у человека, как они влияют на выбор профессии. Группа внимательно слушала, иногда добавляя, что то или вставляя комментарии, после чего я предложила поговорить, поразмышлять на эту тему. Активно включились в обсуждение девочки и Руслан и Саша. На этом занятии присутствовали все 24 старшеклассника, обсуждение данной темы было очень интересным и продуктивным. После обсуждения была проведена методика на определение типа мышления, в ходе которой был выявлен преобладающий тип мышления:
Подведя итоги занятия можно сказать, что оно очень понравилось группе, так как все активно принимали участие в работе. Высказываясь о занятии, все говорили, что оно им понравилось, так как они узнали новое о себе и о способностях человека.
Итогом основного этапа профориентационных занятий, направленного на познание себя, мира профессий и представления себя в нем стало то, что каждый участник группы в большей или меньшей мере научился прислушиваться к своим профессиональным желаниям и осознано подходить к выбору будущей профессии. Так же интересным аспектом для каждого участника явилось:
Заключительный этап профориентационного комплекса включал в себя 3 занятия. Задачи – ознакомить старшеклассников с современным рынком труда, научить качественно, представлять себя, рассказать об учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Занятие о современном рынке труда проходило в 2 этапа. На первом – группа посетила ГУ «Бийский городской центр занятости», где для них была проведена экскурсия, участники могли самостоятельно изучить спрос и предложения рынка труда. Экскурсия очень понравилась участникам, она вызвала много положительных впечатлений, но так же и недовольства, каждый для себя отметил, что в городе не достаточно хорошо складывается ситуация на бирже труда, заявленных специалистов намного больше чем предложенных вакансий.
Во второй части занятия участники сами создавали свой небольшой город и планировали там рабочие места. Эта игра очень понравилась группе, так как им пришлось объяснять, почему их город (отрасль) лучше и отстаивать свою точку зрения.
На последующем занятии группе была представлена
презентация на тему «Куда пойти учиться?»,
в которой были представлены все учебные
заведения города________________________
На последнем занятии старшеклассники училась правильно оформлять резюме и представлять себя. В форме беседы раскрывались такие вопросы как: правила поведения на собеседовании, какие слова нужно употреблять, а какие нет, как правильно выглядеть. Все участники принимали активное участие и внимательно слушали, так как с этим придется столкнуться каждому. Высказывая свое мнение по поводу последнего занятия и комплекса мероприятий в целом, все говорили о том, что это очень полезно и нужно проводить такие занятия в каждой школе, занятия многое помогли им понять и осознать.
2.3. Анализ эффективности реализованного комплекса профориентационных занятий
Цель: определение эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи:
Для оценки эффективности проведенного комплекса профориентационных занятий была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик.
После обработки материалов диагностики было произведено соотнесение профессионально личностного типа старшеклассников и выбранного ими типа профессий и результаты представлены в таблицах 5 и 6.
Примечание
«+» – тип профессии соответствует профессионально личностному типу;
«–» – тип профессии не соответствует профессионально личностному типу.
Таблица 5
Соответствие профессионально личностного типа старшеклассников и
выбранного ими типа профессий (экспериментальная группа)
№ п/п |
Имя |
Тип профессии |
Профессионально личностный тип |
+ |
1 |
Антон А. |
«человек – знаковая система» |
конвенциальный |
+ |
2 |
Вадим Б. |
«человек – человек» |
социальный |
+ |
3 |
Сергей Р. |
«человек – техника» |
реалистичный |
+ |
4 |
Сергей В. |
«человек – человек» |
конвенциальный |
+ |
5 |
Андрей Р. |
«человек – техника» |
реалистичный |
+ |
6 |
Вова М. |
«человек – техника» |
интеллектуальный |
+ |
7 |
Артем П. |
«человек – техника» |
реалистичный |
+ |
8 |
Илья К. |
«человек – техника» |
реалистичный |
+ |
9 |
Саша К. |
«человек – знаковая система» |
предприимчивый |
+ |
10 |
Костя М. |
«человек – знаковая система» |
предприимчивый |
+ |
11 |
Руслан Г. |
«человек – техника» |
интеллектуальный |
+ |
12 |
Валера К. |
«человек – техника» |
предприимчивый |
+ |
13 |
Иван К. |
«человек – знаковая система» |
социальный |
|
14 |
Саша З. |
«человек – человек» |
реалистичный |
+ |
15 |
Света М. |
«человек – природа» |
реалистичный |
+ |
16 |
Анжела З. |
«человек – техника» |
интеллектуальный |
+ |
17 |
Анна Б. |
«человек – природа» |
реалистичный |
+ |
18 |
Екатерина П. |
«человек – человек» |
социальный |
+ |
19 |
Оксана Я. |
«человек – человек» |
социальный |
+ |
20 |
Елена К. |
«человек – человек» |
социальный |
+ |
21 |
Даша Д. |
«человек – техника» |
интеллектуальный |
+ |
22 |
Ольга Ш. |
«человек – человек» |
социальный |
+ |
23 |
Вера П. |
«человек – художественный образ» |
артистичный |
+ |
24 |
Алена Г. |
«человек – человек» |
конвенциальный |
+ |
Таблица 6
Соответствие профессионально личностного типа старшеклассников и
выбранного ими типа профессий (контрольная группа)
№ п/п |
Имя |
Тип профессии |
Профессионально личностный тип |
+ – |
1 |
Анатолий В. |
«человек – знаковая система» |
интеллектуальный |
+ |
2 |
Геннадий К. |
«человек – человек» |
артистичный |
+ |
3 |
Федор Р. |
«человек – человек» |
конвенциальный |
|
4 |
Игорь В. |
«человек – природа» |
конвенциальный |
|
5 |
Денис М. |
«человек – техника» |
социальный |
|
6 |
Валерий И. |
«человек – техника» |
реалистичный |
+ |
7 |
Станислав К. |
«человек – знаковая система» |
интеллектуальный |
+ |
8 |
Олег П. |
«человек – человек» |
предприимчивый |
+ |
9 |
Дмитрий О. |
«человек – художественный образ» |
конвенциальный |
|
10 |
Михаил Н. |
«человек – знаковая система» |
интеллектуальный |
+ |
11 |
Виталий Т. |
«человек – природа» |
предприимчивый |
|
12 |
Савелий Ж. |
«человек – техника» |
реалистичный |
+ |
13 |
Виктория П. |
«человек – человек» |
социальный |
|
14 |
Татьяна Д. |
«человек – природа» |
предприимчивый |
|
15 |
Дарья Б. |
«человек – художественный образ» |
интеллектуальный |
|
16 |
Ксения Р. |
«человек – техника» |
интеллектуальный |
+ |
17 |
Настя У. |
«человек – человек» |
артистичный |
+ |
18 |
Наталья Н. |
«человек – художественный образ» |
социальный |
|
19 |
Ольга Н. |
«человек – человек» |
социальный |
+ |
20 |
Ирина К. |
«человек – художественный образ» |
артистичный |
+ |
21 |
Катерина В. |
«человек – знаковая система» |
интеллектуальный |
+ |
22 |
Оксана Л. |
«человек – человек» |
социальный |
+ |
23 |
Елена З. |
«человек – художественный образ» |
артистичный |
+ |
24 |
Александра Х. |
«человек – человек» |
социальный |
+ |
Обобщенные результаты исследования на контрольном этапе соответствия/несоответствия выбранного старшеклассниками профессионально-личностного типа и типа профессий представлены в таблице 7.
Таблица 7
Соответствие профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп
на контрольном этапе
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
Количество детей |
Процентное соотношение |
Количество детей |
Процентное соотношение | |
Не соответствие |
1 |
4 |
8 |
34 |
Соответствие |
23 |
96 |
16 |
66 |
Для наглядности на основе данных таблицы 7 составлена гистограмма. (Рисунок 3).
Рис. 3. Гистограмма соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе (в %).
Сравнительные результаты соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования представлены таблице 8.
Таблица 8
Сравнение соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
Констатир. этап |
Контрольный этап |
Констатир. этап |
Контрольный этап | |
Не соответствие |
54 |
4 |
38 |
34 |
Соответствие |
46 |
96 |
62 |
66 |
Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников