Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе
Для наглядности на основе данных таблицы 8 составлена гистограмма. (Рисунок 4).
| ||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Рис. 4. Гистограмма сравнения соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах (в %)
На основе сравнения полученных результатов диагностики, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе после проведения профориентационных занятий количество старшеклассников, у которых тип выбранной ими профессии стал соответствовать профессионально личностному типу увеличилось на 10 человек и составило 96 %.
В контрольной группе количество старшеклассников, у которых тип выбранной ими профессии стал соответствовать типу личности, практически не изменилось – увеличилось на 1 человека и составило 66%.
Таким образам, результаты сравнения данных, полученных на контрольном этапе исследования свидетельствует об эффективности проведенного комплекса профориентационных занятий, направленного на снижение уровня агрессивного поведения подростков.
Вывод по второй главе
Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой.
Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить, возможно, более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни.
Для выявления профессионального личностного
типа типов профессий использовались
две методики: «Дифференциально-
Для оптимизации профессионального самоопределения был разработан и проведен комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников. На занятиях использовались упражнения и беседы, различные методики, анкеты и тесты. С помощью этих занятий были реализованы задачи, поставленные на формирующем этапе.
Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента показали, что разработанный и реализованный комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, то есть на приведение в соответствие профессионально личностного типа и выбранного типа профессий.
Заключение
Самостоятельный выбор профессии это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности психической функции планирования.
Результаты, полученные в ходе исследования показали, что разработанный и реализованный комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, то есть на приведение в соответствие профессионально личностного типа и выбранного типа профессий дал положительный результат.
Таким образом, задачи экспериментального исследования решены, цель дипломной работы достигнута. Выдвинутая в начале работы гипотеза о том, что комплекс профориентационных занятий будет способствовать оптимальному профессиональному самоопределению старшеклассников при реализации ряда условий: ориентации на индивидуальные качества старшеклассников; деятельность должна быть интересна и значима для старшеклассников, тогда она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели; старшеклассник должен быть поставлен в позицию активного участника данного вида деятельности; деятельность должна предоставлять возможность реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя – подтверждена.
Результаты дипломной работы имеют практическое значение, разработанный комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, может быть использован в работе социальных педагогов, психологов, специалистов учреждений социальной направленности.
Список использованной литературы
Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников