Профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа

Описание работы

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

Для наглядности на основе данных таблицы 8 составлена гистограмма. (Рисунок 4).

Экспериментальная группа

 

    Контрольная группа


Рис. 4. Гистограмма сравнения соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах (в %)

На основе сравнения полученных результатов диагностики, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе после проведения профориентационных занятий количество старшеклассников, у которых тип выбранной ими профессии стал соответствовать профессионально личностному типу увеличилось на 10 человек и составило 96 %.

В контрольной группе количество старшеклассников, у которых тип выбранной ими профессии стал соответствовать типу личности, практически не изменилось – увеличилось на 1 человека и составило 66%.

Таким образам, результаты сравнения данных, полученных на контрольном этапе исследования свидетельствует об эффективности проведенного комплекса профориентационных занятий, направленного на снижение уровня агрессивного поведения подростков.

Вывод по второй главе

Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой.

Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить, возможно, более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни.

Для выявления профессионального личностного типа типов профессий использовались две методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова; методика Джона Голланда для определения профессионально личностного типа.

Для оптимизации профессионального самоопределения был разработан и проведен комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников. На занятиях использовались упражнения и беседы, различные методики, анкеты и тесты. С помощью этих занятий были реализованы задачи, поставленные на формирующем этапе.

Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента показали, что разработанный и реализованный комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, то есть на приведение в соответствие профессионально личностного типа и выбранного типа профессий.

 

Заключение

Самостоятельный выбор профессии это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности психической функции планирования.

Результаты, полученные в ходе исследования показали, что разработанный и реализованный комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, то есть на приведение в соответствие профессионально личностного типа и выбранного типа профессий дал положительный результат.

Таким образом, задачи экспериментального исследования решены, цель дипломной работы достигнута. Выдвинутая в начале работы гипотеза о том, что комплекс профориентационных занятий будет способствовать оптимальному профессиональному самоопределению старшеклассников при реализации ряда условий: ориентации на индивидуальные качества старшеклассников; деятельность должна быть интересна и значима для старшеклассников, тогда она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели; старшеклассник должен быть поставлен в позицию активного участника данного вида деятельности; деятельность должна предоставлять возможность реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя – подтверждена.

Результаты дипломной работы имеют практическое значение, разработанный комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, может быть использован в работе социальных педагогов, психологов, специалистов учреждений социальной направленности.

 

Список использованной литературы

  1. Алмазов, Б.Н. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
  2. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» [Текст] / И.П.Арефьев. – М.: Школа и производство,2001. – № 4. – 65 с.
  3. Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» [Текст] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина. – СПб.: Речь, 2007. – 365 с.
  4. Бендюков, М. Диалоги о выборе профессии. [Текст] / М. Бендюков, И. Соломин. – СПб.: Издательский дом «РОСТ», 2001. – 102 с.
  5. Битянова, М.И. Я выбираю профессии в первый раз [Текст] / М.И. Битянова. – М.: Методическая газета «Школьный психолог», 2006. – №2. – 64 с.
  6. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т.М. Буякас. – М.: Воросы психологии. 2002. – № 2. – 75 с.
  7. Войницкая, Т.Н. Программа курса «Профориентация» для учащихся 9-классов общеобразовательного учреждения [Текст] / Т.Н. Войницкая . // Формирование навыков грамотного поведения молодежи на рынке труда. – Калининград, 2007. – С. 35 – 41
  8. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
  9. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
  10. Гриншпун, С. Роль классного руководителя в профориентации учащихся [Текст] / С. Гриншпун. – М.: Школа и производство, 1984. № 11. – 75 с.
  11. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе [Текст] / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007. – 95 с.
  12. Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии [Текст] / О.Б. Даутова. – СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.
  13. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы [Текст] /В.Г. Евстратов. – Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999. – 134 стр.
  14. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов [Текст] / Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
  15. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования [Текст] : пособие для соц. работников службы занятости и менеджеров по работе с персоналом / Ф.С. Исмагилова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. ; Воронеж : Изд-во МПСИ : МОДЭК, 2002. – 252 с.
  16. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] /Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.
  17. Климов, Е.А. Профориентация и психология [Текст] / Е.А. Климов. – М.: вестник Московского унив-та, 1985. - № 1. – 54 с.
  18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] /Е.А. Климов. – М.: Академия, 2007. – 302с.
  19. Климов, Е.А. Путь в профессию [Текст] / Е.А. Климов. – Л.: Лениздат, 1974. – 190 с.
  20. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] /Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
  21. Козловский, О.В Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации [Текст] / О.В.Козловский. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 800 с.
  22. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков [Текст] / И.Н. Кондаков. – М.: Вопросы психологии, 1997. – № 2. – 175 с.
  23. Крюкова, Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе. [Текст] / Крюкова Е.П., Степаненко А.П. – Омск: «ООЦПО», 2001. – 165 с.
  24. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
  25. Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] /Д. Леонтьев, Е. Шалобанова. – М.: Вопросы психологии, 2001.-№ 1. – 83 с.
  26. Мартынова, С.С. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / С.С. Мартынова. – Омск: Омский пед. ин-т, 1976. – 196 с.
  27. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] / Л.М. Митина. – М.: «Флинта», 1998. – 58 с.
  28. Назимов, И.Н. Профориентация и профотбор в обществе [Текст] / И.Н. Назимов. – М.:1982, – 256 с.
  29. Орёл, В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. [Текст] / В.Е. Орел. – Ярославль, 1990. – 83 с.
  30. Подлеснова, Н. Выбирая профессию [Текст] / Н. Подлеснова, И. Руденко.- М.:Семья и школа. – 2001.-№ 11-12. – 53 с.
  31. Полякова, Ю.А. Проблемы профориентации школьников (на примере МОУ СОШ № 48 г. Калининграда) [Текст] / Ю.А. Полякова. – В кн.: Образование для гражданского общества: качество и эффективность. – Калининград, 2003. – Ч.1. – С. 122 –124.
  32. Профессиональная адаптация молодежи [Текст] / М.: Издательство Моск. ун-та, 1969. – 128 с.
  33. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / Под ред. А. Д. Сазонова, Н. И. Калугина, А. П. Меньшикова. – М.: Высшая школа, 1989 – 272 стр.
  34. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения [Текст] / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 1972 – 160 с.
  35. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Под ред. А. Д. Сазонова. – М.: Просвящение, 1988. – 273 с.
  36. Прошицкая,  Е.Н. Выбирайте профессию [Текст] Е.Н. Прошицкая. – М.: Просвещение,1991. – 46 с.
  37. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст] / Е.Н. Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991. – 325 с.
  38. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997. – 80 с.
  39. Пряжников,  Н.С. Карточное профконсультирование подростков: возможности и проблемы[Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Вестник МГУ, 1994. – 79 с.
  40. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1996. – 256 с.
  41. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст] / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М.: Академия, 2007. – 494 с.
  42. Пряжникова, Е.Ю. Профконсультация: планирование жизненного пути [Текст] / Е. Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный психолог/Прилож. к газ. «п/с»/. – 2002. – № 2. – С.2-3.
  43. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов[Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 1995. – 121 с.
  44. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст]/Г.В. Резапкина. – М.: «Просвещение», 2000. – 273 с.
  45. Степанов, В.Г. Профориентация [Текст] / В.Г. Степанов.– М.: Академический проспект, 2008. – 195 с.
  46. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]/Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону: изда-во «Феникс», 1999. – 383с.
  47. Твоя будущая профессия: Сборник тестов по профессиональной ориентации [Текст] / – СПб.: Изд-во Феникс, 2006. –112с.
  48. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А.П. Чернявская. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
  49. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. – 99 с.
  50. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]/ М.В. Шакурова. – М., 2006. –237с.
  51. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий [Текст] / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. – Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2002. – 68с.

 


Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников