Профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа

Описание работы

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

Владение социальным педагогом перечисленными выше методами во многом определяет эффективность профессионального самоопределения старшеклассников.

Формы работы с учащимися:

    • индивидуальные и групповые консультации по вопросам профессионального самоопределения;
    • профессиографические уроки;
    • беседы, классные часы по профориентационной тематике;
    • встречи с представителями профессий;
    • конкурсы мастерства;
    • экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
    • привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях;
    • вовлечение учащихся в работу кабинета профориентации, оформлению стендов, плакатов и т. д.;
    • работа с родителями.

Содержание сотрудничества социального педагога и родителей включает два основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в процесс профессионального самоопределения их детей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках профориентации предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

    • родительские собрания, лектории, конференции;
    • тематические беседы по вопросам профориентационной работы с детьми;
    • информационно-справочные консультации.

Традиционно сложившейся формой работы социального педагога с родителями являются родительские собрания. Родители могут оказывать помощь в организации и проведении различных профориентационных мероприятий (совместных дней творчества детей и их родителей, профессиографических уроков, экскурсий и т.д.) Их можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Выделяют следующие группы профориентационных диагностических методик:

    1. Диагностика интеллекта.
    2. Диагностика психических состояний и свойств личности.
    3. Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье.
    4. Тесты профессиональной ориентации:
    • методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО);
    • методика «Карта интересов»;
    • методика «Определение предпочтительного типа будущей профессии», основанная на классификации Е.А. Климова;
    • методика экспресс-диагностики характерологических черт личности – опросник Айзенка – рассчитана на испытуемых 12–17 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль социального педагога при профессиональном самоопределении старшеклассников огромна. Для того чтобы учащийся смог определиться в профессии необходима слаженная работа всего педагогического коллектива и родителей. Социальный педагог должен быть знаком не только с разносторонней информацией о различных профессиях, но и владеть разнообразными методами, чтобы эту информацию донести до старшеклассников и их родителей.

Вывод по первой главе

Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить, возможно, более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и её содержания, а также социально – экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.

Старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов, не исключён и неправильный выбор. В таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Для того что бы старшеклассники меньше допускали ошибок в выборе профессии им нужно оказывать профориентационную помощь.

Профессиональное самоопределение личности требует организованной, целенаправленной работы не только социального педагога, но и других работников школы (психолога, классного руководителя, учителей предметников и других специалистов).

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение важная часть в жизни старшеклассника и роль социального педагога при профессиональном самоопределении старшеклассников огромна. Для того, чтобы учащийся смог определиться в профессии необходима слаженная работа всего педагогического коллектива и родителей.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников

Цель: разработка и реализация комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.

Задачи:

  1. Выявить у старшеклассников профессионально личностный тип и присущие им типы профессий.
  2. Разработать и реализовать комплекс профориентационных занятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.
  3. Проанализировать эффективность проведенного комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, сделать выводы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школе № 1 г------». В ходе эксперимента принимали участие учащиеся десятых классов, 2 группы по 24 старшеклассника.

На основе теоретического анализа данной проблемы было проведено экспериментальное исследование, включающее три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

 

2.1. Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения

Цель: определение у старшеклассников профессионального личностного типа и типов профессий.

Задачи:

  1. Подобрать методики для определения у старшеклассников профессионального личностного типа и типов профессий.
  2. Провести диагностику.
  3. Сделать анализ.

В ходе эксперимента принимали участие учащиеся десятых классов, 2 группы контрольная и экспериментальная по 24 старшеклассника. Список старшеклассников экспериментальной и контрольной групп представлен в приложении 1.

Для исследования использовались две методики: Джона Голланда для определения профессионально личностного типа (Приложение 2); «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова для определения типа профессий (Приложение 3).

  1. Методика Джона Голланда для определения профессионально личностного типа. (Приложение 2)

Тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.

В тесте выделяется 6 профессионально личностных типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический.

  1. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова (Приложение 3). Методика предназначена для выявления предпочитаемых типов профессий в соответствии с классификацией типов профессий.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии: 1 – «человек – природа»; 2 – «человек – техника»; 3 – «человек – человек»; 4 – «человек – знаковая система»; 5 – «человек – художественный образ». Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Исходя из описаний методик видно, что к различным профессиональным типам личности подходят не все виды профессий. Так, например, артистическому типу личности не соответствуют следующие типы профессий «человек – знаковая система» и «человек – техника»; типу профессии «человек – природа» не соответствуют такие профессиональные типы личности как конвенциальный и интеллектуальный. Так же типам профессии «человек – знаковая система» и «человек – техника» не соответствуют такие профессиональные типы личности как социальный и предприимчивый, а реалистичному типу личности не соответствует такой тип профессии как «человек – художественный образ». Типу профессии «человек – человек» не соответствуют следующие профессиональные типы: личности интеллектуальный и конвенциальный.

После обработки материалов диагностики было произведено соотнесение профессионально личностного типа старшеклассников и выбранного ими типа профессий и результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Примечание

«+» – тип профессии соответствует профессионально личностному типу;

«–» – тип профессии не соответствует профессионально личностному типу. 
                                                                                                                  Таблица 1

Соответствие профессионально личностного типа и

выбранного типа профессий (экспериментальная группа)

Имя

Тип профессии

Профессионально личностный тип

+

1

Антон А.

«человек – знаковая система»

конвенциальный

+

2

Вадим Б.

«человек – человек»

реалистичный

3

Сергей Р.

«человек – человек»

реалистичный

 – 

4

Сергей В.

«человек – природа»

конвенциальный

 – 

5

Андрей Р.

«человек – техника»

социальный

 – 

6

Владимир М.

«человек – техника»

интеллектуальный

+

7

Артем П.

«человек – художественный образ»

реалистичный

8

Илья К.

«человек – техника»

реалистичный

+

9

Александр К.

«человек – знаковая система»

предприимчивый

+

10

Константин М.

«человек – знаковая система»

социальный

 – 

11

Руслан Г.

«человек – природа»

интеллектуальный

 – 

12

Валерий К.

«человек – техника»

предприимчивый

+

13

Иван К.

«человек – знаковая система»

артистический

 – 

14

Александр З.

«человек – художественный образ»

реалистичный

 – 

15

Светлана М.

«человек – природа»

артистический

 – 

16

Анжела З.

«человек – техника»

интеллектуальный

+

17

Анна Б.

«человек – природа»

реалистичный

18

Екатерина П.

«человек – человек»

социальный

+

19

Оксана Я.

«человек – человек»

социальный

+

20

Елена К.

«человек – знаковая система»

социальный

 – 

21

Дарья Д.

«человек – природа»

интеллектуальный

 – 

22

Ольга Ш.

«человек – человек»

социальный

+

23

Вера П.

«человек – художественный образ»

артистический

+

24

Алена Г.

«человек – художественный образ»

артистический

+


 

 

Таблица 2

Соответствие профессионально личностного типа и

выбранного типа профессий (контрольная группа)

п/п

Имя

Тип профессии

Профессионально личностный тип

+

1

Анатолий В.

«человек – знаковая система»

интеллектуальный

+

2

Геннадий К.

«человек – техника»

артистический

3

Федор Р.

«человек – человек»

конвенциальный

4

Игорь В.

«человек – природа»

конвенциальный

5

Денис М.

«человек – техника»

социальный

6

Валерий И.

«человек – техника»

реалистичный

+

7

Станислав К.

«человек – знаковая система»

интеллектуальный

+

8

Олег П.

«человек – человек»

предприимчивый

+

9

Дмитрий О.

«человек – художественный образ»

конвенциальный

10

Михаил Н.

«человек – знаковая система»

интеллектуальный

+

11

Виталий Т.

«человек – природа»

предприимчивый

12

Савелий Ж.

«человек – техника»

реалистичный

+

13

Виктория П.

«человек – человек»

социальный

+

14

Татьяна Д.

«человек – природа»

предприимчивый

15

Дарья Б.

«человек – художественный образ»

интеллектуальный

16

Ксения Р.

«человек – техника»

интеллектуальный

+

17

Анастасия У.

«человек – человек»

артистический

+

18

Наталья Н.

«человек – художественный образ»

социальный

19

Ольга Н.

«человек – человек»

социальный

+

20

Ирина К.

«человек – художественный образ»

артистический

+

21

Екатерина В.

«человек – знаковая система»

интеллектуальный

+

22

Оксана Л.

«человек – человек»

социальный

+

23

Елена З.

«человек – художественный образ»

артистический

+

24

Александра Х.

«человек – человек»

социальный

+

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников