Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора – то, что выбирают
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают [20, с. 84].
Выбор профессии – это не одномоментный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от: внешних условий; индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека. Данный процесс включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации, призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации.
Существует еще много подходов к изучению профессионального самоопределения. В наше время это понятие понимается так: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» [45, с. 44].
К основным функциям профориентации относятся:
Характеристиками профориентации являются:
а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.);
б) способностей и других личностных характеристик человека;
в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества;
По положению о профессиональной ориентации, утвержденного Министерством труда и социального развития 27 сентября 1996 г. Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [5, с. 27].
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная (производственная) адаптация.
Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения
с современными видами производства, состоянием
рынка труда, потребностями хозяйственного
комплекса в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами развития
рынка профессий, формами и условиями
их освоения, требованиями, предъявляемыми
профессиями к человеку, возможностями
профессионально-
Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а так же потребностей общества.
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональная (производственная) адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
Как научно обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм (рисунок 1).
Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.
Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.
Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.
Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.
Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.
Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.
Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.
В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).
Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.
Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.
Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.
Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны [18, с. 115].
Обобщая проведённый анализ профессионального становления личности, можно выделить основные моменты этого процесса:
Таким образом, существуют различные подходы к изучению профессионального самоопределения. Наиболее полно это понятие раскрыли в своих исследованиях Е.А. Климов и Н.С. Пряжников. Во всех исследованиях указывается на то, что процесс профессионального самоопределения тесно связан с самореализацией личности в целом. Соответственно, очень важно чтобы выбор профессии был обдуманный, правильно мотивированный.
1.2. Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Профессиональное самоопределение личности начинается ещё в детстве, когда ребёнок только узнаёт о разных профессиях и в первый раз задумывается о том, кем он хочет быть. Рассмотрим процесс профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
В период дошкольного детства особое место занимают сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Дети в своих играх повторяют действия своих родителей, других взрослых людей, а также проигрывают те ситуации, которые они когда-либо видели. Происходят первоначальные трудовые пробы, такие как уход за одеждой, растениями, уборки помещений и так далее.
Все трудовые действия, предпринимаемые детьми дошкольного возраста, развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых.
Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Младший школьник, оказавшийся в условиях, когда он должен овладевать ответственными действиями по обязательному заданию, сталкивается с целой системой новых для него обстоятельств и требований.
В младшем школьном возрасте при правильном педагогическом руководстве развитием ребёнка существенно преобразуются, совершенствуются такие важные для будущего субъекта труда качества, как способность произвольной саморегуляции психики и поведения: приходится соблюдать временной режим, принятый в школе, управлять своим вниманием, не отвлекаться.
Представления младшего школьника о труде взрослых могут теперь расширяться не только за счёт наблюдений, но и за счёт чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда как раз многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово [24, с. 225].
Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.
Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников